58. Методы изучения гендерных установок.
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 58. Методы изучения гендерных установок. Опросник «Пословицы» используется для изучения гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье. Данный опросник составлен И. С. Клециной. В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В. И. Далем. Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей и семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых. Опросник «Распределение ролей в семье» предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. Обработка результатов: сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой). По результатам заполнения опросников «Пословицы» и «Распределение ролей в семье» можно определить тип гендерных установок. Они могут быть традиционными, эгалитарными или неопределенными.
59. Метод изучения механизмов гендерной социализации. Гендерная автобиография – средство изучения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования. Цели: 1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на примере условий своей гендерной социализации; 2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществляется конструирование гендерной идентичности.
60. Методы изучения возрастных аспектов гендерных стереотипов. Для дошкольников: 1. Ассоциативный эксперимент со словами (слова-стимулы «мама», «папа»; «мальчик», «девочка» и т. д. ). Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально. 2. Ассоциативный эксперимент с картинками: детям предлагаются картинки, имеющие феминный (кастрюля, платье), маскулинный (молоток, машина) и гендерно-нейтральный окрас (книга, стол). Детей просят разделить картинки на «мамины» и «папины». Проводится индивидуально. 3. Работа со сказкой: детям читают сказку и просят выбрать героя, которым бы ребенок хотел (не хотел) быть. Проводится гендерный анализ. 4. Наблюдение за ребенком, за воспитателем.
Для младших школьников: 1. Опрос: детей просят устно или письменно ответить на вопросы (какими должны быть мальчики, какими должны быть девочки? и т. д. ). Опрос возможно проводить в групповой форме (с классом) в письменном виде. 2. Наблюдение на уроке, на перемене. 3. Проективный метод: - статистический рисунок: школьников просят нарисовать мальчика и девочку. Исследование можно проводить с группой школьников. - динамический рисунок: школьников просят нарисовать мальчика и девочку в процессе какой-либо деятельности. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодействия. 4. Ассоциативный эксперимент со словами (слова-стимулы «мама», «папа»; «мальчик», «девочка»; «мужчина», «женщина» и т. д. ). Можно проводить в групповой форме в письменном виде.
Для подростков и студентов: 1. Опрос (по самостоятельно составленной анкете) можно проводить в групповой форме в письменном виде. 2. Работа со списком характеристик: предлагается оценить степень выраженности характеристик у мужчины и женщины по шкале с определенным количеством баллов. 3. Сочинить сказку: сочинить и записать сказку на любую тему. 4. Проективный метод (статистический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|