Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского




«Преступление и наказание»

План.

I Идейно – художественные особенности романа

- необходимость борьбы с миропорядком, который разделил общество

на «униженных» и «унижающих»

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

- гнетущая обстановка

- безысходная жизнь

- униженный, придавленный человек

- образ преступного мира – всё это вело к конфликту человека и мира

- роман идеологический, философский

II «Реальности» Петербурга «униженных и оскорблённых», воссозданные в произведении.

1. Улицы, по которым бродил Раскольников:

а) внешний облик людей;

- Раскольников, Мармеладов, старуха – процентщица, пьяная девочка, Катерина Ивановна

- остаётся ощущение «чего – то грязного, жалкого, безобразного»

б) описания трактира, комнат Раскольникова, Мармеладова;

в) отношения людей друг к другу;

- равнодушие, злоба

- злое любопытство

- разъединённость

г) немая духота берега Невы.

- особенность пейзажа Достоевского - секрет сильного воздействия на чувства читателей

- пейзажные зарисовки кратки, они заканчиваются тем, как он влияет на чувства человека

- у Достоевского «пейзаж – это не только впечатления, но и пейзаж выражения» (Н. М. Чирков)

- мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего – то неправильного, безобразного

- человек задыхается в Петербурге Достоевского

- всё несёт на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования

2. Картины жизни и смерти униженных и оскорблённых:

а) письмо матери Раскольникова (частьI, гл.3);

б) сцена смерти Мармеладова (часть II, гл. 7);

в) Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.V,гл.5);

г) сон Раскольникова о забитой клячонке.

- страшная нищета, надругательство над человеком

- невыносимые страдания

- сон – безобразные кошмары самой действительности

- связь сна с эпизодами из жизни бедных людей

- картины эти проникнуты тоской по гуманности и справедливости

- пробуждается и сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может

- герои бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь

- неразрешимость противоречий зависит не от воли людей, а от состояния общества

3. Типичные обстоятельства, подчёркивающие сложность и трагичность ситуаций:

а) положение Сонечки;

б) решение Дуни Раскольниковой;

в) тупик Катерины Ивановны.

- они аналогичны

- естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе

- любовь к людям может проявиться только в форме самоотрицания, понятия «добра» и «зла» принципиально нерасчленимы

- люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование

4. Человеку «некуда пойти»:

а) честный труд для Мармеладова – возможен ли?

б) другой вариант судьбы Сонечки…;

в) был ли выход у Катерины Ивановны?

- «Ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся над бессмысленным

существованием штифтика в бюрократической «машине»

(В. Кожинов)

- противоречия от социальных обстоятельств, миропорядка

5. Приёмы, используемые Ф. Достоевским при создании образа Петербурга:

а) исключительность положений;

б) максимальное сгущение красок в обрисовке пейзажа;

в) подробности в описании внешнего облика людей, их жилища;

г) стремление к гротеску.

- ярче видна жестокость, несправедливость общественного

устройства, тот «жизненный путь»,в котором «человеку некуда пойти»

- «сгущение красок» помогает держать читателя в напряжении и постоянно думать: «Как страшно!»

- озлобленный индивидуализм делает несбыточной идею обновления общества

IIIНовое объяснение судеб людских – истинное лицо романа и города

Петербурга.

- закон жизни обрекает человека жить «на аршине пространства», в каморкахпохожих «на гроб»,

- обрекают на невыносимые страдания и лишения в одном из крупных российских городов – Петербурге

Тема № 4

Обличение пошлости и мещанства

В рассказах А. П. Чехова

Нет, больше жить так невозможно.

А. П. Чехов

План.

I Ведущая тема творчества А. Чехова –обличение пороков общества.

- 90- ые годы

- ёмкость содержания

- крупные художественные обобщения.

- мастерство писателя – умение воссоздать в малой литературной форме крупные явления жизни

II Нерасторжимое единство комического и трагического

основное в произведениях, обличающих пошлость и мещанство.

1. Парад чеховских героев – парад обывательского мирка:

а) Беликов, испытывающий страх перед жизнью («Человек в футляре»);

б) Николай Иванович, вообразивший себя благодетелем мужиков («Крыжовник»);

в) Алёхин, погрязший в мелких хозяйственных хлопотах («О любви»);

г) Старцев, духовно деградировавший человек («Ионыч»).

2. Варианты существования пошлости и мещанства в произведениях автора:

а) искреннее стремление спрятаться в футляр у Беликова;

- тёмные очки

- вата в ушах

- верх кибитки

- калоши, зонтик

б) превращение безгласого чиновника в

животное – Николай Иванович;

- «хрюкает под одеяло»

- разъелся

в) потеря смысла жизни Алёхиным;

- долги отца

- НО круг занятий сузился

- вырваться не сумел

- Анна Алексеевна

- «Она пошла бы за мной, но куда?»

г) стремление с сытости и покою у Старцева.

- победило!

- нет высокой цели

- любимая работа – «нажива!»

- «языческий бог»

3. Такие разные варианты, но близкие в своей основе:

а) мечта – что – то приобрести лично для себя;

- клочок земли – Николай Иванович

- дом – Старцев

б) стремление подчинить себе окружающих;

- Беликов

- Николай Иванович

в) желание держать в страхе и повиновении окружающих;

- Беликов

- Старцев

г) отсутствие какой бы то ни было благородной цели;

д) пагубное влияние на окружающих;

е) в итоге – ожидаемый результат.

4. Причины, приведшие героев к такой жизни:

а) неумение подняться над мещанской средой;

б) неспособность превратить любимое занятие в благородную цель;

в) обнищание души.

III Основной лейтмотив рассказов А. Чехова – берегите в себе человека!

Тема № 5

«А вы ноктюрн сыграть смогли бы?». Попытка осмысления творчества В. Маяковского.

Я себя смирял,

становясь на горло

собственной песне.

В. В. Маяковский

План

I Сложность эпохи – сложность творческого пути В. В. Маяковского.

II Трагедия поэта – трагедия таланта.

1. Ранний Маяковский – поэт тоски и трагедии невостребованной любви:

- могущество чувства и разума

а) обида на людей, не понимающих его («Нате!»);

б) связь мироздания и человека («Послушайте!»);

в) желание взорвать циническую пошлость обывательского мира

(цикл стихотворений «Я»).

2. Сатира поэта – ей вечная жизнь:

а) обличение мещанства («О дряни», «Клоп»);

б) бюрократизм и волокита – опаснейшие враги любого общества

(«Прозаседавшиеся», «Баня»);

- ядовитая фантасмагория в «Прозаседавшихся»

- здесь ситуация доведена до гротеска

- в «Бане» - борьба с замшелым бюрократизмом

в) обнажение человеческих пороков («Подлиза», «Трус», «Сплетник»).

- сильное эпическое начало

- страстная непримиримость ко всему негативному в жизни человека

- автор не допускает никакого компромисса

3. Любовная лирика Маяковского:

а) пожар сердца в поэме «Люблю»;

- вся поэма – клятва в великой, выверенной, неизменной любви

- любовь – это жизнь на пределе своих сил

б) любовь – чувство, перерастающее человека

(«Письмо товарищу Кострову о сущности любви»);

в) неразрывная связь «Я» и «Мы» в «Письме Татьяне Яковлевой».

- сгусток высочайшей человеческой нравственности

4. Маяковский и революция:

а) причина безоговорочного принятия её;

б) ощущение несовместимости идеалов и практики;

в) сомнения, противоречия поэта;

г) вера в экстремизм большевиков – трагедия поэта.

5. Трагедия идеалов и большого государственного обмана: Маяковский – глашатай демагогии и насилия.

6 Так что: «сбросим Маяковского с парохода современности?»

7. Феномен этого поэта – умение фанатичной верой власти заразить читателей.

III Безмерный талант и страшная трагедия…

 

Цитаты к сочинению.

1. «Маяковский выгодно отличается серьёзностью своих намерений… Он пишет так, как никто не пишет… В стихах Маяковского есть что-то новое, обещающее».

Вадим Шершеневич

2. «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая…»

Борис Пастернак

3. «Маяковский стремится изобразить человека… на пределе его эмоциональной напряжённости, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем».

Л. И. Тимофеев

4. «В поэзии В. Маяковского появляется лирический герой нового типа, который не только не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, но не мыслит интимное вне социального: в его поэзии интимное пропитано социальным».

Б. П. Гончаров

Тема № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...