Мальчики и девочки в период созревания
Влияние генетических факторов на развитие половой
самоидентификации продолжается в течение всей жизни.
Особенно заметно различия между полами начинают про-
являться во время созревания, когда организм выделяет
больше гонадотропных гормонов, корректирующих фор-
мирование эволюционно-биологических признаков пола.
За этот период у мальчиков уровень тестостерона увели-
чивается в 18 раз, а у девочек уровень эстрадиола — толь-
ко в восемь раз (Biro et al., 1995). Другие типы гормонов
(андрогено-адреналиновые, стероидные стимулирующие
и общие гормоны роста), взаимодействуя с половыми
гормонами, образуют конституциональный статус фор-
мирующейся индивидуальности.
На фоне общих различий в конституции, в период со-
зревания появляются более отчетливые признаки мужско-
го и женского стилей поведения. Проведенное в Канаде с
помощью метода срезов обследование свыше двух с поло-
виной тысяч подростков и молодежи обоего пола показа-
ло, что увеличение мускульной силы у мальчиков за пе-
риод с 9 до 17 лет возрастает на 160%, в то время как у
девочек — на 37% (Smoll & Schnutz, 1990), при этом в воз-
расте семнадцати лет мальчики становятся в три раза силь-
нее девочек. Эти различия связаны с особенностями мус-
кульной ткани и общего объема мускулов, который у взрос-
лых мужчин занимает около 40% всей массы тела, а у жен-
щин соответственно 24%. По силе ног подростки мужского
и женского пола мало различаются между собой, что про-
является в одинаковых формах моторной активности, но
мальчики используют ручные мускулы в более разнообраз-
ных, чем девочки, спортивных играх (Tanner, Hughes &
Whitehouse, 1981).
277
половые РАЗЛИЧИЯ...
Наиболее отчетливое преобладание — девочек в вер-
бальной активности, а мальчиков в способности к абст-
рактной манипуляции — начинает обнаруживаться к 11
годам. Однако многие авторы обращают внимание при
анализе этих характеристик на средовой фактор. Чем боль-
ше есть возможностей у мальчиков вовлекаться в игры с
пространственно-организованными элементами (машин-
ки, футбол etc.), тем сильнее развиваются у них про-
странственные способности.
формирование основных подструктур характера, в част-
ности, образа-Я, также имеет отметку пола. Девочки
любой возрастной группы проявляют большие призна-
ки зрелости, чем мальчики, в отношении физического
(полоопределяющего) статуса и социальной ориентации,
а также когнитивных навыков и интересов (Dixon & Street,
1975). Образ-Я мальчиков по процентному соотношению
включенных в него характеристик сопоставим скорее с
образом-Я не сверстниц, а девочек двумя годами младше.
Различия проявляются и в структуре самоописания. Маль-
чики чаще пишут о своих интересах и увлечениях, зато
девочки чаще касаются темы взаимоотношений с проти-
воположным полом, проблем семьи и родственников.
Вполне возможно, что в этих особенностях проявляется
влияние социальных ожиданий (Livesley, Bromley, 1973).
Юноши и девушки в период молодости
В этот период происходит окончательное закрепление
полоролевых стереотипов, а также в целом завершается
формирование половой идентификации как процесса,
связанного с физиологическими элементами созревания
организма. Начинают обнаруживаться наиболее значимые
(хотя не более понятные по своей природе) различия.
Во многих исследованиях подчеркивается, что мужчины,
начиная с детского возраста, более склонны к агрессии. Также
юноши в три раза чаще девушек проявляют девиантное по-
^дение, связанное с серьезной угрозой нарушения вза-
имодействия с другими людьми, однако у девушек де-
линквентность обнаруживается в гораздо более острой
форме (Graham, 1979). Девушки больше склонны к про-
278 человек в группе
явлению отдельных симптомов тревожности или же к
тревожной форме расстройств (Achenbach et al., 1991). Они
также в два раза больше юношей обнаруживают депрес-
сивные расстройства, и депрессивная тенденция в этой
подгруппе девушек увеличивается в последующие годы
жизни, в то время как у юношей диагносцируемый уро-
вень депрессии сохраняется (Angold, 1991).
На данном этапе жизненного пути эти особенности по-
ведения могут рассматриваться как закрепление вырабо-
танных в детские годы реакций. Ведь родители склонны до-
пускать проявление страха и печали у девочек и находить,
что проявление сыновьями гнева более приемлемо, по срав-
нению с афессивностью дочерей (Golombok & Fivush, 1994).
Однако роль биологического фактора, детерминирующего
эти различия, также подтверждается в ряде кросс-культур-
ных исследований (см. главу 14).
