Оценки конкурентоспособности национальной экономики.
В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева в 2006 году была поставлена задача вхождения страны в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, причем не абстрактно конкурентоспособных, а конкурентоспособных в соответствии с определенной методологией, а именно – индексом роста конкурентоспособности. Национальная конкурентоспособность оценивалась до 2006 года индексом роста конкурентоспособности (ИРК), который в настоящее время сменился индексом глобальной конкурентоспособности (ИГК). В рейтинге по итогам 2005 года Казахстан занимал 61-е место из 117 стран, а Россия занимала 75-е место. Изменение индексов, оценивающих национальную конкурентоспособность – переход от ИРК к ИГК отразилось на методологии расчета данных показателей, и это изменение привело к смене позиций отдельных стран. Теперь Казахстан по итогам 2005 года занимает 51-е место по ИГК. По итогам 2006 года Казахстан занимает 56-е место в рейтинге ИГК. Если в ранее использованном ИРК учитывалось три компонента конкурентоспособности – макроэкономика, общественные институты и технологичность, то в новом ИГК таких компонентов уже 9: институты, инфраструктура, макроэкономика, здравоохранение, начальное образование, высшее образование, повышение квалификации, рыночная эффективность, развитость бизнеса, технологии и инновации. По ИГК Казахстан за год утратил несколько пунктов, откатившись с 51-го места на 56-е по итогам 2006 года. Несмотря на это, по ИГК Казахстан имеет самые сильные позиции среди стран СНК. Россия занимает 62 место, Азербайджан – 64, Украина – 78, Армения – 82, Грузия – 85, Молдавия – 86, Таджикистан – 96, Кыргызстан – 107. Хотя Казахстан и потерял 5 мест, опустившись на 56 позицию в ИГК Всемирного экономического форума 2006-2007гг., тем не менее, выросший на богатстве своих природных ресурсов, он осуществил крупные улучшения в макроэкономике, благодаря которым были достигнуты: значительный профицит бюджета, низкое соотношение государственного долга и ВВП, высокая норма сбережений, существенное снижение процентных ставок, отражающее большую эффективность финансовых рынков или меньшие риски кредитования.
Также наблюдаются улучшения в рыночной эффективности, вызванные повышением конкуренции на товарных рынках. Наилучшие позиции страна занимает по макроэкономике и рыночной эффективности, а хуже всего дело обстоит в области здравоохранения и начального образования, институтов, развитости бизнеса и инноваций. Средние позиции Казахстан имеет по таким параметрам как высшее образование, технологическая готовность и инфраструктура.
Основные направления повышения конкурентоспособности РК. Рассмотрев уровень национальной конкурентоспособности Казахстана, можно сделать вывод о том, что эта конкурентоспособность высока, причем высокие позиции в этом рейтинге обеспечивают всего 3 параметра из 9 – «макроэкономика», «рыночная эффективность» и «высшее образование и обучение. Кроме того, другим выводом относительно национальной конкурентоспособности РК является сохраняющийся низкий уровень развития рядов важных сфер – науки, образования, здравоохранения. Необходимо дальнейшее развитие, причем очень высокими темпами таких параметров, как производство, ВВП, ВНД, в том числе на душу населения, финансирование НИОКР, повышение качества жизни и здравоохранения с целью увеличения продолжительности жизни, предотвращение дальнейшего расслоения населения по уровню доходов, существенное увеличение финансирования, образования, здравоохранения и науки. Решение указанных задач будет способствовать как общему повышению качества казахстанской экономики и росту ее конкурентоспособности, так и продвижению страны в рейтинговых оценках мировых организаций, повышение ее престижа на международной арене и выполнению поставленной Президентом РК Назарбаевым Н.А. задачи по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Вопросы для самоконтроля: 1 В чем сущность международного разделения труда? 2 Каково место Казахстана в международном разделении труда? 3 Как связаны платежный баланс и внешнеэкономическая деятельность РК? 4 Как оценивается конкурентоспособность национальной экономики? 5 В чем заключаются детерминанты национальных конкурентных преимуществ? 6 Каковы пути повышения конкурентоспособности экономики РК?
Рекомендуемая литература: 1. Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24 2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с. 3. Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2005.-813 с. 4. Национальная экономика: учебник/ под общей ред. А.В. Сидоровича, А.А.Абишева. – Алматы.: Экономика, 2009.
Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова Факультет «Экономика и Управление» Кафедра «Экономическая теория» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «Национальная экономика»
Для специальностей: 5В030400 – Таможенное дело, 5В050600 – Экономика, 5В050700 – Менеджмент, 5В051000- ГиМУ, 5В051100 – Маркетинг, 5В051300 – Мировая экономика, 5В051900 – ОиНТ, 5В070400 – ВТиПО, 5В090500 – Соц. работа
1. Название темы практического (семинарского) занятия 2. Задание практического (семинарского) занятия 3. Методические рекомендации по выполнению заданий
Алматы, 2012 г.
Тема 1. Предмет дисциплины Национальная экономика» Задание №1. Изучить основные понятия национальной экономики, ее предмет и метод.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов: 1.Национальная экономика как отрасль экономических наук и учебная дисциплина. Предмет национальной экономики. 2Типы национальных экономик. 3.Методы изучения национальной экономики.
Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу и вопросы для самоконтроля
Вопросы для самоконтроля: 1.Каковы основные структурные части современной экономической теории. 2.Экономика м национальная экономика – это одно и то же? 3.Что является предметом курса «Национальная экономика». 4.Каковы методы теории национальной экономики. 5.Что такое экономические системы?
Тема 2. Содержание и принципы анализа национальной Экономической системы Задание №1. Изучить основные понятия экономической теории, ее предмет и метод.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов: 1 Элементы и виды экономических систем. 2 Принципы формирования национальной модели экономики. 3 Объективные тенденции развития и формирования национальной модели экономики. 4 Цели национальной экономики Казахстана.
Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу и вопросы для самоконтроля . Вопросы для самоконтроля: 1.Дайте определение понятия «экономическая система» по В.Зомбарту. 2. Назовите типы этих систем, проанализируйте их различия. 3.В чем различие экономической системы по В.Зомбарту и экономического порядка по В.Ойкену. 4.Какова роль государства в социально ориентированной рыночной экономике. 5.Назовите способы участия государства в экономической деятельности. 6.Что следует понимать под термином «национальная экономика» 7.Как можно оценить уровень развития национальной экономики. 8.Чем должна определяться приоритетность стратегических целей государства при оценке путей развития национальной экономики. 9.Каковы модели экономического развития ведущих стран мира. 10.Каковы характеристика этапов развития национальных экономик по У.Ростоу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|