Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права государств в сфере международных финансов




В области международных публичных финансов государство в лице государственных органов (например, Правительство, Мини­стерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство торговли, Министерство финансов, Цент­ральный банк и т.д.) и официальных должностных лиц (прези­дент, премьер-министр) имеет право осуществлять следующие виды деятельности: участвовать в международных экономических и финансовых конференциях; участвовать в деятельности междуна­родных (межгосударственных) организаций; заключать межгосу­дарственные договоры в отношении экспорта-импорта товаров и услуг; участвовать в клиринговых, платежных и валютных согла­шениях; заключать межгосударственные договоры аренды движи­мого и недвижимого имущества, залога, ипотеки и т.п.; заключать межгосударственные договоры, в том числе по предоставлению (получению) кредитов, займов, инвестированию, финансирова­нию; осуществлять операции с золотом и драгоценными металла­ми; эмитировать государственные казначейские обязательства, ценные бумаги; обеспечивать финансовыми и иными гарантиями сделки различных юридических и иных лиц; предоставлять без­возмездную финансовую помощь и т.д.

Таким образом, государство осуществляет любые виды деятель­ности при осуществлении операций на национальном, иностран­ных, региональных и международном финансовых рынках.

 

РЕЗЮМЕ

Государство является основным субъектом международных валютно-кредитных отношений. Государство и его органы имеют юрисдикционный иммунитет от действий иностранных властей, если их функции исполняются в публичной сфере. Государства имеют неограниченные права как в публичной, так и в частной области в сфере международных финансов. Взаимовыгодное со­трудничество государств в международной публичной сфере осу­ществляется на основе принципов международного права.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Какие права имеет государство в сфере международных фи­нансов?

2) Раскройте сущность основных принципов сотрудничества государств в сфере международных публичных финансов.

3) Как вы понимаете юрисдикционный иммунитет государства?

4) Какие виды правопреемства государств вы знаете?

 

Глава 18. Центральные банки в системе международных финансов

 

ЦЕЛИ

· Изучить правовое положение центрального банка государ­ства.

· Проанализировать функции центрального банка при осущест­влении различных видов деятельности на международном и национальных финансовых рынках.

· Рассмотреть международные стандарты банковской деятель­ности.

 

СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Традиционно в системе международных экономических отно­шений центральные банки государств действовали и в основном действуют согласно нормам национального права, которые, как правило, выражены в форме законов, например, Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)"; Закон о Федеральной ре­зервной системе США; Закон Ирландии 1989 г. "О Центральном банке"; Закон Австралии 1959 г."0 Резервном банке"; Закон Герма­нии 1957 г. "О Федеральном банке" и т.д.

Организационная структура государственных органов, выпол­няющих функцию банковского контроля и надзора, характеризу­ется значительным разнообразием, однако, как правило, централь­ное место в ней занимает именно национальный банк страны. В Великобритании, Италии и Нидерландах контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков непосредственно осущест­вляют национальные центральные банки (в России функции над­зора выполняет Контрольно-ревизионное управление Централь­ного банка Российской Федерации, осуществляющее ревизии глав­ных территориальных управлений Центрального банка, Департа­мент банковского надзора и Управление инспектирования ком­мерческих банков). В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по контролю и надзору с иными органами государст­ва. Только в Канаде и Швейцарии государственные органы кон­троля и надзора за деятельностью финансово-кредитных инсти­тутов на территории государства отделены от центральных бан­ков.

Будучи "банком банков", каждый национальный банк имеет следующие цели:

- защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление финансово-кредитной системы на­ционального государства;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов;

- регулирование, контроль и надзор за деятельностью нацио­нальных и иностранных финансово-кредитных институтов.

Национальный банк является юридическим лицом, находится в государственной собственности и в соответствии с уставными целями осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка. Изъятие и обременение обя­зательствами имущества национального банка без его согласия не допускаются. Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Как правило, центральный банк подотчетен парла­менту.

Центральный банк выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с правительством разрабатывает и прово­дит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости националь­ной валюты;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга­низует их обращение;

3) является кредитором в последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организа­ций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа­ций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа­циями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль;

12) принимает участие в составлении платежного баланса;

13) проводит анализ и прогнозирование состояния националь­ной экономики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публи­кует соответствующие материалы и статистические данные.

Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетен­ции, издает нормативные акты, обязательные для органов госу­дарственной власти, всех юридических и физических лиц. Для осуществления своих функций центральный банк имеет право за­прашивать и получать у кредитных организаций и федеральных органов исполнительной власти необходимую информацию.

Центральный банк имеет право участвовать в капиталах и дея­тельности международных организаций, которые занимаются раз­витием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банков­ской сферах, в том числе между центральными банками иностран­ных государств. Взаимоотношения центрального банка с кредит­ными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами, национальным пра­вом, а также межбанковскими соглашениями.

Центральный банк представляет интересы государства во взаи­моотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валют­но-финансовых организациях.

Центральный банк выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных бан­ков, а также осуществляет аккредитацию представительств кре­дитных организаций иностранных государств на национальной территории в соответствии с порядком, установленным нацио­нальным правом.

