Поведенческие стратегии индивидуальности
Еще одним типологическим измерением поведения яв-
ляются симптомокомплексы, характеризующие достижение
личностью адаптивного результата в организации своего вза-
имодействия со средой и проявляющиеся в феномене пред-
почтений. Это предположение основано на эксперименталь-
но подтвержденной гипотезе о существовании устойчивых
совокупностей индивидуально-типологических признаков,
актуализирующихся благодаря двум обстоятельствам — име-
ющейся у человека предрасположенности и наличию реле-
вантных стимулов среды (Либин, 1993). Особенности пред-
почтений являются базовыми компонентами ведущей тен-
денции (Собчик, 1997; Buss, 1994), выражающейся в стиле-
вом взаимодействии человека с миром, и рассматриваются
как основные измерения функциональнойтипологии (Lusher,
ТИПОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ... 371
1978). Предпочтения, формирующиеся во внесознательной
сфере, включают в себя элемент семантики, понимаемой
как система значений складывающегося поведенческого кон-
текста. Отображая значимость для субъекта внешних собы-
тий, с одной стороны, и находясь в основе функционирова-
ния системы субъективных значений, с другой стороны, пред-
почтения становятся своеобразным пусковым механизмом
стилевого поведения.
В организованном нами исследовании (1983—1997) с ис-
пользованием батареи тестовых методик было обследовано
около двух тысяч человек обоего пола, различного возраста
и профессий с целью экспериментально-теоретической про-
верки гипотезы, лежащей в основе разрабатываемой типо-
логии векторов поведения. Данная поведенческая типология
базируется на анализе стратегий предпочтения, рассматри-
ваемых как индикатор устойчивых симптомокомплексов (Ли-
бин, 1989; Либин, Либин, 1994). По результатам концептуаль-
ного и экспериментального анализа были выделены три ве-
дущие тенденции психодинамического симптомокомплек-
са, связанные как с системой индивидуальных предпочте-
ний, так и с наиболее генерализованными векторами пове-
дения. Эти тенденции, являющиеся параметрами наиболее
абстрактного уровня поведенческой иерархии, могут быть
соотнесены с разнообразными измерениями индивидуаль-
ности — от свойств нервной системы до системы ориента-
ции. В представленной ниже таблице приводятся результаты
концептуального и экспериментального анализа выделенных
тенденций в контексте трех базовых конструктов — свойств
нервной системы (Небылицын, 1997), темперамента (Руса-
лов, 1990), личностных ориентации (Neymark, 1976):
Таблица 14
Анализ поведенческих тенденций
Вектор
| сне
| Темперамент
| Ориентация
|
поведения
|
|
|
|
Тенденция к ком-
| Сила по от-
| Социальные эргичность,
| На других
|
муникативному
| ношению к
| темп и эмоциональность
|
|
взаимодействию
| возбуждению
|
|
|
Тенденция к
| Сензитив-
| Социальная пластичность,
| На себя
|
автономизации
| ность
| общая эмоциональность
|
|
Тенденция к
| Сила по от-
| Предметная эргичность, н
| На предмет
|
предметной
|
| изкие социальный темп и
|
|
манипуляции
| торможению
| общая эмоциональность
|
|
Типовые ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Указанные тенденции соотносятся на уровне концеп-
ции с наиболее разработанными параметрами индивиду-
альности — расторможенность/сдержанность (Kagan, 1994),
интроверсия/нейротицизм/психотицизм (Eysenck, 1990),
коммуникативная/предметная активность (Rusalov, 1989),
чувствительность (Теплое, 1986; Небылицын, 1997), тревож-
ность (Spielberger, 1983).
Факторный анализ матрицы оценок выраженности ос-
новных тенденций в структуре поведения субъекта, изме-
ряемой с помощью опросника (см. Либин, 1993), позво-
лил выделить восемь основных векторов (типов) поведе-
ния, являющихся параметрами разрабатываемой нами
функциональной типологии.
Таблица 15
Вектора поведения как параметры функциональной
Типологии
Вектора Тенденция к ком-
| I
| II
| III IV
| V
| VI
| VII
| VIII
|
муникативному
| +
| +
| + +
|
|
|
|
|
взаимодействию
|
|
|
|
|
|
|
|
|енденция к авто"
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| + +
| +
| +
|
|
|
номизации
|
|
|
|
|
| -
| -
|
Тенденция к
|
|
|
|
|
|
|
|
предметной
|
| +
| - +
|
| +
| +
|
|
манипуляции
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопоставление этих векторов с данными включенных в
исследование тестов — Опросник Структуры Темперамента
В.М.Русалова, Тест предпочтения Геометрических Форм
в конструктивных рисунках (тест ТиГР см. Либин, Либин,
1994), Уровень Субъективного Контроля {Бажин и др.,
1981), Тест Самоотношения (Пантилеев, 1994), MMPI—
СМИЛ (адаптация Л.Н.Собчик), 16-факторный опросник
Кэттелла, Многофакторный Личностный Опросник Со-
владания со сложными ситуациями (Libin & Libina, 1995)
и др. — позволило приблизиться к описанию основных
поведенческих симптомокомплексов, характеризующих
каждый из восьми типов:
I. Агостеники (лат. аго — ведущий, sthenos — сила) -
"обладают достаточной силой, чтобы вести других за со
ТИПОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ...
бой". Отличаются решительностью манер и соревнователь-
ностью, ориентированы на других, в отношениях стре-
мятся к позиции лидера; склонны к профессиональному
руководству и/или педагогической деятельности.
II. Орстеники (лат. ordinatus — упорядоченный) —
"склонны упорядочивать неопределенные ситуации".
