Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Боль сострадания в поэзии А. А. Блока.




Истинное страдание начинается только

тогда, когда, поставив себя в воображении

на место страдающего, испытываешь

действительно страдание.

Л. Н. Толстой

План

I Эпоха, в которую жил и творил А. Блок.
II Творческий путь поэта – путь от «мистического романтизма» к романтизму революционному. Боль сострадания в его поэзии.
1. Условия, в которых начиналась творческая деятельность Блока (90 – ые годы XIX века).

2 Его литературные учителя – А. Фет, В. Жуковский, В.Соловьёв. Это истоки его лиризма.

  1. Блок на распутье двух дорог:

а) начало творческого кризиса («Фабрика»);

б) социальные противоречия в городской тематике (период 1905 – 1907 гг);

в) трагизм лирического героя («Незнакомка»);

г) изменение характера романтизма через боль сострадания.

  1. Между двумя революциями:

а) реакция в стране и в литературе;

б) А. Блок и М. Горький;

в) основные произведения А. Блока этого периода

(«Соловьиный сад», «На поле Куликовом»);

г) ведущие темы – тема России, «страшного мира», любви;

д) усиление трагизма лирического героя.

5. Блок и революция 1917 года (поэма «Двенадцать»).

6. Последние дни поэта – болезнь, личная драма, испытание на себя

давления «страшного мира».

III Блок и современность.

 

Цитата к сочинению.

1. «Удивительной силы и свежести поэтические образы находит Блок для воплощения патриотической идеи. «О, Русь моя! Жена моя!..» - восклицает поэт, вкладывая в это неожиданное сравнение всю любовь и нежность, на какую способно его сердце. На этой же щемящей ноте прозвучит и стихотворение

«Россия» …»

А. Михайлов

 

Тема № 10

Боль сострадания в поэзии М. Ю. Лермонтова и А. А. Блока

Истинное страдание начинается только

тогда, когда, поставив себя в воображении

на место страдающего, испытываешь

действительно страдание.

Л. Н. Толстой

План

I Разные эпохи – разные поэты М. Лермонтов и А. Блок.

II «… ты обманом наградила мои надежды и мечты» (М. Лермонтов.).

1. Трагическое одиночество душ – вот что объединяет этих двух поэтов.

2. Боль за судьбы России (М. Лермонтов «Родина», «Москва, Москва…»;

А. Блок «Сытые», поэма «Двенадцать»).

3. «… о нищих и бедных скорблю» (М. Лермонтов «Нищий», «К ***»;

А. Блок. «Ангел - хранитель»).

4. «Уж не мечтать…» (М. Лермонтов «Раскаяние»; А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Своими горькими слезами»).

5. Патриотическая струя в творчестве поэтов (М. Лермонтов «Бородино», «Прощай, немытая Россия»; А. Блок «Россия»):

а) «тебя жалеть я не умею»;

б) «страна рабов, страна господ»;

в) «не сгинешь ты».

6. Личная драма любви (М. Лермонтов «Стансы», «Прелестница»,

«К Н. И…»; А. Блок «Незнакомка», «На железной дороге»):

а) отсутствие гармонии в мире любви;

б) глубокое любовное разочарование;

в) в поисках красоты человеческих чувств.

7. И всё – таки вера!

III Пафос лирики – пафос Родины и народа.

 

Цитата к сочинению.

  1. «Жалость и нежность, жалость к поколению, обречённому на гибель, нежность к тем, кто не может защититься от ударов судьбы, - вот характерные черты блоковской лирики…»

К. М. Баура

 

Тема № 11

«У каждого красногвардейца за спиной – ангельские крылья»(А. Белый). Полемичность поэмы «Двенадцать» А. Блока.

Самая губительная ошибка, которая когда-

либо была сделана в мире, - это отделение

политической науки от нравственной.

П. Шелли

План

I Октябрь и Блок.

- поэт призван воплотить наиболее значительные колебания всего

мироздания, всей истории

- Блок реализовал своё видение истории как истории народных масс

II Вокруг поэмы… За и против.

2. Петроград в вихре революции 1917 года.

3. Сатирическое изображение старого мира и красногвардейцев,

символизирующих наступление новой эпохи.

- волны «лирических настроений, которые проходят сквозь душу

двенадцати красногвардейцев, делающих ночной обход»

(М. Волошин)

4. Революционные мотивы поэмы и антизаконные действия защитников революции.

- разнородность революционной массы (Ванька ушёл в стан врагов)

- убийство Катьки

- попытка догнать лихача

5. Так кто же они, эти двенадцать: ангелы или демоны?

- «Они разрушители золотых иконостасов, святотатцы и грабители,

они возведены поэтом в сан апостолов, с чьим именем вековая традиция угнетённого человечества связала свою заветную мечту о великой правде» (П. С. Коган)

6. «Впереди – Иисус Христос». Загадка этого образа поэмы.

III Поэма «Двенадцать» в наши дни – без политики.

- О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить.

А. Блок

 

Цитаты к сочинению.

  1. «Поэма «Двенадцать» - монументальная драматическая частушка».

Осип Мандельштам

  1. «Не изменяя самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь».

М. Волошин

3. «Фабула поэмы проста, хотя очертания её несколько затуманены, как всегда у Блока. Но сущность поэмы не в фабуле, а в волнах тех лирических настроений, которые проходят сквозь душу двенадцати красногвардейцев, делающих ночной обход».

М. Волошин

4. «Центр – в композиции, в расположении частей, благодаря которому переходы от одного частушечного строя к другому получают особую выразительность, и каждое колено поэмы является источником разряда новой драматической энергии, но сила «Двенадцати» не только в композиции, но и в самом материале, почерпнутом непосредственно из фольклора».

О. Мандельштам

Тема № 12

«Он весь – дитя добра и света».

Поэтический портрет А. Блока.

Поэзия – это душа подвига, обращающего

красоту в добро.

М. М. Пришвин

План

I Сложность и противоречивость эпохи начала XX века.
II «Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен»

(А. Блок). Портрет поэта – это путь от символизма к реализму.

1. Ощущение трагического неблагополучия окружающей действительности в раннем творчестве поэта («Стихи о Прекрасной Даме»).

- «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из неё Лучезарную

Деву и весь её окружающий пейзаж преобразил в неземные селения»

(К. И. Чуковский)

2. Раздумья Блока над происходящим в реальном мире («Сытые», «Фабрика»,

«Митинг», «Барка жизни встала»).

- поэт «выделяет мир людей, униженных бедностью и

несправедливостью» (З. Г. Минц)

- тема народного страдания

3. Чувство тревоги в цикле стихов о «страшном мире»

(«Незнакомка», «В ресторане», «Я пригвождён к трактирной стойке»).

- «… кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних

поверий», или Незнакомка – женщина из мира пьяниц «с глазами

кроликов»? Миг – и герой готов поверить, что перед ним – просто

видение, что «истина в вине» (З. Г. Минц)

4. Патриотические мотивы лирики Блока в стихах о России («Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом»).

- вера в свет и красоту русской души

- русская душа – «источник социального и духовно – нравственного

преображения национальной жизни» (М. Ф. Пьяных)

6.Продолжение традиций А.С. Пушкина и Н. А. Некрасова в

творчестве А. Блока:

а) чувство оптимизма и жизнеутверждения («О весна, без конца и без края…»);

б) утрата всепоглощающей любви («О подвигах, о доблестях, о славе…»);

в) драматизм будней простого народа («На железной дороге»).

7. Революция 1917 года. Блок и поэма «Двенадцать»:

а) своё видение современной поэту действительности («его отношение к происходящему»);

- драматическое, нарастающее действие

- «революционную эпоху Блок понимал как столкновение двух стихий:

восстания (её он принимал) и стихии буржуазно – империалистической» (А. П. селивановский)

б) сатира как элемент поэмы;

в) загадка образа Христа.

- Христос – «в белом венчике из роз»- символ чистоты, незапятнанности

III Гуманизм поэзии А. Блока.

- «Исчезают разорванность и перебои. Полностью гармония достигается в заключительной строфе. Здесь, наконец, достигнута

согласованность и взаимная обусловленность явлений…

Хаос побеждён, приведён к смирению и строжайшему внутреннему единству. Из «первобытного стихийного безразличия» («ветер, ветер – на всём божьем свете» родилась гармония)»(Л. К. Долгополов)

 

Цитаты к сочинению.

1. «Жалость и нежность, жалость к поколению, обречённому на гибель, нежность к тем, кто не может защититься от ударов судьбы, - вот характерные черты блоковской лирики…»

К. М. Баура

2. «От стихов Блока шло к нам тревожное ощущение современного города, страшного перекрёстка всех изломов и противоречий капиталистической действительности».

Вс. Рождественский

 

Тема №13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...