Ключевые термины и концепции
Инвестиционные банковские Международные "финансовые функции супермаркеты" Информационные и электрон- Некредитные финансовые ные банковские услуги международные услуги Международные банковские и инструменты услуги, базирующиеся Отечественные банки, работаю- на обязательствах щие через международную Международные банковские корреспондентскую сеть услуги, основанные на Услуги по менеджменту ва- внебалансовых операциях лютных средств корпораций Международные услуги бан- Финансовые инновации ков, базирующиеся на активах "Финансовый бутик"
При осуществлении международной деятельности коммерческие банки, помимо валютного кредитования, предлагают много других некредитных финансовых международных услуг и инструментов. В данной главе мы рассмотрим структуру и классификацию международных банковских услуг. Далее мы охарактеризуем такие важные международные услуги, предоставляемые банками, как информационное обслуживание, электронные банковские услуги, а также услуги по менеджменту валютных средств корпораций.
СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Международные коммерческие банковские услуги весьма похожи на услуги, предоставляемые банками на отечественных рынках. Вместе с тем существуют значительные отличия международных коммерческих банковских услуг. Последние могут быть подразделены минимум на семь агрегированных "продуктовых" категорий, в том числе: а) принятие депозитов на оншорных рынках за границей и на оффшорных (евровалютных) рынках; б) осуществление международных дилинговых операций с иностранной валютой, межбанковскими депозитами, драгоценными металлами, краткосрочными бумагами международного денежного рынка;
в) услуги по финансированию международной торговли и денежному менеджменту; г) международное кредитование в разнообразных формах, в том числе евровалютные синдицированные займы, проектное финансирование, обеспеченное активами финансирование; д) международные инвестиционные банковские услуги в форме андеррайтинга и торговли международными эмиссиями капитальных, долговых и производных ценных бумаг; е) трастовые услуги для институциональных клиентов и для богатых физических лиц, а также розничный международный бэнкинг в различной форме, например туристских чеков или кредитных карточек. В той или иной мере в различных разделах данного учебника мы касались характеристик перечисленных типов банковских продуктов. В целом разнообразие и сложность различных типов международных финансовых услуг достаточно впечатляющи. Не менее разнообразны и типы финансовых институтов, которые их предлагают. Они подразделяются на: а) международные "финансовые супермаркеты"; б) "финансовые бутики"; в) отечественные банки, работающие через международную корреспондентскую сеть. Так, гигантские частные и государственные "финансовые супермаркеты" продают практически полный ряд международных банковских продуктов по самой широкой шкале. Малые специализированные финансовые дома (или "бутики") создают позицию на международных рынках лишь по ограниченному ряду услуг. Финансовые институты, преимущественно занимающиеся отечественными операциями, часто осуществляют существенный по объемам и весьма прибыльный международный бизнес через корреспондентские отношения с зарубежными институтами. При этом на международных финансовых рынках конкуренция часто предельно интенсивна. Однако здесь, вероятно, даже более чем в других сферах бизнеса поддерживается существенный уровень кооперации между участниками рынка, особенно при осуществлении огромных и сложных по технике операций.
Предоставление ранее перечисленных услуг имеет для различных типов клиентов банка свою специфику. Классифицируем международные банковские услуги под этим углом зрения.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В табл. 16.1 представлена классификация международных банковских услуг в виде матрицы "продукт-клиент". Таблица 16.1. Классификация международных банковских услуг в виде матрицы "продукт-клиент".
По этой классификации международные банковские услуги, базирующиеся на обязательствах, представляют собой источники фондов для кредитного института. Банки принимают депозиты в различных формах и из различных источников, в том числе: а) официальные валютные резервы иностранных правительств на текущих и срочных счетах (У11); б) валютные остатки на счетах "лоро", принадлежащие иностранным банкам-корреспондентам (У12); в) операционные остатки (текущие счета), срочные депозиты корпораций, соглашения о перекупке с корпоративными клиентами (У13); г) операционные остатки, срочные депозиты и сберегательные вклады, принадлежащие населению (У14). При этом заметим, что при осуществлении международной деятельности банки в большой степени опираются на межбанковские срочные депозиты и эмиссии нот с плавающей ставкой как на главные источники фундирования. Последние повышенно чувствительны к колебаниям процентных ставок, т.е. в значительной степени подвержены процентному риску, что требует проведения операций по хеджированию этого типа риска. Международные услуги банков, базирующиеся на активах, представляют собой направления использования фондов. При этом банки распределяют свои финансовые ресурсы также в различных формах и различным клиентам. Так, осуществляя международную банковскую деятельность, банки активны, в частности:
а) в предоставлении синдицированных займов иностранным правительствам (У21); б) в межбанковском размещении депозитов и предоставлении овердрафта для иностранных корреспондентских банков (У22); в) в предоставлении краткосрочных займов для финансирования оборотного капитала, в торговом и проектном финансировании корпораций (У23); г) в потребительском кредитовании (У24). При этом, фундируясь под плавающую ставку процента на межбанковском рынке, банки склонны устанавливать ставки на свои международные клиентские кредиты, как мы отмечали в предыдущей главе, на базисе стоимости фондов на межбанковском рынке плюс спред, т.е. определенная добавочная прибыльная маржа. С начала 80-х гг. коммерческие банки стали проявлять повышенный интерес к международным банковским услугам, основанным на внебалансовых операциях, в первую очередь, из-за долгового кризиса стран третьего мира, а также потребностей банков улучшить свои коэффициенты достаточности капитала. Внебалансовые услуги, предоставляемые банками, называют также комиссионными услугами, подчеркивая их отличие от балансовых (кредитно-дспозитных) услуг, которые относят к процентным услугам. Международные внебалансовые банковские услуги представлены, например: а) трастовыми услугами, услугами по менеджменту свопов для иностранных правительств (У31); б) инкассированием и трансферами международных фондов для иностранных банков-корреспондентов (У32); в) аккредитивами "стэнд-бай", процентными свопами, услугами по денежному менеджменту, по менеджменту валютного риска, портфельному менеджменту для корпоративных клиентов (УЗЗ); г) услугами по менеджменту международных инвестиций для индивидуальных инвесторов (У34). Кроме того, банки постоянно находятся в состоянии поиска финансовых инноваций, создавая новые (в том числе международные) банковские продукты (услуги). Более детальный перечень международных банковских услуг представлен далее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|