Диагностика основных показателей
Анализ существующих теоретических концепций, ли-
тературных и собственных экспериментальных данных лег
в основу структурно-функциональной модели поведения,
разрабатываемой авторами в связи с рассматриваемой про-
блемой (см. рисунок 31). Исходя из данной концепции,
для измерения стиля реагирования был создан Многофак-
торный Личностный Опросник Совладания со сложными
ситуациями (МиЛОС) {Libin, Libin, 1995), состоящий пер-
воначально из 104 утверждений, объединенных в двенад-
цать шкал (плюс шкала лжи), измеряющих степень выра-
женности выделенных нами защитных и совпадающих сти-
лей поведения. Для ответа на пункты опросника испытуе-
реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ С ОБЛАДАНИЕ7 ___________445
мому предлагается оценить частоту выбора того или иного
способа реагирования в трудной ситуации. Анализ инди-
видуального стиля реагирования основан на изучении аль-
тернативных способов поведения в ситуации выбора, от-
ражающих личностные проблемы с отпечатанным в них
прошлым опытом, установками на себя и других людей,
на мир в целом. Предварительный статистический анализ
показал высокую внутреннюю консистентность шкал, пси-
хометрическую валидность основных показателей, а также
правомерность выделенной двенадцатифакторной модели.
0 р г а
| низ
| а ц и я
| П 0 В
| еде
| н
| И Я
|
|
Структурные компоненты:
| Функ
| циональны
| е комп
| оненты:
|
| Форма поведения
|
|
сигнальные системы
| фо
| кус или нал
| равлен
| ность
|
| стили ^еагирова ни
| я
|
| Я
| Проблема
| дру<
| 'ие люб
| и
|
|
|
Первосигнальный
| 1а*
|
|
| 1в
|
|
|
|
(по Павлову)
|
|
|
|
|
| Отстранение
| а
|
(эмоциональный
|
|
|
|
|
| Избегание
| Щ
|
по Лазарусу)
|
|
|
|
|
| Подавление
| и
|
Второсигнальный
| 2а
|
|
| 2в
|
| Проекция
| т
|
(по Павлову)
|
|
|
|
|
| Вытеснение
| а
|
(рациональный
|
|
|
|
|
| Рационализация
|
|
поЛазарусу)
|
|
|
|
|
|
|
|
Первосигнальный
| За
|
|
| Зв
|
| Эмоциональная
| с
|
(по Павлову)
|
|
|
|
|
| компетентность
|
|
(эмоциональный
|
|
|
|
|
| (представлена
| в
|
поЛазарусу)
|
|
|
|
|
| тремя
| л
|
|
|
|
|
|
| факторами)
| а
|
Второсигнальный
| 4а
|
|
| 4в
|
| Рациональная
| д
|
(по Павлову)
|
|
|
|
|
| компетентность
| а
|
(рациональный
|
|
|
|
|
| (представлена
| н
|
по Лазарусу)
|
|
|
|
|
| тремя
| и
|
|
|
|
|
|
| факторами)
| е
|
Рис. 31. Структурно-функциональная модель поведения
человека в сложных ситуациях
* Примеры пунктов опросника (номер пункта совпадает с номером
шкалы, к которой он относится):
1а Изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся
2а Занимаюсь чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься
За Трудности только мобилизуют меня
4а Составляю план действий и приступаю к его выполнению
16 Вспоминаю время, когда все было значительно лучше
26 Предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится
само собой
36 Рассматриваю случившееся как новое испытание своих воз-
МОЖнпгтом
человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ
46 Думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты
действий
1в Обращаюсь за помощью к другим людям
2в Обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам
или друзьям
Зв Стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаясь отыс-
кать хотя бы что-нибудь позитивное
4в Спрашиваю того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в
таких случаях
Шесть шкал опросника, измеряющие основные защит-
ные стили реагирования, представляют традиционные па-
раметры защитного поведения, довольно подробно опи-
санные в психиатрической и психологической литературе
Остальные шесть шкал, связанные с измерением совпада-
ющих стилей, объединяются в два фактора второго поряд-
ка, названные нами рациональной компетентностью (об-
разованной тремя самостоятельными первичными факто-
рами — предметная направленность при решении проблем,
коммуникативная направленность и рациональная само-
регуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей
схожую структуру. Если выделение в структуре совпадаю-
щего поведения рациональных стилей не является неожи-
данным, то акцент на эмоциональных стилях совладания
— одно из основных отличий предлагаемого метода. Но-
вый вторичный фактор "Эмоциональная компетентность"
и построенные на его основе шкалы подчеркивают важ-
ность позитивной роли эмоций в осуществлении личное
тью конструктивной активности. Рассмотрим более под
робно интерпретацию выделенного параметра.
Интерпретация БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ
Эмоциональная компетентность (от лат. emover — вол-
новать и competentis — соответствующий) обозначает спо-
собность личности осуществлять оптимальную координа-
цию между эмоциями и целенаправленным поведением
(Либина, 19956). Эмоциональная компетентность (ЭК) ос-
нована на адекватной интегральной оценке человеком сво-
его взаимодействия со средой. Адекватность означает учет
реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАНИЕ?
внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние
организма и прошлый опыт) факторов, воздействующих
на индивидуума в ситуации. Психофизиологической пред-
посылкой ЭК служит симптомокомплекс свойств, прояв-
ляющийся как в чувствительности к расхождению между
ожидаемым и полученным результатом, так и в чувстве
удовлетворенности достигнутым.
ЭК связана с умением личности соотносить предпочи-
таемый стиль реагирования со своими доминирующими
потребностями и параметрами конкретной ситуации. Роль
ЭК в регуляции индивидуального поведения заключается
в разграничении содержащихся в прошлом эмоциональ-
ном опыте образов и представлений с актуальными сти-
мулами среды. Психологическое значение этого параметра
стиля реагирования выражается в стремлении субъекта
поддерживать динамичное равновесие между желаниями
и объективными условиями для их удовлетворения, а так-
же между своими возможностями и способами их реализа-
ции. Эмоциональная компетентность определяет содержа-
тельную сторону эмоциональной зрелости личности и имеет
характерные отличительные признаки — учет целесооб-
разной направленности эмоций, означающий использо-
вание силы позитивных эмоций (воодушевление, восторг,
интерес, удовлетворенность достигнутым результатом) для
совладания со сложными ситуациями, а также конструк-
тивное использование негативных эмоций (раздражение,
тревога, дискомфорт) как сигнала о неудовлетворенной
потребности и необходимом изменении поведения.
Развитие ЭК связано с увеличением вариативности
поведения на основе расширения диапазона эмоциональ-
ных реакций, что способствует адекватному самовыраже-
нию личности и совершенствованию навыков конструк-
тивной активности. Формирование ЭК подразумевает и
эмоциональное воспитание, то есть "такое включение [эмо-
Ций] в общую систему поведения, когда они оказываются
тесно связанными со всеми другими реакциями и не вры-
ваются в их течение нарушающим и расстраивающим об-
разом" (Выготский, 1926, с.69). Обучение ЭК, например,
Воспользуйтесь поиском по сайту: