Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние статусного уровня на интеллект




Интеллект и в этом случае продолжает оставаться наи-
более привлекательной моделью изучения различий между
людьми. И в этой сфере анализа уже существуют свои усто-
явшиеся мнения. Никто еще не опроверг результаты иссле-
дований ДжЛоэвингер (Loevinger, 1940), показывающие,
что уровень образования родителей является гораздо более
предсказательным в отношении детского IQ (г=.50), чем
доход семьи (г=.30). Не так давно Брэдли, проведя целую
серию исследований (Bradley et al., 1989), установил, под-
тверждая вышеприведенные данные, что глобальные из-
мерения социально-классовых различий являются в це-
лом менее предсказательными для когнитивного разви-
тия детей в первые три года жизни, по сравнению со
специфическими аспектами домашней обстановки, та-
кими как возможность пользоваться игрушками и от-
зывчивость родителей.

Уже отходит в прошлое традиция, рассматривающая уро-
вень IQ как единственный показатель, характеризующий
качество выявляемых различий. Наиболее перспективным
является выделение паттернов признаков, относящихся к
Разным уровням индивидуальности. Например, низкие по-
казатели IQ наблюдаются среди детей, имеющих при рож-
дении сниженный вес и растущих в бедных семьях, в то
время как дети с таким же весом при рождении, но расту-
щие в семьях среднего класса, имеют нормативные показа-
тели интеллекта (Werner, 1986). Однако и в низкостатус-
яых семьях с наличием "защищающих" факторов, таких


^4 ______________________________ человек В ГРУППЕ

как постоянное место проживания, меньшая стесненность
жизненных условий, большая взаимность, стимуляция
и обучение со стороны родителей, — уровень интеллек-
туального развития детей остается в норме, по сравне-
нию с детьми того же класса, но имеющими менее опти-
мальные условия жизни (Bradley et al., 1994).

Отчетливое влияние средового компонента на актуаль-
ный уровень развития интеллекта выявлено в исследовани-
ях приемных детей. К.Кэпрон и М-Дайм во время Фран-
цузского Эксперимента изучили группу из тридцати вось-
ми детей, взятых во младенчестве приемными родителями.
При этом около половины детей родились в более образо-
ванных высокостатусных семьях, а другая часть — в семьях
с более низкими социоэкономическими показателями (см.
рисунок 21, адаптированный из Capron, Duyme, 1989). Срав-
нение показателей IQ между выделенными двумя группами
подростков обнаружило превышение в 11—12 пунктов для
тех, кто воспитывался в высокостатусных приемных семь-
ях, независимо от отнесенности к какой-либо из групп по
факту рождения. С другой стороны, был выявлен и наслед-
ственный эффект, который проявился в том, что дети,
рожденные в высокостатусных семьях, имели более высо-
кие показатели IQ независимо от того, в какой приемной
семье они воспитывались:

Рис. 21. Генетические и средовые эффекты воспитания J
приемных детей

* — стандартные баллы по IQ

Положение на шкале социально-экономического ста-
туса (низкий, средний и высокий уровни) влияет на


соняоэкономический статус индивидуальности 295

многие связанные с интеллектом характеристики инди-
видуальности. На основе лонгитюдного исследования де-
тей в низкостатусных семьях И.Шэфер (Schaefer, 1987)
предположил, что интеллектуальная компетентность опос-
редуется на каждом этапе индивидуального развития на-
бором родительских установок и ценностей. Родители с
низким социально-экономическим статусом вырабаты-
вают менее удачные стратегии решения проблем для сво-
их детей, чем родители, относящиеся к так называемому
среднему классу. В низкостатусных семьях родители также
проявляют тенденцию скорее решать детские проблемы
самим, чем помогать детям в решении их проблем
(McGillicuddy-DeLisi, 1982). При этом, по полученным в
других исследованиях данным, поощряющий независи-
мость в решении проблем стиль родительского воспита-
ния связан с более высокими показателями IQ у детей
(Vaughn, Block and Block, 1988). Социально-классовые
различия взрослых также обнаруживают ряд устойчивых
тенденций.

13.5. качество ЖИЗНИ: ОБРАЗОВАНИЕ, НАЛИЧИЕ И
СЛОЖНОСТЬ РАБОТЫ, ДЕНЬГИ И ЗДОРОВЬЕ

Эти параметры определяют в своей совокупности спе-
цифику статусной позиции со стороны социального, сре-
дового влияния. Качество окружающей ребенка социально-
экономической среды непосредственно сказывается на его
физическом, психическом и личностном развитии. Районы
проживания с неблагополучной обстановкой становятся
наиболее сильным препятствием для формирования у рас-
тущих детей адекватного мировосприятия, что неизбежно
сказывается на уровне жизненной адаптации. Эксперимен-
ты с детенышами животных и наблюдения за человечески-
ми младенцами подтвердили гипотезу о значимости ран-
ней жизненной стимуляции (включая богатое витаминами
питание) для дальнейшей адаптации (Perlman, 1996). К тому
же раннее корректирующее воздействие в первые месяцы
жизни ребенка ведет к увеличению в последующем показа-
телей интеллектуальных тестов на 15—30% по сравнению с
контрольной группой.


 

Человек В ГРУППЕ


 


Хорошо образованные взрослые не только имеют бо-
лее высокий уровень IQ, но и обнаруживают более раз-
витые интеллектуальные и исполнительские навыки в
пожилом возрасте. При этом сексуальная активность сре-
ди хорошо образованных женщин старшего возраста также
более обычна (Palmore, 1981). Взрослые с менее высоким
уровнем образования имеют более крепкое здоровье и
живут дольше, чем образованные люди их класса (Palmore
& Stone,
1973), а также имеют более стабильные браки и
чаще считают их счастливыми (Campbell, 1981; Lewis &
Spanier,
1979). Интересно, что образованные люди и пред-
ставители среднего класса удовлетворены, в целом, сво-
ей жизнью, более счастливы и демонстрируют значи-
тельно больший личностный рост (Harris, 1975). Однако,
хотя исследования показывают, что ощущение удовлет-
воренности жизнью и счастья среди людей с высоким
доходом (как правило, хорошо образованных) намного
выше, в целом уровень выраженности этих показателей
даже в развитых странах снижается (данные о двадцати-
летнем периоде (1957—1976), США).

Показатели обеспеченности отражают потенциальные эко-
номические возможности, которые смягчают или усилива-
ют различные формы стрессового воздействия. Возмож-
но, поэтому хорошо обеспеченные люди отличаются в
лучшую сторону показателями здоровья и удовлетворен-
ности жизнью. Высокий уровень дохода связан также с
возможностью хорошего ухода за детьми и с более ком-
фортной жизнью на пенсии.

Опыт в выполнении сложной работы и набор освоенных
жизненных ролей оказываются еще одним дифференциру-
ющим параметром. Взрослые, отличающиеся по этим пока-
зателям, способны к развитию высших уровней Я, позво-
ляющих интегрировать жизненные структуры. Сложность
работы (del, 1982) не только обеспечивает развитие ког-
нитивных навыков и, соответственно, интеллектуальное
совершенствование, но и вырабатывает рефлексивность, как
качество, ведущее к эмоциональному и личностному
росту.


 

Сопи оэкон омический статус индивидуальности _.


 


Можно стремиться к освоению более сложной работы
или не стремиться, но отсутствие любой работы является
одним из важнейших источников жизненного стресса. Не
занятые работой мужчины отличаются проявлением боль-
шего количества нежелательных симптомов — тревожно-
сти, депрессии, беспокойства о своем здоровье, чем ра-
ботающие (Liem & Rayman, 1982). Некоторые показатели
здоровья оказываются довольно прочно связанными с
уровнем статуса. Долгое время считалось, что высокий
уровень кровяного давления у американских африканцев
(то есть проживающих в Америке выходцев из Африки)
является генетически детерминированным. Однако недав-
ние данные (Klag et a/., 1991) позволяют интерпретиро-
вать этот показатель как следствие хронического стресса,
вызванного низкостатусной работой (или же ее отсут-
ствием) и ограниченными возможностями в получении
образования. Гипертония развивается в результате фрус-
трации, вызванной попытками достичь удовлетворения
наиболее значимых жизненных целей, что не является —
по крайней мере по данным на сегодняшний день — до-
казательством ее генетической детерминированности.

Социоэкономический статус оказывается наиболее
значимым предиктором различий в здоровье для людей
среднего возраста. Хотя по данным на момент обследова-
ния (James et a/., 1992), молодые люди кажутся схожими
по показателям здоровья, в более зрелом возрасте часто-
та хронических заболеваний связана с профессиональ-
ным и образовательным уровнем в молодые годы. В неко-
торых случаях весьма существенным оказывается также
ВДедение дополнительной, этнической переменной. На-
пример, в США связь между здоровьем и уровнем СЭС
наиболее значима в исследованной выборке для амери-
канских испанцев и африканцев.

В одном из наиболее представительных исследований осо-
бенности СЭС изучались в связи с частотой проявления
определенных типов психических расстройств. Среди па-
Циентов, относящихся к слоям общества с высоким СЭС,
"чл выявлен высокий процент невротических рас-


 

человек В группе


 


стройств, а пациенты с низким СЭС значительно чаще
страдали от психопатических расстройств (Hollingshead &
Redlich,
1958). На этих данных основана теория, условно
названная "дрейф". Человеку с психотическим расстрой-
ством, к какому бы классу он ни относился, труднее
всего подобрать себе работу. Как следствие этого, его спо-
собность в достижении удовлетворительного статусного
уровня резко ухудшается, что и заставляет его "дрейфо-
вать" ко все более худшим условиям существования.

Интерпретация параметров качества жизни довольно
сложна. Например, степень удовлетворенности хорошо об-
разованного работника связана с тем, что он видит в своей
работе не только источник повышения своего дохода, но
и возможность приложения способностей. В то же время
для плохо образованного ценность работы определяется
в первую очередь возможностью заработка.

13.6. стремление К ДОСТИЖЕНИЯМ В КОНТЕКСТЕ
СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Экономические (финансовые) ресурсы скрывают в
себе важный источник роста социоэкономического ста-
туса для молодежи. Подростки из семей с высоким соци-
оэкономическим положением с большей вероятностью
продолжают и завершают образование после окончания
высшей школы и проявляют стремление к достижению
высокого уровня личных и социальных успехов (Gustafson
& Magnusson,
1991). Родители, принадлежащие к средне-
му классу и более высоким социальным слоям общества,
поощряют своих детей к проявлению высокой мотива-
ции достижения, прогнозируя больший успех в карьере
и предоставляя им экономические ресурсы, часто недо-
ступные для малообеспеченных детей (Achenbach, 1982).

Довольно привлекательной кажется гипотеза Р.Лэвайн
{LeVine, 1974) о соответствии родительских целей в про-
цессе воспитания ребенка определенным эволюционным
стратегиям, соответствующим стадиям развития общест-
ва. У.Бронфербреннер получил данные о том, что низко-


Социоэкон омический статус индивидуальности 299

статусные матери чаще, по сравнению со среднестатус-
ными, наказывают за отсутствие нужного самоконтроля
(что проявляется, например, в виде "туалетных" про-
винностей ребенка), больше полагаются на физические
наказания, озабочены внешним видом детей и ожидают
от них меньшей независимой активности (Bronferbrenner,
1958). Такая стратегия, детерминирующая соответствую-
щий уровень достижений, характерна для обществ, где
экономическое самообеспечение является первостепен-
ной задачей; в таких обществах послушание становится
необходимым для выживания признаком. Легко просле-
дить параллель между спецификой обществ, до сих пор
еще существующих в некоторых регионах Земли, и низ-
костатусными классами в большинстве наиболее разви-
тых стран мира.

Стремление к достижениям связано как с самооцен-
кой, так и со структурой наиболее устойчивых мотивов
индивида. Однако необходимо учитывать и влияние та-
кой важной средовой детерминанты, как ожидания со
стороны окружающих. Воздействие этого фактора, обна-
руживающего себя уже в формировании поведения школь-
ников, опосредовано уровнем СЭС. Учителя по-разному
строят свои взаимоотношения с детьми, от которых они
ожидают большего или меньшего успеха в обучении
(Brophy & Good, 1970). После опроса учителей, проран-
жировавших обучающихся у них первоклассников по
Уровню достижений, психологи отобрали для наблюде-
ния две группы ребят, образовывающих верхнюю и ниж-
нюю части шкалы достижений. Типы взаимодействия
'учитель—ученик" выделялись на основе таких показате-
ли, как частота поднятия руки во время урока, опреде-
ление правильности ответа, похвала или критика. Учени-
^в, поведение которых соответствовало высоким ожи-
даниям, учителя чаще хвалили за правильный ответ, реже
'Фитиковали за неправильный, гораздо чаще сопровож-
дали неправильные ответы комментариями, давая уче-
нику второй шанс, — другими словами, строили свое
ВДаимодействие на основе обратной связи после каждого


 

человек В группе


 


ответа. Кажется вполне очевидным, что такой тип взаи-
модействия формировал стремление к более высоким
достижениям в будущем у "соответствующих-высоким-
ожиданиям", подчеркивая несущественность тех же ка-
честв у "несоответствующих".

Описанная выше интеракционистская модель челове-
ческих различий предполагает равноценное участие в де-
терминации индивидуальных особенностей таких фак-
торов, как наследственная предрасположенность (см. 13.4)
и экологические влияния, проявляющиеся прежде всего
в специфике внутрисемейного взаимодействия, обуслов-
ленной параметрами СЭС (см. 13.3). Становится все более
очевидным и учет субъективной детерминации рассмат-
риваемых явлений, отображающейся в характеристиках
жизненного опыта как системообразующего фактора в
формировании каждой отдельной человеческой индиви-
дуальности.

Ключевые термины главы: высокостатусные семьи, карьера,
качество жизни, концепция "среднего класса", низко-
статусные семьи, приемные дети, профессиональная по-
зиция, респектабельность, семейная среда, социализа-
ция, социоэкономический статус, супружество, теория
"дрейфа", уровень достижений, уровень образования,
феномен субъективной детерминации индивидуального
развития, теория стратификации, финансовая независи-
мость семьи.


глава 14. разные ПОЛЮСА ВИДА homo
sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ

Заключительная глава раздела посвящена наиболее мощ-
ному фактору в детерминации групповых различий — эт-
нически-культурному. Довольно парадоксальным образом,
вследствие неразличения связности эволюции рас и соот-
ветствующих им культур, в этом факторе слились в нераз-
рывное единство генетически-расовые и социокультурные
компоненты. При этом влияние вторых признается безус-
ловно определяющим на нынешнем этапе развития чело-
веческой истории. Главным персонажем в представляемом
разделе является Культура, которая — при отсутствии об-
щепринятого определения — интерпретируется как систе-
ма знаний и обычаев, традиций, включающих предпочте-
ние ценностных ориентации, моральные и этические нор-
мы, убеждения и предрассудки, некоторые физические па-
раметры среды (тип организации пространства и интерьер
помещений и пр.). Помимо этого важно учитывать еще ряд
существенных признаков — чтобы называться Культурой,
система значений и традиций должна быть принята соот-
ветствующей идентификационной группой (при этом не
важно, является ли группа лишь частью популяции или же
большим сообществом), а также передаваться от одного
поколения к другому (Cole, 1992; 1997; Betancourt & Lopez,
1993). Как заметил И.Сэпир, "миры, в которых живут раз-
личные общества, есть различные миры, а не один и тот же
мир, обозначаемый разными словами" (Sapir, 1929, р.209).
Важно и еще одно утверждение, получающее все большее
распространение среди психологов — каждый субъект име-
ет весь спектр психологических черт, но разные культуры
способствуют развитию одних и не способствуют разви-
тию других индивидуальных черт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...