Боль сострадания в поэзии А. А. Блока.
Истинное страдание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. Л. Н. Толстой План I Эпоха, в которую жил и творил А. Блок. 2 Его литературные учителя – А. Фет, В. Жуковский, В.Соловьёв. Это истоки его лиризма.
а) начало творческого кризиса («Фабрика»); б) социальные противоречия в городской тематике (период 1905 – 1907 гг); в) трагизм лирического героя («Незнакомка»); г) изменение характера романтизма через боль сострадания.
а) реакция в стране и в литературе; б) А. Блок и М. Горький; в) основные произведения А. Блока этого периода («Соловьиный сад», «На поле Куликовом»); г) ведущие темы – тема России, «страшного мира», любви; д) усиление трагизма лирического героя. 5. Блок и революция 1917 года (поэма «Двенадцать»). 6. Последние дни поэта – болезнь, личная драма, испытание на себя давления «страшного мира». III Блок и современность.
Цитата к сочинению. 1. «Удивительной силы и свежести поэтические образы находит Блок для воплощения патриотической идеи. «О, Русь моя! Жена моя!..» - восклицает поэт, вкладывая в это неожиданное сравнение всю любовь и нежность, на какую способно его сердце. На этой же щемящей ноте прозвучит и стихотворение «Россия» …» А. Михайлов
Тема № 10 Боль сострадания в поэзии М. Ю. Лермонтова и А. А. Блока Истинное страдание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении
на место страдающего, испытываешь действительно страдание. Л. Н. Толстой План I Разные эпохи – разные поэты М. Лермонтов и А. Блок. II «… ты обманом наградила мои надежды и мечты» (М. Лермонтов.). 1. Трагическое одиночество душ – вот что объединяет этих двух поэтов. 2. Боль за судьбы России (М. Лермонтов «Родина», «Москва, Москва…»; А. Блок «Сытые», поэма «Двенадцать»). 3. «… о нищих и бедных скорблю» (М. Лермонтов «Нищий», «К ***»; А. Блок. «Ангел - хранитель»). 4. «Уж не мечтать…» (М. Лермонтов «Раскаяние»; А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Своими горькими слезами»). 5. Патриотическая струя в творчестве поэтов (М. Лермонтов «Бородино», «Прощай, немытая Россия»; А. Блок «Россия»): а) «тебя жалеть я не умею»; б) «страна рабов, страна господ»; в) «не сгинешь ты». 6. Личная драма любви (М. Лермонтов «Стансы», «Прелестница», «К Н. И…»; А. Блок «Незнакомка», «На железной дороге»): а) отсутствие гармонии в мире любви; б) глубокое любовное разочарование; в) в поисках красоты человеческих чувств. 7. И всё – таки вера! III Пафос лирики – пафос Родины и народа.
Цитата к сочинению.
К. М. Баура
Тема № 11 «У каждого красногвардейца за спиной – ангельские крылья»(А. Белый). Полемичность поэмы «Двенадцать» А. Блока. Самая губительная ошибка, которая когда- либо была сделана в мире, - это отделение политической науки от нравственной. П. Шелли План I Октябрь и Блок. - поэт призван воплотить наиболее значительные колебания всего мироздания, всей истории - Блок реализовал своё видение истории как истории народных масс II Вокруг поэмы… За и против. 2. Петроград в вихре революции 1917 года. 3. Сатирическое изображение старого мира и красногвардейцев,
символизирующих наступление новой эпохи. - волны «лирических настроений, которые проходят сквозь душу двенадцати красногвардейцев, делающих ночной обход» (М. Волошин) 4. Революционные мотивы поэмы и антизаконные действия защитников революции. - разнородность революционной массы (Ванька ушёл в стан врагов) - убийство Катьки - попытка догнать лихача 5. Так кто же они, эти двенадцать: ангелы или демоны? - «Они разрушители золотых иконостасов, святотатцы и грабители, они возведены поэтом в сан апостолов, с чьим именем вековая традиция угнетённого человечества связала свою заветную мечту о великой правде» (П. С. Коган) 6. «Впереди – Иисус Христос». Загадка этого образа поэмы. III Поэма «Двенадцать» в наши дни – без политики. - О, я хочу безумно жить: Всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить. А. Блок
Цитаты к сочинению.
Осип Мандельштам
М. Волошин 3. «Фабула поэмы проста, хотя очертания её несколько затуманены, как всегда у Блока. Но сущность поэмы не в фабуле, а в волнах тех лирических настроений, которые проходят сквозь душу двенадцати красногвардейцев, делающих ночной обход». М. Волошин 4. «Центр – в композиции, в расположении частей, благодаря которому переходы от одного частушечного строя к другому получают особую выразительность, и каждое колено поэмы является источником разряда новой драматической энергии, но сила «Двенадцати» не только в композиции, но и в самом материале, почерпнутом непосредственно из фольклора». О. Мандельштам Тема № 12 «Он весь – дитя добра и света». Поэтический портрет А. Блока. Поэзия – это душа подвига, обращающего красоту в добро. М. М. Пришвин План I Сложность и противоречивость эпохи начала XX века. (А. Блок). Портрет поэта – это путь от символизма к реализму. 1. Ощущение трагического неблагополучия окружающей действительности в раннем творчестве поэта («Стихи о Прекрасной Даме»).
- «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из неё Лучезарную Деву и весь её окружающий пейзаж преобразил в неземные селения» (К. И. Чуковский) 2. Раздумья Блока над происходящим в реальном мире («Сытые», «Фабрика», «Митинг», «Барка жизни встала»). - поэт «выделяет мир людей, униженных бедностью и несправедливостью» (З. Г. Минц) - тема народного страдания 3. Чувство тревоги в цикле стихов о «страшном мире» («Незнакомка», «В ресторане», «Я пригвождён к трактирной стойке»). - «… кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий», или Незнакомка – женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов»? Миг – и герой готов поверить, что перед ним – просто видение, что «истина в вине» (З. Г. Минц) 4. Патриотические мотивы лирики Блока в стихах о России («Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом»). - вера в свет и красоту русской души - русская душа – «источник социального и духовно – нравственного преображения национальной жизни» (М. Ф. Пьяных) 6.Продолжение традиций А.С. Пушкина и Н. А. Некрасова в творчестве А. Блока: а) чувство оптимизма и жизнеутверждения («О весна, без конца и без края…»); б) утрата всепоглощающей любви («О подвигах, о доблестях, о славе…»); в) драматизм будней простого народа («На железной дороге»). 7. Революция 1917 года. Блок и поэма «Двенадцать»: а) своё видение современной поэту действительности («его отношение к происходящему»); - драматическое, нарастающее действие - «революционную эпоху Блок понимал как столкновение двух стихий: восстания (её он принимал) и стихии буржуазно – империалистической» (А. П. селивановский) б) сатира как элемент поэмы; в) загадка образа Христа. - Христос – «в белом венчике из роз»- символ чистоты, незапятнанности III Гуманизм поэзии А. Блока. - «Исчезают разорванность и перебои. Полностью гармония достигается в заключительной строфе. Здесь, наконец, достигнута согласованность и взаимная обусловленность явлений… Хаос побеждён, приведён к смирению и строжайшему внутреннему единству. Из «первобытного стихийного безразличия» («ветер, ветер – на всём божьем свете» родилась гармония)»(Л. К. Долгополов)
Цитаты к сочинению. 1. «Жалость и нежность, жалость к поколению, обречённому на гибель, нежность к тем, кто не может защититься от ударов судьбы, - вот характерные черты блоковской лирики…» К. М. Баура 2. «От стихов Блока шло к нам тревожное ощущение современного города, страшного перекрёстка всех изломов и противоречий капиталистической действительности». Вс. Рождественский
Тема №13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|