Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек в контексте ситуации





 


будет делать в случае поражения, зато любит рассказы-
вать о том, что случится в случае успеха; он старается
отбросить саму мысль о провале, заменяя ее мечтами о
последствиях победы. Проигрывающий воспринимает
выигрыш как подарок Судьбы, а неудачу считает харак-
терной для своей жизни закономерностью.

Выигрывающий сам выбирает себе цели и способы их
достижения; он знает, что будет делать, если проиграет,
но не привык рассуждать о поражении; для него характер-
ны фразы: "Я ошибся, но в следующий раз поступлю пра-
вильно" или: "Теперь я знаю, что мне делать". Выигрываю-
щий удачу считает закономерностью, а неудачу — случай-
ностью.

Ключевые термины главы: жизненные сценарии, избегание
неудачи, интеллектуальная компетентность, каузальная
ориентация, личностный успех, личность успешного
руководителя, модели руководства, симптомокомплекс
неблагоприятных черт, ориентация на успех, продук-
тивность труда, профессиональная компетентность,
профессиональные предпочтения, стиль руководства,
стратегии жизненного успеха, теории лидерства, удов-
летворенность работой, уровень притязаний, фактор
успеха.


глава 21. реакции НА СТРЕСС — ЗАЩИТА
ИЛИ СОВЛАДАНИЕ?
(Е.В.ЛИБИНА, А.В.ЛИБИН)

Главой об индивидуальных различиях в реагировании
на стресс (написанной в соавторстве с Е.В.Либиной) наш
разговор о дифференциальной психологии завершается не
случайно. От того, как мы реагируем на неблагоприятные
жизненные обстоятельства, зависит, насколько гармонично
развивается наша индивидуальность. Следовательно — оп-
тимально ли складывается наш стиль жизни и удовлетво-
рены ли мы собой и окружающими. Можно сказать, что
типичные реакции на стрессовые ситуации являются той
лакмусовой бумажной полоской, в цветовой окраске ко-
торой проявляется специфика развития человеческой ин-
дивидуальности.

21.1. Личность и ситуация: кто сильнее?

В конце концов, к такой драматической постановке воп-
роса — больше похожего на гамлетовское: "Быть или не
быть?!" — чем на абстрактно-научное определение про-
блемы, приходит большинство исследователей как в обла-
сти дифференциальной психологии, так и в сфере соци-
альных наук. В этом смысле уместно замечание социальных
психологов (Ross & Nisbett, 1991) о том, что понимание
роли ситуации в общественных науках (куда относятся и
многие разделы психологии) сходно с положением дел в
физике. С одной стороны, многие современные естество-
испытатели начинают осознавать ограниченность предска-
зания в определении вариативности поведения системы
(например, экологической), отмечая высокую точность
прогноза в отношении некоторых эффектов, и прогности-
ческую беспомощность по поводу других. С другой сторо-
ны, для психологии, как и для физики характерен "эф-
фект бабочки" (эта метафора заимствована из исследова-


434 человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ

ний в области поведения экологических систем, напри-
мер: нарушающая жизненный цикл цепная реакция, выз-
ванная таким, казалось бы незначительным, фактором как
появление бабочек или других "маленьких" насекомых,
уничтожающих посевы). В соответствии с этим эффектом,
незначительные, находящиеся за пределом предсказания
пертурбации могут иметь драматический эффект (Gleik,
1987). Можно предположить, что смущенные "эффектом
бабочки" исследователи склонны полагать невозможность
определения личностных переменных, позволяющих изу-
чать взаимодействие индивидуума и ситуации с позиции
консенсуса, предполагающего учет равновероятной воз-
можности влияния на исход дела как субъективных, так и
объективных факторов.

В последнее время все большее внимание со стороны
дифференциальных психологов уделяется анализу поведе-
ния человека в сложных обстоятельствах. Центральное ме-
сто при этом занимает вопрос о природе переменных, от
которых зависит благоприятность—неблагоприятность ис-
хода. Рассмотрению различных подходов к решению этой
проблемы и посвящены изложенные ниже подразделы.

21.2. адекватность ОЦЕНКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО

Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю
очередь от степени адекватности оценки происходящего.
Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказы-
ваются результатом рассогласования между реальной слож-
ностью неприятного события и субъективной оценкой его
значимости. Поэтому успешность выбранного стиля реа-
гирования связана и с тем, будет или нет событие воспри-
ниматься как угрожающее (см. рисунок 29).

Смещение по шкале производимой личностью оценки
слева направо при анализе значимости конкретной ситуа-
ции говорит о необходимости перейти от эмоциональных
переживаний к решительным действиям. Если стадия не-
гативных переживаний затягивается, даже когда стрессо-
вое событие оценивается в соответствии с 4 пунктом шка-


реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАЙ ИЕ? ___________435

Рис. 29. Шкала адекватности оценки стрессового события

лы, то неизбежен нервный срыв, провоцирующий неуп-
равляемую и неадекватную реакцию. В этом случае стресс
грозит перейти в дистресс.

С.Томпсон (Tompson, 1986) опросила несколько десят-
ков человек в возрасте старше шестидесяти лет сразу пос-
ле того, как сгорели их дома, а затем год спустя. Цель ис-
следования заключалась в проверке гипотезы о том, что
нахождение позитивных моментов в трагическом событии
позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять
способов смягчения ситуации:

— обнаружение неожиданно появившихся побочных
положительных моментов ("Зато мы теперь живем вместе
с детьми");

— сознательное сравнение с другими погорельцами ("У
нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а
вот у соседей...");

— представление еще более худших последствий ситуа-
ции ("Мы ведь остались живы, а ведь могли и погибнуть!");

— попытки забыть о случившемся ("Вы о чем говори-
те? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли");

— реинтерпретация ситуации ("Нам все равно давно
уже надо было переехать в другое место") (см. также Ли-
бин, Парилис,
1998).

21.3. индивидуальные СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ

Традиционно под стилем реагирования понимается па-
раметр индивидуального поведения, характеризующий


436 человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ

способы взаимодействия человека с различными "сложны-
ми ситуациями, проявляющиеся либо в форме психоло-
гической защиты от неприятных переживаний, либо в виде
конструктивной активности личности, направленной на
разрешение проблемы. Стили реагирования являются про-
межуточным звеном между случившимися стрессовыми
событиями и их последствиями в виде, например, тре-
вожности, психологического дискомфорта, соматических
расстройств, сопутствующих защитному поведению, или
же характерных для совпадающего стиля поведения душев-
ного подъема и радости от успешного решения проблемы:

Рис. 30. Роль стиля реагирования в результативности
поведения

В зарубежной психологии для обозначения специфики
этих способов поведения используются термины "coping"
("справляться" с чем-либо, например, с проблемной си-
туацией) и defence ("защита" от чего-либо, например, от
неприятных переживаний). Понятие психологической за-
щиты (defensive behaviour) появилось в психотерапевти-
ческой практике {Freud, 1923; Freud, 1936) и обозначало
реакцию взрослых или детей на жизненные трудности,
проявляющуюся в различных формах борьбы "Я" с невыно-
симыми мыслями или болезненными аффектами. Термин
"coping" активно начал использоваться в американской
психологии в начале 1960-х годов для изучения поведения
личности в стрессовых ситуациях. Надо отметить, что пер-
воначально феномен, обозначаемый термином "coping",
понимался очень широко (Lazarus, 1966; 1993) — и как
вырабатываемые человеком средства психологической за-
щиты от психотравмирующих событий, и как воздейству-
ющее на ситуацию поведение. Интересно, что в русском
языке существует более четкая дифференциация терми-


реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАЙ ИЕ? 437

нов. Психологи и психотерапевты говорят в таких случаях
о "защите" {Зачепицкий, 1980), "преодолении" (см. Бод-
ров,
1995) и "совладании" (см. Кочарян, Кочарян, 1994;

Анцыферова, 1996; Либина, 1995). Отметим, что, согласно
словарю Владимира Даля (1994), слово "совладание" про-
исходит от старорусского "лад", "сладить" и означает
"справиться, привести в порядок, подчинить себе" (с.346).
Образно говоря, совладать с ситуацией — значит подчи-
нить себе обстоятельства, сладить с ними.

21.4. защита ИЛИ СОВЛАДАНИЕ: ФЕНОМЕНЫ И
МЕХАНИЗМЫ

Как отмечают многие авторы, существуют значитель-
ные сложности в разграничении механизмов защиты и
совладания. Наиболее распространенной является точка
зрения, согласно которой психологическая защита харак-
теризуется отказом индивидуума от решения проблемы и
связанных с этим конкретных действий ради сохранения
комфортного состояния. В то же время способы совлада-
ния подразумевают необходимость проявить конструктив-
ную активность, пройти через ситуацию, пережить собы-
тие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что
предметом психологии совладания, как специальной об-
ласти исследования (Либина, 1995а,б), является изучение
механизмов эмоциональной и рациональной регуляции
человеком своего поведения с целью оптимального взаи-
модействия с жизненными обстоятельствами или их пре-
образования в соответствии со своими намерениями.

Современный подход к изучению механизмов форми-
рования совпадающего поведения учитывает следующие
положения. Человеку присущ инстинкт преодоления
(Фромм, 1994), одной из форм проявления которого явля-
ется поисковая активность (Аршавский, Ротенберг, 1977),
обеспечивающая участие эволюционно-программных стра-
тегий во взаимодействии субъекта с различными ситуаци-
ями. На предпочтение способов совладания влияют инди-
видуально-психологические особенности: темперамент,


 

человек. В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ


 


уровень тревожности, тип мышления, особенности локу-
са контроля, направленность характера. Выраженность тех
или иных способов реагирования на сложные жизненные
ситуации ставится в зависимость от степени самоактуали-
зации личности — чем выше уровень развития личности
человека, тем успешнее справляется он с возникшими
трудностями. Согласно этому положению, встречающиеся
в жизни человека препятствия имеют своим источником
не только внешние (специфику среды), но и внутренние
(индивидуальные предпосылки) условия. Как защитные,
так и совпадающие стили реагирования связаны с уста-
новками и переживаниями, отношением к себе и другим,
со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивны-
ми, аффективными и поведенческими уровнями иерархи
ческой структуры психики.

Ситуативные ПЕРЕМЕННЫЕ

В отечественной психологии актуальная проблема по-
ведения личности в стрессе изучалась, в основном, в кон-
тексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение
составляют немногочисленные работы, посвященные изу-
чению личности и жизненного пути (Анцыферова, 1996;

Либина, 1995а,б), а также терапии супружеских конфлик-
тов (Кочарян, Кочарян, 1994).

В зарубежной психологии изучение поведения в труд-
ных ситуациях осуществляется в настоящее время в не-
скольких направлениях. Р.Лазарус и С.Фолькман (Lazarus,
Folkman,
1984) подчеркивают роль когнитивных конструк-
тов, обусловливающих способы реагирования на жизнен-
ные трудности. Пол Коста и Роберт Маккрэй (Costa,
McCrae,
1980; 1992) делают акцент на влиянии личност-
ных переменных, детерминирующих предпочтение инди-
видом тех или иных стратегий поведения в сложных об-
стоятельствах. Такую же позицию в изучении индивиду-
альных различий устойчивости к стрессу занимает Ян Стре-
ляу (Strelau, 1984). Немецкие психологи Урсула Леер и Ганс
Томэ {Lehr, Thomae, 1993) уделяют большое внимание


 

реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАЙ И Е /


 


анализу самих трудных ситуаций, справедливо предпола-
гая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирова-
ния. Интерпретация феноменов защиты и совладания так-
же связана с изучением природы индивидуального пове-
дения в контексте проблемы стресса (Селье, 1991).

В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы
по-разному определяют цели изучения защитного и со-
впадающего поведения. Это и анализ проблем адаптации
индивида в окружающем социуме, и проблемы духов-
ного самоопределения, позволяющего сделать выбор с
учетом личностного потенциала. По нашему мнению,
очевидна двойственность природы способов реагирова-
ния на стресс, обусловленных, с одной стороны, влия-
нием конкретных событий, например, чрезвычайных
обстоятельств, и, с другой стороны, сформированным
в течение жизни стилем человека. Несмотря на значи-
тельное индивидуальное разнообразие поведения в стрес-
се, существует, по мнению ведущего специалиста в об-
ласти изучения coping styles ("способов преодоления")
Рихарда Лазаруса (Lasarus, 1966, 1991), два глобальных
типа стиля реагирования — проблемно-ориентирован-
ный и субъектно-ориентированный (в нашей термино-
логии соответственно ориентированный-на-предмет и
ориентированный-на-себя. — А. Л.).

Личностные ПЕРЕМЕННЫЕ

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на
рациональный анализ проблемы, связан с созданием и
выполнением плана разрешения трудной ситуации и про-
является в таких формах поведения, как самостоятельный
анализ случившегося, обращение за помощью к другим,
поиск дополнительной информации. Субъектно-ориенти-
рованный стиль является следствием эмоционального ре-
агирования на ситуацию, не сопровождающегося конк-
ретными действиями, и проявляется в виде попыток не
думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои пе-
реживания, желание забыться во сне, растворить свои не-


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...