Мужчины И ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
И в этот период различия, связанные с первичным
половым диформизмом мозговых функций, а также гор-
мональным влиянием, оказываются наиболее очевидны-
ми. Средняя частота альфа-ритма достоверно выше у жен-
щин, чем у мужчин (Deakin, Exiey, 1979), а оценивае-
мый по общей тенденции к десинхронизации более вы-
сокий уровень активации рассматривается как основа
психологической фемининности (Friedl, Fogel, 1979).
Довольно непросто одним взглядом охватить любопыт-
ную картину половых различий, определяющих красочные
оттенки двух главных миров человечества — Мужского и
Женского. Попробуем отметить основные тенденции, вос-
пользовавшись данными разных авторов и объединив наи-
более важные результаты в таблицу 9 (более расширен-
ный вариант см., например, Bee, Mitchell, 1984).
Фактор ПОЛА И ПСИХИКА
Этот вопрос, пожалуй, настолько же привлекает, на-
сколько и пугает своей неопределенностью. Трудность в
выявлении источников детерминации половых различий,
явным образом испытывающих на себе "давление" эволю-
половые различия... 279
Таблица 9
Половые различия в период взоослости
| Параметры развития
| Характер различий
|
| Продолжительность
| Женщины живут дольше, чем мужчины
|
| жизни
|
|
| Климакс
| Мужчины намного дольше сохраняют
|
|
| способность к репродуктивности
|
| Пространственная
| Мужчины продолжают лучше справляться
|
| визуализация
| с этими заданиями
|
| Математическая
| Мужчины показывают еще более высокие
|
| логика
| показатели, чем в юности
|
| Вербальная
| По большинству показателей выше
|
| логика
| женщины
|
| Агрессивность и
| Мужчины характеризуются более высоким
|
| доминантность
| уровнем вьраженности этих признаков.
|
| Дружелюбность и
| Женщины имеют больше близких друзей,
|
| близость
| но мужчины проявляют большую
|
|
| склонность к близким отношениям, чем в
|
|
| молодости
|
III
| Семейные роли
| Женская роль больше связана с заботой
|
|
| о детях и уходом за супругом, даже
|
|
| несмотря, например, на наличие работы
|
| Профессиональные
| Отношение мужчин к работе продолжает
|
| роли
| оставаться более прогностичным и
|
|
| продолжительным, а профессиональный
|
|
| статус играет центральную роль в
|
|
| мужской самоидентификации
|
Примечание.
I — физическое развитие;
II — когнитивное развитие;
III—социальное развитие.
ционно-генетических программ, усиливается за счет влия-
ния, которое оказывает на выводы исследователей фено-
мен социальной желательности, определяющий акценти-
рование или сглаживание в зависимости от обстоятельств
(то есть поддерживаемой общественным мнением в дан-
ный момент точки зрения) характерных особенностей
мужчин и женщин. Тем не менее, о некоторых экспери-
ментально проверенных фактах можно говорить со значи-
тельной долей уверенности.
интеллект
Эволюционная теория оказала наибольшее влияние на
чзучение "естественных различий" между полами. Вполне
^зможно, что некоторые способности базируются на врож-
Дбнных чертах, имеющих значение для выживания в древ-
Человек В ГРУППЕ
них человеческих сообществах (Daly & fVilson, 1983). Хотя
большинство достоверных различий, обнаруженных в ког-
нитивной сфере, получено с помощью психогенетических
моделей, более продуктивным, по мнению Д.Н.Исаева и
В.Е.Кагана (1988), является подход, связанный не со срав-
нением выраженности отдельных способностей у лиц раз-
ного пола, а с изучением организации интеллектуальной
активности. Л.Вормэк (Wormack, 1980), проанализировав
факторные структуры способностей, обнаружил, что у муж-
чин основные факторы способностей более дифференци-
рованы и автономны, чем у женщин. В структуре способно-
стей мужчин выделилось, по показателям выполненных
тестов, три фактора (вербальный, зрительно-пространствен-
ный и математический), тогда как у женщин один фактор
включил в себя все три выделенных в мужской выборке
компонента, а другой интерпретировался как "вербально-
зависимый от пола".
