Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития учения Карла Маркса.




Развитие учения Карла Маркса непосредственно связана с дружбой с сыном немецкого промышленника и коммерсантом-Фридрихом Энегельсом.

Дружба Энгельса и Маркса началась в 1844 г.; к этому времени Энгельс опубликовал свои «Наброски к критике политической экономии» и ряд статей о коммунистических течениях и сектах в Европе и США, а Маркс разработал категорию отчуждённого труда. Отделение собственности от трудовой деятельности привело к тому, что эта деятельность, закреплённая в частичной функции работника-исполнителя в общественном производстве, тяготит её носителя и выступает для него как чуждая угнетающая сила; производимые вещи изначально рассматриваются пролетарием как чужие, а «частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчуждённого труда». Идею коммунизма Маркс сначала расценивал как примитивный протест против отчуждения труда; коммунизм с его грубой уравнительностью и отрицанием высших форм культуры «ещё не дорос до частной собственности», которую отвергает. Маркс тогда признавал за коммунизмом значение «энергического принципа ближайшего будущего», но не формы человеческого общества, не цели человеческого развития.

Учение о классовой борьбе. Однако «Экономическо-философские рукописи 1844 года» остались неопубликованными (до 1932), а под влиянием Энгельса, выпустившего вскоре книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845), Маркс стал идеализировать «стремление к саморазвитию английских и французских рабочих» и выбрал «коммунизм» как наилучший лозунг для массового революционного движения. В 1847 г. Энгельс выпустил брошюру «Принципы коммунизма» с лаконичной характеристикой сущности коммунизма как «упразднения частной собственности», а в 1848 г. вместе с Марксом — «Коммунистический манифест». Эта книга была написана, по словам известного современного итальянского писателя У. Эко, в лучших традициях популярнейшего тогда литературного жанра романа-фельетона, непревзойдённым мастером которого был А. Дюма-отец (написавший, кстати, в том же революционном году в этом стиле произведение «Жак-Простак» — нечто похожее на историю классовой борьбы во Франции). Используя схемы, намеченные французскими социалистами («Изложение учения Сен-Симона», «Демократический манифест» фурьериста В. Консидерана), Энгельс и Маркс интерпретировали исторический процесс как историю борьбы классов вплоть до борьбы между буржуазией и пролетариатом, в которой роль выразителей интересов последнего берут на себя коммунисты. «Коммунистический манифест» провозглашал, что буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль, развив колоссальные производительные силы, с которыми теперь сама не может справиться, поскольку они переросли оболочку частной собственности. Это противоречие проявляется в опустошительных кризисах промышленного перепроизводства, избавить от которых может только обобществление собственности революционным путём. Революция против частной собственности — «историческая миссия» класса пролетариев, «которым нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир».

Впоследствии Энгельс и Маркс продолжали проповедовать «классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и особенно борьбу между пролетариатом и буржуазией как рычаг современного социального переворота». Они основали Интернационал (1864) — Международное товарищество рабочих; приветствовали повстанцев-гарибальдийцев Италии, ирландских фениев, русских народовольцев, Парижскую коммуну 1871 г. и т.д. Одновременно Маркс обратился к усиленному изучению политэкономии, поставив перед собой задачу завершения трудовой теории ценности и теории воспроизводства и обоснования экономической программы антибуржуазной революции. Основными результатами этой работы стали книги Маркса «К критике политической экономии» (1859) и «Капитал. Критика политической экономии» (3 тома, из которых при жизни автора был издан лишь 1 — «Процесс производства капитала», 1867).

Диалектика и философский материализм. В молодости Маркс и Энгельс были наиболее радикально настроенными из последователей философии Гегеля и сошлись на «культе Фейербаха». Систематизатор немецкой идеалистической философии Г. В. Ф. Гегель (1770 — 1831) разработал детальную концепцию диалектики — развития природы и общества из Абсолюта (Мирового Духа) через борьбу противоположностей, переход количественных изменений в качественные (со скачками в новые качества) и триады (исходный момент, тезис — отрицание, антитезис — отрицание отрицания, синтез). Л. А. Фейербах (1804 — 1872) на рубеже 1830 — 1840-х гг. подверг гегелевский идеализм критике, поставив в центр философии не Мировой Дух, а человека как родовое существо (антропологический принцип), и трактовал религию как отчуждение человеческой сущности от себя самой вследствие чувства зависимости от стихийных сил природы и общества.

Усвоив и пересмотрев манеру рассуждений Гегеля и критику христианства Фейербахом, Маркс выработал собственный метод исследования — диалектико- материалистический, сформулировав в «Тезисах о Фейербахе» (1845, опубликованы в 1888) задачу преодоления разрыва между теоретической философией и практикой на основе понимания человеческой сущности как совокупности («ансамбля») всех общественных отношений (а не «абстракта, присущего отдельному индивиду»): «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Перейдя на позиции идеолога классовой борьбы пролетариата, Маркс отказался от использования заимствованной у Фейербаха категории «отчуждение». Но в своём главном экономическом произведении «Капитал» Маркс развил концепцию отчуждённого труда в учение о товарном фетишизме: на рынке продукты человеческой деятельности превращаются в силы, господствующие над людьми; происходит овеществление лиц и персонификация вещей. Ниспровержение основанного на товарном производстве и частной собственности буржуазного строя должно, по представлениям Маркса, привести людей к «прозрачным и ясным» взаимным отношениям; человек должен вращаться вокруг самого себя, а не вокруг богоустановленного порядка или стихийных сил конкуренции. Таким образом, «историческая миссия» пролетариата выступает не только как «восстановление собственности, основанной на собственном труде», но и как радикальный богоборческий гуманизм.

Маркс был одержимым мыслителем пророческого типа. Его атака на частнособственнические экономические интересы и «фетишизм» буржуазного богатства как огромного скопления товаров психологически взаимосвязана с вызовом религиозной традиции. Бросая вызов, Маркс стремился опереться не только на философскую и политическую критику, но и на достижения естествознания.

Он особенно выделял три великих открытия в естествознании середины XIX в.: закон сохранения энергии, клеточную теорию живого вещества и эволюционное учение. Маркс был увлечён прогрессом техники машинного производства, промышленного электричества и агрохимии. История технологий и учение Дарвина о происхождении биологических видов, включая человека, путём естественного отбора (а не актом божественного творения) послужили Марксу подкреплением взгляда на общество как на естественно-исторический процесс, движимый развитием материальных производительных сил.

В год выхода трактата Дарвина «Происхождение видов» (1859) Маркс выпустил книгу «К критике политической экономии». В предисловии к ней была дана формулировка материалистического понимания истории — методологической основы новой трактовки политической экономии как науки, предметом которой является меняющаяся система производственных отношений.

____________________________________________________________________________

50."Капитал" Карла Маркса, его логика и структура.

Основной экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит из четырех томов: первый том — «Процесс производства капитала», вто­рой — «Процесс обращения капитала», третий — «Процесс капиталис­тического производства, взятый в целом», четвертый — «Теории при­бавочной стоимости». Последний том содержит критический обзор экономических теорий с точки зрения трактовки сущности и форм распределения прибавочной стоимости.

Основную цель исследования Маркс видел в выяснении тех законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие и разло­жение рассматриваемого им социально-экономического организма.

Анализ системы экономических отношений начинается не с богат­ства (слишком общей категории), а с товара. Именно в товаре, по мысли Маркса, в зародышевой форме заложены" все противоречия ис­следуемой системы.

В первом томе Маркс рассматривает стоимость, лежащую в основе цены; прибавочную стоимость — основу прибыли; стоимость рабочей силы, лежащую в основе ее «цены» — заработной платы. Характеризу­ются процесс накопления капитала и его влияние на положение рабо­чего класса.

Второй том посвящен анализу процесса движения капитала, его оборота и кругооборота. Согласно предложенной Марксом схеме вос­производства рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления.

В третьем томе рассматривается процесс распределения прибавоч­ной стоимости, ее превращенных форм между получателями прибы­ли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. Показан механизм трансформации стоимости товара в цену производства: в капиталистическом обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с капитальными издержками и средней прибылью. Если товары продаются по ценам производства (а не по их стоимости), то тем самым сохраняется действие закона стоимости в несколько измененном виде.

____________________________________________________________________________

51.Диалектический метод и попытки его применения в политической экономии. Материалистическое понимание истории. Нормативный аспект "Капитала".

Диалектика — это нау­ка о наиболее общих законах развития при­роды, общества и человеческого мышления. Она является целост­ным методом, органической системой категорий и законов. Основ­ными принципами систематизации понятий стали принципы взаи­мосвязи и развития.

 

 

Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из яв­лений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие высту­пает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположнос­тей, как отрицание отрицания.

Разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно приме­нен в политической экономии К. Марксом.

 

Восхождение от абстрактного к конкретному. От конкретного, данного в представлении, ко все более тощим абстракциям и от них вновь к кон­кретному, но уже духовно конкретному, единст­ву многообразного — таков, по Марксу, путь по­знания вообще и политической экономии в частности.

Движение от конкретного к абстрактному характерно для пер­вых ступеней познания любого объекта, характерно оно и для эко­номической теории. Экономисты, начав изучение рыночного хозяй­ства с целого (населения, государства), пришли к простейшим, аб­страктным определениям производственных отношений (труд, раз­деление труда, потребность, меновая стоимость и т. п.).

Важно подчеркнуть и другое. В отличие от классиков политичес­кой экономии К. Маркс использует метод диалектического восхожде­ния от абстрактного к конкретному, т. е. прежде всего стремится рас­крыть внутренние противоречия объекта исследования и отразить закономерности их развития в системе категорий и законов.

Единство исторического и логического. При сравнении исторического и логического методов исследования прежде всего заметна непосредственная их идентичность.

Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим ло­гику развития предмета в форме конкретных исторических собы­тий), а логический метод — историческим, взятым в необходимос­ти (т. е. освобожденным от случайной исторической формы).

Историческое и логическое, включая предше­ствующие методы, точнее, черты единого диалектического метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической реализации это­го необходимо предварительно построить более конкретные эконо­мические модели и проверить их в ходе экономических экспери­ментов.

Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитии общества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей.

Объективная реальность социального создается и изменяется человечеством. Производительные силы - результат созидательной деятельности многих поколений людей. Именно многих, вследствие чего уровень производительных сил не зависит от каждого отдельного поколения. Маркс специально подчеркивает последнее обстоятельство, так как оно объясняет, почему и как человечество само создает объективную, определяющую основу общественной жизни. Он пишет: "… люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности. Таким образом, производительные силы - это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся, общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а предыдущее поколение". Развивая эту мысль в другой работе, Маркс отмечает: "Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого".

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей. Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

Экономическое развитие составляет главное содержание объективной обусловленности исторического процесса и выступает первоосновой исторических закономерностей. К ней относятся также и другого рода явления общественной жизни, существующие вне сознания людей (например, обострение классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распад колониальной системы и другие подобные процессы).

Но есть и другой фактор общественного развития, существующий в сознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов общественного развития.

Анализ материального производства и его главной производительной силы - трудящихся - привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории. Именно народ, создающий материальные ценности, выступает также творцом духовной культуры человечества, определяющей силой общественно-политического развития. В.И. Ленин указывал, что исторический материализм "впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий".

Исследуя общественные условия жизни народных масс, закономерный процесс изменения этих условий в связи с развитием производительных сил и производственных отношений, Маркс пришел к научным выводам о решающей роли народных масс в общественном развитии, о борьбе классов и объективной неизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму.

Сознательная же деятельность людей выступает в качестве опосредования необходимости, поскольку служит ее осуществлению. В реальной жизни в результате действия объективных законов общественного развития возникают такие условия и возможности, реализация которых зависит от деятельности народных масс.

Таким образом, в рамках марксистского понимания истории необходимость выступает в виде естественно-исторических законов, непреложных детерминант развития общества. Тем не менее, она может быть реализована только через сознательную деятельность людей и, в конечном итоге, - народных масс.

Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.

Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании.

Вот эта сторона общественной жизни людей - жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная - является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.

Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.

Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни.

____________________________________________________________________________

52.Исторические судьбы учения К. Маркса: вульгаризация концепции учениками. Развитие "народного" марксизма. Плюсы и минусы раннего распространения марксизма в России. Академический марксизм: развитие анализа капитализма.

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

В последней трети XIX в. возникло новое направление экономической мысли – маржинализм. Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства. В центре нового учения стоял субъект с его потребностями.

У маржиналистов были предшественники:

Первым протомаржиналистом можно назвать Иоганна Генриха фон Тюнена (1783 - 1850). Его книга «Изолированное государство» вышла в 1826м году и была посвящена вопросам рационального ведения сельского хозяйства; видимо, поэтому она и не была замечена экономистами, которые изучали уже экономику промышленного производства. В своей книге фон Тюнен проанализировал исторические данные по издержкам сельскохозяйственного производства и на основе проведенного анализа показал, что наибольший чистый продукт может быть достигнут, если совокупность предельных издержек на факторы производства будет равна предельной ценности продукта. Также фон Тюнен заложил основы неоклассической теории формирования ренты, в которой он связал земельную ренту с предельными издержками фермеров.

Далее следует упомянуть Антуана Огюстена Курно (1801 - 1877) и его труд «Исследования математических принципов в теории богатства» (1838). Огюст Курно был, в первую очередь, математиком; поэтому его можно считать основоположником математического метода анализа экономики. Для того чтобы применить методы математического анализа в экономической сфере Курно ввел в оборот понятия "функция спроса", "эластичность спроса", "экономическое равновесие" и т.д. Впервые в истории экономической науки Курно рассмотрел задачу максимизации прибыли, исследовал механизмы конкуренции и установления экономического равновесия. Правда, самому А. О. Курно не удалось построить модель, которую можно было бы применить для исследования проблемы общего экономического равновесия математическими методами. Труды Курно широко известны во Франции и в дальнейшем оказали огромное влияние на Лозаннскую школу в экономической теории, основателем которой стал Л. Вальрас.

Жюль Дюпюи (1804-1866) занимался проблемой измерения полезности общественных услуг. В ряде своих статей он поднял вопрос о том, как оправдать государственное строительство дорог, тоннелей и мостов, руководствуясь критерием общественной выгоды. Дюпюи осознал, что общественная выгода от пользования этими объектами больше той выгоды, на которую указывают фактические цены на их услуги, если большинство людей готово заплатить за пользование дорогами, тоннелями и мостами больше, чем им приходится платить на практике. Неявно применяя понятие совершенной ценовой дискриминации, он построил для коллективно потребляемых товаров кривую предельной полезности, имеющую вид нисходящей ветви, предположив, что государство устанавливает максимальную плату за каждую дополнительную единицу услуги, так, что эта максимальная плата снижается мелкими шажками по мере предоставления дополнительных единиц.

И последним среди предшественников маржинализма - Герман Генрих Госсен (1810 - 1858), который в 1854г издал книгу «Развитие законов общественной жизни и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». В своей книге Госсен два важнейших принципа, получившие в современной экономической литературе наименование «Законы Госсена». Суть первого закона Госсена: величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю. Это не что иное, как закон убывающей предельной полезности. По мнению Госсена, каждое удовольствие представляет собой математически определенную величину, убывающую по мере того, как продолжается удовольствие. Это допущение позволило ему предположить, что существуют вполне определенные моменты, когда человек должен прервать одно удовольствие и перейти к другому. Формулировка правила, на основании которого определяются эти моменты, получила в экономической науке название второго закона Госсена. Суть второго закона Госсена: максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном количестве доступных благ достигается тогда, когда потребление каждого блага останавливается в точке, где интенсивность удовольствия (полезность) выравнивается, становится одинаковой для всех. Другими словами, чтобы получить максимальную полезность от потребления заданного набора благ за определенный период времени, необходимо потребить их в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ была бы равна одной и той же величине. Различные удовольствия, согласно этому закону, должны прерываться в такие моменты времени, чтобы в результате оказались равны последние, бесконечно малые частицы всех удовольствий. Законы Госсена легли в основу микроэкономической теории последующего столетия, а методология максимизации полезности, предложенная им, вошла в экономическую науку в качестве классической логики принятия решений.

Маржиналистская революция проходила в 2 этапа. Первый этап - 70-80 гг. XIX в., второй этап - 1890-е гг., получил название неоклассической школы. Представителями маржинализма были:

· Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914) - австрийская школа.

· Уильям Стенли Джевонс (1835-1882), Джон Бейтс Кларк (1847-1910) – англо-американская школа.

· Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923) – лозаннская школа.

 

Сущность маржиналистской революции:

1) Осуществлен переворот в методах анализа. Центр тяжести в анализе был перемещен с издержек на конечные результаты. В качестве исходного момента для экономической теории была принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. В экономическую науку был впервые введен принцип предельности. Возник предельный анализ.

2) Изменилась постановка задач. Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей.

3) Произошла революция в теории ценности. Отвергается классический подход, т.е. сведение ценности к затратам труда или к другим факторам. Ценность определяется степенью полезного эффекта, т.е. степенью удовлетворения потребностей.

____________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...