Центральный банк устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к национальной валюте, является органом государственного валютного регулиро­вания и валютного контроля (Банк России осуществляет эту функ­цию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валют­ном регулировании и валютном контроле" 1991 г. и федеральны­ми законами).

Для осуществления международных функций центральный банк имеет право открывать представительства за границей.

Центральный банк является органом банковского регулирова­ния и надзора за деятельностью кредитных организаций и осу­ществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными орга­низациями банковского законодательства и нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержа­ние стабильности банковской системы, защита интересов вклад­чиков и кредиторов. Центральный банк, как правило, не вмеши­вается в оперативную деятельность кредитных организаций.

Надзор и контроль центрального банка осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности коммерческих банков.

Центральный банк устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций центральный банк может устанавливать им следующие обязатель­ные нормативы:

- минимальный размер уставного капитала для вновь создава­емых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

- предельный размер неденежной части уставного капитала;

- максимальный размер риска на одного заемщика или груп­пу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности капитала;

- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (де­позитов) населения;

- размеры валютного, процентного и иных видов риска;

- минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

- нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

В случае нарушения кредитной организацией законов, нор­мативных актов и предписаний центрального банка, непредостав­ления информации, предоставления неполной или недостовер­ной информации центральный банк имеет право требовать от кре­дитной организации устранения выявленных нарушений и при­менить санкции (например, ограничить проведение отдельных опе­раций на определенный срок; реорганизовать кредитную органи­зацию или изменить для нее обязательные нормативы; назначить временную администрацию по управлению кредитной организа­цией; отозвать лицензию на осуществление банковских операций).

На центральный банк также возложены контроль и ответствен­ность за нарушения правил коммерческими банками, которые вызвали кризис ликвидности или кризис международной банков­ской системы. Банком международных расчетов был утвержден принцип индивидуальной и коллективной ответственности цент­ральных банков за финансирование банков, производящих опе­рации на еврорынках, однако для таких интервенций не была пред­усмотрена автоматичность: финансовую помощь центральные бан­ки могли предоставлять только банкам, ставшим банкротами объ­ективно в результате ухудшения рыночной ситуации, в отличие от тех банков, которые стали банкротами по субъективным при­чинам - в результате активных спекулятивных операций (напри­мер, банк "Herstatt") на мировых финансовых рынках. Данный принцип был применен на практике: Федеральная резервная сис­тема США привлекла государственные фонды, чтобы банкротст­во "Continental Illinois", восьмого американского банка, произо­шедшее в апреле 1984 г., не поставило в затруднительное положе­ние международные банки, обеспечивающие значительную часть его финансирования; Банк Франции и французские банки в 1988 г. решили организовать спасение размещавшегося в Париже ино­странного банка "Al Saudi Bank" для того, чтобы избежать про­блем возврата кредитов, предоставленных этому банку из иностранных финансовых центров.

Центральные банки ответственны за общий риск ликвидности банков в их национальной валюте. Например, в 1987 г. нацио­нальные центральные банки промышленно развитых государств предоставили достаточные ликвидные средства для ликвидации биржевого кризиса.

Таким образом, при выполнении функций по контролю и над­зору центральные банки осуществляют нормативное регулирова­ние и финансовое обеспечение национальных и международных финансово-кредитных отношений, т.е. центральный банк госу­дарства осуществляет властно-волевое воздействие по отношению ко всем субъектам, связанным с национальной финансово-кре­дитной системой.

Коммерческая деятельность центральных банков. Несмотря на перечисленные функции по контролю и надзору за банковской деятельностью, при реализации которых национальные банки выступают в качестве органа государства, центральные банки имеют право осуществлять коммерческие операции. Клиентами централь­ных банков являются национальное и иностранные правительст­ва, коммерческие банки, международные организации и иные лица.

При осуществлении коммерческих операций центральный банк получает прибыль (только в 1985 г. прибыль Банка Англии соста­вила около 106 млн. ф. ст.). Получение прибыли не является целью деятельности центрального банка (банк не является налого­плательщиком), как правило, она направляется в федеральный бюджет (согласно Федеральному закону от 05.06.96 № 62-ФЗ "О перечислении прибыли Центрального банка РФ" прибыль Центрального банка РФ (уставный капитал - 3 млрд. руб.) за 1994 г. в размере 5,0 трлн. руб. была направлена в федеральный бюджет).

Центральные банки оказывают примерно те же услуги своим клиентам, что и коммерческие банки и финансово-кредитные ин­ституты (предоставление кредитов, займов, проведение консуль­таций и т.д.), например, Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитны­ми организациями:

1) предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обес­печение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более 6 месяцев;

3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платеж­ные документы и обязательства в иностранной валюте, выстав­ленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии и поручительства;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностран­ных государств;

11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

12) осуществлять другие банковские операции от своего име­ни, если это не запрещено законом.

При этом Банк России имеет право осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотрен­ных федеральными законами.

Обеспечением для кредитов Центрального банка могут высту­пать золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до 6 месяцев; государственные ценные бума­ги; иные ценности, а также гарантии и поручительства.

Кроме основных операций по предоставлению кредитов и зай­мов, в настоящее время центральные банки осуществляют и но­вые операции, которые были легализованы на рынках евровалют.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...