Языковые СПОСОБНОСТИ д
Правда ли, что женщины говорят больше мужчин? От-
вету на этот вопрос было посвящено изучение влияния
половых различий на развитие речи в разных возрастных
группах (Schahter et al., 1978). Авторы учитывали при этом
положение об отсутствии различий в скорости структур-
ного развития среди мальчиков и девочек в младенчестве и
детском возрасте. Различия в языковых способностях выя-
вились лишь по нескольким показателям (при позитивном
сдвиге в "женскую" сторону) — словарном запасе, речевой
активности и ясности речи. В подростковой группе также
было отмечено незначительное преобладание языковых по-
казателей девушек в артикуляции, то есть четкости произ-
ношения звуков. Возможно, отмечают авторы исследова-
ния, эти различия объясняются более ранним физическим
созреванием девочек, которые, таким образом, раньше ста-
новятся "биологически готовы" для развития речевых на-
выков. Однако возникла и социально-ориентированная ин-
терпретация, основанная на признании влияния стереоти-
пов. Майкл Льюис (Lewis, 1972) установил в специальном
исследовании, что матери чаще говорят со своими дочерь-
подовые различия...
ми, чем с сыновьями. Возможно, что от атмосферы в се-
мье, созданной родителями, также зависит в некоторой
степени и уровень сформированности языковых навыков
детей.
' реакции НА СТРЕСС
Стили реагирования мужчин и женщин.на вызванный
сложными обстоятельствами стресс отчетливее всего про-
являются в способах, к которым они прибегают, чтобы
справиться со своими негативными переживаниями (Nolen-
Hoeksema, 1990). Женщина, испытывая подавленность, стре-
мится думать о возможных причинах своего состояния. Муж-
чина, наоборот, пытается отгородиться от депрессивных
эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовле-
каясь в физическую активность, чтобы таким способом вы-
вести себя из текущего негативного состояния. Анализиру-
емая модель также предполагает, что женская реакция "тща-
тельно обдумать", характеризующаяся тенденцией к на-
вязчивому фокусированию на проблеме, увеличивает жен-
скую уязвимость по отношению к депрессии.
Типичные стили реагирования на стресс вполне могут
являться продуктом социализации, обучения в процессе
жизни в соответствии с общественными ожиданиями (Noelen-
Hoeksema & Girgus, 1994). Конструкт "фемининность" вклю-
чает в качестве основных компонентов пассивность, кон-
центрацию на чувствах, проявление эмоций и стремление
разделить их с другими. Мужская же схема поведения, за-
кодированная в конструкте "маскулинность", включает
стремление быть физически и интеллектуально активным,
неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, на-
"Ример, обсуждая свое плохое настроение с другими.
Личностные ПЕРЕМЕННЫЕ
В глобальных личностных переменных, измеряемых в
^s рассмотренной нами Пятифакторной модели, раз-
^чия между мужчинами и женщинами очевидны, не-
смотря на то, что система в целом обычно их минимизи-
РУет. Эволюционный анализ Большой Пятерки (Big Five)
WacDonald, 1995) подтверждает, что для всех факторов,
282 ________________________ человек в группе
кроме Y (открытость к опыту), существуют половые разли-
чия. Экстраверсия (I фактор), рассматривается как пара-
метр, включающий доминантность и поиск ощущений, что
отражает личностные аспекты, более типичные для муж-
чин. Зато дружелюбность (II фактор), акцентируя черты
заботливости и любви, проявляется как типично женская
черта. Это совпадает с результатами исследований Г.Айзен-
ка (Eysenk, 1992), показывающими, что высокие оценки
по шкале психотицизма более характерны для мужчин. К
тому же психотицизм не подразумевает качеств, ассоции-
рующихся с заботливостью и любовью.
Выявлены половые различия и в моральном поведении.
К.Джиллиган (Gilligan, 1982) предположила, что мораль-
ное развитие женщин базируется на стандарте "забота о
других", в то время как мужчины обосновывают свои рас-
суждения на стандарте "справедливость". Для объяснения
или опровержения этого предположения были выдвинуты
подкрепленные некоторыми экспериментальными данны-
ми гипотезы о том, что половые различия в предпочтении
одного из двух приведенных выше базовых стандартов мо-
рального поведения:
* связаны с тем, что мужчины и женщины сталкива-
ются с разными дилеммами на протяжении своей жизни.
Когда же им предстоит столкнуться с моральной про-
блемой в определенной области, например, с вопросом
о родительстве, они не различаются в использовании
стратегий "заботы" или "справедливости" (Clopton & Sorell,
1993);
* не являются значимыми, так как мужчины и жен-
щины пользуются одними и теми же моральными умо-
заключениями, но опираясь на различные выборы, свя-
занные с особенностями образования, профессии и меж-
личностных предпочтений (Boldizar, Репу & Perry, 1989).
12.4. социальные СТЕРЕОТИПЫ: НАСТОЯЩИЕ
МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Под стереотипом в социальной психологии понимают
"набор устойчивых, упрощенных сверхобобщений о груп"
пе людей" (Reber, 1995). Полоролевые стереотипы, содер-
жание которых объясняется в немалой степени влиянием
Половые различия... ______________________283
культурного контекста, касаются типичных характеристик,
приписываемых мужчинам или женщинам. Воздействие этих
штампов на индивидуальное сознание мало с чем может
сравниться по своей силе. Дж. Рубин со своими коллегами
(Riibin, Provenwno & Luria, 1974) проинтервьюировали
родителей, имеющих однодневный опыт общения с мла-
денцем в первый день появления на свет своего первого
ребенка. Младенцы мужского и женского пола не различа-
лись по степени оцениваемой активности и другим пове-
денческим признакам. Однако девочек описывали как хо-
рошеньких, маленьких, красивеньких, а мальчиков как
более настороженных, уверенных и сильных. Разумеется,
родительские ожидания лишь усиливаются по мере взрос-
ления ребенка, трансформируясь в базовые компоненты
формирующейся Я-концепции.
Наиболее интересны исследования по выявлению
стереотипов у самих взрослых людей. Студентов обоего пола
попросили сформировать список наиболее характерных
мужских и женских черт, а затем дали этот список другой
группе студентов для оценки личности типичных мужчин
и женщин (Broverman et al., 1972). Результаты показали на-
личие согласия между оценивающими юношами и девуш-
ками относительно набора характеристик для описания мас-
кулинности и фемининности. Выделенные показатели, как
свидетельствовали и более ранние исследования (Rosenkratz
et al., 1968), действительно являются типичными (см. свод-
ную таблицу 10).
Таблица 10
Стеоеотипы о типичных чеотах мужчин и женщин
Типичный мужчина
| Типичная женщина
|
Агрессивный
| Тактичная
|
Предприимчивый
| Проявляет расположение
|
Доминирующий
| Нежная
|
Независимый
| Не использует грубых выражений
|
Скрьвающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками
| Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная
|
Знает, как осваивать мир
| Интересуется собственной внешностью
|
Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с
| Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках
|
^ДБУЕИми^мужчи нами
| Спокойная
|
Человек В группе
Интересно, что для всех участников опроса маскулин-
ные черты оказались более социально желательными, а
большое количество свойственных типичному мужчине
черт оценивалось более позитивно, чем типично женс-
кие черты. Первые три показателя в обоих колонках явля-
ются наиболее предсказательными.
Дж. Уильяме и Д.Бест (Williams & Best, I990) предпри-
няли глубокий анализ полоролевых стереотипов на основе
списка из 300 наиболее употребительных прилагательных,
описывающих личностные черты. Выявленные кластеры при-
знаков показали, что мужчины оцениваются как агрессив-
ные, предприимчивые и доминантные, а женщины как
сентиментальные, нежные и мягкосердечные. При состав-
лении своего индивидуального самопортрета, 25% женщин
употребили прилагательные, более характерные для опи-
сания типичных мужчин. Такое же количество мужских само-
портретов больше походило на типично-стереотипное опи-
сание женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и жен-
щины одинаково хотели видеть друга-мужчину более
соответствующего мужскому типичному портрету, а жен-
щину-подругу — женскому. Исследование подтвердило вли-
яние полоролевых стереотипов как при составлении само-
портрета, так и при описании образа другого.
Мышление профессионалов-психологов подвержено сте-
реотипизации в неменьшей степени, и причина здесь не
только во влиянии психоанализа на оценку женской роли
в процессе воспитания ребенка. И.Броверман (Broverman et
al., 1970) с коллегами изучил описания типичных мужчи-
ны, женщины и просто взрослого, характеризуемых как
здоровые, зрелые и социально компетентные, выполнен-
ные клиническими практиками, психиатрами и социальны-
ми работниками. Обнаружилась общая для профессионалов
установка, что компетентность больше характеризует здо-
рового мужчину, чем здоровую женщину. В свою очередь
женщины, по сравнению с мужчинами, характеризова-
лись как более послушные, менее объективные и подвер-
женные влиянию, менее агрессивные и соревновательные,
легко раздражающиеся по поводу незначительных стрессо-
вых событий. Бесспорно, полоролевые стереотипы влияют
и на психологические исследования. Анализ исследовании
половые РАЗЛИЧИЯ...
заботливости и агрессивности (Geis, 1993) показал, что во
многих случаях психологи игнорировали или преуменьша-
ли результаты, свидетельствующие о проявлении агрессив-
ных действий женщинами и заботливости мужчинами.
12.5. полоролевое ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: