Смех – защита от действительности (обзор сатиры 10 – 30 – х годов
ХХ века). Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех. М. Е. Салтыков - Щедрин План I Смех как мощное оружие борьбы. 1. «Союз меча и орала» (И. Ильф и Е. Петров. «12 стульев»). 2. «Командовать парадом буду я» (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой телёнок»). 3. Маяковский улыбается, смеётся, издевается»: а) «О дряни»; б) «Прозаседавшиеся»; - «Дело было не в одной актуальности темы, а в её умении сатирически развернуть, со всей наглядностью обнажить слабые стороны противника, выставленного на всеобщее осмеяние (А. Н.Меньшутин) - Маяковскому – сатирику была близка смелая гипербола в) «Трус». - сатира остро конфликтна - совокупность лирических и эпических приёмов заострения образов - увеличительное стекло поэта – сатирика - беспощадная критика отрицательных явлений - прямота, ясность, определённость авторской мысли - его сатира – акт борьбы - «…стих Маяковского – всё время на острие комического и трагического (Юрий Тынянов) 4. «Кто был ничем, тот станет всем» (М. Булгаков. «Собачье сердце»). - проблема ценности человеческой жизни - антогонизм между Преображенским и Борменталем, с одной стороны, и Швондером и членами домкома, с другой - пока победил Преображенский, его талант, его гений. ПОКА! 5. Красный луч страны советской (М. Булгаков. «Роковые яйца». - красный луч и нашествие гадов - «злая сатира» (Л. Авербах) - столкнулись две силы – тупость, темнота, невежество и гениальная прозорливость - победа ординарности, не способной к открытиям - гении уходят – будничность остаётся III «Рукописи не горят» (М. Булгаков).
Цитата к сочинению. 1. Превыше крестов и труб, Крещённый в огне и дыме, Архангел – тяжелоступ – Здорово, в веках, Владимир! Марина Цветаева в стихотворении «Маяковскому»
Тема № 17 «Рукописи не горят…» Книги, пришедшие к нам из забвения. Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца… Аль - Хусри План I Драматизм эпохи 20 – 40 – х годов ХХ века. 1. «Так это было на земле». Тема коллективизации в литературе: а) «Котлован» А. Платонова – драматическая картина слома времени и слома народной жизни; - страдающая мысль Платонова - тоска и скука - тоска – поиск высшего смысла - скука – пустота, безнадёжность, автоматизм бытия - страстная мечта о новом человеке - собрано всё крайнее, предельное, что вымечтали тёмные, анархические низы России, в своих снах о будущем - герои верные своей идее, неискушённые, наивные - ничего для себя, всё – для будущего б) «Мужики и бабы» Б. Можаева: коллективизация – это раскрестьянивание, уничтожение мужика. 2. Эти сложные годы: а) «Мастер и Маргарита» М. Булгакова – неизбывность доброго начала в человеке; - добро или Зло? - конечно, Добро - «Злых людей нет на свете» - все люди по природе своей добры - надо только высвободить энергию их доброты силою слова - слова убеждённого, честного и открытого, но не силою власти б) М. Горький и его «Несвоевременные мысли» - книга на злобу дня. - «…главной особенностью книги «Несвоевременные мысли» является её композиционная цельность. Уже в заголовке запрограммирована та многозначность, которую можно наблюдать в каждой статье и в их совокупности» (Г. Резников) 3. «Пора всем знать: я тоже современник…» Поэзия Осипа Мандельштама. - «мы живём, под собою не чуя страны» - кровная причастность к судьбе родного города - в стихах слои времени взрыты, перемешаны, глубинное выходит наверх
- «стихи сейчас должны быть гражданскими» - ощущение трагической безысходности - «трагическая фигура редкостного поэта»(Анна Ахматова) - «Я в сердце века – путь неясен…» 4. «Моим стихам… настанет свой черёд». Марина Цветаева и её лирика. -голоса бесчисленных дорог - позиция человека, потрясённого скорбью и недоумением - Рок казнит её безвестием 5. А. Рыбаков. «Дети Арбата»: эстафета поколений – эстафета памяти. 6. Судьба интеллигенции в литературе: а) Б. Пастернак. «Доктор Живаго»; - дана история духовного развития героя - герой видит бесчеловечность гражданской войны - полнота доверия к жизни б) М. Булгаков. «Белая гвардия». - события в Киеве в 1918 году - всё увиденное даётся с общечеловеческой позиции - насилие рождало ещё большее насилие - у героев романа определённая политическая ориентация – монархизм - но любая политика чужда самому Булгакову III Прошлое – святая история отечества.
Цитаты к сочинению. 1. Попробуйте меня от века оторвать,- Ручаюсь вам, себе свернёте шею. Осип Мандельштам 2. «Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна». Николай Гумилёв
Тема № 18 «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу» (по одному или нескольким произведениям литературы ХХ века). Честность – самая лучшая привычка. Индийское изречение План I Прошлое страны – это её история. 1. Тема революции и гражданской войны в романе М. Булгакова «Белая гвардия»: а) главные герои событий – интеллигенция; б) её отличительные черты – высокая культура, образованность, глубокая порядочность, способность пожертвовать собой, желание бороться за свою страну, ненависть к жестокости и насилию; в) герои – на распутье. - «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране» (М. Булгаков) - сложное и противоречивое время - человек не хочет войны, не хочет, чтобы внешние силы вмешивались в привычный ход его жизненной судьбы - герои мало разбираются в политике, но одни остаются верными своим принципам, другие заботятся о спасении своей шкуры - герои выдержали испытание временем и страданиями 2. Тема коллективизации в романе Б. Можаева «Мужики и бабы»:
а) истинные хозяева земли; б) процесс раскулачивания – уничтожение мужика на селе; в) коллективизация – что это? 3. Сатира на новую власть (М. Булгаков. «Собачье сердце»). - проблема ценности человеческой жизни - антогонизм между Преображенским и Борменталем, с одной стороны, и Швондером и членами домкома, с другой - пока победил Преображенский, его талант, его гений. ПОКА!
Тема № 19 «Природа говорит с читателем по воле автора» (по произведениям современной литературы) После себя что я оставлю на свете? Рёкан План I Тема природы в русской литературе.
2. «Всё живое к живому тянется» (Ч. Айтматов. «Плаха» - Акбара и Ташчайнар; Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо» - Бим; В. Астафьев. «Царь- рыба» - осётр, Бойе). - царь – рыба – символ непокорённой природы 3. Царь воды и природы царь – на одном крючке (В. Астафьев. «Царь- рыба» - осётр и Игнатич). - на одном крючке человек и рыба, «всё живое к живому тянется» - вся схватка – образец мгновенного преображения героя перед лицом некоей высшей силы 4. Природа и женщина – слова одного рода (В. Астафьев. «Царь- рыба» - Игнатич и Глаша Куклина). - о тех, кто заблудился или блуждает (Игнатьич) - расплата за грехи 5. От человека – всё зло: а) трагедия Акбары и Ташчайнара; б) гибель Бима и Бойе; в) Егор и его лебеди (Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»); г) трагедия Авдия (Ч. Айтматов. «Плаха»); д) затопление Матёры (В. Распутин. «Прощание с Матёрой»). - весь остров Матёра- это обетованная земля, особое географическое пространство - гармонический мир Матёры- самое святое место на земле - царственный листвень, старухи – праведницы, Богодул (странный, юродивый, «божий человек») - хозяин острова – вымышленное существо, добрый дух земли
III Злободневность экологических проблем, поднимаемых в литературе.
Цитаты к сочинению. 1.Ведь вот, послушай, Какое дело: Волной воздушной И стих задело. Где зона слома И зона сноса, Застряло слово Полувопроса. Вл. Соколов 2.«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам». А. И. Герцен
Тема № 20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|