Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жертва и насильник: психологические особенности




В особый вид антисоциального поведения, характери-
зуемого как преступление против личности, выделяется
сексуальное насилие. Связь насилия с сексуальными де-
виациями равновероятна — лишь пятьдесят процентов
насильников обладают различными видами расстройств.
По сравнению с группой преступников, совершивших
убийство не на сексуальной почве, насильников-убийц
отличает более высокий интеллектуальный уровень, край-
няя степень интроверсии и наличие нарушений в психо-
сексуальном развитии (Имелинский, 1986).

Проанализировав образ действий этого типа преступ-
ников, Н.Гросс выделил три основания для построения
типологии — власть, гнев и склонность к садизму (Groth,
1991):

* Стремящийся к власти насильник хочет завоевать,
подчинить жертву и, в то же время, нравиться ей. Жела-
ния причинять боль у него нет. Как правило, неудачли-
вые в межличностных отношениях и в жизни вообще
насильники движимы комплексом неполноценности.

* Злобный насильник применяет физическую жесто-
кость и чрезмерную силу. Его насилие импульсивно, со-
вершается под влиянием недавно пережитых негативных
событий, и является следствием перемещения агрессии.

* Садиста-насильника агрессия возбуждает, и сам факт
насилия является источником его удовольствия.

Во всех этих случаях целью насильников не является
удовлетворение сексуальной потребности как таковой.
Секс для них оказывается способом проявления агрес-
сии. Причиной девиантного поведения и в этом случае
становятся не психические расстройства, а определен-
ные личностные деформации, возникающие под влия-
нием разных обстоятельств. По данным ряда исследова-
ний, лица, совершавшие агрессивные сексуальные дей-
ствия по отношению к другим, в 54% случаев сами под-
верглись в детстве физической агрессии.

В исследованиях природы сексуального насилия боль-
шое внимание уделяется анализу психологических осо-
бенностей жертвы. Люди, пережившие насилие в детстве,
испытывают чаще других чувство стыда и вины, отлича-


правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИИ:

ются заниженной самооценкой и вовлекаются в риско-
ванные ситуации, в том числе и сексуальные. Также от-
мечается тенденция перехода инцеста (изнасилование, со-
вершенное близким родственником) из поколения в по-
коление. З.Старович (1991) описывает классический пор-
трет "жертвы" — фатализм, робость и скромность, тре-
вожность, отсутствие чувства безопасности, податливость
внушению, неуверенность в себе. "Жертвы" проявляют
более низкий, по сравнению с контрольной группой,
уровень психологической адаптации, положительно кор-
релирующий с адекватностью поведения в ситуации на-
силия (чем ниже уровень адаптации, тем неадекватнее
поведение) (Васильев, Мамайчук, 1993).

Для изучения индивидуальных параметров, связанных
с тенденциями, которые можно условно соотнести со
стратегиями поведения "жертвы" и "насильника", под
нашим руководством (Мамонова, 1994; Котова, 1994)
было предпринято обследование 89 учащихся девушек
15—19 лет. Для определения особенностей стратегии по-
ведения использовалась адаптированная к русскоязыч-
ной выборке анкета (Madson & Peter, 1991), включающая
четыре выделенных нами в процессе факторного анализа
измерения — стратегия доминирования, стратегия под-
чинения (которые на феноменологическом уровне соот-
носятся со стратегиями "насильника" и "жертвы" в ин-
тимном поведении), адаптивная и дезадаптивная формы
интимного взаимодействия. Измерялся также уровень со-
Циометрического статуса (Coie et al., 1982), локус конт-
роля (Бажин и др., 1994) и стратегии совладания со слож-
ными ситуациями (на основе адаптированного нами оп-
росника — Roger et al., 1993). Результаты показали, что
стратегия подчинения связана с выраженностью дезадап-
тивной формы интимного взаимодействия (г=0.37 р<0.05)
и фокусированном-на-переживаниях стилем реагирова-
ния (г=0.41 р<0.01). Показатели стратегии доминирова-
яия коррелировали с показателями рационального стиля
Реагирования в сложной ситуации (г=0.40 р<0.05). Срав-
"ительный анализ выделенных групп учащихся с низким
и высоким статусом показал, что высокостатусные ха-
рактеризуются адаптивным поведением в интимной сфере.


 

"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО


 


Группа же низкостатусных разделилась на две подгруп-
пы, характеризующиеся следующими симптомокомплек-
сами:

* стратегия подчинения, стиль избегания в стрессо-
вой ситуации и дезадаптивная форма поведения в ин-
тимном взаимодействии;

* стратегия доминирования, стиль реагирования в
стрессовой ситуации — рационализация или отстране-
ние, интернальность (то есть склонность полагаться на
себя) в области неудач и межличностных отношений.

Анализ полученных результатов позволяет предполо-
жить, что обе стратегии поведения — доминирование и
подчинение, соотнесенные с феноменологическими ха-
рактеристиками "насильника" и "жертвы" — являются
проявлением социальной дезадаптации, о чем свидетель-
ствует объединение носителей этих противоположных по
своей сути тенденций в одной группе низкостатусных
субъектов.

15.8. дифференциальная ПСИХИАТРИЯ И
ПСИХОТЕРАПИЯ

Дифференциальная психиатрия ставит своей задачей изу-
чение индивидуальных особенностей лиц с различными
формами нервных расстройств и психических заболеваний,
с целью наиболее эффективной коррекции в процессе ле-
чения и во время последующей психотерапии.

Можно ли обнаружить какие-либо предпосылки раз-
вития заболевания уже в детстве? Существуют ли наи-
более явные, "бросающиеся в глаза" признаки, по
которым невротика или психически больного челове-
ка можно отличить от здорового (условно относящего-
ся к так называемой "норме")?

Во все времена бытовало мнение, что поведенческого
портрета, указывающего на несовпадение тех или иных
индивидуальных проявлений с общепринятыми прави-
лами поведения, вполне достаточно для вывода об ''от-
клонении", или ненормальности. Одним из первых по-
ставил под сомнение очевидность диагностических при-
знаков Ф.Галль, предложивший определять склонность


 

правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?


 


к психическим заболеваниям по морфологическим, на-
следуемым признакам — выпуклостям и впадинам на
черепе. Созданная Галлем френология представляет сей-
час чисто исторический интерес, но она послужила толч-
ком для последующих изысканий. Ч.Ломброзо, проана-
лизировав большое количество случаев, идет еще дальше
и прибегает в интерпретации аномального поведения к
моши природного, наследственного фактора.

Основы понимания механизмов невротических нару-
шений были сформулированы И.П.Павловым (1926/
1952), указывающим на необходимость исследования
"условной разграничительной линии", пролегающей
между неврозами и психозами:

"...Как можно представить психическое расстройство без
нарушения мозговой ткани, если не в структурном, то в
функциональном отношении? Различие между нервным и
психическим заболеванием есть различие или по сложности
или по тонкости нарушения нервной деятельности" (там же,
с.265).

И.П.Павлов (1951а), изучая нарушение равновесия не-
рвных процессов, выделяет два основных типа неврозов —
психастению и истерию, обозначая механизм первой не-
вротической формы поведения как "преобладание процес-
са раздражения и слабость тормозного процесса", а вто-
рой, соответственно, "наоборот, преобладание тормозно-
го процесса и слабость процесса раздражения" (с.411).

Современная дифференциальная психиатрия и пси-
хотерапия ставят своей задачей выявление роли индиви-
дуальной переменной — отображенной прежде всего в
структуре жизненного опыта субъекта — в предрасполо-
женности к нарушениям, интенсивности развития пато-
логического процесса и в возможности его коррекции.
Многочисленные факты подтверждают также, что взаи-
модействие между медицинскими и психологическими
'"методами лечения по природе своей синергично — объе-
диненные в одном терапевтическом приеме они оказы-
вают гораздо больший эффект, чем этого можно было
°bi ожидать в результате простого суммирования последо-
^тельных корректирующих действий (Eysenck & Grossarlh-
"'Qticek,
1991). Ближайшая задача дифференциальной


340 "иные": ЗА ГРАНИЦЕ» ОБЫЧНОГО

психологии, в этой связи, — показать влияние менталь-
ных событий, таких как совладание (см. главу 22) или
депрессия, на физические нарушения вроде-раковых за-
болеваний. Сейчас уже сформирована главная линия в
этом направлении — построенная на эксперименталь-
ных фактах каузальная теория, показывающая, к приме-
ру, что связанный с депрессией уровень кортизола мо-
жет регулироваться с помощью психологической тера-
пии (Lewis et al., 1994).

"..; У

15.9. деструктивные ТЕНДЕНЦИИ !зм
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Прежде всего отграничим от понятия деструктивных
тенденций врожденные психопатологические явления, оз-
начающие, что человек практически лишен Природой
возможности самому успешно совладать со своей жиз-
нью. Речь идет о сформированных прижизненно дезадап-
тивных установках, приобретенных под воздействием
жизненных обстоятельств неблагоприятных психических
и личностных образований. Рассматривая соотношение
личностных предпосылок и сопутствующих обстоя-
тельств, мы так или иначе затрагиваем вопрос об обшей
направленности жизненного пути человека. На приведен-
ном ниже рисунке 22* даются условные траектории ве-
роятных жизненных трендов, детерминированных кон-
структивными (см. главу 15) или деструктивными тен-
денциями в развитии самой индивидуальности,

Еще одна важная особенность, существенно влияю-
щая на сущность интерпретации представленных трен-
дов, связана с их вероятностным характером, не обус-
ловливающим, а, скорее, результирующим итоги отдель-
ных этапов жизненного пути личности.

* Отметим, что общий характер рисунка часто исполь-
зуется в качестве иллюстрации возможных путей разви-
тия субъекта в различные периоды жизни (например, в
связи с периодом юности — см. Compas, Hinden & Gerhafd,
1995, р.272).


[]рАВИЛА БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ? 341

Рис. 22. Траектории деструктивных/конструктивных
тенденций жизненного пути человека:

1 —адаптивное и творческое развитие индивидуальности;

2 — временное отклонение, связанное обычно с возрастной деза-
даптацией;

3 — развитие совпадающих навыков со сложными ситуациями;

4— постепенная деградация;

5—делинквентность, стабильная девиантная линия поведения.

Ключевые термины главы: акцентуации личности, ано-
мальное развитие, антисоциальное поведение, веро-
ятный жизненный путь, девиантный стиль, дезадап-
тивное поведение, деструктивные тенденции, клини-
ческие синдромы поведения, конструктивные тенден-
ции, личностные деформации, ментальный тест, орга-
нические поражения, пограничные состояния, пси-
хосоматические расстройства, психопатология, пси-
хотравмирующие ситуации, ранний негативный опыт,
сексуальное насилие, факторы риска, функциональ-
ные расстройства, циклы уязвимости.


глава 16. феномен КРЕАТИВНОСТИ

Талант работает, гений творит.

Шуман

'"The only difference between me and
a "madman" is that I am not mad"*.

Сальвадор Дали

Раздел о дифференциальной специфике феномена кре-
ативности и отличительных особенностях творческой лич-
ности не случайно находится по соседству с главой о дру-
гих "иных" — людях с различными деформациями психи-
ки, выделяющими их на фоне остальных. Творчество тожеЯ
является чертой, наиболее отличающей одного человека?
от другого. И девиации, и креативность, являясь личност-
ными особенностями, нередко определяют образ жизни в
целом. Но, на наш взгляд, эти две формы особенного в
человеке принципиально различны. Патология всегда от-
ражает тенденцию к личностной деструкции и поведен-
ческой дезадаптации. Творчество же есть особая форма са-
мовыражения, связанная с конструктивной тенденцией в
развитии личности и активностью, направленной на со-
зидание, а не разрушение. Имеет смысл особый акцент
сделать на том, что в индивидуальности человека тесно
сплетены обе тенденции — конструктивная, берущая сво-
им истоком творческое начало, и деструктивная, произ-
водная от потенциальных или актуальных патологических
образований.

Уже много веков идет спор о том, где проходит грань
между творчеством и патологией, гением и сумасшедшим,
порывами вдохновения и безумными актами отчаявшего-
ся сознания. Творческий человек — тоже "иной", но его
инако-бытие, в отличие от деформированной личности,
заключается в другом. "В чем именно состоит феномен креа-

 

тивности?" — так можно обозначить основную задачу это-

* Единственная разница между мною и сумасшед-
шим состоит в том, что я не сумасшедший (англ.).


феномен КРЕАТИВНОСТИ

го раздела, ставшего уже традиционным в дифференци-
альной психологии.

16.1. на ГРАНИ... СУМАСШЕСТВИЯ ИЛИ
ГЕНИАЛЬНОСТИ?

Вера в связь между разными видами душевного расстрой-
ства и одаренностью устойчива. Тому, конечно же, есть
подтверждения из жизни. Талантливый писатель Эрнест
Хэмингуэй страдал от запоев и депрессии и покончил
жизнь самоубийством. Выдающаяся актриса кино двадца-
того века Мэрилин Монро была склонна к алкоголизму и
также убила себя. Незаурядный немецкий философ Фрид-
рих Ницше всю жизнь страдал от меланхолии, а знамени-
тый француз Жан Поль-Сартр употреблял стимуляторы и
алкоголь, с помощью которых регулировал свое настрое-
ние и сон. Эту довольно печальную портретную галерею
можно расширить соответствующими примерами до неве-
роятных размеров. С самого начала возникают два вопроса:

1. Возможно, случаи тяжелых расстройств среди выдаю-
щихся, творческих людей так же часты, как и среди "обыч-
ных" (так и хочется написать — "нормальных") людей.
Подтверждение этой гипотезы, путем сравнения двух вы-
борок с выявлением процента "сумасшедших", позволи-
ло бы избавиться от представления о неразрывной связи в
паре "творчество—безумие".

2. Возможно также, что сравнение неблагополучной в
смысле психического здоровья части творческой популя-
ции с другой, вполне благополучной по показателям ду-
шевного здоровья и личностного успеха, также избавило
нас — в случае положительного ответа о невыявленных
различиях — от навязчивого стереотипа о "сумасшедшем
профессоре" или "художнике-маньяке".

Мы попытаемся среди разрозненных исследовательс-
ких данных и гипотез собрать сведения, подтверждающие
мли опровергающие эти два положения. Однако заранее
нужно сказать, что свидетельств о существовании научно
°боснованного исследования, непосредственно посвящен-
мого проверке сформулированных гипотез, пока встретить
"е Удалось.


"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО

16.1.1. творчество КАК ФОРМА ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА

Всего двести лет назад шизофрения и меланхолия -
выделенные среди прочего сонма психических забо-5
леваний — считались источником... творчества. Ч. Ломб-
розо (1896/1995) был уверен в том, что гениальность —
лишь одна из форм умопомешательства. Возможно, как
отголосок этой установки (или как факт творческой
реальности?), недавние исследования подчеркивают роль
депрессии и мании, сопровождающих жизненный путь
многих творческих людей. Калифорнийские психологи
(Goertyl et a/.,1978) сообщают о 10% превышении пси-
хических заболеваний в обследованной ими группе твор-
ческих личностей, по сравнению с контрольной выбор-
кой. Обсуждаемую точку зрения всецело поддерживают
клиницисты, неизменно обнаруживающие тесную связь
между душевными заболеваниями и творчеством. В связи
с этим уместно вспомнить ремарку Ивана Петровича
Павлова во время обсуждения на одной из знаменитых
"сред" только что вышедшей книги Эрнста Кречмера
(1924/1994) "Строение тела и характер". Павлов (1951а),
говоря о выделенных Кречмером на основе конститу-
ции типах, подчеркнул:

"Почему типы, преобладающие в заболеваниях и в конце
концов попадающие в психиатрическую лечебницу, должны
считаться основными? Ведь большинство человечества вовсе
к этой лечебнице отношения не имеет. Он (Кречмер) увлек-
ся клиникой и позабыл о другом мире" (с.475—476).

Однако взгляд на различия между "творческими" и "не-
творческими" типами людей через данные клинических
обследований очень распространен и сейчас. Г.Айзенк
(Eysenk, 1993) также предполагает, что психотизм — как
черта личности, характеризующая крайность поведения и
образа мышления — лежит в основе множества форм кре-
ативности.

16.1.2. творчество КАК ФОРМА УНИКАЛЬНОГО
САМОВЫРАЖЕНИЯ

Радует то, что некоторые — пока еще очень малочис-
ленные — авторы подчеркивают в своих исследованиях,


феномен wa тивности

что творческое развитие по природе своей 'базируется на
здоровых психических процессах (Rothenberg, 1979).

Некоторые выводы представляются весьма шокирую-
щими даже сторонникам вынесенной в заглавие раздела
гипотезы. Например, данные в поддержку представления
о необходимости эмоциональной стабильности для дости-
жения жизненного успеха {Albert, 1992). Здесь нужно сде-
лать одно важное замечание. В исследовании психологи-
ческих особенностей творческой личности не всегда раз-
водятся уровни достигнутых результатов, по которым, соб-
ственно говоря, творчество и оценивается. Эту иерархию
результатов можно представить следующим образом:

ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ

Рис. 23. Пирамида успеха

Понятно, что не все люди, достигшие жизненного ус-
пеха, обязательно могут похвастаться наличием творчес-
ких достижений, также как и не все, имеющие таковые,
считаются (а не "считают себя") гениальными. Два обрам-
ляющих Пирамиду Успеха субъективных (интраиндивиду-
альных) параметра являются необходимыми условиями
творческого роста и важным дополнением к общему пор-
трету выдающейся личности. Однако они часто интерпре-
тируются как своя противоположность, превращаясь в
первое и второе ограничения, препятствующие творчес-
кому развитию. История свидетельствует, что далеко не
йсе гении обладали соответствующим уровнем личностно-
10 развития, центральным элементом которого является
Фактор психологической культуры. И, конечно же, снять
первое ограничение (достижение ощущения благополучия)
'°всем не представляется возможным с точки зрения сто-
1-°нников "клинической (психопатологической) теории


"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО

творчества". Даже в среде творческой интеллигенции не-
зыблемо мнение, что только чувство "глубокой неудов-
летворенности" (а не поиск, например, путей самовыра-
жения) служит источником вдохновения и творческой
мотивации.

16.2. одаренность, ТАЛАНТЛИВОСТЬ,
ГЕНИАЛЬНОСТЬ — В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Дифференциальный аспект анализируемой проблемы,
разумеется, связан с общими исследованиями творчества
как процесса, но нас больше интересует определяющая
его специфика. Наиболее значительные разделы диффе-
ренциально-психологического анализа феномена креатив-
ности, компонентами иерархической организации кото-
рого являются конструкты одаренности, таланта и гени-
альности.

Хотя все уровни триады "одаренность—талантливость-и
гениальность" имеют отношение как к способностям, тада
и к индивидуальности в целом, сложилась определенная
традиция в изучении каждого из компонентов.

Одаренность рассматривается чаще всего как компонент
природных способностей (см. Теплое, 1986), проявляющихся
в количественных и качественных характеристиках основ-
ных психических процессов. Развиваемая в школе диффе-
ренциальной психофизиологии концепция задатков как
природных предпосылок способностей (см. например, Го-
лубева,
1994), образует исходный, организмический уро-
вень в исследованиях одаренности. Существование обше-
го, безличностного или предличностного характера ода-
ренности как важнейшего компонента индивидуальности
считается сейчас практически общепринятым. В этой свя-
зи А.Н.Леонтьев (1960) ставил задачу изучения одареннос-
ти не как анализ исключительно "крайних случаев", а как
"исследование природы и формирования человеческих
способностей в их, так сказать, обычном выражении и
уже отсюда идти дальше — к анализу случаев исключи-
тельного развития способностей". /

Л.Тёрмэн {Terman, 1954a,b), обобщая данные свои? ис"
следований умственных способностей, также сделал. вЫ'


феномен КРЕАТИВНОСТИ

Таблица 12

Дифференциально-психологический анализ феномена
креативности

Уровни а   Базовый   Опосредующий   Результирующий  
нализа   вектор   вектор   вектор  
    Индивидуаль-   Изучение источ-   Параметры креатив  
    ные перемен-   ников детерми-   ности  
    ные   нации перемен-      
        ных      
К*   Одаренность   Изучение ода-   Успешность выполн  
    как общая при-   ренных детей   ения тестов на креа  
    родная пред-       тивность  
    посылка          
    креативности          
ИД       Анализ общей   Конвергентный и  
        способности к   дивергентный  
        творчеству   стили мышления  
л   Талант как акту   Изучение при-   Личностные пред-  
    ализация спец   чин, затрудняю-   посылки (мотива-  
    иальных спосо   щих или облег-   ция, комбинации  
    бностей   чающих форми-   свойств etc.)  
        рование таланта      
    Гениальность к   Анализ характе-   Стиль жизни как  
ИИ   ак уникаль-   ристик творчес-   форма творчества,  
    ная фор-   кого продукта   имеющего соци-  
    ма самовыра-       альную, культур-  
    жения и само-       ную значимость  
    реализации          

 

* В соответствии с разрабатываемой дифференциально-психоло-
гической парадигмой выделяются следующие уровни анализа
феномена креативности: К — конституциональный; ИД — инди-
видный; Л —личностный; ИИ — интегративно-индивидуальный

вод о том, что уровень интеллекта может быть значимым
предиктором будущих достижений, но он не определяет
ВДда деятельности и не может оставаться единственным
ьредством прогноза. Судя по всему, одаренность как сим-
птомокомплекс наиболее общих предпосылок к развитию
галанта может быть отнесена к индивидному уровню ин-
дивидуальности, опирающемуся на конституциональный
°азис (имея в виду, в первую очередь, особенности не-
рвной системы).

Многие авторы высказывают точку зрения, что соот-
ношение одаренности и талантливости следует рассмат-


 

"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО


 


ривать как соотношение более общего и более спе-
циального. В этом случае одаренность есть фактор не-
коей общей способности к творчеству, а талант выступает
в виде особого измерения в развитии специальных спо-
собностей. Очевидна связь этой гипотезы с представ-
лениями о природе интеллекта (см. главу 6), в котором
выделяются общий и специальные факторы. Перспек-
тивной является и точка зрения Б.М.Теплова (1986),
который, вопреки традиционным представлениям об од-
носторонности таланта, считал, что "талант как тако-
вой многосторонен" (см. Лейтес, 1997). Не менее су-
щественным представляется объяснение различий меж-
ду одаренностью и талантливостью с позиций генети-
чески-возрастных изменений, когда первое выступает
лишь в виде потенциального компонента, природной
предпосылки, а второе — как актуализирующийся под
воздействием средовых условий и жизненного опыта
процесс.

Возможность достигнуть выдающихся результатов
обусловлена не только уровнем развития общих и спе-
циальных способностей, но, прежде всего, их соотно-
шением с другими индивидуальными свойствами (в пер-
вую очередь мотивационными факторами) и предостав-
ляемыми средой возможностями (Гржибкова, 1988). В
многомерных моделях таланта подчеркивается интерак-
тивный характер взаимодействия между личностными
предпосылками, когнитивными и экопсихологически-
ми переменными (Heller, 1986).

Все более очевидной становится связь таланта с осо-
бенностями личности. Концентрированное выражение эта
точка зрения получает, например, в концепции креа-
тивной активности личности {Богоявленская, 1983), со-
гласно которой можно говорить о существовании особо-
го симптомокомплекса (типа) свойств, благоприятству-
ющих развитию таланта. Таковы, например, стремление
выйти за пределы нормативной активности, что соот-
ветствует конструкту "поисковой активности" (Аршавс-
кий, Ротенберг,
1976; Ротенберг, Аршавский, 1984) и
"поиску ощущений" (Zuckerman, 1994). Данные многих
других исследований также позволяют рассматривать


феномен КРЕАТИВНОСТИ

талантливость как переменную, связанную с личност-
ным уровнем в структуре индивидуальных свойств.

Если о рассмотренных только что компонентах креа-
тивности, как весьма неоднозначного жизненного явле-
ния, еще можно помыслить в терминах научного анализа,
то эффект гениальности представляется для многих иссле-
дователей творчества и вовсе не поддающимся никаким
схемам и измерениям. Спору нет, гениальность непредс-
казуема. Но изучать ее как уже имеющийся факт жизни
представляется возможным и необходимым, для того хотя
бы, чтобы понять потенциальные возможности человека
как особого вида творящих (то есть преобразующих путем
сознательного конструктивного созидания) существ. Сре-
ди наиболее часто упоминаемых признаков гениальности
выделяются спонтанность, как следствие внесознательной
активности психики; непредсказуемость поведения в ти-
пичных ситуациях; организующее воздействие мотивации,
результатом чего является не только потребление, но и
генерирование творческой энергии. Все эти характеристи-
ки относятся одновременно и к разряду интегративных
эффектов, производимых саморазвивающимися и саморе-
гулируемыми системами, которые составляют целостную
человеческую индивидуальность. При этом понятия "уни-
кальность" и "творческая активность" соответствуют тому
"уровню анализа, предметом которого является целост-
ная индивидуальность" (см. например, Дружинин, 1993).

Попытки понять уникальность гения сродни попыткам
понять неповторимость человеческой индивидуальности.
Подчеркнем, что речь идет о точке отсчета в анализе фе-
номена, а не о тождественности рассматриваемых поня-
тий. Гений — это не просто = одаренность + талантли-
вость. Арифметические вычисления не применимы к оценке
сложных систем. Гениальность можно понять, лишь обра-
тившись к интегральному анализу ее носителя — индиви-
дуальности того человека, который считается гением.

16.3. механизмы КРЕАТИВНОСТИ?

Если гениальность — это неуловимое нечто, а креатив-
ность — спонтанное проявление внесознательно регули-


 

"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО


 


руемых процессов, то о каких механизмах может идти речь
в таком случае? Люди, разделяющие такую постановку
вопроса, вряд ли нуждаются в психологических знаниях —
им вполне достаточно веры в сверхъестественную, а, зна-
чит, лежащую за пределами человеческого познания, силу
таланта, в магию личности гения. Однако гениальный Аль-
берт Эйнштейн считал основной задачей науки именно
"бегство от чуда", стремление проникнуть за кулисы на-
блюдаемых в жизни явлений. На современном этапе изу-
чения феномена креативности продуктивнее, наверное,
говорить о том, какими факторами НЕ обусловлена эта
особенность человеческой психики, чем о том, какие за-
кономерности лежат в ее основе.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...