Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 45. Мы помним тебя, солдат. 54




Планы к сочинениям

ЧАСТЬ II

 

Содержание Страница

1. Тема № 1. Женские образы в пьесах Н. Островского. 8

2. Тема № 2. Острота политической сатиры в сказках

М. Е. Салтыкова – Щедрина. 9

3. Тема № 3. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание». 10

4. Тема № 4. Обличение пошлости и мещанства

в рассказах А. П. Чехова. 12

5. Тема № 5. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы?». Попытка

осмысления творчества В. Маяковского. 13

6. Тема № 6. Гармоничный союз человека и природы в произведениях

С. А. Есенина. 15

7. Тема № 7. Пугачёв А. С. Пушкина и Пугачёв С. А. Есенина. 16

8. Тема № 8. Родина в творчестве С. Есенина. 17

9. Тема № 9. Боль сострадания в поэзии А. А. Блока. 17

10. Тема № 10. Боль сострадания в поэзии М. Ю. Лермонтова

и А. А. Блока. 18

11. Тема № 11.«У каждого красногвардейца за спиной –

ангельские крылья»(А. Белый). Полемичность поэмы

«Двенадцать» А. Блока. 19

12. Тема № 12. «Он весь – дитя добра и света».

Поэтический портрет А. Блока. 20

13. Тема № 13. Палачи и жертвы в романе М. А. Шолохова

«Поднятая целина». 22

14. Тема № 14. Россия в лирике Блока. 22

15. Тема № 15.«Я была тогда с моим народом».

Размышления о поэзии А. А. Ахматовой. 24

16. Тема № 16. Смех – защита от действительности

(обзор сатиры 10 – 30 – х годов ХХ века). 25

17. Тема № 17. «Рукописи не горят…»

Книги, пришедшие к нам из забвения. 26

18. Тема № 18. «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с

будущим в ладу» (по одному или нескольким

произведениям литературы ХХ века). 28

19. Тема № 19. «Природа говорит с читателем по воле автора»

(по произведениям современной литературы). 28

20. Тема № 20.Характеры и судьбы героев романа

М. А. Шолохова «Поднятая целина». 29

21. Тема № 21. Проблема личности и толпы (по роману

М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). 30

22. Тема № 22. Слово о Булгакове. 31

23. Тема № 23. Слово о Булгакове. 32

24. Тема № 24. «Поэзия сверкает серебром имён и слов…»

(обзор поэтических шедевров начала ХХ века). 32

25. Тема № 25.Герой, имеющий право на существование во времени. 34

26. Тема № 26. Был ли выход у героев пьесы М. Горького «На дне»? 34

27. Тема № 27. Я бы смог ему поверить (разговор о теории Луки и

Сатина по пьесе М. Горького «На дне»). 35

28. Тема № 28. «Существует только человек» (по пьесе А. М. Горького «На дне»). 36

29. Тема № 29. Мои мысли о Горьком и о героях его произведений. 37

30. Тема № 30. Проблема нового героя в русской классической

литературе. 39

31. Тема № 31. Проблема нового героя в русской классической

литературе. 40

32. Тема № 32. Крушение человеческой личности и смерть

желаний – трагедия тысяч «Ионычей»

(от Чехова до наших дней). 41

33. Тема № 33. «Как слово наше отзовётся…»

Экскурс в историю литературы начала ХХ века. 42

34. Тема № 34. Правда и вымысел в художественном произведении

(на примере 1 – 2 произведений русской литературы). 43

35. Тема № 35. Разбираясь в трудных вопросах времени…

(по произведениям 20 – 30 – х годов ХХ века). 43

36. Тема № 36. Судьба народа в период коллективизации

(по произведениям писателей ХХ века). 44

37. Тема № 37. Отражение личной трагедии в лирике поэта

«серебряного века» (по лирике А. Ахматовой). 45

38. Тема № 38. «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской

литературе. 46

39. Тема № 39.Литературный герой, который войдёт со мной в

новый век. 47

40. Тема № 40. «Не то, что мните вы природа…»

(об экологических проблемах современности). 48

41. Тема № 41. Найти смелость сказать правду, легко ли? 49

42. Тема № 42. Берегите, люди, землю свою! 50

43. Тема № 43. «Горькая прелесть любви»

(по произведениям художественной литературы). 51

44. Тема № 44. Подвиг народа на войне

(по произведениям художественной литературы). 52

Тема № 45. Мы помним тебя, солдат. 54

46. Тема № 46. Поклонимся великим тем годам.

 

Тема № 1 Женские образы в пьесах Н. Островского

План.

I «Освежающее и ободряющее» в творчестве А. Н. Островского.

II «Художественное соединение однородных черт» в главных героинях пьес «Гроза» и «Бесприданница».

1. Мертвящие условия жизни Катерины и Ларисы:

а) дикий произвол, жестокое насилие;

б) власть бессердечного чистогана;

в) превращение неимущего в предмет купли и продажи.

2. Основное качество, отличающее героинь от окружающих, - осознание себя личностью, не имеющей возможности проявить себя.

3. «Положения, которые дают… обнаружиться полнее и решительнее» характеру (Н. Добролюбов):

а) рядом муж Тихон, но любит Бориса;

б) можно выйти замуж за Карандышева, но сильны чувства к Паратову.

4. Причина трагического положения Катерины и Ларисы – их избранники

или условия жизни?

5. Черты, объединяющие эти две обаятельные натуры:

а) нравственная чистота;

б) решительность характера;

в) цельность натур;

г) чувство личного достоинства;

д) тяга к жизни, полной любви и добра.

6. Финал жизни Катерины и Ларисы:

а) самоубийство первой – единственный путь избавления от жизни в неволе;

- «Жить лишь бы жить – нехорошо, это недостойно человека.

Катерина отвергает компромисс, отвергает жизнь вполжизни, Жить – это значит для неё быть самой собой. не быть самой собой – это значит для неё не жить».

(Е. Холодов)

- это вызов самодурной силе

б) желание умереть у второй – путь спасения от лжи, обмана.

IIIНовые героини А. Островского в новой эпохе.

- отрицание подлой философии житейского компромисса

- утверждение права и обязанности человека быть самим собой. Человеком

 

Цитаты к сочинению.

1.«В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Н. А. Добролюбов

2. «… прежде всего она (драма) поражает смелостью создания плана: увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины – всё это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца».

И. А. Гончаров

3. «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

И. А. Гончаров

4 «Гроза» и сегодня, как столетие назад, отрицает подлую философию житейского компромисса и утверждает право и обязанность человека быть самим собой. Человеком».

Е. Холодов

 

Тема № 2

Острота политической сатиры в сказках

М. Е. Салтыкова – Щедрина

Страшно… насилие и грубость,

страшно самодовольное ничтожество,

которое ни о чём не хочет слышать, ничего

не хочет знать, кроме самого себя. Иногда

это ничтожество выбирается на высоту…

Тогда действительно становится за всё

живущее и мыслящее.

М. Е. Салтыков - Щедрин

План.

I Сказки М. Салтыкова – Щедрина – «добрым молодцам урок».

- литература – это школа гражданского воспитания

- сказка Щедрина – басня – урок, мораль, призыв «бросить тупые

пискариные идеалы существования»

- в сказках – образы и проблемы всего творчества писателя

II Неумирающие политические идеи – намёк на современную писателю Россию.

1. Динамичность воображения сатирика.

- неожиданное воображение

- неисчерпаемая фантазия

- то мечта, то необитаемый остров, то подводный мир, то фантастическое превращение человека в животное

2. Беспредельная горечь сатирика – основа комического.

- горестные сетования

- наивные политические иллюзии

- вера в лучшее

3. Сила хищная – одна из ведущих сторон произведений:

а) бестолковые и скотоподобные крепостники, пытающиеся сохранить

свои былые привилегии

(«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

и «Дикий помещик»);

б) совершающий бесконечные погромы против мужиков

(«Медведь на воеводстве»).

4. Жестокая, но не страшная сила- российские верхи:

а) «а ведь Богатырь – то гнилой!» («Богатырь»);

б) живущий на вороньем иждивении орёл («Орёл - меценат»).

5. Злободневность адвокатской темы («Чижиково горе»)

6. Опровержение повседневной практической мудрости- «живи, только и всего»:

а) пескариная премудрость («Премудрый пескарь»);

б) трепещущий обыватель («Самоотверженный заяц»);

в) продажные либералы со шкурным инстинктом («Либерал»).

7. «Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!»

(Серёжа Русланцев, «Рождественская сказка»)

- «не дурак, а подлых мыслей у него нет»

III «Несказочное» время – особенность сказок М. Салтыкова – Щедрина.

- народная сказка повествует о том, что б ыло

- басня – о том, что бывает

- сказки Салтыкова – Щедрина обращены в сегодня, в настоящее, в них то и дело обнаруживаются приметы «несказочного» времени

Тема № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...