54. Методы исследования гендера.
54. Методы исследования гендера. В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования: 1. грубая индукция: анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные от знакомых исследователя; 2. эксперимент (широко не использовался); 3. дедукция: достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола; 4. биографический метод: использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограничены (мало широко известных женщин, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно, женщине труднее добиться известности чем мужчине); 5. анкетирование: ценный метод, но необходимо учитывать особенности испытуемых (эмоциональность). В настоящее время в гендерной психологии используется весь спектр психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. д. Контент-анализ применяется при изучении рекламных роликов (в изучении гендера). Матаанализ (в психологии гендерных различий) – статистическая техника, заключающаяся в комбинации информации, полученной из нескольких исследований, имеющая целью прийти к общей оценке величины различий между группами, т. е. это анализ результатов других анализов.
55. Методы исследования гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности. Исследование может проводиться индивидуально и в группах. Методики можно использовать комплексно или независимо друг от друга. Опросник «Кто Я» разработан представителями интеракционистской ориентации М. Куном и Т. Макпартлендом. Данный опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.
Опросник «Я — женщина/мужчина» (Л. Н. Ожигова) в основе методики «Незаконченные предложения». Метод позволяет выявить как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека.
56. Исследование гендерных стреотипов методом личностных семантических дифференциалов. Методологической основой исследования гендерных стереотипов является концепция психосемантического сознания (В. Ф. Петренко). Методологическим инструментарием является один из методов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилагательных и некоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера, и ориентированный на оценку самого себя или другого человека. Личностный семантический дифференциал, разработан О. Л. Кустовой и содержит 40 биполярных и 5 униполярных шкал. Процедура проведения исследования с помощью метода личностного семантического дифференциала стандартна. Для оценки мужских и женских образов предлагаются разные варианты опросников. Методика полового дифференциала построена В. Е. Каганом на базе семантического дифференциала. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого — свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она даёт одновременно два показателя идентичности — маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и фемининности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и фемининности как независимых измерений. 57. Методы выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности.
Методами выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности являются следующие: Методика «Полоролевой опросник» был предложен СандройБем (S. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. В литературе методика упоминается как анкета (опросник) половых ролей BSRI. Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Так как с момента создания опросника прошло более 30 лет, то его рекомендуется использовать для диагностики взрослых. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант И. С. Клециной) может быть использован как для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности, так и для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности. Текст опросника остается неизменным, а меняется только инструкция. Испытуемому дается два одинаковых текста опросника, но с разными инструкциями к ним. Тест Т. Лири модифицирован отечественными учеными Ю. А. Решетняк и Г. С. Васильченко. Тест Лири многоаспектен и направлен на изучение различных личностных особенностей, он может быть использован и для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|