Нормы и источники международного права в сфере международных публичных финансов
В теории права правовая норма дефинируется как обобщенное правило поведения. Норма международного права - это правило поведения, которое регулирует отношения на международном, региональном или локальном уровнях определенных субъектов международного права. Нормы международного права, как и национального права, являются юридически обязательными, в этом состоит их главное отличие от норм социальных, моральных, религиозных и иных, функционирующих в международных и национальных отношениях. Они подразделяются на диспозитивные (нормы, от которых субъекты международного права могут отступать по взаимному согласию) и императивные или jus cogens. Таким образом, при установлении, изменении и реализации диспозитивных норм субъекты международного права не становятся правонарушителями международного права, несмотря на то, что по предмету их регулирования могут действовать иные нормы международного права. Когда устанавливаются или реализуются императивные нормы международного права, то последние не должны противоречить уже имеющимся нормам jus cogens, иначе субъекты, их устанавливающие или реализующие, будут признаны правонарушителями. Впервые положения относительно императивных международно-правовых норм были зафиксированы в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в ст. 53 которой сказано: "Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права... императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер".
Для обеспечения реализации норм международного права существуют санкции. Применение санкций - весьма слабое место в международном праве, поскольку в межгосударственных отношениях нет таких институтов (идентичных внутригосударственным), которые могли бы (адекватно внутренним действиям государств) гарантировать осуществление международных норм. Международное право предусматривает применение санкций самими государствами индивидуально или коллективно, а также международными организациями, которые наделяются все более значительными полномочиями в указанной сфере. Количество видов санкций, которые могут применяться субъектами международного права, постоянно уменьшается, но вместе с тем государства имеют право применять различные действия дипломатического характера, включая разрыв дипломатических отношений, ограничения экономических, финансовых, научно-технических и иных связей, а также частичный или полный отказ от предоставления информации о деятельности государства, ограничения по поводу доступа к информации и ее использованию и т.д. Нормы международного права существуют в различных международно-правовых источниках. Несмотря на различие теоретических концепций относительно видов и статуса источников международного права, по этому вопросу имеется международное соглашение, участниками которого являются большинство государств. В ст.38 Статута Международного суда прямо указано, что: "... Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: - общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; - международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
- международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; - с оговоркой, указанной в ст.59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм". Основные принципы международного права можно определить как общепризнанные нормы, имеющие существенное, наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы отношений. В Декларации о принципах международного права 1970 г., в которой упоминается о действии семи принципов международного права, указывается, что "добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное исполнение государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций". Кроме Устава ООН и Декларации о принципах международного права 1970 г., основные принципы международного права содержатся также в Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Основные принципы международного права можно условно классифицировать на три группы: 1) принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем; 2) принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности: принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров; принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости послевоенных границ; 3) общие принципы международного сотрудничества: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип сотрудничества государств; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного выполнения обязательств. Субъекты международного права, а также все лица, осуществляющие международную финансовую и денежно-кредитную деятельность, безусловно обязаны соблюдать основные принципы международного права.
Международные конвенции (договоры) - это явно выраженные соглашения между субъектами международного права, призванные регулировать их отношения посредством создания взаимных прав и обязанностей. В зависимости от уровня, на котором заключен договор, заключаются договоры межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В зависимости от количества участников различают двусторонние и многосторонние договоры (среди последних договоры с ограниченным кругом участников и общие (универсальные) договоры). Ограничения по поводу участия в универсальном международном договоре недопустимы, за исключением (в некоторых случаях) участия международных организаций (например, в Венской конвенции о праве договоров 1986 г. указывается, что к ней может присоединиться любая международная организация, которая обладает правоспособностью заключать международные договоры, о чем должно быть указано в самом договоре). В зависимости от объекта международные договоры подразделяются на политические (Устав ООН), экономические (Римский договор о создании ЕЭС в 1957 г.) и по специальным вопросам в области финансов, транспорта, связи, информации, образования, научного сотрудничества, правовой помощи, социального обеспечения и т.д. Объектами договоров между международными организациями являются, как правило, специальные вопросы, входящие в компетенцию международных организаций согласно их учредительным документам. В связи с тем что предметы многосторонних конвенций в области международных валютно-кредитных отношений существенно дифференцированы, следует произвести их классификацию. Систему международных договоров, касающихся международной финансовой деятельности, можно определить следующим образом. I. Соглашения о создании международных (региональных) организаций, основным предметом деятельности которых является обеспечение международных валютно-кредитных отношений (включая нормы, изложенные в уставах указанных организаций):
1) межгосударственных международных и региональных организаций: -Договор о создании Международного валютного фонда (1944); - Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (1957), Договор об учреждении Европейского фонда валютного сотрудничеста (1973), Единый Европейский акт (1985); Договор о Европейском союзе (1993); - Договор о создании Арабского валютного фонда (1977); - Договор об учреждении Валютного союза Центральной Африки (1972) и др. 2) международных (региональных) межгосударственных банков: - Договор о создании Международного банка реконструкции и развития (1944); - Договор о создании Банка международных расчетов (1930); - договоры о создании Азиатского банка развития (1965), Арабско-Африканского международного банка (1964), Арабо-латиноамериканского банка (1977), Арабского банка экономического развития Африки (1973), Африканского банка развития (1963), Банка развития государств Центральной Африки (1975), Западноафриканского банка развития (1973), Западноафриканской клиринговой палаты (1975), Европейского инвестиционного банка (1957), Европейского банка реконструкции и развития (1989), Исламского банка развития (1974), Карибского банка развития (1969), Межамериканского банка развития (1959), Центральноамериканского банка экономической интеграции (I960), Черноморского банка торговли и развития (1994) и др. II. Соглашения о международных расчетах, т.е. о порядке осуществления расчетов за торговые и неторговые операции в сфере. международных экономических отношений: 1) платежные соглашения, в которых государства выражают свою волю относительно платежей в свободно или ограниченно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством, действующим в странах - участницах соглашений: - Договор о товарообороте и платежах между СССР (Россией) и Японией (1991), Финляндией (1989), Болгарией (1990); - Протокол об урегулировании расчетов и платежей между Россией и КНР (1990); 2) клиринговые соглашения, предусматривающие взаимный зачет долгов и требований по внешнеэкономическим операциям между договаривающимися государствами без перевода валюты: договоры СССР с некоторыми государствами Европы, например, с Италией (до 1957 г.), с Францией (до I960 г.), с Норвегией и Швецией (до 1965 г.) и др.; 3) платежно-клиринговые соглашения: - Договор о товарообороте и платежах между СССР и Финляндией (1979 г.); - Договор о товарообороте и платежах между Россией и Японией (1991 г.) и др III. Международные кредитные соглашения, т.е. межгосударственные договоры о предоставлении кредита (в том числе соглашения о синдицированном кредите) в определенной валюте или международной счетной единице (ЭКЮ, СРД), или о поставке товара в кредит:
- Соглашение об урегулировании задолженности государства Камбоджа перед СССР (Россией) по государственным кредитам (1991); - Соглашение об урегулировании задолженности государства Лаос перед СССР (Россией) по государственным кредитам (1991); - Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в СССР (Россию) товаров (1991); - Соглашение в форме обмена письмами о кредитной гарантии для экспорта сельскохозяйственных товаров и продовольствия из Европейского сообщества в Советский Союз (1991) и др. IV. Межгосударственные соглашения об инвестициях (капиталовложениях): - Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенные между СССР (Россией) и государствами: Испания (1990), Великобритания (1989), КНР (1990), Канада (1989), Нидерланды (1989), Финляндия (1989), Франция (1989), Германия (1989) и др.; - Единый инвестиционный кодекс Андской группы стран; - Сеульская конвенция об учреждении Международного агентства по гарантиям иностранных инвестиций (1985). V. Международные соглашения об обеспечении финансовых обязательств субъектов международной финансовой деятельности: - Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988); - Женевская конвенция об единообразном законе о переводном и простом векселе (1930); - Женевская конвенция, разрешающая коллизии законов о переводных и простых векселях (1930); - Женевская конвенция об единообразном законе о чеках (1931); - Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей (1930); - Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924); - Брюссельский протокол к Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (1968); - Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) (1988); - Конвенция о международном финансовом представительстве (факторинге) (1990) и др. VI. Межгосударственные налоговые соглашения, систематизирующие налогообложение субъектов международной деятельности и исключающие двойное налогообложение: - Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между СССР (Россией) и Бельгией (1987) и др. VII. Международные соглашения об экономическом сотрудничестве: - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом и его государствами-членами (1989); - Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и государствами Гамбия (1991), Венгрия (1990), Катар (1990), ОАЭ (1990); - Соглашение между Правительством и Центральным банком Российской Федерации и Правительством и Национальным банком Республики Казахстан о взаимных обязательствах и взаимной поддержке в связи с введением национальных денежных знаков Республикой Казахстан (1993) и др. VIII. Иные международные соглашения об отношениях имущественного и неимущественного характера, возникающих при функционировании субъектов международной финансовой деятельности, а также о порядке рассмотрения споров между ними: - Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980); - Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974), Венский протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1980); - Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985); - Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961); - Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. (1965); - Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (1976); - Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН (1966); - Гаагская конвенция об облегчении международного доступа к судам (1980); - Брюссельская конвенция о судебной подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (1968); - Гаагская конвенция о гражданском процессе (1954); - Гаагская конвенция о предоставлении судебных и внесудебных документов (1965); - Гаагская конвенция о доказательствах (1970); - Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение арбитражных решений (1958); - Регламент Арбитражного суда Международной торговой палаты (1975; с изменениями 1988 г.) и др. Несмотря на то, что международные соглашения, касающиеся международной финансовой деятельности, можно гармонизировать, следует отметить наличие некоторых проблем в отношении эффективности их действия. Во-первых, международные соглашения (даже если последние не находятся в противоречии с нормами jus cogens) разделяются по степени эффективного действия в зависимости от государственного органа (президент, правительство, государственные ведомства и т.д.), от имени которого исходила воля по поводу действия соглашения: в частности, в США, согласно распространенной точке зрения, ратифицированные международные договоры и не подлежащие ратификации исполнительные соглашения, подписываемые от имени президента, имеют одинаковую юридическую силу по сравнению с иными международными соглашениями. Данная точка зрения распространяется также на действие международных обычаев, которые на основании ст.38 Статута Международного суда также являются основными источниками (средствами) достижения универсальности регулирования международных экономических и финансовых отношений, поскольку восполняют пробелы конвенционного регулирования международных отношений. Во-вторых, сфера действия международных норм может быть ограничена в зависимости от региона, в котором признано ее действие. В-третьих, эффективность действия международных норм, на которые могут ссылаться субъекты международной финансовой деятельности, может быть ограничена их различным статусом по отношению к системе внутреннего права различных государств: - в одних государствах (Нидерланды, Бельгия, Люксембург) международный договор имеет исключительное верховенство над национальным правом в целом, включая конституцию; - в других государствах (Франция, Испания, Швейцария, Португалия, Греция, Болгария, Кипр, Хорватия, Словения) признается верховенство международных договоров только по отношению к национальным законам; - в третьих государствах (Германия, Австрия, Дания, Финляндия, Венгрия, США, Ирландия, Италия, Швеция, Великобритания, Турция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Сан-Марино, Румыния, Албания, Польша, Литва) международные договоры имеют силу национального закона; - в иных государствах (Австрия, Швеция, Дания, Ирландия, Германия, Греция) при реализации относительно важных для государства международных договоров компетентные органы государства имеют право на трансформацию международного договора в национальную систему права посредством нормативного акта, т.е. международный договор в таких случаях подчинен национальному законодательству. В-четвертых, эффективность действия международных норм может быть снижена в результате не единообразного их образования, т.е. в том случае, если государство заявляет о каких-либо оговорках относительно действия международных норм. В-пятых, при реализации международных договоров, особенно при рассмотрении споров, связанных с их действием, возникают вопросы политического характера, которые имеют существенное значение для субъектов международной финансовой деятельности: в частности, согласно "доктрине политического вопроса" (США), в сферу компетенции национальных судебных органов не входят функции, относящиеся к сфере деятельности законодательной и исполнительной власти национального государства (в том числе национального банка), - соответственно суды не имеют права не только рассматривать споры между субъектами международной финансовой деятельности (особенно в области публичных финансов), например по синдицированным кредитам, займам, инвестициям и т.п., но и толковать положения международных договоров, в которых участвуют государственные органы США (президент, правительство, Федеральная резервная система, государственные ведомства). Самоограничительные функции суда существуют не только в США, но и во Франции, Германии, Англии и некоторых других странах. Хотя "доктрина политического вопроса" связана с действием публичных норм в международном праве, все-таки не отрицается влияние этой доктрины на характер действия частных экономико-правовых норм. Об этом свидетельствует следующий пример: в 1976 г. консорциум международных банков предоставил крупный кредит банкам Коста-Рики. В связи с тем что выплата долгов не состоялась в результате введения моратория в соответствии с законодательством Коста-Рики, суд вынес решение в пользу консорциума, поскольку право штата Нью-Йорк рейшментировало кредитное соглашение. Однако апелляционный суд в 1984 г. пересмотрел решение суда первой инстанции, мотивировав это тем, что действия государства Коста-Рика по поводу запрещения платежей по иностранным долгам соответствуют праву и политике США, как последняя сформулирована президентом и правительством. В 1985 г. решение апелляционного суда было пересмотрено (отменено) на том основании, что исполнительная власть США, принявшая участие в процессе, заявила об ошибочной позиции апелляционного суда относительно истолкования политики США: теперь законы Коста-Рики стали несовместимыми с правом и политикой США. Как видим, международному сообществу следует предпринять важные шаги к тому, чтобы именно международное право (соответственно, международные судебные органы) регламентировало очевидные противоречия в межнациональных экономико-правовых системах, поэтому, вероятно, правильно, если государства признают доминирующие позиции международных норм по сравнению с нормами национальными. Специалисты финансово-кредитных институтов должны также помнить о том, что общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры с участием Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции 1993 г.) и могут быть использованы в судебно-арбитражной практике. Международный обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянной реализации международной практики, признанное субъектами международного права в качестве международно-правовой нормы. В сфере международных публичных финансов международные обычаи практически не используются.
РЕЗЮМЕ Основные принципы и нормы международного права оказывают существенное влияние на функционирование международных публичных финансов. Не имеется устойчивой системы кодифицированных норм международного права, применимых к системе международных публичных финансов. В области международных валютно-кредитных отношений, как правило, применяются международные договоры и конвенции; судебная практика при возникновении международных публичных споров в финансовой сфере крайне неустойчива и нуждается в регламентации согласно нормам международного права.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1) Охарактеризуйте сущность современного международного права. 2) Опишите нормы и источники международного финансового права. 3) Определите систему международных договоров в области международных публичных финансов. 4) Какова эффективность действия международных соглашений? 5) Что такое "доктрина политического вопроса"?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|