Высокая интенсивность работы вызывает раздражение, не
могут быстро включиться в процесс, необходим длитель-
ный подготовительный период; предпочитают виды дея-
тельности, связанные с аналитической работой, в частно-
сти, консультирование.
III. Тоностеники (лат. tonus — напряженность) —
"склонны трансформировать в воображении негативные
тенденции". Стремятся к овладению предметной сферой
деятельности независимо от того, как складываются от-
ношения с окружающими. Склонны к предпочтению ху-
дожественно-творческих профессий.
IV. Эмфостеники (греч. emphasis — выразительный) —
"склонны проникаться переживаниями другого человека".
Преобладает непроизвольная регуляция поведения, спон-
танное выражение эмоций в ответ на изменения внутрен-
ней или внешней среды; отличаются устойчивостью пере-
живаний; общительны, отрицают какие бы то ни было
затруднения в сфере межличностных отношений; предпо-
читают профессии, связанные с наличием возможности
широкого общения.
V. Констеники (лат. contradictorius — противоречивый) —
"обладают силой многое подвергать сомнению". Выражен-
ная эмоциональная нестабильность; затрудняются быстро
перерабатывать большие объемы поступающей информа-
ции. Компульсивность (противоречивость) поведения яв-
ляется результатом выраженности разнонаправленных тен-
денций; склонны к предпочтению медицинских профес-
сий.
VI. Илостеники (лат. immunus — свободный, греч. logos —
отношение) — "обладают силой настаивать на своем". Стре-
мятся быть независимыми в отношениях. Выражена эго-
центрическая направленность поведения, сопровождаю-
щаяся повышенным уровнем тревожности. В то же время
характеризуются пониженным уровнем личностной адап-
типовые ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
тированности, как следствие неадекватной оценки ситуа-
ции.
VII. Инстеники (лат. initiare — начинать) — "характери-
зующиеся легкостью в пробуждении активности". Умеют
быстро реагировать в незнакомой обстановке; часто бро-
сают начатое дело, не доведя его до конца; эффективность
работы возрастает, когда есть возможность часто переклю-
чаться с одного дела на другое.
УШ.Аргостеники (лат. armare — укреплять, греч. henna ~
опора) — "обладающие достаточной силой выдерживать
нагрузки". Эмоционально стабильны и в большинстве слу-
чаев владеют собой; считают себя ответственными за соб-
ственные успехи и неудачи; ориентированы на предмет-
ную деятельность и предпочитают индивидуальные фор-
мы организации работы; в профессиональном отношении
склонны к освоению технической сферы.
Интересно, что выделенные устойчивые симптомоком-
плексы поведенческих признаков связаны со специфичес-
кими паттернами предпочтений — от выбора стиля меж-
личностного общения и подходящей социальной роли до
предпочтений в восприятии, например, семантики основ-
ных геометрических форм при выполнении конструктив-
ных рисунков. Так, обнаружены следующие значимые раз-
личия между тремя поведенческими типами и характером
предпочтений основных архетипических форм: I тип — тре-
угольные формы, IV тип — округлые формы, VIII тип —
квадратные формы. Остальные типы также показывают
явную тенденцию к фиксированному типу предпочтения.
Описанные восемь векторов поведения образуют средний
уровень поведенческой иерархии, в то время как на следу-
ющих уровнях располагаются соответственно 24 — 36 — 64
и т.д. частных поведенческих стратегий, описывающих бо-
лее узконаправленные аспекты взаимодействия субъекта
со средой.
Анализ поведенческих стратегий в профессиональном
контексте на смешанной по полу и возрасту выборке в две
тысячи человек выявил устойчивые взаимосвязи диагнос-
цируемых особенностей поведения с зафиксированным
предпочтением профессиональных видов деятельности,
Типологии и классификации...
указанных в таблице. С другой стороны, сравнение между
собой различных профессиональных групп (руководители
всех рангов, педагоги, актеры и режиссеры, литературо-
веды, художники, военные летчики, философы, техни-
чески ориентированные специалисты) по частоте пред-
почитаемых стимулов обнаружило типичные для каждой
группы стратегии предпочтения (см. Либш, Либин, 1994, а
также главу 8).
Теоретическая интерпретация обнаруженного феноме-
на "сцепления" разноуровневых индивидуальных парамет-
ров в поведенческих стратегиях основана на знании зако-
нов интеграции человеческих особенностей в процессе
активного взаимодействия субъекта с различными по зна-
чимости ситуациями (см., например, Базылевич, 1983; 1996;
Русалов, Кошман, 1980).
17.7. ученый В КОНТЕКСТЕ ТАКСОНОМИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТИПОВ
Ценность полученных в ходе научных изысканий дан-
ных нередко связана с личностью самого ученого. Т.И.Ни-
колаева (1990) предложила в этой связи довольно инте-
ресную и познавательную классификацию, основанную на
применении шкалы "старое—новое" в комбинации с дву-
мя критериями оценки — используемый исследователем
метод и направленность научного мировоззрения; объект
исследования и совокупность привлекаемых фактов. Хотя
данная классификация разработана на примере лингвис-
тических наук, нам кажется, что она имеет гораздо более
широкое звучание. Выделив четыре основных группы, ав-
тор охарактеризовала полученные исследовательские типы
следующим образом (характеристики приводятся в сокра-
щенном и несколько переработанном виде).
Старое О СТАРОМ
Этот исследовательский тип формируется большим чис-
лом лиц, требующихся, очевидно, не столько науке, сколь-
ко тому, что можно назвать "научной жизнью". Люди это-
го типа обычно перелагают достижения других в обшир-
Воспользуйтесь поиском по сайту: