Права государств в сфере международных финансов
В области международных публичных финансов государство в лице государственных органов (например, Правительство, Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство торговли, Министерство финансов, Центральный банк и т.д.) и официальных должностных лиц (президент, премьер-министр) имеет право осуществлять следующие виды деятельности: участвовать в международных экономических и финансовых конференциях; участвовать в деятельности международных (межгосударственных) организаций; заключать межгосударственные договоры в отношении экспорта-импорта товаров и услуг; участвовать в клиринговых, платежных и валютных соглашениях; заключать межгосударственные договоры аренды движимого и недвижимого имущества, залога, ипотеки и т.п.; заключать межгосударственные договоры, в том числе по предоставлению (получению) кредитов, займов, инвестированию, финансированию; осуществлять операции с золотом и драгоценными металлами; эмитировать государственные казначейские обязательства, ценные бумаги; обеспечивать финансовыми и иными гарантиями сделки различных юридических и иных лиц; предоставлять безвозмездную финансовую помощь и т.д. Таким образом, государство осуществляет любые виды деятельности при осуществлении операций на национальном, иностранных, региональных и международном финансовых рынках.
РЕЗЮМЕ Государство является основным субъектом международных валютно-кредитных отношений. Государство и его органы имеют юрисдикционный иммунитет от действий иностранных властей, если их функции исполняются в публичной сфере. Государства имеют неограниченные права как в публичной, так и в частной области в сфере международных финансов. Взаимовыгодное сотрудничество государств в международной публичной сфере осуществляется на основе принципов международного права.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1) Какие права имеет государство в сфере международных финансов? 2) Раскройте сущность основных принципов сотрудничества государств в сфере международных публичных финансов. 3) Как вы понимаете юрисдикционный иммунитет государства? 4) Какие виды правопреемства государств вы знаете?
Глава 18. Центральные банки в системе международных финансов
ЦЕЛИ · Изучить правовое положение центрального банка государства. · Проанализировать функции центрального банка при осуществлении различных видов деятельности на международном и национальных финансовых рынках. · Рассмотреть международные стандарты банковской деятельности.
СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА Традиционно в системе международных экономических отношений центральные банки государств действовали и в основном действуют согласно нормам национального права, которые, как правило, выражены в форме законов, например, Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Закон о Федеральной резервной системе США; Закон Ирландии 1989 г. "О Центральном банке"; Закон Австралии 1959 г."0 Резервном банке"; Закон Германии 1957 г. "О Федеральном банке" и т.д. Организационная структура государственных органов, выполняющих функцию банковского контроля и надзора, характеризуется значительным разнообразием, однако, как правило, центральное место в ней занимает именно национальный банк страны. В Великобритании, Италии и Нидерландах контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков непосредственно осуществляют национальные центральные банки (в России функции надзора выполняет Контрольно-ревизионное управление Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка, Департамент банковского надзора и Управление инспектирования коммерческих банков). В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по контролю и надзору с иными органами государства. Только в Канаде и Швейцарии государственные органы контроля и надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов на территории государства отделены от центральных банков.
Будучи "банком банков", каждый национальный банк имеет следующие цели: - защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; - развитие и укрепление финансово-кредитной системы национального государства; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; - регулирование, контроль и надзор за деятельностью национальных и иностранных финансово-кредитных институтов. Национальный банк является юридическим лицом, находится в государственной собственности и в соответствии с уставными целями осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка. Изъятие и обременение обязательствами имущества национального банка без его согласия не допускаются. Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Как правило, центральный банк подотчетен парламенту. Центральный банк выполняет следующие функции: 1) во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором в последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов; 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 9) осуществляет самостоятельно или по поручению все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка; 10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 11) организует и осуществляет валютный контроль; 12) принимает участие в составлении платежного баланса; 13) проводит анализ и прогнозирование состояния национальной экономики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные. Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц. Для осуществления своих функций центральный банк имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций и федеральных органов исполнительной власти необходимую информацию. Центральный банк имеет право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами, национальным правом, а также межбанковскими соглашениями. Центральный банк представляет интересы государства во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Центральный банк выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на национальной территории в соответствии с порядком, установленным национальным правом. Центральный банк устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к национальной валюте, является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля (Банк России осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" 1991 г. и федеральными законами). Для осуществления международных функций центральный банк имеет право открывать представительства за границей. Центральный банк является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центральный банк, как правило, не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций. Надзор и контроль центрального банка осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности коммерческих банков. Центральный банк устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций центральный банк может устанавливать им следующие обязательные нормативы: - минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; - предельный размер неденежной части уставного капитала; - максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; - максимальный размер крупных кредитных рисков; - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); - нормативы ликвидности кредитной организации; - нормативы достаточности капитала; - максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; - размеры валютного, процентного и иных видов риска; - минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
- нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц; - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). В случае нарушения кредитной организацией законов, нормативных актов и предписаний центрального банка, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации центральный банк имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и применить санкции (например, ограничить проведение отдельных операций на определенный срок; реорганизовать кредитную организацию или изменить для нее обязательные нормативы; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией; отозвать лицензию на осуществление банковских операций). На центральный банк также возложены контроль и ответственность за нарушения правил коммерческими банками, которые вызвали кризис ликвидности или кризис международной банковской системы. Банком международных расчетов был утвержден принцип индивидуальной и коллективной ответственности центральных банков за финансирование банков, производящих операции на еврорынках, однако для таких интервенций не была предусмотрена автоматичность: финансовую помощь центральные банки могли предоставлять только банкам, ставшим банкротами объективно в результате ухудшения рыночной ситуации, в отличие от тех банков, которые стали банкротами по субъективным причинам - в результате активных спекулятивных операций (например, банк "Herstatt") на мировых финансовых рынках. Данный принцип был применен на практике: Федеральная резервная система США привлекла государственные фонды, чтобы банкротство "Continental Illinois", восьмого американского банка, произошедшее в апреле 1984 г., не поставило в затруднительное положение международные банки, обеспечивающие значительную часть его финансирования; Банк Франции и французские банки в 1988 г. решили организовать спасение размещавшегося в Париже иностранного банка "Al Saudi Bank" для того, чтобы избежать проблем возврата кредитов, предоставленных этому банку из иностранных финансовых центров. Центральные банки ответственны за общий риск ликвидности банков в их национальной валюте. Например, в 1987 г. национальные центральные банки промышленно развитых государств предоставили достаточные ликвидные средства для ликвидации биржевого кризиса. Таким образом, при выполнении функций по контролю и надзору центральные банки осуществляют нормативное регулирование и финансовое обеспечение национальных и международных финансово-кредитных отношений, т.е. центральный банк государства осуществляет властно-волевое воздействие по отношению ко всем субъектам, связанным с национальной финансово-кредитной системой. Коммерческая деятельность центральных банков. Несмотря на перечисленные функции по контролю и надзору за банковской деятельностью, при реализации которых национальные банки выступают в качестве органа государства, центральные банки имеют право осуществлять коммерческие операции. Клиентами центральных банков являются национальное и иностранные правительства, коммерческие банки, международные организации и иные лица. При осуществлении коммерческих операций центральный банк получает прибыль (только в 1985 г. прибыль Банка Англии составила около 106 млн. ф. ст.). Получение прибыли не является целью деятельности центрального банка (банк не является налогоплательщиком), как правило, она направляется в федеральный бюджет (согласно Федеральному закону от 05.06.96 № 62-ФЗ "О перечислении прибыли Центрального банка РФ" прибыль Центрального банка РФ (уставный капитал - 3 млрд. руб.) за 1994 г. в размере 5,0 трлн. руб. была направлена в федеральный бюджет). Центральные банки оказывают примерно те же услуги своим клиентам, что и коммерческие банки и финансово-кредитные институты (предоставление кредитов, займов, проведение консультаций и т.д.), например, Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями: 1) предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более 6 месяцев; 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года; 5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств; 11) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. При этом Банк России имеет право осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Обеспечением для кредитов Центрального банка могут выступать золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до 6 месяцев; государственные ценные бумаги; иные ценности, а также гарантии и поручительства. Кроме основных операций по предоставлению кредитов и займов, в настоящее время центральные банки осуществляют и новые операции, которые были легализованы на рынках евровалют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|