Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международный валютный фонд




Международный валютный фонд (МВФ; International Mone­tary Fund - IMF) - специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944 г.) и вступивше­го в силу 27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ - Вашингтон (США).

Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями было урегулирова­ние и поддержание устойчивости паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не имели права изме­нять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ, а также допускать при проведении операций отклонения от пари­тета сверх +/- 1% (с декабря 1971 г. - сверх +/- 2,25%).

Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по теку­щим международным операциям и проводить политику по пол­ному устранению валютных ограничений. На практике эти поло­жения не могли быть выполнены многими странами (валютные ограничения отменены лишь в 60 странах).

Межгосударственное регулирование валютных отношений че­рез МВФ не смогло предотвратить нарастания противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в начале 70-х гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации: в 1973 г. страны-чле­ны МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и ввели режим плавающих валютных курсов, юридически за­крепленный серией поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда: вместо права регули­ровать валютные паритеты установлено право "наблюдения" за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

УставМВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976- 1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции - приостановлением права голосования - по отношению к государствам, не погасившим свою задолжен­ность передМВФ).

 

Цели МВФ:

- поощрение международного сотрудничества в области ва­лютной политики;

- способствование сбалансированному росту в области валют­ной политики;

- способствование сбалансированному росту мировой торгов­ли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятос­ти и реальных доходов, для развития производственного потен­циала всех государств-членов в качестве главной цели экономи­ческой политики;

- поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

- участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты;

- предоставление средств для ликвидации несбалансирован­ности платежных балансов государств-членов.

 

Функции МВФ:

- соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

- финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

- консультирование и сотрудничество.

 

Принципы МВФ:

- запрет на манипуляции валютным курсом или международ­ной валютной системой для уклонения от урегулирования;

- обязательство проведения (в случае необходимости) интер­венций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

- обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в ва­люте которых она осуществляет свои интервенции.

 

Членство в МВФ

В настоящее время насчитывается 181 государство-членМВФ.Членство открыто для государств в устанавливаемыеМВФ сроки и на определяемыхМВФ условиях. Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992 г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения, Бело­руссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление - Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.

 

Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управля­ющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно от­ветственного за проведение валютной политики министра или гла­вы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директо­ров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно при­нимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда полномо­чий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и по­литическим) - квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов).

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров для регулирования кон­троля за мировой валютной системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его функции вы­полняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Времен­ный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются стра­нами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Ки­тай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением прин­ципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директо­ра-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены ад­министративным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и пра­вительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления.

Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляю­щим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключе­нием случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лицМВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального совет­ника юридического отдела, заведующих административной служ­бой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Евро­пейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В ап­парате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых - жен­щины. Это главным образом экономисты, специалисты по на­логам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно разви­вается из-за целевых установок и функций МВФ, которые опре­деляются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

 

Уставный фонд МВФ и заемные средства

Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них кво­той. Квоты служат для определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в МВФ, которые пропорцио­нальны квоте; определения количества голосов, имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности воздейство­вать на политику этой организации. Величина квоты зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле. Квота рассчитывается на ос­нове таких показателей, как ВНП, объем экспорта и импорта, величина золотовалютных резервов и т.д. (табл. 21.1).

В 1947 г. в Фонд входили 49 стран, и общая сумма квот (капи­тал МВФ) составляла 7,7 млрд. дол. (наибольший размер квот имели США, Великобритания, Франция, Китай и Индия). В на­стоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд. СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он ско­ро должен увеличиться до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США). Из этой суммы 2/3 принадлежат промышленно развитым стра­нам, в том числе США (19,6%), Германии и Японии - по 6,1%, Франции и Великобритании - по 5,48%, Италии - 3,4%, Канаде - 3,2%, Нидерландам - 2,55%, а 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов Фонда.

 

Таблица 21.1. Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на 1996 г.

Страны Размер квот (млн. СДР) В % к общему количеству
Все страны Промышленно развитые США Япония Германия Франция Великобритания Саудовская Аравия Италия Канада Российская Федерация Китай 145318,8 88425,2 26526,8 8241,5 8241,5 7414,6 7414,6 5130,6 4590,7 4320,3 4313,1 3385,2 100,0 60,9 18,3 5,7 5,7 5,1 5,1 3,5 3,2 3,0 3,0 2,3

 

Примечание. Величина квоты должна пересматриваться каждые пять лет.

 

Исходя из размеров квот, распределяются голоса между госу­дарствами в руководящих органахМВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 000 СДР ее квоты. В итоге 59,6% всех голосов принадлежит США (17,7%) и странам ЕС (Германия и Япония - по 5,5%, Франция и Вели­кобритания - по 4,9%, Италия - 3,1%), а 40,4% - иным стра­нам, которые составляют 86% от общего количества членов МВФ. Россия имеет 2,9% голосов.

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственно­му капиталу, являющемуся главным источником финансирова­ния, Фонд может использовать также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и международных организа­ций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего време­ни МВФ получал международные кредиты от казначейств и цент­ральных банков стран-членов, БМР, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а также Валютного агентства Сау­довской Аравии. МВФ еще не пользовался услугами частных кре­диторов.

В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств - Бель­гия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Гер­мания, Франция, Швеция и Япония, - образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о займах (General Arrange­ments to Borrow - GAB). Оно предусматривает предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнитель­ных резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. в национальных валютах стран-участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения или решения проблем в между­народной валютной системе. МВФ, в свою очередь, мог предо­ставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглаше­ния, взаймы на 3-5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных вкладчиков GAB (в млн. СДР): США - 4250 (25%), Германия - 2380 (14%), Япония - 2125 (12,5%), Велико­британия и Франция - по 1700 (10%). GAB было пролонгирова­но до 25 декабря 1998т. в объеме 17 млрд. СДР.

