Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика основных показателей




Анализ существующих теоретических концепций, ли-
тературных и собственных экспериментальных данных лег
в основу структурно-функциональной модели поведения,
разрабатываемой авторами в связи с рассматриваемой про-
блемой (см. рисунок 31). Исходя из данной концепции,
для измерения стиля реагирования был создан Многофак-
торный Личностный Опросник Совладания со сложными
ситуациями (МиЛОС) {Libin, Libin, 1995), состоящий пер-
воначально из 104 утверждений, объединенных в двенад-
цать шкал (плюс шкала лжи), измеряющих степень выра-
женности выделенных нами защитных и совпадающих сти-
лей поведения. Для ответа на пункты опросника испытуе-


реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ С ОБЛАДАНИЕ7 ___________445

мому предлагается оценить частоту выбора того или иного
способа реагирования в трудной ситуации. Анализ инди-
видуального стиля реагирования основан на изучении аль-
тернативных способов поведения в ситуации выбора, от-
ражающих личностные проблемы с отпечатанным в них
прошлым опытом, установками на себя и других людей,
на мир в целом. Предварительный статистический анализ
показал высокую внутреннюю консистентность шкал, пси-
хометрическую валидность основных показателей, а также
правомерность выделенной двенадцатифакторной модели.

0 р г а   низ   а ц и я   П 0 В   еде   н   И Я      
Структурные компоненты:   Функ   циональны   е комп   оненты:       Форма поведения      
сигнальные системы   фо   кус или нал   равлен   ность       стили ^еагирова ни   я  
    Я   Проблема   дру<   'ие люб   и          
Первосигнальный   1а*         1в            
(по Павлову)                       Отстранение   а  
(эмоциональный                       Избегание   Щ  
по Лазарусу)                       Подавление   и  
Второсигнальный   2а         2в       Проекция   т  
(по Павлову)                       Вытеснение   а  
(рациональный                       Рационализация      
поЛазарусу)                              
Первосигнальный   За         Зв       Эмоциональная   с  
(по Павлову)                       компетентность    
(эмоциональный                       (представлена   в  
поЛазарусу)                       тремя   л  
                        факторами)   а  
Второсигнальный   4а         4в       Рациональная   д  
(по Павлову)                       компетентность   а  
(рациональный                       (представлена   н  
по Лазарусу)                       тремя   и  
                        факторами)   е  

 

Рис. 31. Структурно-функциональная модель поведения
человека в сложных ситуациях

* Примеры пунктов опросника (номер пункта совпадает с номером
шкалы, к которой он относится):

1а Изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся

2а Занимаюсь чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься

За Трудности только мобилизуют меня

4а Составляю план действий и приступаю к его выполнению

16 Вспоминаю время, когда все было значительно лучше

26 Предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится

само собой

36 Рассматриваю случившееся как новое испытание своих воз-

МОЖнпгтом


 

человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ


 


46 Думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты
действий

1в Обращаюсь за помощью к другим людям
2в Обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам
или друзьям

Зв Стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаясь отыс-
кать хотя бы что-нибудь позитивное
4в Спрашиваю того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в
таких случаях

Шесть шкал опросника, измеряющие основные защит-
ные стили реагирования, представляют традиционные па-
раметры защитного поведения, довольно подробно опи-
санные в психиатрической и психологической литературе
Остальные шесть шкал, связанные с измерением совпада-
ющих стилей, объединяются в два фактора второго поряд-
ка, названные нами рациональной компетентностью (об-
разованной тремя самостоятельными первичными факто-
рами — предметная направленность при решении проблем,
коммуникативная направленность и рациональная само-
регуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей
схожую структуру. Если выделение в структуре совпадаю-
щего поведения рациональных стилей не является неожи-
данным, то акцент на эмоциональных стилях совладания
— одно из основных отличий предлагаемого метода. Но-
вый вторичный фактор "Эмоциональная компетентность"
и построенные на его основе шкалы подчеркивают важ-
ность позитивной роли эмоций в осуществлении личное
тью конструктивной активности. Рассмотрим более под
робно интерпретацию выделенного параметра.

Интерпретация БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ

Эмоциональная компетентность (от лат. emover — вол-
новать и competentis — соответствующий) обозначает спо-
собность личности осуществлять оптимальную координа-
цию между эмоциями и целенаправленным поведением
(Либина, 19956). Эмоциональная компетентность (ЭК) ос-
нована на адекватной интегральной оценке человеком сво-
его взаимодействия со средой. Адекватность означает учет


 

реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАНИЕ?


 


внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние
организма и прошлый опыт) факторов, воздействующих
на индивидуума в ситуации. Психофизиологической пред-
посылкой ЭК служит симптомокомплекс свойств, прояв-
ляющийся как в чувствительности к расхождению между
ожидаемым и полученным результатом, так и в чувстве
удовлетворенности достигнутым.

ЭК связана с умением личности соотносить предпочи-
таемый стиль реагирования со своими доминирующими
потребностями и параметрами конкретной ситуации. Роль
ЭК в регуляции индивидуального поведения заключается
в разграничении содержащихся в прошлом эмоциональ-
ном опыте образов и представлений с актуальными сти-
мулами среды. Психологическое значение этого параметра
стиля реагирования выражается в стремлении субъекта
поддерживать динамичное равновесие между желаниями
и объективными условиями для их удовлетворения, а так-
же между своими возможностями и способами их реализа-
ции. Эмоциональная компетентность определяет содержа-
тельную сторону эмоциональной зрелости личности и имеет
характерные отличительные признаки — учет целесооб-
разной направленности эмоций, означающий использо-
вание силы позитивных эмоций (воодушевление, восторг,
интерес, удовлетворенность достигнутым результатом) для
совладания со сложными ситуациями, а также конструк-
тивное использование негативных эмоций (раздражение,
тревога, дискомфорт) как сигнала о неудовлетворенной
потребности и необходимом изменении поведения.

Развитие ЭК связано с увеличением вариативности
поведения на основе расширения диапазона эмоциональ-
ных реакций, что способствует адекватному самовыраже-
нию личности и совершенствованию навыков конструк-
тивной активности. Формирование ЭК подразумевает и
эмоциональное воспитание, то есть "такое включение [эмо-
Ций] в общую систему поведения, когда они оказываются
тесно связанными со всеми другими реакциями и не вры-
ваются в их течение нарушающим и расстраивающим об-
разом" (Выготский, 1926, с.69). Обучение ЭК, например,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...