Факторы РИСКА И СТИЛЬ ЖИЗНИ
В George Mason University (США) Ральф Барокас с со-
трудниками исследовал группу детей риска (Barocas et al.,
in press), изучая влияние стрессовых факторов, возникаю-
щих в семейном окружении, на развитие у детей психосо-
матических заболеваний и образование девиантных форм
поведения. Было обследовано 159 четырехлетних детей и их
матерей. Проверялась гипотеза о том, что социальная и ин-
теллектуальная компетентность детей связана с группой
факторов, в которую, помимо биологически детермини-
рованных, входят показатели социоэкономического стату-
са семьи, пережитые семьей стрессовые жизненные ситуа-
ции, размеры семьи, а также уровень психического здоро-
вья родителей. На основе разработанного с учетом этих по-
казателей многофакторного индекса риска был сделан про-
гноз относительно уровня IQ и социальной адаптации че-
тырехлетних детей (Barocas et al., 1985). Увеличение числа
включенных в индекс риска факторов оказалось связано с;
уменьшением у детей уровня интеллектуальной и социаль- \
ной компетентности. При этом материнский стиль воспи-;
тания, детерминированный социальными и семейными
^РАВИЛЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?
факторами риска, выступил в роли медиатора в успешно-
сти выполнения ребенком интеллектуальных заданий и раз-
вития у него навыков саморегуляции.
Риск возникновения различного рода расстройств свя-
зан с важнейшей проблемой дифференциальной психо-
логии — прогностичностью показателей, измеряющих ин-
дивидуальные особенности. В качестве предикторов (англ.
"предсказателей") развития заболеваний часто выступа-
ют отраженные в личностных особенностях параметры
жизненного опыта. В частности, снижение заботы и ухода
со стороны родителей в детстве приводит к вовлечению
уже ставшего взрослым человека в жизненные ситуации,
характеризующиеся наличием высокой степени риска.
Женщины, которые в детстве обучались и жили в панси-
онатах, чаще имели раннюю беременность, трудности в
интимных взаимоотношениях и сложности в освоении
родительской роли (Quintan et al., 1984). Люди, пере-
жившие серьезную депрессию, оказались вовлеченными,
даже будучи в недепрессивном состоянии, в большее
количество неприятных жизненных событий (в основ-
ном, межличностных, таких как конфликты с супругами
или детьми), чем не имевшие депрессивной предысто-
рии (Наттеп, 1991).
Повторяемость и частота возникновения расстройств также
является показателем фактора риска. Пятьдесят процентов
детей с экстернализованными расстройствами обнару-
живают личностные нарушения, став взрослыми (Robins,
1978). Мальчики с выраженным симптомокомплексом
признаков агрессивности, гиперактивности и трудностей
во взаимоотношениях с родителями в пять раз чаще, по
сравнению с детьми без этих проблем, становились пре-
ступниками или алкоголиками во взрослый период жиз-
ми (Magnusson, 1988). Сравнение двух групп — в одной из
которых находились испытавшие депрессию в детстве
ДЮди, а в другой были люди с расстройствами, выделен-
ными по иным показателям, — выявило, что имеющие
опыт детской депрессии были гораздо более депрессив-
ными взрослыми (Harrington et a/., 1990).
К факторам риска относится также наличие в стиле
поведения человека определенных паттернов предпочте-
"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО
ний. Довольно изученной является проблема изучения
предпочтений, лежащих в основе поведенческих стилей
типов А, С и Т.
Синдром А-типа определяется как сложный симпто-
мокомплекс, объединяющий признаки гнева, соревно-
вательного поведения и стремления к совершенствова-
нию, характеризующие реакции индивида на стресс. Че-
ловек с таким поведенческим стилем испытывает посто-
янное давление времени, в результате чего становится
враждебным, нетерпеливым и тревожным. Люди этого
типа часто пытаются делать много дел одновременно. Они
амбициозны, неудовлетворены многими аспектами сво-
ей жизни. Несмотря на мобильность и подвижность, час-
то обнаруживают дисфункцию, образуя группу риска
среди людей с сердечно-сосудистыми расстройствами. Биз-
несмены А-типа в два раза чаще умирают от инфаркта
(Friedman & Rosenman, 1974). Стремление к достижению
завышенных целей и провал попыток в их достижении
связаны с депрессивностью и тревожностью (Joiner &
Schmidt, 1995).
Синдром С-типа (аббревиатура и определение наши. —
А.Л.) (от англ. challenge — вызов, commitment — обяза-
тельство, control — контроль, регуляция). Людей этого
типа можно назвать "выносливыми" (Kobasa, 1984), спо-
собными выстоять в стрессовой ситуации, не теряя рав-
новесия, и умеющими совладать с ней. Выносливые лич-
ности обладают тремя установками, помогающими им
справляться со стрессом:
* они приветствуют изменения как вызов, а совсем не
обязательно как угрозу;
* концентрируются на обязательствах, которые они
должны выполнить для достижения цели, и стремятся к
решению проблем;
* считают события подвластными контролю.
Чувство контроля за ситуацией связано с тем, что люди
этого типа не имеют вредных для здоровья последствии в
результате перенесенных стрессовых воздействий.
Синдром Т-типа (от англ. thrill — трепещущий от волне-
ния и taking risk — принятие риска) характеризуется стрем'
лением к поиску стимуляции и возбуждения, вовлеченно-
правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИИ:
стью в разнообразные, имеющие высокую степень риска
ситуации (Parley, 1990). Вызванные стрессом переживания
являются наградой за смелость. Фарли различает конструк-
тивный Т-тип, когда риск связан с творчеством и вызван
конструктивной мотивацией, и деструктивный, вовлека-
ющийся в криминальные ситуации и обнаруживающий де-
линквентное поведение. Обе разновидности, естественно,
зависят от ценностных ориентации обладающего опреде-
ленным типом поведения субъекта.
Безусловно, психологический фактор риска тесно свя-
зан с физическим (физиологическим). Исследования ку-
рильщиков показывают, что частота смертности среди
этой группы повышается во много раз, когда обнаружи-
вается "фатальная" комбинация двух факторов — разви-
вающегося рака легких и стресса, получаемого организ-
мом курильщика под воздействием никотина (Eysenck,
1991; 1994).
15.6. предпосылки ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ:
МАТРИЦА СИТУАЦИЙ, ФАКТОР УЯЗВИМОСТИ И
СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
Не каждый человек, подвергающийся воздействию
стрессовых событий, обязательно впадает в клиничес-
кую депрессию. На чем основано различие между эмоци-
ональной, пусть даже сильно выраженной, негативной
реакцией, или сниженным фоном настроения, и реак-
цией 'в виде сильного эмоционального нарушения типа
Депрессии или тревожности? Типичны два варианта от-
вета. Первый связан с апелляцией к тяжести, степени
вь1раженности неприятной ситуации. Т.Холмс и Р.Рэй
(nolmes & Rahe, 1967) с помощью специально разрабо-
танной шкалы социальной дезадаптации оценивают сте-
пень тяжести ситуации через выраженную в процентах
бероятность изменений, которые может за собой повлечь
лроисшедшее событие. Верх шкалы образуют неприят-
ные события супружеской жизни, включая смерть одно-
го из супругов, развод, хронические заболевания. Чело-
век, не выдерживающий неожиданного поворота собы-
ии. реагирует нервным или психическим срывом.
"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО
|
Психотравмирующие ситуации наиболее сильное вли-
яние оказывают в детстве. Уже стало аксиомой, что на
развитие деформаций в структуре человеческой личнос-
ти с самого раннего детства влияют окружающие обсто-
ятельства. Дж.Браун и Т.Харрис (Brown & Harris, 1978)
обнаружили, что развитие депрессии у обследованных
женщин довольно четко определяют три основных фак-
тора — слабая социальная поддержка, потеря матери в
период жизни до 11 лет и постоянное отсутствие работы.
Также мужчины и женщины, потерявшие в детстве од-
ного из родителей, становятся подверженными депрес-
сии. Исследования показывают, что дело не только в са-
мой смерти близкого человека, а в отсутствии заботы и
внимания, как негативного следствия этой потери (Brewin,
Andrews & Gotlib, 1993).
В формировании нарушений не меньшее значение
имеет и вторая сторона фактора уязвимости — индиви-
дуальная детерминанта, за которой может скрываться
предрасположенность к дезадаптивному стилю реагиро-
вания. Уязвимость, возникшая в результате раннего не-
гативного опыта, деформирует Я, нарушая чувство са-
моценности. Негативные эмоциональные схемы, закреп-
ляясь в стиле самореализации, обуславливают и пред-
почтение определенных типов ситуаций. Находящиеся в
депрессии родители склонны отстраняться от детей. В свою
очередь дети, подвергаясь влиянию возникающих вслед-
ствие этого нарушений, отстраняются впоследствии от
родителей. Испытавшие недостаток тепла люди страстно
стремятся к любви, что вызывает поспешные и неадек-
ватные браки (Whitbeck et al., 1992). Таким образом, "цик-
лы уязвимости" начинают передаваться из поколения в
поколение. Наиболее известная теория "когнитивной
уязвимости" А.Бека (Beck, 1983) предполагает наличие
паттернов иррациональных мыслей, сформированных в
детстве и связанных впоследствии с тревожностью и деп-
рессией. Иррациональное мышление склонно к сверхо-
бобщениям и преувеличениям, обуславливая при этом
акцентирование внимания на негативном содержании со-
бытий при игнорировании позитивных моментов; пере-
ход к выводам совершается произвольно, а ситуация
оценивается как личностно значимая, даже когда не име-
ет для субъекта никакого значения.
Существует и атрибутивная версия синдрома выучен-
ной беспомощности, которая также рассматривает стили
мышления в качестве важной предпосылки дезадаптации.
15.7. аномалии ЛИЧНОСТИ И АНТИСОЦИАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ
Антисоциальное поведение, то есть поступки и дейст-
вия, направленные на сознательное (реже — неосознава-
емое) нарушение принятых в обществе правил взаимо-
действия между людьми, не всегда связано с расстрой-
ствами психики и личности. Однако нас интересуют раз-
личные проявления антисоциальности, имеющие отмет-
ку на шкале индивидуальных особенностей — от тяже-
лых форм психопатологических нарушений до множе-
ства совершенно безобидных на первый взгляд "неболь-
ших отклонений".
Воспользуйтесь поиском по сайту: