Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы жизненного пути . Творческой




личности

Э.Людвиг (Ludwig, \996)-в своей недавней работе вы-
делил следующие критерии, определяющие границу меж-

12 А. Либин


 

"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО


 


ду творчеством и дезадаптацией, под творчество маскиру-
ющейся. Это комбинация элементов, включающая лично-
стные и ситуативные переменные:

"наличие специального таланта или способностей

благополучные родители

настойчивость (не чуждая упрямству и своенравию)

способность быть одному

физическая обостренная чувствительность

личностная самобытность

стремление быть первым

духовная неудовлетворенность" (с. 181).
Каждый из этих элементов обозначает грань между фор-
мированием творческой формы жизни и "обычным суще-
ствованием". Например, первая отмеченная позиция ин-
терпретируется как стремление к самообучению и изуче-
нию гораздо большего, чем требуется формально; жела-
ние учиться под руководством известных мастеров (буду-
щие Нобелевские лауреаты стремятся учиться у нынеш-
них) и т.д.

Многие из отмеченных выше элементов оказывались
в разное время предметом специальных исследований.
Ф.Гальтон (Gallon, 1869/1978) в своей книге "Наследст-
венный гений", положившей начало этапу научных ис-
следований творчества, утверждал, что присущий гени-
ям талант, по всей видимости, концентрируется в опре-
деленных семейных кланах и, вследствие этого, являет-
ся сугубо врожденным качеством. Однако современные
данные не подтверждают предположения о генетичес-
ких предпосылках креативности как психологического
феномена,

Большинство представителей идеографического подхода
(Wallace & Gruber, 1989), модернизирующие представле-
ния Гальтона в современной герменевтической традиции,
полагают, что каждая творческая личность и соответству-
ющая ей окружающая среда образуют уникальную конфи-
гурацию характеристик, которая не может быть деконтек-
стуализирована в виде измеряемых переменных. Такая си-
туация порождает оксиморон "неуникальной уникальнос-
ти" (Eysenck, 1996), так как, не имея возможности провести
сравнительный анализ сугубо уникального феномена твор-

 


феномен КРЕАТИВНОСТИ

ческой личности, невозможно сделать вывод об уникаль-
ности и творческости самой личности.

16.5. портрет ГЕНИЯ

В обыденном сознании неизбежно присутствует образ
профессора-не-от-мира-сего или обладающего мистичес-
ким даром творения художника. Кажется, что образ таин-
ственного гения не включает в себя никаких черт, прису-
щих "простым смертным". Многие психологические тео-
рии также испытали на себе давление этих житейских сте-
реотипов, так как даже весьма солидная профессиональ-
ная подготовка не является иммунитетом от "заражения
стереотипами". И все же...

Хотя психологами неоднократно высказывалось мнение,
что "величие лидеров есть лишь в меньшей степени след-
ствие их выдающейся личности, но в гораздо большей сте-
пени она определяется тем, что они находятся в нужном
месте в нужное время" (Simonton, 1984), сегодня никто не
возьмется оспаривать наличие определенной совокупнос-
ти индивидуальных свойств, отличающих в целом когорту
гениев от остальных людей. Правда, продолжая только что
процитированную фразуД.Симонтона, можно сказать, что
умение "находиться в нужное время в нужном месте" яв-
ляется логическим завершением стремления творческой
личности найти подходящую для реализации своих замыс-
лов среду и конкретную ситуацию.

Среди многообразия характеристик, описывающих твор-
ческую личность, можно выделить семь базовых векторов,
определяющих свойственную креативным субъектам нео-
бычность мировосприятия и поведения:

* независимость взглядов и неконформность суждений;

* стремление выйти за рамки, "нарушить границы";

оригинальность и нестандартность;

* устойчивость к неопределенным ситуациям;

* конструктивная активность в предметной деятель-
ности;

* сила Я, связанная с возможностью автономного фун-
кционирования и устойчивостью к давлению социального
окружения;

12*


 

"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО


 


* открытость ко всему новому и необычному;

* чувствительность к красоте в широком смысле слова,
Практически во всех наиболее известных личностных
теориях указывается на связь креативности с теми или
иными особенностями. Отличаются фундаментальностью
в этой связи исследования такой черты, как психоти-
цизма — конструкта, обозначающего нестандартность по-
ведения в общем смысле слова (Eysenck, 1996). Автором
концепции Гансом Айзенком был обнаружен удивитель-
ный эффект — обычно выявляемая негативная связь
между показателями силы Я и психотицизмом (Р) транс-
формировалась в позитивную корреляцию в группе креа-
тивов. Объяснение этого парадокса, обнаруженного во
многих исследованиях, заключается в том, что у креатив-
ных личностей две несовместимые, как правило, черты
образуют необычную комбинацию.

В другом исследовании сходному анализу подвергался
нейротицизм (МсКепуе, 1988). Была выявлена негативная
корреляция между нейротицизмом (N) и контролем су-
пер-эго, а также позитивная корреляция между нейроти-
цизмом и академической успеваемостью в группе с высо-
ким уровнем супер-эго и негативная корреляция между
этими же показателями в группе с низким уровнем супер-
эго. Другими словами, так же, как фактор N нуждается в
высоком уровне силы Я для сохранения баланса, удержи-
вающего от патологических аспектов влияния нейротициз-
ма, также и выраженный фактор Р требует высокого уров-
ня развития силы Я для сохранения баланса свойств и
предотвращения патологических проявлений психотициз-
ма {Eysenck, 1996).

