Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеры и судьбы героев романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».




Все бедствия людей происходят не столько от

того, они не сделали того, что нужно, сколько

от того, что они делают то, чего не нужно

делать.

Л. Н. Толстой

План

I Крестьянская Россия в годы советской власти в романе М. Шолохова «Поднятая целина».
II Сопоставление образов героев – движущая сила произведения.
1. Идеологические и нравственные взгляды героев:

а) фанат – беломятежник Половцев и большевик Макар Нагульнов – что общего?

б) неразрывная связь с народом Давыдова и прямая неприязнь Нагульнова крестьянами;

в) зрелая оценка происходящего Давыдовым и безмерный фанатизм к советской власти Нагульнова.

  1. Противоположность мнений о создании колхозов:

а) собрание бедноты в Гремячем Логе;

б) отношение крестьян к раскулачиванию;

в) Тит Бородин и Фрол Дамасков – жертвы коллективизации;

г) борьба старого с новым – Нагульнов и Тит Бородин.

III Мнения… Разногласия… Споры…

 

Тема № 21

Проблема личности и толпы (по роману

М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Индивидуальность человеческая, по

своей природе, не терпит отчуждения и

одиночества, жаждет сочувствия и

доверенности себе подобных.

В. Г. Белинский

План

I Проблема личности и толпы – вечная тема художественной литературы.

II Взаимоотношение толпы и свободной личности.

1. Двойственность человеческой природы: личная воля и власть обстоятельств.

- сегодняшнее государство со своими законами лишает человека свободы действий

- законы сковывают личность

2. Преодолев власть обстоятельств:

а) свобода мыслей Иешуа Га – Ноцри;

б) Мастер и его роман;

- он человек, который не хочет ловчить, приспосабливаться

- он говорит то, что думает

- для него не существует авторитетов и общественного мнения

в) «Что же нужно было этой женщине? … ей нужен был он, Мастер…»

3. Несвобода победила свободу?

4. «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте).

- фантастические картины реалистически м отивированы

- Воланд сам расправляется с нечистью

- в Воланде – гуманистические начала самого Булгакова

5. «Судимы…сообразно с делами своими» (Библия):

а) скверные метаморфозы личности;

б) «он не заслужил света, он заслужил покой».

6. Человека прощает человек.
III Актуальность проблемы толпы и личности.

 

Цитаты к сочинению.

1. «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Всё это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора».

К. Паустовский

2. «… глобальная мысль о человеке и человечности, о смысле жизни и смысле творчества как содержания жизни, о добре и зле как исключительно конкретных категориях – вот что двигало Булгаковым -романистом».

Олег Михайлов

 

Тема № 22

Слово о Булгакове

Мера жизни не в её длительности, а в

том, как вы использовали её.

М. Монтель

План

I Великая, непредсказуемая сила – время.
II Булгаков – лирик и сатирик, бытописатель и фантаст,

юморист и философ. Как всё это соединилось в одном человеке?

1. Первые шаги в творческой жизни М. Булгакова.

2. Воплощение духа семьи Булгаковых в романе

«Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

- герои жили в семье, где свои традиции, свои человеческие законы, где чувство долга перед Родиной составляет коренную черту их нравственного кодекса

- у героев сложились свои представления о человеке, о государстве, о морали, о счастье

- напутствие умирающей матери: «Дружно живите»

- герои вместе переживают великие и страшные события

3. Жизнь в смоленской глухомани («Записки юного врача»).

4. Начало новой жизни в Советской России и впечатления М. Булгакова («Записки на манжетах»).

- о начале новой жизни

5. Три сатирические повести – «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»: какие разные судьбы…

- повести – предостережения

6. Драматургическая карьера Булгакова – «Бег», «Багровый остров», «Дни Турбиных», «Адам и Ева», «Блаженство», «Кабала Святош» - пьесы, которые не стареют.

- автор в пьесах – «над белыми и красными»

- автор в пьесах – «над» социальными, политическими установками
7. «Я – мистический писатель» («Мастер и Маргарита»).

- противостояние истинной свободы и несвободы

- Иешуа Га – Ноцри – приговорён к смерти, но он – свободен

- люди Москвы – люди несвободные

III «Написанное нельзя уничтожить», или, как утверждает Воланд, «рукописи не

горят».

 

Тема № 23

Слово о Булгакове

Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть

долгая жизнь.

Леонардо Да Винчи

План

I Маскарад булгаковских типов, отразивших целую эпоху со всех сторон.
II Вечный Булгаков: герои и жизнь.

1. Бунтарь в жизни (мысли и выводы):

а) семья, Киев, Алексеевский спуск, «Белая гвардия», 1891 – 1918 годы – весьма беспечное начало;

б) смоленская глухомань, «Записки юного врача»: походить, на жизнь посмотреть;

в) 1921 год, Москва, «Записки на манжетах», литотдел, изгнания – «… но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну!» Сарказм?

г) 1923 год, первые фельетоны, «Дьяволиада» - судьба маленького человека, выпавшего винтика из огромной бюрократической машины. К чему человек не привыкнет?

д) «Роковые яйца» - красный луч, плодящий гадов – не семнадцатый ли год?

е) 1925 год, «Собачье сердце» - новое общество, новые идеи, а может, новый человек? Булгаков в роли провидца;

ж) «Белая гвардия» - резня во имя идей: кому это нужно? Спасение интеллигенции – дело рук самой интеллигенции;

з) «Мастер и Маргарита» - у человека можно забрать всё, но думать и мыслить свободно ему не запретишь.

2. Обида на жизнь? «Что вижу, то пишу» или борьба за идеи? Источник писательских сил Булгакова.

3. Писатель и его герои – одно лицо?

III Мастер слова, слога, жизни и свободы.

 

Тема № 24

«Поэзия сверкает серебром имён и слов…» (обзор поэтических шедевров начала ХХ века)

Подлинная нравственность непосредственно

поэтична, а поэзия, в свою очередь, -

опосредствованно нравственна.

Жан Поль

План

I Поэзия начала века – это продолжение лучших традиций поэзии XIX века.
II «Серебряный век» русской поэзии.

  1. Временные рамки этого периода.

- конец XIX - начало XX века

  1. Поиски духовной красоты в лирике символистов:

а) В. Брюсов: откровение художника – это шаг к вечности. Образ Мечты в его поэзии;

- «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту,

украшенную метафорами, чем саму жизнь» (И. Анненский)

-«математическая точность слова, гармоничность стиха,

нежность чувств, исключительная пламенность и страстность…»

(И. Семибратова)

б) А. Блок – художник – жрец у алтаря «зари восходящей»;

- «открывается просвет в некие «иные миры», видимые

внутренним оком» (Б. И. Соловьёв)

в) К. Бальмонт «к Стихиям людям бедным показал … светлый путь».

- «главная из жизненных стихий для Бальмонта – Огонь… состояние «современной души», по Бальмонту, - это горение, пожар чувств, любовный экстаз» (К. М. Азадовский)

-«… в природе ищет идеал красоты, неустанно повторяя: «Будем как Солнце!» И сам несёт в себе незатухающее горение…»

(Л. А. Смирнова)

  1. Акмеизм с мечтой о «шестом чувстве»:

а) С. Городецкий – открытие зримой красоты;

б) А. Ахматова – преображение мук «нелюбви» в полёт птицы – песни;

- «чувство нашло себе новое выражение» (Б. М. Эйхенбаум)

в) Н.Гумилёв – поэзия «дальних странствий», «мечта сделать скудную землю» «звездою, огнём пронзимой насквозь»;

- «Страна Гумилёва- это какой-то остров, где-то за водоворотом и «клокочущими пенами» океана» (В. Брюсов)

г) О. Мандельштам – притяжение к конкретным реалиям окружающего

мира.

-«в стихах всё подчинено мысли» (Е. Зноско-Боровский)

- «герой остро переживает внутреннюю, душевную неуютность»

(Л. А. Смирнова)

4. Освобождение от культуры в футуризме:

а) В. Хлебников – идея соотношения временных пластов: XIX век -

к грядущему;

- «… поэзия и проза служили своеобразным выходом

интеллектуальных озарений художника и мыслителя,

одновременно являя собой и новый литературный мир,

создаваемый Хлебниковым» (С. Бавин)

б) В. Маяковский – проповедование эстетики «самовитого» слова.

- «… он стремился к воссозданию необычных зрительных образов,

к усложнённости и деформации их» (К. Д. Муратова)

III Мечты о новых возможностях человека.

 

Цитаты к сочинению.

1. Всё пройдёт, лишь мысль поэта

Блещет вечной красотой…

В. Брюсов

2. Поэзия, не поступайся ширью,

Храни живую точность: точность тайн.

Не занимайся точками в пунктире

И зёрен в мере хлеба не считай.

Б. Пастернак

 

Тема № 25

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...