Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Транспортные травмы




Судебно-медицинские исследования трупов лиц, погибших при дорожно-транспортных происшествиях (автомобильных, рельсовых и др.), составляют значительный объем работы экспертов.

На основании данных, полученных при исследовании трупа, судебно-медицинская экспертиза имеет возможность установить факты, касающиеся как механизма транспортной травмы в целом, так и отдельных ее этапов, что помогает следственным органам реконструировать картину дорожно-транспортного происшествия. Чем менее достоверны имеющиеся в распоряжении следственных органов в каждом случае транспортной травмы доказательства, тем большее значение имеет заключение судебно-медицинской экспертизы.

К моменту производства судебно-медицинской экспертизы следователь (суд) должен с постановлением (определением) представить протоколы дорожно-транспортного происшествия, осмотра места происшествия или места обнаружения трупа, осмотра транспортного средства. Если потерпевший до назначения экспертизы находился в лечебном учреждении, следственные органы, назначившие экспертизу, обязаны представить подлинную историю болезни, рентгеновские снимки, результаты лабораторных исследований, изъятые при операции органы, части тела, а также одежду потерпевшего. Судебно-медицинский эксперт изучает эти материалы и принимает во внимание при оформлении выводов.

Автомобильная травма

При автомобильной травме возникают повреждения, причиненные частями как движущегося автомобиля, так и находящимися внутри его при внезапном изменении скорости, а также при падении из движущегося автомобиля.

Наиболее важной задачей при судебно-медицинской экспертизе автомобильной травмы является определение механизма повреждений.

Различают следующие виды автомобильной травмы.

1. Столкновение с человеком и удар частями движущегося автомобиля с последующим падением на автомобиль, отбрасыванием на грунт и возможным скольжением по нему.

2. Неполный и полный переезд колесом или колесами движущегося автомобиля.

4. Падение из движущегося автомобиля (из кабины, кузова, с подножки), сопровождающемся ударами частями автомобиля, падением на грунт и скольжением по нему;

5. Травма в кабине автомобиля от удара о части автомобиля, прижатия тела (сдавление) частями машины;

6. Прижатие частями автомобиля к неподвижным предметам.

7. Комбинированные виды автомобильных травм (удар с последующим переездом).

8. Прочие случаи (удар оторвавшимися частями автомобиля).

Различают три варианта столкновения автомобиля с человеком: передней, боковой и задней поверхностью автомобиля. При столкновении с передней поверхностью автомобиля первичное повреждение причиняется его бампером или другими выступающими частями транспортного средства, от которых возникают ссадины, кровоподтеки, переломы костей, и иногда раны. Повреждения от бампера автомобиля локализуются либо в верхней трети голени, либо на различных уровнях бедра и располагаются в поперечном направлении.

В большинстве случаев первоначальный удар наносится в места, расположенные ниже центра тяжести тела человека, в результате чего он падает на капот автомобиля. При этом возникают повреждения, которые обычно располагаются в области туловища, головы и верхних конечностей на стороне первичного удара.

Если первичный удар наносится вблизи центра тяжести, то человек отбрасывается вперед и при падении ударяется о грунт; после падения тело по инерции некоторое расстояние продвигается по грунту.

Характерным является бампер-перелом длинных трубчатых костей (голени, бедра), по которому судят не только об уровне расположения бампера, но и направлении удара по отношению к телу человека. Бампер-переломыдовольно типичны. Если скорость велика - они поперечные, если скорость умеренная - переломы оскольчатые, на стороне удара выбивается треугольный клин, основанием обращенный к месту приложения силы.

При ударах частями движущегося транспорта возникают переломы конечностей, таза, позвоночника, ребер, трещины на черепе. Наблюдаются разрывы и отрывы внутренних органов, а также явления общего сотрясения тела. Эти повреждения обусловлены как первичным ударом, так и падением на автомобиль с последующим отбрасыванием или падением тела на грунт с последующим скольжением. Для скольжения особенно характерны обширные линейные поверхностные повреждения, на фоне которых видны царапины и загрязнения.

Характерным признаком переезда является отслойка кожи. Она наблюдается главным образом в участках тела с хорошо выраженной подкожной жировой клетчаткой. Наиболее достоверным признаком переезда через любую часть тела является деформация последней и наличие отпечатков рисунка протектора колеса автомобиля. Сдавление при авариях отдельных частей тела (голова, грудь, область таза) также приводит к изменениям формы этих частей из-за множественных переломов костей.

При падении из движущегося автомобиля характерны повреждения, возникающие в результате удара и сотрясения тела, т.е. повреждения, наблюдающиеся при падении с высоты.

Основным механизмом возникновения повреждения при травме в кабине автомобиля являются удары тела о выступающие части автомобиля, сотрясение тела и в некоторых случаях - сдавление. Обычно повреждения локализуются преимущественно на передней поверхности тела.

У водителей чаще обнаруживаются множественные повреждения лица, шеи и кистей рук осколками стекла. Встречаются ссадины и кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки, закрытые переломы грудины и ребер от действия колеса рулевого управления, оскольчатые переломы надколенника. У пассажиров встречаются повреждения в виде вывихов в тазобедренных суставах и шейном отделе позвоночника. Нередко могут обнаруживаться переломы костей носа, челюстей, продольные трещины черепа, трещины и разрывы печени, легких, селезенки.

Железнодорожная травма

Железнодорожные повреждения чаще всего бывают результатом несчастного случая из-за неосторожности пострадавшего, реже встречаются случаи самоубийства. Наиболее трудны для распознавания убийства с использованием движущегося транспорта. При железнодорожной травме повреждения могут произойти от удара частями железнодорожного транспорта, сдавления при переезде колесами рельсового транспорта или между буферами, волочения тела и падения на полотно дороги. Нередко имеет место сочетание указанных повреждений.

При исследовании трупов лиц, погибших от травмы в результате удара частями железнодорожного состава, судебно-медицинский эксперт должен установить следы и повреждения на теле и одежде, возникшие от удара по телу частями движущегося железнодорожного состава; удара и трения тела о пути при падении на них в результате отбрасывания.

Общим для большинства видов железнодорожной травмы является то, что на одежде и теле жертвы, а также в местах повреждений образуются различной степени и интенсивности загрязнения смазочными веществами, мазутом, углем, шлаком и другими материалами балластного слоя пути, а также антисептиками, которыми пропитаны шпалы.

Судебно-медицинская экспертиза трупов лиц, погибших от железнодорожной травмы, имеет ряд отличий от исследований трупов при других транспортных травмах. Они обусловлены не столько разнообразием условий травмирования, сколько конструктивными особенностями подвижного состава и строением железнодорожного полотна. Важнейшей задачей при судебно-медицинской экспертизе железнодорожной травмы является выяснение механизма образования повреждений.

Удар наносится передней поверхностью локомотива, головного вагона электропоезда и реже боковой их поверхностью. В силу конструктивных особенностей железнодорожного транспорта и его размеров удар по телу причиняется на значительной площади, одновременно в нескольких местах и на разных уровнях. Это приводит к образованию множественных контактных и отдаленных повреждений.

Вследствие действия железнодорожного транспорта возникают повреждения, характерные и нехарактерные для этой травмы. К характерным повреждениям относятся те, которые образуются в результате действия колес железнодорожного транспорта при перекатывании их через тело. При этом происходит размозжение мягких тканей с характерным раздроблением костей и даже отделением частей тела.

На частях тела, через которые произошло перекатывание колеса, можно обнаружить: отпечаток давящей поверхности колеса железнодорожного транспорта в виде полос пергаментной плотности шириной 8-14 см. Следы обтирания представляют собой ровную полосу темно-красного цвета. Следы обтирания образуются вследствие трения боковой поверхности диска колеса о кожу при перекатывании его через тело.

Очень характерны для железнодорожной травмы повреждения, образующиеся в результате удара частями движущегося транспорта с последующим отбрасыванием. При этом возникают отрывы конечностей, следы волочения, открытые и закрытые переломы костей, различные повреждения внутренних органов, а также признаки общего сотрясения тела.

При сдавлении вагонами и буферами вагонов возникают повреждения, отличающиеся обширностью, отрывами, разрывами и смещением органов. В отдельных случаях можно встретить на коже отпечаток буферов вагонов.

При падении с движущегося железнодорожного транспорта наблюдаются повреждения, напоминающие таковые при автомобильной травме. Однако они характеризуются сравнительно большей протяженностью и массивностью.

Повреждения, полученные внутри вагонов, в основном характерны для действия тупых предметов и сочетаются с признаками сотрясения тела.

К нехарактерным повреждениям относятся повреждения, возникающие при неудачном вскакивании или соскакивании с подножек вагонов, поражении электротоком.

 

Авиационная травма

Авиационная травма в основном возникает в результате несчастного случая. Характер повреждений при этом бывает разнообразным и зависит от условий авиакатастрофы.

Особенности исследования трупов (останков) и сложности экспертизы во многих случаях обусловлены комбинированным механизмом образования повреждений от воздействия механических, термических и химических факторов, массивностью травмы, множественным расчленением трупов, необходимостью исследования многих погибших, которые находились на борту воздушного судна в момент катастрофы, и решением специальных задач при исследовании трупов пассажиров.

Работа выполняется бригадой квалифицированных судебно-медицинских экспертов под руководством ведущего эксперта. Этот эксперт должен быть знаком с действующими методическими рекомендациями по проведению медико-экспертных исследований при авиационных катастрофах. Авиационные врачи и другие специалисты, входящие в состав комиссии по расследованию летных происшествий, оказывают группе экспертов консультативную помощь.

Трупы и части трупов направляются в морг маркированными с указанием порядкового номера, соответствующего обозначенному в протоколе осмотра места происшествия и на прилагаемой к нему карте-схеме расположению останков по отношению к обломкам самолета и ориентирам местности, где произошла катастрофа. Останки членов экипажа маркируются номерами красного цвета; они подлежат исследованию в первую очередь.

Работу по установлению принадлежности останков конкретному лицу на месте происшествия выполняет Комиссия по расследованию авиационного происшествия. В необходимых случаях идентификация личности трупов и их частей может производиться в физико-техническом отделении бюро судебно-медицинской экспертизы. Для установления минимального числа погибших можно производить подсчет стоп и кистей.

Трупы командира воздушного судна, второго пилота, бортинженера, штурмана, бортрадиста подлежат исследованию в первую очередь. Помимо установления причины смерти, судебно-медицинское исследование должно установить быстроту ее наступления, дать анализ топографии повреждений в зависимости от факторов, определить прижизненность, последовательность и механизм возникновения повреждений для оценки позы и рабочих действий экипажа, выявить наличие признаков, указывающих на возможное воздействие токсичных либо других неблагоприятных факторов, исключить или обнаружить признаки острых и хронических заболеваний.

Причиной некоторых авиационных происшествий может быть разгерметизация кабины при полете на большой высоте (7000 м и выше). Для проверки этой следственной версии необходимо обратить внимание на признаки баротравмы среднего и внутреннего уха.

При подозрении на пожар в воздухе, а также во всех случаях загорания воздушного судна на земле, независимо от того, имеются ли следы термического воздействия на одежде и теле погибшего, обязательным является взятие и направление материала (кровь, моча, легкое, мозг, печень) на судебно-химическое исследование на токсичные летучие вещества. Они могут образоваться и вследствие горения синтетических и декоративно-отделочных материалов (окись углерода, цианистые соединения, фенол, ацетон и др.). Важно обратить внимание на локализацию ожогов, отложение копоти, внедрение продуктов горения в кожные складки.

У пилотов, погибших при выполнении авиахимработ, надо исключить отравление ядохимикатами.

Группирование повреждений по их морфологическим особенностям, локализации и другим признакам помогает решению вопроса об обстоятельствах авиационного происшествия.

Повреждения, разные по механизму (от удара, скольжения, давления, разрыва), могут отражать различное положение пассажиров вследствие хаотичного их перемещения и, напротив, преобладание однотипных повреждений может указывать на непредвиденность аварийной ситуации.

Наличие грубой черепно-мозговой травмы, переломы грудины и передних отделов ребер, разрывы органов грудной клетки, повреждения на кистях характерны для удара передней поверхностью тела о преграду (с большой силой). К характерным признакам авиационной травмы, кроме баротравмы внутреннего уха, относится и расчленение тел пассажиров на уровне живота от воздействия привязных ремней кресел.

Вывод по четвертому вопросу. Успешное решение вопросов, интересующих следственные органы, во многом зависит от правильной организации и полноты проведенного исследования трупа. Судебно-медицинский эксперт должен установить и описать особенности и признаки, указывающие на прижизненность и давность повреждений, а также признаки, позволяющие определить по особенностям повреждений характер воздействующей поверхности части или детали конкретного транспортного средства и механизм их нанесения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...