Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовые измерения субъективной реальности





 


18.6. В ГАЛЕРЕЕ "картины. ЖИЗНЕННОЮ ПУТИ"

О детерминации такого сложного явления самосозна-
ния, как образ или картина своей собственной жизни,
можно сказать метафорически. Ткань полотна, на котором
наше Я изображает самую важную в своей жизни карти-
ну, сплетается из эволюционно-биологических и социо-
культурных тенденций. Но лучше обратиться к данным
дифференциально-психологического анализа, позволяю-
щего, слой за слоем, рассмотреть индивидуальные состав-
ляющие представлений человека о своей жизни.

Понятие "картина жизненного пути" (Ананьев, 1968)
относится к важнейшим характеристикам самосознания,
отражающим этапы индивидуального развития и связыва-
ющим события жизненного пути в единую систему отсче-
та (Кроник, 1994). Основным содержанием субъективной
картины жизненного пути являются межсобытийные свя-
зи — реализованные, актуальные и потенциальные. Ана-
лиз с помощью специально разработанного метода каузо-
метрии представлений о своем жизненном пути у разных
людей выявил ряд интересных закономерностей. Люди,
нашедшие свое призвание, проявляли большую адекват-
ность в осознании значимости событий (Перетятъко, 1991).
Количество случайных, не связанных друг с другом собы-
тий в картине жизни оказывается большим у экстерналов
и меньшим у субъектов с интернальным локусом контро-
ля (Ксвнофонтова, 1988).

А.А. Кроник (1994) обнаружил, что в описывающих
содержание субъективных картин жизненного пути кау-
зограммах могут отсутствовать межсобытийные связи, при-
надлежащие либо к прошлому (реализованные), либо к
настоящему (актуальные), либо к будущему (потенциаль-
ные связи). Этот феномен был назван "мотивационной не-
достаточностью" (Кроник, Ахмеров, 1988). Преследуя зада-
чу разработки системы психокоррекционных методов, ав-
тор концепции выделил экспериментально обоснованную
типологию каузограмм, отражающих различные деформа-
ции субъективных картин жизненного пути, которую в
обобщенном виде можно представить следующим образом:


 

параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ


 


* отсутствие потенциальных связей, характеризующее
чувство бесперспективности, что оказалось типичным для
инвалидов и лиц с тяжелыми заболеваниями;

* указанная выше картина отсутствия потенциальных
связей чаще всего сопровождается и отсутствием актуаль-
ных связей, что указывает на поглощенность человека своим
болезненным состоянием. Такие люди чувствуют себя стар-
ше своих лет, они пассивны в настоящем и ничего не ждут
от будущего;

* отсутствие реализованных связей приводит к обесце-
ниванию прошлого, например, из-за актуальности забо-
левания и усилий, направленных на его преодоление;

* отсутствие актуальных связей возникает тогда, когда
человек не чувствует связи своего прошлого с будущим —
жизнь разорвана, активность скована обстоятельствами.
Настоящее скучно, пусто, бесполезно;

* отсутствие реализованных и потенциальных связей и
наличие только актуальных означают, что человек полно-
стью поглощен текущим периодом жизни. Воспоминания
или мечты, которые не имеют непосредственного отно-
шения к заботам дня сегодняшнего, кажутся непозволи-
тельной роскошью;

* (гипотетический тип) — картина жизни лишь с по-
тенциальными связями может быть характерна для чело-
века, с головой ушедшего в мечты и планы. Правда, по
его собственным ощущениям, ничего толкового он пока
сделать в своей жизни не успел — прошлое и настоящее
обесценивается, то есть настоящее незначимо, а прошлое
пусто.

Как показали исследования, подобные деформации
обнаруживаются не только у взрослых, но и у подрост-
ков — воспитанников интерната, лишенных родительс-
кого попечения. Мотивационная недостаточность у таких
детей встречается в 67% случаях, тогда как у обычных
школьников — в 17% случаев (Тхай Чи Зунг, 1988). Разуме-
ется, рассмотренные типы каузограмм деформированы по
отношению к исходному типу картины жизненного пути,
когда у человека есть и реализованная, и потенциальная и


 

Типовые ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ


 


актуальная мотивация, "когда он, обращаясь к прошло-
му, настоящему и будущему, всегда обнаруживает лично-
стно-значимые события" (Кроник, 1994), видит смысл всего
происходящего в жизни.

Ключевые термины главы: атрибутивные стили, категори-
зация, картина жизненного пути, каузограмма, когни-
тивная простота/сложность, личностные конструкты,
манипулирование интерпретацией, оценка жизненных
событий, ощущение счастья, позитивное мышление,
психосемантика, семантика основных геометрических
форм, сенсорно-перцептивные универсалии, синесте-
зия, ситуативные переменные, субъективное семанти-
ческое пространство, фундаментальная ошибка аттри-
буции, шкалы семантического дифференциала.


