Всемирная торговая организация (ВТО). Проблемы присоединения Казахстана к ВТО
ВТО1 — правопреемница образованного вскоре после Второй мировой войныГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)2. Как записано в учредительных документах ГАТТ/ВТО, эта организация представляет собой постоянно действующий международный форум, предназначенный для организации торгово-экономических взаимоотношений между странами-участницами на недискриминационной основе, разрешения торговых споров исключительно путем консультаций и переговоров, без силового давления и т.д. Страны — члены ВТО (а ранее — ГАТТ) обязуются поступательно сокращать импортные пошлины и тарифы во взаимной торговле, избегать применения по отношению друг к другу так называемых нетарифных (количественных и иных) ограничений при осуществлении операций по торговле товарами и услугами. Указанные цели деятельности ВТО одновременно означают и выгоды, которые получают страны от пребывания в этой организации. В самом деле, сокращение пошлин и прочих ограничений во взаимной торговле позволяет продавцам продавать покупателям свои товары и услуги дешевле, тем самым увеличивается благосостояние народов участвующих в ВТО стран. Помимо товаров и услуг правила ВТО касаются и облегчения взаимного доступа инвестиций из входящих в эту организацию государств на территорию друг друга. Привлекательность лежащих в основе деятельности ВТО идеи, естественное желание стран выиграть в условиях колоссального роста объемов международной торговли, который пришелся на последние десятилетия, привели к многократному расширению перечня государств, входивших в эту организацию. На сегодняшний день в ВТО входят 149 государств — по сравнению с 23 странами, первоначально составлявшими костяк участников ГАТТ в январе 1948 г.; кроме того, значительная группа стран, включая Россию, стоит «в очереди на принятие». На долю государств — членов ВТО сейчас приходится свыше 90% всего мирового товарооборота.
1 Англ. Wor/d Trade Organization. 2Англ. Genera/ Agreement on Tariffs and Trade.
Помимо прочего членство в ВТО предоставляет возможности входящим в ее состав странам обращаться с жалобой в специальный Орган по разрешению споров в случае, если они считают, что их права в области внешнеэкономической деятельности нарушены действиями других стран — участниц ВТО. Наиболее частое взаимное обвинение входящих в ВТО государств — использование демпинга. Демпингом называется политика, при которой предприниматели одной страны продают свои товары и услуги на рынке других стран дешевле, чем на собственном. Делается это практически всегда благодаря государственной поддержке национальных предпринимателей, в основном в виде специальных экспортных субсидий, а целью такой политики обычно является завоевание рынка другой страны, посредством вытеснения конкурентов, включая предпринимателей этой же страны. Правила ВТО трактуют подобную практику как «нечестную», препятствующую свободе торговле, и разрешают в этом случае применение ответных ограничительных мер, а также повышенных, так называемых «карательных», пошлин. При этом ВТО требуёт, чтобы каждый случай обвинения входящих в эту организацию стран друг друга в демпинге был доказан в ходе специальной процедуры, называемой «тестом на причинение ущерба внутреннему рынку», и лишь после этого национальные органы власти посчитавшего себя потерпевшим государства вправе прибегнуть к антидемпинговым мерам. Что касается стран, не являющихся членами ВТО, то они попросту лишены права апеллировать к этой организации по поводу неправомерных, по их мнению, действий в отношении них. Иными словами, в отношении страны, не входящей в ВТО, разорительные пошлины могут быть введены, что называется, с ходу и без всякого права на апелляцию. Это полностью относится к современному Казахстану. Это оборачивается ежегодными многомиллионными убытками для казахстанской экономики.
Это не означает, что вступление в ВТО автоматически приносит лишь выгоды государству. В деятельности ВТО, как и всех других международных организации, отражаются все противоречия современных международных отношении и, прежде всего тот факт, что весь период деятельности ГАТТ/ВТО сопровождался применением и расширением политики государственного протекционизма, в том числе непосредственно в области внешнеэкономической деятельности. Вся более чем 58-летняя деятельность ГАТТ/ВТО разворачивался в условиях одновременного развития двух противоположных тенденций: борьбы за установление более или менее равноправных отношении в мировой торговле и одновременно активного применения протекционистских, т.е. фактически ограничивающих свободную торговлю мер. При этом в более привилегированном положении оказываются правительства ведущих западных государств, использующих все более же ВТО меры против иностранных конкурентов для максимальной защиты своего национального рынка в интересах своих, национальных производителей. Неудивительно поэтому, что членство в ВТО на практике отнюдь не спасает от периодических вспышек на почве применения дискриминационно-ограничительных мер взаимных конфликтов и даже - «торговых войн», возникающих даже между такими экономическими гигантами, как США и Япония, США и Европейский союз. В настоящее время после успешного вступления в 2001 г. в ВТО Китая на долю государств, входящих в эту организацию, приходится свыше 90% всего мирового товарооборота; кроме того, на страны-члены ВТО приходится 85% объемов внешней торговли России. Членами ВТО являются такие государства из числа входящих в СНГ, как Молдавия, Армения, Грузия, а также член ЕврАзЭС — Киргизия. По сути, из всех крупных торговых партнеров нашей страны вне рядов ВТО остаются пока лишь Россия, Белоруссия и Украина, но и они ведут переговоры о присоединении к ВТО. Таким образом, в случае возможного отказа от присоединения к ВТО казахстанские предприниматели неизбежно были бы обречены на мёнее выгодные условия экономического сотрудничества с подавляющим большинством зарубежных партнеров, чьи условия торговой и коммерческой деятельности заведомо лучше и позволяют им существенно экономить на издержках. Выход — в поиске баланса интересов, которого следует добиваться Казахстану в ходе переговоров, как и каждой стране, стремящейся в ВТО.
