Интенциональность vs рефлексивность
«Говоря коротко, существуют два принципа, которые я не могу согласовать друг с другом и ни одним из которых в то же время не в силах пожертвовать, а именно: наши отдельные восприятия суть отдельные предметы (existences) и наш ум никогда не воспринимает реальной связи между отдельными предметами»1. Так Юм подытоживает свой анализ сознания в самом конце первой книги «Трактата». Итог неутешителен. Мыслителю трудно обойти несовместимость двух своих центральных утверждений: возможности непосредственного наблюдения отдельных впечатлений и возможности наблюдения того, как они комбинируются, т.е. связываются между собой. Говоря современным языком, интенциональ-ностъ сознания, его нацеленность на объект никак не согласуется с его рефлексивностью, способностью управлять сознанием. Первичные данности сознания и его активность, создающая эти данности, - вещи, конечно же, трудно совместимые по определению. А без этого картина сознания остается противоречивой и фрагментарной, в особенности в условиях отрицания духовной субстанции и мыслящего Я. Попробуем разобраться в причинах этого. Картина человеческого сознания, по Юму, зиждется на четырех основаниях: 1) индивидуальном субъекте (индивидуализм); 2) понимании сознания из самого себя, его самоочевидности (ин-троспекционизм); 3) образе сознания как совокупности отдельных восприятий и идей (номинализм); 4) отказе от вопроса о связи сознания и внешней реальности (скептицизм). Следует признать (и это Юм периодически делает сам), что все эти основания несовместимы друг с другом. Так, Юм предпринимает анализ сознания, апеллируя исключительно к индивидуальному самонаблюдению и не учитывая ни существование других сознаний, ни процессы коммуникации. Однако ни о каком индивидуальном субъекте не может быть и речи, коль скоро понятие субъекта предполагает
Трактат. С. 379. Раздел П. История познания: принципы и примеры единство личности, которое Юм последовательно отрицает. Далее, Юм исходит из открытости данных сознания для наблюдения и не видит никаких границ, которые могли бы препятствовать аналитическому проникновению в глубины сознания. И вместе с тем, если учитывать, что восприятия различаются в силе и живости, могут существовать такие слабые и неотчетливые восприятия, которые практически недоступны рефлексии. Одновременно границы самонаблюдению ставят некоторые идеи, природа и происхождение которых остается непонятна. Такова, к примеру, идея причинности, которую не спасает ссылка на привычку. Ведь привычка — это наблюдение повторяющейся последовательности восприятий, а это в свою очередь уже предполагает такие идеи, как время и связь, которые обосновать не легче, чем саму идею причинности. Они противоречат юмовскому номинализму, согласно которому каждое восприятие автономно, т.е. порядок и связь восприятий не могут наблюдаться непосредственно, являясь рефлексивным выводом из наблюдений. Наконец, невозможность обоснования какой-либо связи сознания и реальности, с одной стороны, последовательно принимается Юмом. Но, с другой стороны, если мы имеем возможность отрицать такую связь, значит мы хотя бы разграничиваем эти две автономные сферы, что уже является выходом за пределы сознания. В этом вопросе Юм сознательно выходит за пределы философии. Реальность - это продукт повседневного сознания, пребывая в котором, человек убежден в возможности познания мира и в том, что факты его сознания как-то соответствуют элементам реальности. Сознание же, взятое в качестве предмета философского анализа, не допускает обоснованного выхода за свои пределы, по сути просто исключая из рассмотрения всякую онтологическую проблематику.