16.6. конструктивные ТЕНДЕНЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Характерная для всех проявлений целостной индиви-
дуальности тройственность детерминации — выявляющаяся
через совокупный эффект синергического взаимодействия
природных и социальных воздействий с фактором субъек-
тивного жизненного опыта человека — наиболее отчетли-
во проявляется при анализе феномена креативности.


феномен КРЕАТИВНОСТИ

Обнаруживаемая многими исследователями общая ге-
нетическая база, являющаяся одновременно потенциа-
лом креативности и возможных психопатологических де-
виаций (Jai-vik & Chadwick, 1973), остается лишь пред-
посылкой (как и наличие, например, одаренности есть
лишь потенциальная предпосылка для развития талан-
та) вне контекста активности самого субъекта. Какая
именно тенденция будет реализована — деструктивная,
в случае развития, например, психотицизма как формы
психоза, — или же конструктивная, связанная с креа-
тивностью как формой самоактуализации, вновь зави-
сит от "третьей переменной" — особенностей формиру-
ющегося Я как важнейшей составляющей структуры
жизненного опыта субъекта.

Не каждый человек является гением или обладает за-
видным талантом, но каждый способен творить, то есть
создавать новое — в самом себе, в других людях или в
окружающем предметном мире. Творчество как особая
форма активности оказывается важнейшей предпосыл-
кой недопущения человеком адаптационных нарушений,
или, другими словами, творчество является профилак-
тикой как деструкции личности, так и различных форм
дезадаптации.

Ключевые термины главы: гениальность, дивергентное/кон-
вергентное мышление, жизненный успех, задатки, лич-
ностный рост, механизмы креативного поведения, ода-
ренность, оригинальность, ощущение благополучия,
регламентированность, самоактуализация, самовыраже-
ние, сила Я, талант, творческая личность, феномен кре-
ативности.


Часть VI. ТИПОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В этом разделе мы опять коснемся, наряду с рассмотре-
нием индивидуальных различий, определенного аспекта
анализа групповой принадлежности индивидуальности.
Только на этот раз речь будет идти о группах, называемых
в психологии "референтными" (от лат. referens — сообщай,-
щий). Именно эти группы выступают для нас эталонам!,
с ними мы соотносим свои мысли, поступки, а порой I
чувства. На нормы, мнения, ценности и оценки со сторс
ны этих групп мы ориентируемся в собственном повед<
нии и самооценке (см. Петровский, Ярошевский, 1990). 1-е
лишним будем также заметить, что каждый из нас npi -
числяет себя к различным референтным группам (семь.,
профессиональная группа, политическая партия, опред(
ленный круг знакомых и пр.), в зависимости от того, к;

кие отношения представляются наиболее значимыми i
какие виды деятельности — приоритетными.

Помимо этого будет введена еще одна координата ш,
дивидуальности — типологическая, открывающая одну г.з
самых интересных и увлекательных страниц в учебнике по
дифференциальной психологии. Вначале, как всегда, Hi
сколько общих замечаний.

Свойства И ТИПЫ.

Говоря о свойствах индивидуальности, в первую очг
редь упоминают о том, каким образом эти свойства детер-
минируются. Генетические основания некоторых личност-
ных свойств позволяют говорить о них как об эволюциог-
но-видовых характеристиках. Определенные компоненты
конституционального фактора, например, врожденные
формально-динамические программы поведения, обуслон-


Типологии i-i классификации...

ливают часть поведенческого паттерна, проявляясь в виде
материнского инстинкта или стратегии приближение—от-
странение (рассматриваемой в главе 18). Другие наслед-
ственные влияния не столь специфичны и проявляются в
качестве компонентов в таких сложноорганизованных пси-
хологических свойствах, как застенчивость или привле-
кательность. Нам известно, что вариативность признаков
является существенной частью эволюционного механизма,
влияние которого простирается вплоть до специфики орга-
низации когнитивно-личностных конструктов (см. главу 19).

Хотя очень широкий набор свойств характеризует ин-
дивидуальность любого человека, интенсивность проявле-
ния их различна и зависит не только от природной пред-
расположенности, но и от жизненного опыта, сформиро-
ванного под влиянием преимущественно (но не полнос-
тью!) социальных воздействий. По определенным законам,
лежащим в основе механизмов компенсации и оптимиза-
ции личностных структур, ярко выраженные у данного
человека свойства образуют кластеры, связки, сцепления,
синдромы, становясь устойчивыми симптомокомплекса-
ми, дающими возможность исследователям говорить о ти-
пах и типологиях.

глава 17. Типологии и классификации:

ОТ СЕНСОРИКИ ДО ЛИЧНОСТИ

Проведем границу между понятиями первичной клас-
сификации и типологии. Под первичной классификацией
будем понимать перечень ряда явлений, характеризующихся
каким-либо общим видовым признаком, например, клас-
сификация эмоций, видов внимания или памяти, при-
знаков агрессивности etc. Иными словами, классифика-
ция в дифференциальной психологии является первичным
способом разбиения признаков на группы без выделения
структурных оснований (либо, как исключение, характе-
ризуясь наличием слабоструктурированного основания).

Отличительным признаком типологии является, во-пер-
вых, выделение четкого структурного основания, по ко-
торому проводится выделение типов, и, во-вторых, иден-
тификация совокупностей (кластеров) признаков, состав-


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...