Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые термины и концепции




 

Инвестиционные банковские Международные "финансовые

функции супермаркеты"

Информационные и электрон- Некредитные финансовые

ные банковские услуги международные услуги

Международные банковские и инструменты

услуги, базирующиеся Отечественные банки, работаю-

на обязательствах щие через международную

Международные банковские корреспондентскую сеть

услуги, основанные на Услуги по менеджменту ва-

внебалансовых операциях лютных средств корпораций

Международные услуги бан- Финансовые инновации

ков, базирующиеся на активах "Финансовый бутик"

 

При осуществлении международной деятельности коммерчес­кие банки, помимо валютного кредитования, предлагают много других некредитных финансовых международных услуг и инстру­ментов. В данной главе мы рассмотрим структуру и классификацию международных банковских услуг. Далее мы охарактеризуем такие важные международные услуги, предоставляемые банками, как информационное обслуживание, электронные банковские услу­ги, а также услуги по менеджменту валютных средств корпораций.

 

СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

 

Международные коммерческие банковские услуги весьма по­хожи на услуги, предоставляемые банками на отечественных рын­ках. Вместе с тем существуют значительные отличия международ­ных коммерческих банковских услуг. Последние могут быть под­разделены минимум на семь агрегированных "продуктовых" ка­тегорий, в том числе:

а) принятие депозитов на оншорных рынках за границей и на оффшорных (евровалютных) рынках;

б) осуществление международных дилинговых операций с ино­странной валютой, межбанковскими депозитами, драгоценными металлами, краткосрочными бумагами международного денежно­го рынка;

в) услуги по финансированию международной торговли и денежному менеджменту;

г) международное кредитование в разнообразных формах, в том числе евровалютные синдицированные займы, проектное финан­сирование, обеспеченное активами финансирование;

д) международные инвестиционные банковские услуги в фор­ме андеррайтинга и торговли международными эмиссиями капи­тальных, долговых и производных ценных бумаг;

е) трастовые услуги для институциональных клиентов и для богатых физических лиц, а также розничный международный бэнкинг в различной форме, например туристских чеков или кредит­ных карточек.

В той или иной мере в различных разделах данного учебника мы касались характеристик перечисленных типов банковских продуктов. В целом разнообразие и сложность различных типов международных финансовых услуг достаточно впечатляющи. Не менее разнообразны и типы финансовых институтов, которые их предлагают. Они подразделяются на:

а) международные "финансовые супермаркеты";

б) "финансовые бутики";

в) отечественные банки, работающие через международную кор­респондентскую сеть.

Так, гигантские частные и государственные "финансовые супер­маркеты" продают практически полный ряд международных бан­ковских продуктов по самой широкой шкале. Малые специализи­рованные финансовые дома (или "бутики") создают позицию на международных рынках лишь по ограниченному ряду услуг. Фи­нансовые институты, преимущественно занимающиеся отечест­венными операциями, часто осуществляют существенный по объ­емам и весьма прибыльный международный бизнес через коррес­пондентские отношения с зарубежными институтами. При этом на международных финансовых рынках конкуренция часто пре­дельно интенсивна. Однако здесь, вероятно, даже более чем в дру­гих сферах бизнеса поддерживается существенный уровень ко­операции между участниками рынка, особенно при осуществлении огромных и сложных по технике операций.

Предоставление ранее перечисленных услуг имеет для различ­ных типов клиентов банка свою специфику. Классифицируем международные банковские услуги под этим углом зрения.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

В табл. 16.1 представлена классификация международных бан­ковских услуг в виде матрицы "продукт-клиент".

Таблица 16.1. Классификация международных банковских услуг

в виде матрицы "продукт-клиент".

  Вид услуги Тип клиентов
Правительства   (1) Финансовые институты (2) Корпорации   (3) Физические лица (4)
Услуги, базирующиеся на обязательствах (1) Услуги, базирующиеся на активах (2) Услуги, базирующиеся на внебалансовых позициях (3)   У11   У21   У31   У12   У22   У32   У13   У23   У33   У14   У24   У34

 

По этой классификации международные банковские услуги, базирующиеся на обязательствах, представляют собой источники фондов для кредитного института. Банки принимают депозиты в различных формах и из различных источников, в том числе:

а) официальные валютные резервы иностранных правительств на текущих и срочных счетах (У11);

б) валютные остатки на счетах "лоро", принадлежащие иностранным банкам-корреспондентам (У12);

в) операционные остатки (текущие счета), срочные депозиты корпораций, соглашения о перекупке с корпоративными клиен­тами (У13);

г) операционные остатки, срочные депозиты и сберегательные вклады, принадлежащие населению (У14).

При этом заметим, что при осуществлении международной деятельности банки в большой степени опираются на межбанков­ские срочные депозиты и эмиссии нот с плавающей ставкой как на главные источники фундирования. Последние повышенно чув­ствительны к колебаниям процентных ставок, т.е. в значительной степени подвержены процентному риску, что требует проведения операций по хеджированию этого типа риска.

Международные услуги банков, базирующиеся на активах, пред­ставляют собой направления использования фондов. При этом банки распределяют свои финансовые ресурсы также в различ­ных формах и различным клиентам. Так, осуществляя междуна­родную банковскую деятельность, банки активны, в частности:

а) в предоставлении синдицированных займов иностранным правительствам (У21);

б) в межбанковском размещении депозитов и предоставлении овердрафта для иностранных корреспондентских банков (У22);

в) в предоставлении краткосрочных займов для финансирова­ния оборотного капитала, в торговом и проектном финансирова­нии корпораций (У23);

г) в потребительском кредитовании (У24).

При этом, фундируясь под плавающую ставку процента на меж­банковском рынке, банки склонны устанавливать ставки на свои международные клиентские кредиты, как мы отмечали в предыду­щей главе, на базисе стоимости фондов на межбанковском рынке плюс спред, т.е. определенная добавочная прибыльная маржа.

С начала 80-х гг. коммерческие банки стали проявлять повы­шенный интерес к международным банковским услугам, осно­ванным на внебалансовых операциях, в первую очередь, из-за долгового кризиса стран третьего мира, а также потребностей бан­ков улучшить свои коэффициенты достаточности капитала. Внебалансовые услуги, предоставляемые банками, называют также комиссионными услугами, подчеркивая их отличие от балансо­вых (кредитно-дспозитных) услуг, которые относят к процент­ным услугам. Международные внебалансовые банковские услуги представлены, например:

а) трастовыми услугами, услугами по менеджменту свопов для иностранных правительств (У31);

б) инкассированием и трансферами международных фондов для иностранных банков-корреспондентов (У32);

в) аккредитивами "стэнд-бай", процентными свопами, услуга­ми по денежному менеджменту, по менеджменту валютного рис­ка, портфельному менеджменту для корпоративных клиентов (УЗЗ);

г) услугами по менеджменту международных инвестиций для индивидуальных инвесторов (У34).

Кроме того, банки постоянно находятся в состоянии поиска финансовых инноваций, создавая новые (в том числе междуна­родные) банковские продукты (услуги). Более детальный пере­чень международных банковских услуг представлен далее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...