Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы и источники международного права в сфере международных публичных финансов




В теории права правовая норма дефинируется как обобщенное правило поведения. Норма международного права - это правило поведения, которое регулирует отношения на международном, ре­гиональном или локальном уровнях определенных субъектов меж­дународного права.

Нормы международного права, как и национального права, яв­ляются юридически обязательными, в этом состоит их главное отличие от норм социальных, моральных, религиозных и иных, функционирующих в международных и национальных отноше­ниях. Они подразделяются на диспозитивные (нормы, от которых субъекты международного права могут отступать по взаимному согласию) и императивные или jus cogens.

Таким образом, при установлении, изменении и реализации диспозитивных норм субъекты международного права не стано­вятся правонарушителями международного права, несмотря на то, что по предмету их регулирования могут действовать иные нормы международного права. Когда устанавливаются или реализуются императивные нормы международного права, то последние не должны противоречить уже имеющимся нормам jus cogens, иначе субъекты, их устанавливающие или реализующие, будут призна­ны правонарушителями.

Впервые положения относительно императивных международ­но-правовых норм были зафиксированы в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в ст. 53 которой сказано: "Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного пра­ва... императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным со­обществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последую­щей нормой общего международного права, носящей такой же характер".

Для обеспечения реализации норм международного права существуют санкции. Применение санкций - весьма слабое мес­то в международном праве, поскольку в межгосударственных от­ношениях нет таких институтов (идентичных внутригосударствен­ным), которые могли бы (адекватно внутренним действиям госу­дарств) гарантировать осуществление международных норм. Меж­дународное право предусматривает применение санкций самими государствами индивидуально или коллективно, а также между­народными организациями, которые наделяются все более значи­тельными полномочиями в указанной сфере. Количество видов санкций, которые могут применяться субъектами международного права, постоянно уменьшается, но вместе с тем государства име­ют право применять различные действия дипломатического ха­рактера, включая разрыв дипломатических отношений, ограниче­ния экономических, финансовых, научно-технических и иных связей, а также частичный или полный отказ от предоставления информации о деятельности государства, ограничения по поводу доступа к информации и ее использованию и т.д.

Нормы международного права существуют в различных международно-правовых источниках. Несмотря на различие тео­ретических концепций относительно видов и статуса источников международного права, по этому вопросу имеется международное соглашение, участниками которого являются большинство госу­дарств. В ст.38 Статута Международного суда прямо указано, что: "... Суд, который обязан решать переданные ему споры на осно­вании международного права, применяет:

- общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями;

- международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

- международный обычай как доказательство всеобщей прак­тики, признанной в качестве правовой нормы;

- с оговоркой, указанной в ст.59, судебные решения и доктри­ны наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

Основные принципы международного права можно определить как общепризнанные нормы, имеющие существенное, наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирова­ния межгосударственной системы отношений. В Декларации о принципах международного права 1970 г., в которой упоминается о действии семи принципов международного права, указывается, что "добросовестное соблюдение принципов международного пра­ва, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное исполнение государствами обя­зательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных На­ций".

Кроме Устава ООН и Декларации о принципах международ­ного права 1970 г., основные принципы международного права содержатся также в Заключительном акте Хельсинкского совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Основные принципы международного права можно условно классифицировать на три группы:

1) принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем;

2) принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности: принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения междуна­родных споров; принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости послевоенных границ;

3) общие принципы международного сотрудничества: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип сотрудничества государств; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного выполнения обязательств.

Субъекты международного права, а также все лица, осуществля­ющие международную финансовую и денежно-кредитную деятель­ность, безусловно обязаны соблюдать основные принципы меж­дународного права.

Международные конвенции (договоры) - это явно выражен­ные соглашения между субъектами международного права, призванные регулировать их отношения посредством создания вза­имных прав и обязанностей. В зависимости от уровня, на кото­ром заключен договор, заключаются договоры межгосударствен­ные, межправительственные и межведомственные. В зависимости от количества участников различают двусторонние и многосто­ронние договоры (среди последних договоры с ограниченным кругом участников и общие (универсальные) договоры). Ограни­чения по поводу участия в универсальном международном дого­воре недопустимы, за исключением (в некоторых случаях) учас­тия международных организаций (например, в Венской конвен­ции о праве договоров 1986 г. указывается, что к ней может присоединиться любая международная организация, которая об­ладает правоспособностью заключать международные договоры, о чем должно быть указано в самом договоре).

В зависимости от объекта международные договоры подразделя­ются на политические (Устав ООН), экономические (Римский договор о создании ЕЭС в 1957 г.) и по специальным вопросам в области финансов, транспорта, связи, информации, образования, научного сотрудничества, правовой помощи, социального обес­печения и т.д. Объектами договоров между международными ор­ганизациями являются, как правило, специальные вопросы, вхо­дящие в компетенцию международных организаций согласно их учредительным документам.

В связи с тем что предметы многосторонних конвенций в об­ласти международных валютно-кредитных отношений существенно дифференцированы, следует произвести их классификацию. Сис­тему международных договоров, касающихся международной фи­нансовой деятельности, можно определить следующим образом.

I. Соглашения о создании международных (региональных) орга­низаций, основным предметом деятельности которых является обеспечение международных валютно-кредитных отношений (включая нормы, изложенные в уставах указанных организаций):

1) межгосударственных международных и региональных орга­низаций:

-Договор о создании Международного валютного фонда (1944);

- Договор об учреждении Европейского экономического сооб­щества (1957), Договор об учреждении Европейского фонда ва­лютного сотрудничеста (1973), Единый Европейский акт (1985);

Договор о Европейском союзе (1993);

- Договор о создании Арабского валютного фонда (1977);

- Договор об учреждении Валютного союза Центральной Аф­рики (1972) и др.

2) международных (региональных) межгосударственных банков:

- Договор о создании Международного банка реконструкции и развития (1944);

- Договор о создании Банка международных расчетов (1930);

- договоры о создании Азиатского банка развития (1965), Арабско-Африканского международного банка (1964), Арабо-латиноамериканского банка (1977), Арабского банка экономичес­кого развития Африки (1973), Африканского банка развития (1963), Банка развития государств Центральной Африки (1975), Западно­африканского банка развития (1973), Западноафриканской кли­ринговой палаты (1975), Европейского инвестиционного банка (1957), Европейского банка реконструкции и развития (1989), Исламского банка развития (1974), Карибского банка развития (1969), Межамериканского банка развития (1959), Центрально­американского банка экономической интеграции (I960), Черно­морского банка торговли и развития (1994) и др.

II. Соглашения о международных расчетах, т.е. о порядке осу­ществления расчетов за торговые и неторговые операции в сфере. международных экономических отношений:

1) платежные соглашения, в которых государства выражают свою волю относительно платежей в свободно или ограниченно конвер­тируемых валютах в соответствии с законодательством, действу­ющим в странах - участницах соглашений:

- Договор о товарообороте и платежах между СССР (Россией) и Японией (1991), Финляндией (1989), Болгарией (1990);

- Протокол об урегулировании расчетов и платежей между Россией и КНР (1990);

2) клиринговые соглашения, предусматривающие взаимный за­чет долгов и требований по внешнеэкономическим операциям между договаривающимися государствами без перевода валюты: договоры СССР с некоторыми государствами Европы, например, с Италией (до 1957 г.), с Францией (до I960 г.), с Норвегией и Швецией (до 1965 г.) и др.;

3) платежно-клиринговые соглашения:

- Договор о товарообороте и платежах между СССР и Фин­ляндией (1979 г.);

- Договор о товарообороте и платежах между Россией и Япо­нией (1991 г.) и др

III. Международные кредитные соглашения, т.е. межгосудар­ственные договоры о предоставлении кредита (в том числе сог­лашения о синдицированном кредите) в определенной валюте или международной счетной единице (ЭКЮ, СРД), или о поставке товара в кредит:

- Соглашение об урегулировании задолженности государства Камбоджа перед СССР (Россией) по государственным кредитам (1991);

- Соглашение об урегулировании задолженности государства Лаос перед СССР (Россией) по государственным кредитам (1991);

- Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в СССР (Россию) товаров (1991);

- Соглашение в форме обмена письмами о кредитной гаран­тии для экспорта сельскохозяйственных товаров и продовольст­вия из Европейского сообщества в Советский Союз (1991) и др.

IV. Межгосударственные соглашения об инвестициях (капита­ловложениях):

- Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовло­жений, заключенные между СССР (Россией) и государствами: Испания (1990), Великобритания (1989), КНР (1990), Канада (1989), Нидерланды (1989), Финляндия (1989), Франция (1989), Германия (1989) и др.;

- Единый инвестиционный кодекс Андской группы стран;

- Сеульская конвенция об учреждении Международного агент­ства по гарантиям иностранных инвестиций (1985).

V. Международные соглашения об обеспечении финансовых обязательств субъектов международной финансовой деятельности:

- Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988);

- Женевская конвенция об единообразном законе о перевод­ном и простом векселе (1930);

- Женевская конвенция, разрешающая коллизии законов о переводных и простых векселях (1930);

- Женевская конвенция об единообразном законе о чеках (1931);

- Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении пере­водных и простых векселей (1930);

- Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924);

- Брюссельский протокол к Брюссельской конвенции об уни­фикации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (1968);

- Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) (1988);

- Конвенция о международном финансовом представительст­ве (факторинге) (1990) и др.

VI. Межгосударственные налоговые соглашения, систематизи­рующие налогообложение субъектов международной деятельнос­ти и исключающие двойное налогообложение:

- Соглашение об избежании двойного налогообложения дохо­дов и имущества между СССР (Россией) и Бельгией (1987) и др.

VII. Международные соглашения об экономическом сотруд­ничестве:

- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россий­ской Федерацией и Европейским сообществом и его государства­ми-членами (1989);

- Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и государствами Гамбия (1991), Венгрия (1990), Катар (1990), ОАЭ (1990);

- Соглашение между Правительством и Центральным банком Российской Федерации и Правительством и Национальным бан­ком Республики Казахстан о взаимных обязательствах и взаим­ной поддержке в связи с введением национальных денежных зна­ков Республикой Казахстан (1993) и др.

VIII. Иные международные соглашения об отношениях иму­щественного и неимущественного характера, возникающих при функционировании субъектов международной финансовой дея­тельности, а также о порядке рассмотрения споров между ними:

- Венская конвенция ООН о договорах международной куп­ли-продажи товаров (1980);

- Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в между­народной купле-продаже товаров (1974), Венский протокол об из­менении Конвенции об исковой давности в международной куп­ле-продаже товаров (1980);

- Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985);

- Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961);

- Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвести­ционных споров между государствами и иностранными лицами. (1965);

- Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (1976);

- Арбитражный регламент Европейской экономической ко­миссии ООН (1966);

- Гаагская конвенция об облегчении международного доступа к судам (1980);

- Брюссельская конвенция о судебной подсудности и испол­нении судебных решений по гражданским и торговым делам (1968);

- Гаагская конвенция о гражданском процессе (1954);

- Гаагская конвенция о предоставлении судебных и внесудеб­ных документов (1965);

- Гаагская конвенция о доказательствах (1970);

- Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение арбитражных решений (1958);

- Регламент Арбитражного суда Международной торговой пала­ты (1975; с изменениями 1988 г.) и др.

Несмотря на то, что международные соглашения, касающиеся международной финансовой деятельности, можно гармонизиро­вать, следует отметить наличие некоторых проблем в отношении эффективности их действия.

Во-первых, международные соглашения (даже если последние не находятся в противоречии с нормами jus cogens) разделяются по степени эффективного действия в зависимости от государст­венного органа (президент, правительство, государственные ве­домства и т.д.), от имени которого исходила воля по поводу дей­ствия соглашения: в частности, в США, согласно распространен­ной точке зрения, ратифицированные международные договоры и не подлежащие ратификации исполнительные соглашения, под­писываемые от имени президента, имеют одинаковую юриди­ческую силу по сравнению с иными международными соглаше­ниями. Данная точка зрения распространяется также на действие международных обычаев, которые на основании ст.38 Статута Меж­дународного суда также являются основными источниками (сред­ствами) достижения универсальности регулирования международ­ных экономических и финансовых отношений, поскольку вос­полняют пробелы конвенционного регулирования международ­ных отношений.

Во-вторых, сфера действия международных норм может быть ограничена в зависимости от региона, в котором признано ее дей­ствие.

В-третьих, эффективность действия международных норм, на которые могут ссылаться субъекты международной финансовой деятельности, может быть ограничена их различным статусом по отношению к системе внутреннего права различных государств:

- в одних государствах (Нидерланды, Бельгия, Люксембург) международный договор имеет исключительное верховенство над национальным правом в целом, включая конституцию;

- в других государствах (Франция, Испания, Швейцария, Португалия, Греция, Болгария, Кипр, Хорватия, Словения) при­знается верховенство международных договоров только по отно­шению к национальным законам;

- в третьих государствах (Германия, Австрия, Дания, Финлян­дия, Венгрия, США, Ирландия, Италия, Швеция, Великобрита­ния, Турция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Сан-Марино, Румыния, Албания, Польша, Литва) международные договоры имеют силу национального закона;

- в иных государствах (Австрия, Швеция, Дания, Ирландия, Германия, Греция) при реализации относительно важных для го­сударства международных договоров компетентные органы госу­дарства имеют право на трансформацию международного догово­ра в национальную систему права посредством нормативного акта, т.е. международный договор в таких случаях подчинен националь­ному законодательству.

В-четвертых, эффективность действия международных норм может быть снижена в результате не единообразного их образова­ния, т.е. в том случае, если государство заявляет о каких-либо оговорках относительно действия международных норм.

В-пятых, при реализации международных договоров, особен­но при рассмотрении споров, связанных с их действием, возника­ют вопросы политического характера, которые имеют существен­ное значение для субъектов международной финансовой деятель­ности: в частности, согласно "доктрине политического вопроса" (США), в сферу компетенции национальных судебных органов не входят функции, относящиеся к сфере деятельности законода­тельной и исполнительной власти национального государства (в том числе национального банка), - соответственно суды не имеют права не только рассматривать споры между субъектами международной финансовой деятельности (особенно в области пуб­личных финансов), например по синдицированным кредитам, зай­мам, инвестициям и т.п., но и толковать положения между­народных договоров, в которых участвуют государственные орга­ны США (президент, правительство, Федеральная резервная сис­тема, государственные ведомства).

Самоограничительные функции суда существуют не только в США, но и во Франции, Германии, Англии и некоторых других странах.

Хотя "доктрина политического вопроса" связана с действием публичных норм в международном праве, все-таки не отрицается влияние этой доктрины на характер действия частных экономи­ко-правовых норм. Об этом свидетельствует следующий пример: в 1976 г. консорциум международных банков предоставил круп­ный кредит банкам Коста-Рики. В связи с тем что выплата долгов не состоялась в результате введения моратория в соответствии с законодательством Коста-Рики, суд вынес решение в пользу кон­сорциума, поскольку право штата Нью-Йорк рейшментировало кредитное соглашение. Однако апелляционный суд в 1984 г. пере­смотрел решение суда первой инстанции, мотивировав это тем, что действия государства Коста-Рика по поводу запрещения пла­тежей по иностранным долгам соответствуют праву и политике США, как последняя сформулирована президентом и правитель­ством. В 1985 г. решение апелляционного суда было пересмотрено (отменено) на том основании, что исполнительная власть США, принявшая участие в процессе, заявила об ошибочной позиции апелляционного суда относительно истолкования политики США: теперь законы Коста-Рики стали несовместимыми с правом и по­литикой США.

Как видим, международному сообществу следует предпринять важные шаги к тому, чтобы именно международное право (соответственно, международные судебные органы) регламенти­ровало очевидные противоречия в межнациональных экономико-правовых системах, поэтому, вероятно, правильно, если государ­ства признают доминирующие позиции международных норм по сравнению с нормами национальными.

Специалисты финансово-кредитных институтов должны так­же помнить о том, что общепризнанные нормы и принципы меж­дународного права, а также международные договоры с участием Российской Федерации являются частью правовой системы Рос­сийской Федерации (ст. 15 Конституции 1993 г.) и могут быть использованы в судебно-арбитражной практике.

Международный обычай - это правило поведения, сложив­шееся в результате постоянной реализации международной прак­тики, признанное субъектами международного права в качестве международно-правовой нормы. В сфере международных публич­ных финансов международные обычаи практически не использу­ются.

 

РЕЗЮМЕ

Основные принципы и нормы международного права оказыва­ют существенное влияние на функционирование международных публичных финансов. Не имеется устойчивой системы кодифи­цированных норм международного права, применимых к системе международных публичных финансов. В области международных валютно-кредитных отношений, как правило, применяются меж­дународные договоры и конвенции; судебная практика при воз­никновении международных публичных споров в финансовой сфере крайне неустойчива и нуждается в регламентации согласно нормам международного права.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Охарактеризуйте сущность современного международного права.

2) Опишите нормы и источники международного финансового права.

3) Определите систему международных договоров в области меж­дународных публичных финансов.

4) Какова эффективность действия международных соглаше­ний?

5) Что такое "доктрина политического вопроса"?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...