«Дух — нечто вроде театра, в котором выступают друг за другом различные восприятия; они проходят, возвращаются, исчезают и смешиваются друг с другом в бесконечно различных положениях и сочетаниях»1, - гласит известная аналогия Юма. При этом театральный зритель, т.е. наблюдатель, захвачен актами сознания настолько, что кроме его интенционального измерения, направленности сознания на объекты-восприятия не замечает самого актора, благодаря которому и разворачивается театральное действие. 1 Юм Д. Трактат. С. 346. Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания Это исключительное внимание к конкретным ментальным событиям, т.е. актам восприятия, означивания или осмысления, дает основание причислять Юма не столько к философам, сколько к натуралистическим психологам-интроспекционистам. А трансцендентальные явления, интересовавшие философов от Платона до Гуссерля (последний назвал их ноэмой и ноэзисом), казалось бы, выпадают из сферы юмовского интереса. Но каким же тогда образом Юм пробудил Канта от догматического сна? И где коренится сила философской рефлексии, которая позволила самому Юму прийти к столь радикальным выводам?, Важнейший итог юмовского анализа сознания состоит в том, что он исчерпал все возможности индивидуалистической интерпретации сознания, приведя к феноменалистической картине не связанных друг с другом ментальных состояний. Во многом именно феноменализм Юма как последний результат радикальной картезианской редукции и становится объектом рецепции современной феноменологии1. Юм на собственном примере показал тщету всех попыток обосновать сознание изнутри, из себя самого, как форму субъективной реальности. Понятию «субъективная реальность» некоторые авторы придают большое значение, полагая, что оно как-то способствует разгадке тайны сознания и даже призвано заменить последнее. Эту «последнюю субъективность» Юм характеризовал как способность непосредственного восприятия своих ментальных состояний и их комбинирования. Он считал эти черты сознания фундаментальными и далее необъяснимыми. Дальнейшее развитие философии, психологии, нейрофизиологии и целого ряда иных гуманитарных наук привело к важнейшим результатам именно с помощью определенных процедур редукции ментальных состояний к поведенческим актам, формам телесности, языку, коммуникации, артефактам культуры. Субъективный остаток, в принципе недоступный опредмечиванию и редукции, представляет собой по сути результат неспособности сознания
1 Юм и феноменология -одна из основных тем недавней юмовской конференции (37th International Hume Conference, University of Antwerp., Department of Philosophy, Belgium, July 6-10, 2010). Об отношении феноменологов к наследию Юма см., например: Costelloe T.M. Hume's Phenomenology of the Imagination // Journal of Scottish Philosophy. 2007. Vol. 5. P. 31-45; BossertPh.J. Hume and Husserlon Time and Time-consciousness // The Journal of the British Society for Phenomenology. 1976. Vol.7, № I; Mall R.A. Experience and Reason. The Phenomenology of Husserl and its Relation to Hume's Philosophy. The Hague: Nijhoff, 1973. Раздел П. История познания: принципы и примеры справиться с хаосом бессмысленных восприятий. Однако эта беспомощная явленность сознания для человека - отнюдь не единственный и не последний результат интроспекции. Именно данность сознания как «своего другого», как нечто чуждого, как своего предмета и должно наводить на мысль о том, что сознание — продукт не себя самого, не функция серого вещества, но результат контакта с иным сознанием1. Когда грудной ребенок, еще не обладающий сознанием Я, сталкивается (при внезапном пробуждении, падении с дивана или иной травмирующей ситуации) с неуправляемым и потому болезненным хаосом своих восприятий, он требует контакта с взрослым, который для него выступает критерием реальности и источником трансцендентальной апперцепции. Су-пер-Эго Фрейда рождается до субъективного Эго и даже порождает последнее как свое подобие. Человек создается по образу и подобию Бога. Культура творит личность. Все это-формулировки одного и того же. Только посмотревшись в другого, как в зеркало («Зеркало Я»), можно увидеть, точнее создать себя. Сознание — не продукт эволюции мозга, организма в целом, но функция коммуникации. Оно зарождается не «внутри», не в голове, но «снаружи», в общении с другими. И это справедливо как для фи-ло-, так и для онтогенеза.
Идея Л.С. Выготского о знаковом опредмечивании психики как условии ее развития вносит вклад в решение той фундаментальной проблемы, которая обнаруживает актуальность и для современной эпистемологии, и для целого ряда наук, изучающих познавательный процесс (истории науки, лингвистики, социологии, этнографии). Она заключается в принципиальном пересмотре соотношения понятий внешнее—внутреннее и социальное—психическое. Л.С. Выготский даже рискует сформулировать нечто вроде универсального закона культурного развития, или развития психических функций, или эволюции сознания: «Всякая функция в культурном развитии ребенка (но также и в филогенезе. - И.К.) появляется на сцену дважды, в двух планах, Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания 1 Рассмотрение проблемы другого сознания должно начинаться не с уточнения понятия сознания как такового, но с анализа понятия «Другой», производным от которого сознание и является, как понял уже Фихте, но до сих пор отказываются осознать такие мыслители, как Д.И. Дубровский иемуподобные(см.:Дубровслда/ДЯ. Проблема Другого сознания // Вопросы философии. 2008. № 1). сперва — в социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка (человека вообще. — И.К.), как категория интрапсихическая... За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей»1. Отсюда и подход к сознанию как не к тому, что «внутри головы», а как к (символическому, языковому, культурному) отношению между людьми при посредстве изобретаемых ими средств (знаков, инструментов, артефактов культуры). В таком случае нет нужды в «расшифровке мозговых кодов» для понимания тайны сознания, в первую очередь его высших проявлений. Естественно, сознание зависит от мозга, мозг зависит от сознания. Мозг - это «внутренняя часть» сознания; деятельность и коммуникация - его «внешняя часть». Но для психологии и философии не существует ничего «посередине», ничего «чисто ментального», никакой «субъективной реальности», недоступной объективации, трансляции и редукции. Юм хорошо понимал это обстоятельство, ссылаясь на привычку (по существу, индуктивную историю индивидуальной психики) как на объяснительный принцип феноменов сознания. «Сами по себе», т.е. вне онтогенеза, коммуникации, деятельности, у человека есть лишь смутные психические состояния, нормальное существование которых требует внешних — культурных — форм.
Именно поэтому столь трудной для решения оказывается пресловутая проблема qualia, которая в истории философии известна как проблема «вторичных качеств». В самом деле, описать свои состояния сознания, относящиеся к восприятию, бывает весьма затруднительно. Это показывают сложности диагностики внутренних заболеваний по самоотчетам пациента, когда нужно артикулировать ощущения собственного тела (проприоцептические ощущения); об этом свидетельствует невыразимость в языке многих контактных ощущений — вкусов и запахов. Поэтому не следует поддаваться иллюзии, что сознание можно понять только из него самого, путем интроспекции. Нельзя понять его также лишь из морфологии и функционирования мозга. Нужно изучать либо культурные объекты — для понимания коллективного сознания 1 Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 145; Касавин И. Т. О семиотически-коммуникативной теории сознания (в развитие идей Л.С. Выготского) // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3. Раздел П. История познания: принципы и примеры (в этом идея «Психологии искусства» Л. Выготского), либо индивидуальные формы деятельности и коммуникации —для понимания индивидуального сознания, как делают, например, психоаналитики и психолингвисты. Это и есть вывод, перед которым остановился Юм и к которому пришло современное развитие философии и специальных наук. Он обладает позитивной методологической ценностью и одновременно указывает место паразитирующим на нейронауке философам-натуралистам, ограничивая их претензии на объяснение сознания. Натурализм vs скептицизм Итак, чем дальше, тем больше мы убеждаемся в актуальности юмовского философствования, и потому есть основания согласиться с Кевином Микером, который утверждает: «Исследование системы Юма (и ее интерпретаций) сквозь призму современной эпистемологии может пролить изрядную толику света на философию Юма и нашу современную ситуацию»1. Сегодня, когда в России все чаще само существование философии ставится под вопрос, привлекает внимание та роль, которую играет у Юма обсуждение метатеоретического вопроса о природе философского знания. Приносит ли философия практическую пользу или представляет собой лишь экстравагантные умствования маленькой секты чудаков? Опирается ли она на позитивные знания или ограничивается априорными умозаключениями? Применимы ли к философии те же самые эпистемические критерии, которыми она руководствуется при анализе иных видов знания? Ответы на эти вопросы в целом группируются в две позиции, обычно именуемые натурализмом (реализмом, догматизмом) и скептицизмом (рационализмом). Юм дает весомые основания для натуралистических интерпретаций своего учения, с которыми небезуспешно конкурируют попытки доказать скептический характер юмовской философии. Обзор тех и других занял бы слишком много времени2; ограни- 1 Meeker К. Hume: Radical Skeptic or Naturalized Epistemologist? // Hume Studies. 1998. Vol. XXIV, №1. P. 47. 2 См., например, уже упомянутую работу Нормана Кемпа Смита (впервые опубликованную в 1941 г.), а для сопоставления натуралистических и скептических интерпретаций также: Meeker К. Op. cit. P. 31—52. Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания чимся лишь краткой характеристикой этих позиций. Под натурализмом Юма в данном случае понимают его последовательный эмпиризм в трактовке познания и сознания; стремление выяснить возможности их каузального объяснения (что также именуется экстернализмом - не путать с экстернализмом в историографии науки); первичность человеческой природы перед теоретическими рассуждениями; приоритет онтологического реализма перед эпистемологическим скептицизмом; возможность окончательного (фундаменталистского) решения философских проблем. Типичный пример натуралистической аргументации в стиле современ-,ных эволюционных эпистемологов дает гл. 16 ч. 3 первой книги «Трактата» под названием «О рассудке животных». Он разбирает там поведение собаки и приходит к следующему выводу: «Животные, несомненно, никогда не воспринимают реальной связи между объектами; следовательно, они выводят одно из другого на основании опыта. Никакие аргументы не могут привести их к общему заключению, что те объекты, с которыми они еще не знакомы из опыта, сходны с теми, которые они знают на основании опыта. Следовательно, опыт действует на них только через посредство привычки. Все это было достаточно выяснено и в применении к человеку; но в применении к животным уже нельзя подозревать ни малейшей ошибки; а это, надо признаться, является сильным подтверждением или, скорее, неоспоримым доказательством моей теории» (курсив мой. - И.К.)]. Напротив, скептицизм Юма рассматривается как эмпирическое доказательство несостоятельности важнейших положений традиционной философии (наличие духовной субстанции, существование Я, реальность внешнего мира, теория отражения, возможность достоверного теоретического и эмпирического знания). Само понятие человеческой природы, являющееся главным объектом исследований Юма, в условиях отрицания духовной субстанции и единства личности утрачивает надежную основу. Далее, важнейшим результатом его скептицизма оказывается по- 1 Юм Д. Трактат. С. 264. Привычка (в современной терминологии -адаптация) есть, по одному из утверждений Юма, «один из принципов природы»; впрочем, выше мы находили основания для рассмотрения привычки как результата научения. Раздел II. История познания: принципы и примеры следовательное развенчивание понятия причинности и доказательство невозможности каузального подхода к проблемам сознания и познания. Юм также демонстрирует теоретическую наивность онтологического реализма и фактически сводит его к банальному здравомыслию и вере. И наконец, скептицизм предполагает рационалистическую установку, согласно которой необходимо предоставить разуму (мышлению, рассуждению) право бесконечной критики, самокритики и поиска безусловно достоверных оснований для всякого утверждения. Таким образом, натурализм и скептицизм оборачиваются у Юма даже не двумя сторонами одной медали, а продолжением друг друга. Последовательно проводимый натурализм неизбежно приходит к своей кажущейся противоположности —скептицизму, а доведенные до логического конца скептические установки побуждают отказаться от них в пользу менее теоретичного и экстравагантного, более «естественного» взгляда на мир. По выражению Юма, «разум скептический и разум догматический однородны, хотя и противоположны по действиям и целям; когда последний силен, он встречает в первом столь же сильного врага»1. Иное дело, что всякая последовательно осуществляемая философская программа по необходимости обременена рационализмом как способом логической аргументации и обоснования, а потому и скептическими следствиями. То, что современная аналитическая философия уверенно идет по пути, проложенному Юмом, демонстрируют многочисленные мысленные эксперименты и парадоксы2. Чаще всего их задача состоит именно в том, чтобы показать, как последовательный эмпиризм приводит к скептицизму. Обычно для этого берется некая воображаемая проблемная ситуация в конкретной науке, которая оказывается неразрешимой средствами самой этой науки. Выводом из такого анализа является философская дилемма, проблема-тизующая и эпистемические возможности человека и даже саму реальность. Таковы экскурсы У. Куайна в этнографию («гава-гай»), Н. Гудмена в космобиологию («зелубый», или «grue»), X. Патнэма в нейрофизиологию («мозги в бочке»), С. Крипке в Трактат. С. 273. 2 См.: Филатов В, П. Мысленные эксперименты в науке и философии // Эпистемология и философия науки. 2010. № 3. Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания 277 математику («плюс и квус»1) и др. Тем самым аналитические философы, продвигая программу натурализации эпистемологии, одновременно демонстрируют явные скептические установки, которые оказываются связаны с самой сутью философского мышления. Игра с парадоксальными гипотезами, утонченная критика скрытых предпосылок теории, постановка проблемы и погружение ее в контекст познавательной ситуации — именно это, а не решение конкретных задач характеризуют природу философского знания2. И чем на более глубокие теоретические прозрения рискуют ученые, тем ближе их способ мышления к философствованию, тем больше риск неоднозначных следствий и парадоксальных заключений. Юм очень близко подошел к пониманию этой черты философского знания, что делает его весьма современным мыслителем. Ив Мико, французский исследователь Юма, удачно схватывает сознательную амбивалентность и проблемность его философского стиля: «По Юму, философия производна от человеческой природы, которая является ее естественным и каузальным началом, а также предметом исследования. Эта странная дисциплина, эмпирическая и самореферентная одновременно, имеет дело с различными сферами человеческой деятельности. Ее сопровождает постоянная угроза распада на специальные эмпирические исследования, но она все равно провозглашает себя наукой наук. Юм сознавал новизну своих утверждений и их возможную проблемность. Результатом этого был внутренний скептический протест против твердой приверженности эмпирическому и психологическому подходу, близкому куайнов-ской идее натурализированной эпистемологии»3. Важно иметь в виду, и это не раз отмечалось в юмоведении, что и само понятие скептицизма неоднозначно: шотландский мыслитель выделяет разные его виды4. Крайний скептицизм гласит, что 1 См.: Kripke S.A. Wittgenstein on Rules and Private Language. Cambridge, 1984. 2 См. подробнее: Касавин И. Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии // Вопросы философии. 2004. №11. 3 Michaud У. Hume's Naturalized Philosophy // Hume Studies. 1987. Vol. XIII. № 2. P. 360-380. 4 См., например: Norton D.F. David Hume: Common Sense Moralist, Sceptical Metaphysician. Princeton, 1982. P. 239-310. л IL История познания: принципы и примеры «все недостоверно и наш рассудок ни к чему не может применять ни-какихмерил истинности и ложности»1, и составляет с наивным реализмом антагонистическую пару. Но умеренный скептицизм предполагает лишь то, что «все наши суждения относительно причин и действия основаны исключительно на привычке и вера является актом скорее чувствующей, чем мыслящей части нашей природы»2. Поэтому он, что называется, «оппортунистичен», склонен к компромиссам и едва ли не смыкается с лозунгом П. Фейерабенда «все дозволено». Юм убеждается в том, что философские вопросы столь трудны, что не находят однозначного ответа в стиле реализма (натурализма) или скептицизма (рационализма). Противоречия, возникающие в ходе философского анализа, требуют введения все новых и новых гипотез и «фикций», которые в свою очередь нуждаются в обосновании, и так до бесконечности. Вот одно из типичных высказываний Юма: «Природа упряма и не хочет покидать поле сражения, как бы сильно ни атаковал ее разум, но в то же время [позиция] разума так ясна в данном случае, что нет возможности ее маскировать. Не будучи в состоянии примирить обоих врагов, мы стараемся по возможности облегчить свое положение, попеременно уступая каждому то, что он требует»3. *** Всякий великий философ - это своего рода революция. Так и благодаря Юму философия оказалась основательно трансформирована. Она представляет собой уже не фабрику знания, по Гоббсу или Декарту, и даже не локковское критическое исследование наших способностей. Это все еще не отлитая из одного куска стали дисциплина, но смесь гуманитарных и социальных наук, часть которых даже находится еще в проекте. Ее позитивный метод ограничивает исследование сферой феноменов, что не позволяет говорить о его алгоритмичности и непогрешимости. В этом отношении Юм прощается с фундаменталистской философией и предвосхищает скромность современных философских проектов. Важно понять, что это означает не отрицание философии как таковой, но снижение ее драматических претензий. Юм часто говорит о том, как важ- 1 Юм Д. Трактат. С. 269. 2 Там же. 3 Там же. С. 305. Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания но быть несерьезным, утверждая необходимость определенной философской беспечности, уберегающей от чрезмерно радикальных выводов и их догматического принятия. Вот и соответствующая цитата: «Тот, кто изучает философию таким беспечным способом, действует в большем согласии с истинным скептицизмом, чем тот, кто, чувствуя в себе склонность к этой науке, тем не менее так подавлен сомнениями и колебаниями, что совершенно отрицает ее»1. При всем соблазне прочесть такие пассажи на полном серьезе и связать Юма с постмодернистским лозунгом деконструкции не стоит попадать в ту ловушку, о которой сам Юм предупреждает не раз: нельзя забывать о плодотворном различии философии и жизни. Лишь прочная укорененность в природе (как бы она ни понималась) позволяет человеку воспарять на вершины абстрактного мышления. Но только философия (теоретическая наука) позволяет усовершенствовать жизнь. Говоря о беззаботности и невнимательности как лекарстве от скептицизма, Юм имеет в виду здравый смысл нормального человека, крепко стоящего на земле. Это тот самый британец, который покорил моря и дальние страны, встал на сторону парламента против короля, осуществил революцию в науке и промышленности и хорошо понял и что такое деньги, и что такое демократия. Нельзя сказать, что именно к этому читателю прямо обращается Юм. Но ведь и без философии эмпиризма не было бы такого человека. И даже не столь важно, кем же оказывается в действительности этот шотландский мыслитель — реалистом или скептиком, натуралистом или постмодернистом. Пусть он — всего лишь нормальный философ, докопавшийся до фундаментальных проблем, увидевший амбивалентную природу их решений и, дабы обеспечить бесконечные интерпретации своего учения, осмелившийся остаться непоследовательным до конца. При этом философия Юма обретает главный смысл благодаря не своей исторической роли, а обращенности в будущее. Философия как наука об основаниях человеческого бытия и сознания — это, говоря современным языком, перспективный проект, который проектирует самого себя, легализируя многообразие методов и все расширяющееся пространство исследования. Он убеждает в торжестве человеческого разума именно потому, что тот никогда не смиряется даже с самим собой. 1 А2м Д. Трактат. С. 369. Глава 14. Язык и сознание как элементы социокода. Истоки современного дискурс-анализа1 Среди множества современных методов анализа индивидуального и коллективного сознания все большую популярность завоевывает дискурс-анализ2, теоретики которого нередко расширяют свой подход до универсальной методологии социально-гуманитарных наук. Тем самым понятие дискурса начинает выполнять функции, очень схожие с теми, которые в методологии науки 1970-1980-х гг. выполняло понятие метода. Мы помним, как завершился спор о методе науки в философии науки: П. Фейерабенд разоблачил догматическую идею универсального метода применительно к естествознанию. В современной гуманитаристике и ее методологии ситуация далека до монолитности и догматизма, хотя и просматривается несколько лейтмотивов. Один из них - стремление обосновать методологическую специфику социогуманитарного знания, отличную от естественных и точных наук. В российском интеллектуальном пространстве XX в. это стремление было представлено в той или иной степени философом Г.Г. Шпетом, психологом Л.С. Выготским, литературоведами и лингвистами М.М. Бахтиным и Ю.М. Лотманом, культурологом и социологом науки М.К. Петровым. Эта традиция в философии и науках о человеке может быть условно обозначена как коммуникативно-семиотический подход. Сквозь призму современных дискуссий о теории дискурса она обнаруживает неожиданную актуальность3. Идея гуманитарной науки Проблема применения идеалов научности и объективности к гуманитарному знанию сформировалась в середине XIX в., когда филология и лингвистика, психология, социальная и культурная антропология приобретали институциональный статус в качестве 1 Журнальный вариант см.: Методология и история психологии. 2012. № 1. 2 См.: Касавин И. Г. Дискурс-анализ и его применение в психологии // Вопросы психологии. 2007. № 6. 3 О значении этой традиции и взаимосвязях внутри нее подробнее см.: Мике-шинаЛ.А. Философия познания. М., 2002; Зинченко В.П. Мысль и Слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета (часть 1) // Психологическая наука и образование. 2003. № 4; Рыклин М.К. Сознание и речь в концепции М.М. Бахтина// Бахтин как философ. М., 1992; Kristeva J. On Yury Lotman // Publications of the Modern Language Association (PMLA). 1994. Vol. 109. № 3. P. 375-376. Глава 14. Язык и сознание как элементы социокода эмпирических наук. Предметы и методы гуманитарных наук оценивались по аналогии с предметными областями и методологическими арсеналами математики и естествознания, причем именно последние выступали образцами объективности и точности. Г.Т. Фехнер, Э. Тайлор, Ф. Соссюр каждый на свой лад формулировали и пытались реализовать программу онаучивания гумани-таристики, но позитивисты Венского кружка по сути вынесли всем этим попыткам негативный вердикт. В истории философии и науки все это время развивалась и другая линия, идущая от Ф. Шлейермахера через В. Дильтея и Ф. Ницше к неокантианцам Баденской школы, О. Шпенглеру, позднему Э. Кассиреру, позднему Э. Гуссерлю, позднему Л. Витгенштейну, неофрейдизму. В ней нашло отражение стремление обосновать особый эпистемологический статус гуманитарных наук, или наук о культуре, существенно отличный от того, что в английском языке называется «hard science». Ключевыми для данного направления исследований и его более поздних последователей в XX в. стали как традиционные категории языка, сознания, культуры и истории, так и только вводимые в научно-философский оборот понятия деятельности, игры, символа, функции, коммуникации, жизненного мира. Гуманитарная мысль в России оказалась особенно восприимчива к этой линии развития и внесла немалый вклад в разработку указанных понятий. Сегодня, по прошествии десятилетий, мы уже в состоянии оценить те достижения, которые в науке и философии XX в. связываются с именами Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Ю.М. Лотмана, М.К. Петрова и ряда других российских исследователей. Значительность их идей проявляется среди прочего и в том интересе и признании, которые они получают в современном мире. Что такое наука и научность и как они проявляют себя в культуре, социуме, индивидуальном познании? Этот вопрос, принципиальный для эпистемологии и философии науки, всякий раз обращает на себя внимание ученых, когда их дисциплина переживает революционные трансформации. М.К. Петров подходил к его решению сквозь призму эволюции познавательного отношения вообще, которую он рассматривал с точки зрения исторической социологии науки. Для него была очевидна исчерпанность абстрактного представления о науке как совокупности имманентных характеристик научного знания. Вместо этого М.К. Петров выде- Раздел П. История познания: принципы и примеры лил три исторических типа семиотики культуры, свойственные античности, Средневековью и Новому времени, полагая знание неотъемлемой частью культуры и видовым культурным понятием. В основу этой типологии он положил понятие социального кодирования1. Все типы социальности М.К. Петров истолковывает как поиски внебиологических средств аккумуляции, трансляции и генерации опыта. Опыт должен иметь долгоживущий, рассчитанный на множество поколений, бессмертный и вечный с точки зрения смертного социокод, или, иначе говоря, тип субъект-объектного отношения, несущий примерно тот же набор функций, что и био-код для других видов. «Для всей... совокупности массива знания и непосредственно связанных с ним институтов и механизмов различного назначения мы... будем употреблять термин "социокод", понимая под ним основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различении фрагментированный массив знания, расчлененный на интерьеры мир деятельности и обеспечивающие институты общения»2. Проводя различие между деятельностью и общением, общением и познанием, он выделяет три типа того, что можно назвать познавательным общением. Это коммуникация (поддержка нормативной структуры), трансляция (когнитивная социализация) и трансмутация (генерация смыслов)3, в той или иной степени характеризующие всякий способ социального кодирования. Однако третий срез общения, или трансмутация, «который в европейском очаге культуры называют "познание"»4, характерен, как мы увидим ниже, в особенности для современного типа ментальное™. «Геном» социального кодирования является знак. Используя его, общество удерживает массив социально необходимых и воспроизводимых в смене поколений видов деятельности в форме знания. Первые два социокода отличаются, по Петрову, исполь- 1 См.: Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991. 2 Там же. С. 39. 3 См.: Там же. С. 32-40. 4 Там же. С. 92. Глава 14. Язык и сознание как элементы социокода зованием языка только для фрагментации знания в его трансляционной (знак) и поведенческой (деятельность) формах существования. Античный тип такой фрагментации выступает как единство индивида и его имени, противопоставленное природному и социальному окружению, которое понимается как священный текст. Это так называемое лично-именное кодирование, где еще нет разделения поведенческого и знакового на обособленные области со своими основаниями интеграции и социокод объединен в социальную целостность через контакт и сопряжение имен в ситуациях коллективного действия. В средневековом, или профессионально-именном, типе кодирования единство группы и текста противостоит имени. Здесь поведение и знак реализуются через матрицу обмена, или систему наследуемых межсемейных контактов, а также через кровнородственную связь вечных (божественных) имен. Хотя оба типа используют языки как средства общения -инструменты коммуникации, трансляции, трансмутации — интегрирующие структуры этих социокодов (ситуация коллективного действия, межсемейный контакт, кровнородственная связь) очевидно не принадлежат к реалиям языка в узком смысле, что не мешает им оставаться знаковыми отношениями, носителями смысла и значения. Способ различения античной и средневековой культур, предлагаемый Петровым, отнюдь не самоочевиден. Он основан, в частности, на представлении о чуть ли не атомистической природе мигрирующего античного индивида, единство архэ1 которого противостоит социальному и природному миру. Конечно, приключения Одиссея, Язона или Кадма - это их собственная история. Но и король Артур, Ланцелот, Тристан или Роланд являются личностями ничуть не в меньшей мере. И одновременно все они, как феномены культуры, представляют собой некий собирательный образ — архетип. Имя как символ рода также фигурирует как в античности, так и в Средневековье. Поэтому критерий Петрова относится в первую очередь к способу производственной деятельности, а не культуры в целом, да и то с большими оговорками. Ведь цеховое (городское) разделение труда, типичное для европейского Средневековья, коренится в античном наследовании профессии у 1 См. об этом: КасавинИ.Т. Миграционный архетип и его трансформации (пастухи и пираты). Мир человека как онтология знания (пространственно-временные аспекты) // Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. М., 2001. Раздел II. История познания: принципы и примеры свободных ремесленников, торговцев, художников, врачей, которым покровительствуют боги и герои, также вступившие на путь специализации (Гефест, Дедал, Гермес, Аполлон, Асклепий). Феодальное же поместье по структуре производства весьма схоже с виллой крупного античного землевладельца в Египте, Греции или Риме. Так что главное и общее в социальном кодировании обоих типов — это практическое отношение между человеком и миром, в котором посредником выступает профессия и конфессия, представленные в форме мифов и ритуалов. В отличие от первых двух современный тип социального кодирования Петров называет универсально-понятийным. Его особенность не в новизне самого субъект-объектного отношения, а в его функциональной нагруженности, социальной значимости. Характерным режимом работы этого отношения является смешанность генерации и трансляции смыслов. Иными словами, субъект-субъектное отношение не только передает некоторую «мудрость» или «ценное указание» от субъекта к субъекту, но и преобразует их в процессе передачи от абстрактного к конкретному, от расплывчатого целеуказания типа «улучшить», «наладить», «пресечь» до программы конкретного действия, направленного на реализацию этих целей. Причем это прописывается и артикулируется в специфических знаковых средствах, главным из которых является книгопечатание. Петров ссылается на умножение ситуаций нестандартного типа по сравнению со стандартными; их соотношение в XVIII-XIX вв. начинает резко меняться в пользу нестандартных, что увеличивает социальную значимость креативного поведения. Анализируя истоки европейского социального кодирован
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|