Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

58. Методы изучения гендерных установок.




58. Методы изучения гендерных установок.

Опросник «Пословицы» используется для изучения гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье. Данный опросник составлен И. С. Клециной. В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В. И. Далем. Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей и семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых.

Опросник «Распределение ролей в семье» предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. Обработка результатов: сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).

По результатам заполнения опросников «Пословицы» и «Распределение ролей в семье» можно определить тип гендерных установок. Они могут быть традиционными, эгалитарными или неопределенными.

 


 

 

59. Метод изучения механизмов гендерной социализации.

Гендерная автобиография – средство изучения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования.

Цели: 1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на примере условий своей гендерной социализации;

2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществляется конструирование гендерной идентичности.

 


60. Методы изучения возрастных аспектов гендерных стереотипов.

Для дошкольников:

1. Ассоциативный эксперимент со словами (слова-стимулы «мама», «папа»; «мальчик», «девочка» и т. д. ). Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально.

2. Ассоциативный эксперимент с картинками: детям предлагаются картинки, имеющие феминный (кастрюля, платье), маскулинный (молоток, машина) и гендерно-нейтральный окрас (книга, стол). Детей просят разделить картинки на «мамины» и «папины». Проводится индивидуально.

3. Работа со сказкой: детям читают сказку и просят выбрать героя, которым бы ребенок хотел (не хотел) быть. Проводится гендерный анализ.

4. Наблюдение за ребенком, за воспитателем.

 

Для младших школьников:

1. Опрос: детей просят устно или письменно ответить на вопросы (какими должны быть мальчики, какими должны быть девочки? и т. д. ). Опрос возможно проводить в групповой форме (с классом) в письменном виде.

2. Наблюдение на уроке, на перемене.

3. Проективный метод:

- статистический рисунок: школьников просят нарисовать мальчика и девочку. Исследование можно проводить с группой школьников.

- динамический рисунок: школьников просят нарисовать мальчика и девочку в процессе какой-либо деятельности. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодействия.

4. Ассоциативный эксперимент со словами (слова-стимулы «мама», «папа»; «мальчик», «девочка»; «мужчина», «женщина» и т. д. ). Можно проводить в групповой форме в письменном виде.

 

Для подростков и студентов:

1. Опрос (по самостоятельно составленной анкете) можно проводить в групповой форме в письменном виде.

2. Работа со списком характеристик: предлагается оценить степень выраженности характеристик у мужчины и женщины по шкале с определенным количеством баллов.

3. Сочинить сказку: сочинить и записать сказку на любую тему.

4. Проективный метод (статистический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...