Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты производственно-хозяйственных систем




Вид системы Характеристика системы
Большая, сложная     Вероятностная   Открытая   Производственная     Социально-техническая   Самоуправляющаяся     Адаптивная   Самоорганизующаяся     Содержащая конкурирующие элементы   Многоцелевая     Большое количество элементов и связей между ними   Невозможность точно предсказать конечные результаты деятельности, как из-за случайной природы входных воздействий, так и из-за внутреннего ее поведения   Активное взаимодействие с внешней средой   Единство ресурсов, производственного процесса и продукции   Объединение социальной организации (людей) и технической системы, предназначенной для выполнения производственных заданий: социальная организация выступает как фактор эффективной работы технической системы   Объединяет в своем составе объект управления и орган управления, выделяемый в самостоя­тельную подсистему, что обеспечивает высокую степень адаптивности и самоорганизации   Способность приспосабливаться к изменениям внешней среды   Самостоятельность в определении функциони­рования и путей развития Наличие частных целей отдельных подсистем, конкурирующих между собой в распределении ресурсов; наличие разных интересов у менедже­ров разных уровней управления или различных групп персонала, что влияет на эффективность функционирования системы °   Совокупность разнообразных целей, меняющих­ся во времени  

 

Организационно-правовые формы ПХС. ПХС как хозяйству­ющие субъекты — элементы общей рыночной экономической системы имеют различные организационно-правовые формы (рис. 12). Их подробная характеристика дается в дисциплинах «Менеджмент», «Хозяйственное право» и др.

 

Организационно-правовые формы предприятий
Коммерческие
Производственные кооперативы (артели)
Хозяйственные товарищества и общества
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
На праве хозяйственного ведения
На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)
Хозяйственные товарищества полные
Хозяйственные товарищества на вере
Хозяйственные общества с ограниченной ответственностью (ООО)
Хозяйственные общества с дополнительной ответственностью (ОДО)
Акционерные общества
Открытого типа (ОАО)
Закрытого типа (ЗАО)
Некоммерческие
Потребительские кооперативы
Учреждения
Фонды
Общественные и религиозные организации
Объединения юридических лиц
Ассоциации
Концерны
Консорциумы
Межотраслевые союзы
Региональные союзы
Финансово-промышленные группы
Холдинговые компании
Другие

 

 


Рис. 12. Организационно-правовые формы предприятий

Лекция 8. Эволюция взглядов на производственно-

Хозяйственные системы как объекты организации

Классические представления о ПХС

Изменение взглядов на ПХС как объект организации не­посредственно связано с эволюцией управленческой мысли и систем управления. Классическими являются следующие представления о производственно-хозяйственной системе:

· как о производственной машине, в которой все элементы? трудового процесса: станок, инструмент, работник, материал — механически (на основе точных инженерных? расчетов) функционально подгоняются друг к другу. Прежде всего, это относится к человеку как наиболее адаптивному элементу системы.

Представление основано на механических концепци­ях жесткого структурного детерминизма, обусловленно­го технико-технологической основой производственной деятельности, когда человек — работник в системе «человек—машина» рассматривается как технический элемент производственного процесса наряду с машиной. В основе такого представления лежат физические, ма­териально-энергетические (структурные) связи элемен­тов машины. Естественно, в машине никаких лишних, непроизводственных движений, связей быть не должно. К представителям этого направления можно отнести Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Ганта, Г Форда, А. Гастева, П. Керженцева и др.;

· как об абстрактной формализованной системе. В основе данного представления лежит системный подход, в со­ответствии с которым ПХС рассматривается во всей совокупности ее материальных, нематериальных (иде­альные, абстрактные, психические), информационных, организационно-экономических, социально-психологи­ческих и других элементов и связей, причем не только внутри организации, но и во взаимосвязи с внешней средой (представители общей теории систем — С. Оптнер, Л. фон Берталанфи, кибернетики — Н. Винер и др.);

· как о социальной («человеческой») системе, функциониру­ющей во взаимосвязи с внешней средой (Ч. Барнард, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Саймон, Д. Марч, Ф. Селзник, Д. Мак-Грегор, И. Ансофф и др.). Общим фоном явля­ется системный подход к предприятиям и организаци­ям как к социальному объекту управления. При этом социальная система противопоставляется ее окружению и выделяется из внешней среды, внутри нее выделяются целевые подсистемы, связанные отношениями иерархии;

· как о неформальной структуре с внутриорганизационными взаимосвязями в форме социально-психологических, «гуманистических» неформальных отношений (теории «гуманистических организаций»). Концепции «челове­ческого отношения», «организации как общины», раз­рабатываемые Э. Мэйо, М. Фоллет, Ф. Ротлисбергером, Р. Лайкертом, Д. МакГрегором и др., исходили из того, что отношения в производственно-хозяйственной систе­ме, построенные на принципах гуманизма, человеческо­го участия и т. п., дают больший экономический эффект, чем формальные, безличностные. Отсюда попытка по­строить теорию «социальной организации», используя концепции качества рабочей жизни, ротации труда, обо­гащения работы, участия рабочих в управлении, распре­делении власти и социальной ответственности и т. п.;

· как о системе управленческого поведения человека в орга­низации, но не прямыми административными методами, а косвенными, построенными на мотивации, стимули­рующей соответствующее ожиданиям поведение как от­ветную реакцию человека, — «теории организационного поведения» («бихевиоральный подход»: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, В. Врум и др.).

В основу теории организационного поведения также поло­жен постулат системного подхода о целесообразности систе­мы, наличия у нее и ее элементов (прежде всего работников) определенных целей, которые необходимо по возможности согласовывать и совмещать. В отличие от теории человеческих отношений в теориях организационного поведения в основу положены человеческие ресурсы, когда сама выполняемая ра­бота и надлежащие организационные условия и процедуры могут органически, естественно, без принуждения со стороны, самостоятельно, через выполнение работы надлежащим образом удовлетворять индивидуальные потребности работников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...