Процесс вступления в ВТО глубоко индивидуален для каждой страны, зависит от множества как чисто торгово-экономических, так и откровенно политических моментов ее взаимоотношений с окружающим миром (которые, однако, на словах часто маскируются под исключительно экономические). Формально главным юридическим условием, открывающим возможность вступления в ВТО, является соответствие национального законодательства, административных правил и существующей в данной конкретной стране практики регулирования внешней торговли товарами и услугами принципам и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Поэтому юридически процедура приема той или иной страны в ВТО завершается присоединением этой страны к целому ряду многосторонних соглашений и договоренностей, составляющих правовой и организационный базис функционирования ВТО. Однако этому моменту предшествует длительный процесс двусторонних переговоров страны-кандидата на вступление с ее основными торгово-экономическими партнерами из числа стран — членов ВТО, которые формируют так называемую рабочую группу по переговорам. Именно в ходе этих переговоров (которые при самом благоприятном их течении продолжаются не один год) определяются те самые конкретные условия, на которых страна войдёт в ВТО. Перечень этих конкретных условий и покажет баланс плюсов и минусов от присоединения каждой конкретной национальной экономики к ВТО. В свою очередь, эти конкретные условия также можно подразделить на две составляющие. Первая — это то, что требуют от любой страны-кандидата на вступление. Например, в ходе переговоров практически со всеми членами рабочей группы ВТО страна-кандидат оговаривает некие «пороговые» уровни финансовой поддержки своих национальных производителей, с тем, чтобы впоследствии эти уровни не увеличивать. Иными словами, какие условия государству удалось отстоять в пользу отечественных производителей, такие отныне и будут определять его возможности поддерживать национальное предпринимательство, а все сверх того станет в дальнейшем трактоваться как «нечестная конкуренция» со всеми вытекающими последствиями, о которых шла речь выше, Это — чрезвычайно важный и во многом критический элемент переговоров, поскольку здесь-то фактически и заложены будущие права национального государства по поддержке таких приоритетных отраслей реального сектора экономики, как сельское хозяйство или, скажем, наукоемкие отрасли промышленного производства, а также банковско-финансовая и страховая сферы.
Вторая составляющая конкретных условий, выставляемых каждой стране, стремящейся в ВТО, это те самые «пороговые» (т.е. находящиеся на стыке экономических и политических требований) уступки, которых от неё добиваются ведущие партнеры в зависимости от политического веса, влияния данной страны и той опасности, которую она просто-напросто представляет как потенциальный конкурент, причем не только в экономике, но и в политике. Таким образом, задача официальной делегации, сформированной правительством любой из стремящихся в ВТО стран, на переговорах в рамках упомянутой рабочей группы сводится к тому, чтобы максимально жестко отстаивать «пороговые» уровни поддержки приоритетных для этой страны отраслей, а также не мёнее жестко отбивать всякого рода неэкономические, связанные с политиканством требования. Иногда эта задача растягивается не на одно десятилетие, пример чему — переговоры о вступлении в ВТО Китайской Народной Республики. Переговоры о присоединении Китая к ВТО продолжались в течение 15 лет; в результате китайская сторона добилась согласованных условий, на которых страна и вошла в ВТО в декабре 2001 г. Во-первых, одновременно с переговорным процессом проходило масштабное приоритетное стимулирование как целых отраслей (например, черной металлургии), так и отдельных предприятий, имеющих стратегическое значение для китайской экономики. Тем самым китайское государство «точечными» капиталовложениями, системой налоговых амортизаторов и льгот готовило отечественных производителей к решающей схватке с серьезными зарубежными конкурентами. Во-вторых, в результате самих переговоров Китай добился для себя как будущего члена ВТО важных преимуществ по защите своего рынка и национальных производителей.
Национальная экономическая безопасность Национальная экономическая безопасность является важнейшей качественной характеристикой экономической системы. Экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному совершенствованию. Экономическая безопасность определяет способность экономики постоянно поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения. Экономическая безопасность охватывает различные аспекты хозяйствования: финансовую, внешнеэкономическую, продовольственную, отраслевую, региональную составляющие и т.д. Внешнеэкономическая безопасность страны реализуется при проведении независимой внешнеторговой политики, направленной на формирование национального хозяйства, интегрированного в мировую экономику и устойчивого к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Необходимой основой для реализации внешнеэкономической безопасности является конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Различаются внешние и внутренние угрозы экономической безопасности страны. Среди внешних угроз выделяют: опасность консервации России в роли узкоспециализированного экспортера природных ресурсов; нарастание импортной зависимости; рост внешней задолженности; масштабы утечки капитала за рубеж; неблагоприятный инвестиционный климат. Анализ основных внешнеэкономических угроз показывает, что они являются вторичными по отношению к внутренним факторам экономической безопасности. Можно выделить следующие важнейшие элементы внутренней структуры национальной экономической безопасности: 8* возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижения такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями; 9* стабильность и устойчивость национальной экономики, что предполагает поддержание социальной стабильности в обществе, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, устранение факторов, способных дестабилизировать ситуацию (криминализация экономики, социальные взрывы и т.п.); 10* воспроизводство научного и образовательного потенциала как основного показателя социально-экономического прогресса страны. Следует особо выделять конкретные угрозы внешнеэкономической безопасности страны. К ним могут относиться: резкое падение цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию; введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для России; высокая степень зависимости экономики от поставок отдельных видов продукции (например, тех или иных продовольственных товаров) из одной страны или группы стран; высокая степень финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать России выгодную только им экономическую политику, и т.д. Для оценки национальной экономической безопасности государства используются как качественные, так и количественные параметры. Принято выделять пороговые экономические показатели, которые выступают своеобразными индикаторами обеспечения национальной безопасности. Экономика страны может приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому пороговые показатели имеют подвижный характер. Важны не только абсолютные значения показателей, но и их динамика. Именно динамика отражает изменение близости показателей к опасным пороговым значениям, указывая, в каком направлении происходит развитие системы. Мониторинг и анализ динамики хозяйства могут способствовать прогнозированию направлений возникновения кризиса. Для анализа уровня экономической безопасности можно использовать трехуровневую систему показателей. Первый уровень служит ориентиром при проведении экономической политики для достижения устойчивого экономического роста. Эти показатели наиболее важны для оценки долгосрочных перспектив развития экономики страны. Второй уровень показателей экономической безопасности — критериальные величины, при которых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему углублению кризиса. Показателями опасных изменений могут служить: исчерпание ресурсов национального банка, девальвация национальной валюты, ухудшение условий обслуживания рынка государственных заимствований, изменение режима внешней торговли, усиление налоговой нагрузки и т.п. Третий уровень экономической безопасности характеризует пороговые показатели, приближение к которым означает угрозу серьезного структурного кризиса. Использование этих показателей наряду с показателями экономической безопасности второго уровня помогло бы спрогнозировать кризис обслуживания долга и разрушение финансовой системы страны летом-осенью 1998 г. Данные показатели являются актуальными для российской экономики, поскольку они помогают определить наиболее слабый в данный отрезок времени элемент экономической системы. Возможны другие варианты подхода к уровням и системе показателей национальной экономической безопасности. Состояние и изменение внешнеэкономической безопасности России комплексно может быть охарактеризовано следующим набором показателей: 1. Индексом «условий торговли», т.е. соотношением экспортных и импортных цен в международной торговле, показывающим, во что обходится национальной экономике изменение мировых цен на экспортируемые и импортируемые товары, больше или меньше отечественных ресурсов 2. Масштабами иностранной конкуренции на внутреннем рынке, т.е. долей импорта в потреблении, взятой в потоварном и пофирменном (только по крупнейшим фирмам) разрезах, особенно по той продукции, для производства которой страна располагает достаточным потенциалом. 3. Мерой техникоемкости внешнеторгового оборота, т.е. удельным весом машин и оборудования, лицензий, лизинга (долгосрочная аренда машин и оборудования) и прочим в экспорте и импорте. 4. Степенью диверсификации внешних рынков сбыта и источников импортных ресурсов, т.е. страновой и фирменней структурой экспорта и импорта. 5. Коэффициентом обслуживания внешнего долга, т.е. отношением суммы ежегодных выплат для его погашения и процентов к объему выручки от экспорта за тот или иной год. 6. Отношением величины золотовалютных резервов к объему импорта или к сумме выплат в погашение внешнего долга и процентов за какой-либо год. Ухудшение показателей свидетельствует, в конечном счете, о сужении возможностей для осуществления воспроизводства и обеспечения экономического роста. Непринятие надлежащих мер в таких странах может привести к таким нежелательным последствиям, как экономический спад, сокращение занятости, снижение эффективности национального производства.
Вопросы для самоконтроля: 1 Каковы цели внешнеэкономической политики РК? 2 Какие инструменты используются во внешнеэкономической политики РК? 3 Какова роль Таможенного Союза и ЕЭП в развитии экономики РК? 4 Что представляет собой ЕЭП? 5 Каковы проблемы вступления Казахстана в ВТО?
Рекомендуемая литература: 1. Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24 2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с. 3. Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2005.-813 с. 4. Национальная экономика: учебник/ под общей ред. А.В. Сидоровича, А.А.Абишева. – Алматы.: Экономика, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|