Часть VII. ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ
СИТУАЦИИ

Практически все дифференциально-психологически
ориентированные исследователи, быть может, за исклю-
чением психогенетиков, избегают в своих гипотезах, тео-
риях, тем более в интерпретациях экспериментальных дан-
ных, обсуждать тему, связанную с влиянием конкретных
ситуативных переменных на формирование индивидуаль-
ных различий. Вопрос ставится всегда в традиционно-не-
выгодном дихотомическом ключе "или—или": власть Си-
туации или бесспорное влияние Природы. Ситуативная
переменная нередко отождествляется с "ситуативностью",
то есть крайней переменчивостью, нестабильностью, не-
устойчивостью проявлений, что, без сомнения, противо-
речит самому духу дифференциальной психологии как
науки об устойчивых, стабильных во времени, надситуа-
тивных различиях. Будем полагать, что "над-ситуативность"
изучаемых различий не означает исключения влияния ста-
бильных ситуаций — отличающихся продолжительностью
существования в жизненном пространстве субъекта — на
формирование многих индивидуальных особенностей. Мы
также убедимся, что влияние ситуативного (не ситуаци-
онного) фактора может быть не менее, а иногда и более
значительным в формировании стабильных различий между
людьми, чем наследственная обусловленность.

Слагаемые ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

& "ЧЕЛОВЕК—СИТУАЦИЯ"

Предпочтение интеракционистского (от лат. inter —
между, act — действие) подхода — не просто дань моде


396 человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ

на интеграцию, но неизбежное следствие сближения
крайних позиций во взглядах на природу человеческих
различий. Как мы уже неоднократно убеждались в пре-
дыдущих главах, именно устойчивые комбинации (сим-
птомокомплексы) компонентов природных и социальных
воздействий являются наиболее подходящим и благодат-
ным предметом дифференциально-психологического
исследования независимо от того, какой уровень инди-
видуальности изучается. Однако — и об этом будет идти
речь в последних трех главах — говоря о Взаимодействии,
точнее, о воздействующей силе Взаимодействия, необ-
ходимо проводить дифференциацию внутри самого по-
нятия. Его структура, как и структура самого жизненно-
го опыта, служит "местом встречи" трех идущих от раз-
ных областей знаний векторов — природной предраспо-
ложенности, прижизненно сформированной склоннос-
ти (проявляющейся, в том числе, и в атрибутивных
характеристиках мышления) и специфики конкретной
ситуации. Таким образом, и здесь мы сталкиваемся с
трехчленной формулой структуры индивидуальности,
уже рассмотренной при обсуждении проблемы источ-
ников межиндивидуальной вариативности. В процессе
реализации взаимодействия все три переменные пооче-
редно становятся то "фигурой", то "фоном", в зависи-
мости, например, от степени личностной уязвимости
или приписываемой событию значимости, от продол-
жительности или неотвратимости возникающей ситуа-
ции. Отметим, что мы не рассматриваем сейчас влияния
не-социальных событий, то есть составляющих эколо-
гическую среду обитания факторов воздействия на че-
ловека, относя их к формируемой природными процес-
сами предрасположенности. Переходя к очередной гла-
ве, представим полезную для дальнейших рассуждений
схему структуры Взаимодействия субъекта и ситуации
(в более общем контексте — фрагментов среды) как
жизненного феномена и научного конструкта (рис. 26).


семья—ДРУЗЬЯ—ШКОЛА: ВЛИЯНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ 397

Рис. 26. Структура взаимодействия человека с ситуацией:

;==: — наличие субъективной возможности регуляции взаимо-
действия

——»• — отсутствие возможности регуляции взаимодействия со
стороны субъекта (не поддающиеся контролю наследственные
влияния и внешние события)

Таким образом, в пространстве—времени, очерчиваю-
щем взаимодействие человека с миром, обнаруживается
два важнейших аспекта дифференциально-психологичес-
кого анализа индивидуальности (представленной на схеме
как "индивидуальный фактор взаимодействия"). Первый
аспект (горизонтальный уровень взаимодействия) связан
с общей проблемой природы интраиндивидуальной и ме-
жиндивидуальной детерминации различий в контексте био-
логическое/социальное. Второй аспект (описывает верти-
кальные уровни взаимодействия) отображает специфику
анализа рассматриваемых различий в контексте третьей де-
терминанты — жизненного опыта.

глава 19. семья—ДРУЗЬЯ—ШКОЛА:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...