 

Кредитная деятельность МВФ

МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предо­ставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнива­ния платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осу­ществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными ста­билизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты на национальную (или предо­ставления СДР), а их погашение, наоборот, производится в форме выкупа страной-заемщиком национальной валюты на иностран­ную (или возвращения СДР). Задолженность заемщика автомати­чески уменьшается, если его национальная валюта в МВФ поку­пается какой-либо другой страной.

Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для получения кредитов МВФ.

 

Обычные механизмы кредитования

МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных трудностей платежного баланса в пределах года (с воз­можностью продления до 4-5 лет) равными кредитными транша­ми (табл. 21.2).

 

Таблица 21.2. Кредиты МВФ

Период В млрд. СДР В %
1947 – 1961 1962 – 1976 1977 – 1991 Всего 6,2 35,0 81,0 122,2 5,1 28,6 66,3 100,0

 

Размеры этих кредитов ограничиваются следующими условия­ми: национальная валюта страны-заемщика не должна увеличи­ваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в об­щем объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду кредита определяются в течение каждого финансо­вого года на базе оценок доходов, расходов и т.д.

 

Специальные механизмы кредитования

В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Trans­formation Facility)МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в тече­ние 4-10 лет (табл. 21.3).

 

Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)

Страны 1947 - 1976 1977 - 1991
Промышленно развитые Развивающиеся 60,6 39,4 7,9 92,1

 

В рамках Фонда компенсационного финансирования и фи­нансирования в случае непредвиденных обстоятельств (Compen­satory and Contingency Financing Facility) МВФ предоставляет фи­нансирование до 3-5 лет государствам-членам в случае понесе­ния ими убытков при экспорте, значительном увеличении миро­вых цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены действиями государств; при необходимости поддер­жания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренны­ми МВФ соглашениями.

С помощью системы финансирования развития сырьевых ре­сурсов (Buffer Stock Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 3-5 лет.

Срочную помощь (emergy assistance) МВФ предоставляет пу­тем закупки товаров стран, платежный баланс которых испыты­вает значительные трудности в результате стихийных бедствий.

В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для реали­зации среднесрочных макроэкономических программ.

Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором организуются курсы и семинары по повыше­нию квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ.

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничест­ве при получении нуждающимися странами средств от стран-кредиторов и установлении контроля над страной-заемщиком в об­ласти ее валютно-финансовой политики. Так, для расширения помощи развивающимся странам в МВФ были сформированы "Доверительный фонд" (1976-1981 гг.), финансированный сред­ствами от продажи золота на золотых аукционах; Генеральное сог­лашение о займах, заключенное с промышленно развитыми стра­нами и странами ОПЕК (середина 70-х гг.); "Нефтяной фонд" (1974-1976 гг.), образованный главным образом за счет средств нефтедобывающих стран для выдачи кредитов странам-импор­терам нефти для покрытия дефицита платежного баланса; Фонд Виттевеена (1979-1981 гг.), предназначенный для кредитования стран с дефицитом платежных балансов и исчерпавшим возмож­ности получения обычных ссуд в МВФ, и др.

С момента организации МВФ как кредитор играл скромную роль. С конца 70-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов развивающихся стран, а с начала 80-х гг. - на урегулирование их внешней задолженности (табл. 21.4).

 

Таблица 21.4. Распределение задолженности перед МВФ

Регион Количество должников Сумма долга (млн. дол.)
Африка Азия Европа Ближний Восток Западное полушарие Весь мир   10 505 14 523 25 136 58 840

 

Примечание. Основными должниками на 1996 г. состояли 97 стран с общей суммой долга в 37,7 млрд. СДР (58,8 млрд. дол.). Пять главных заемщиков должны МВФ (Мексика, Россия, Аргентина, Индия, Венесуэла) 32,4 млрд. дол., что со­ставляет 55% от общей суммы долга всех стран. Россия должна 11% от общей суммы долга.

 

Происходит повышение роли МВФ как координатора между­народных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должни­ков. Заключение страной-должником кредитного соглашения с

МВФ, главным элементом которого являются определенные эко­номические и политические условия (так называемый обуслов­ленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фондом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для от­срочки погашения долгов и предоставления этой стране новых кредитов. Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов и, напротив, даже неболь­шой заем Фонда дает стране возможность полнить более круп­ный кредит в банках.

Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, загранич­ных инвестициях и т.д. Членство в МВФ является обязательным условием при вступлении страны в Международный банк рекон­струкции и развития (МБРР) и для получения льготных кредитов Международной ассоциации развития.

В последние годы МВФ стремится к усовершенствованию схе­мы кредитования и ставит своей задачей упростить финансирова­ние не только беднейших стран развивающегося мира (под номи­нальные процентные ставки), но и государств Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. В связи с этим МВФ подверга­ется критике за попытки выполнять функции Всемирного банка. По мнению экспертов, МВФ должен сосредоточиться на между­народной валютной системе и проблемах регулирования макро­экономики, избегая дублирования функций Всемирного банка. Кроме того, Фонд не должен больше кредитовать промышленно развитые страны.

 

Россия и МВФ

В связи с вступлением стран бывшего СССР в МВФ для осу­ществления с ними взаимодействия в структуре Фонда в конце 1991 г. было специально создано новое крупное подразделение - Европейский департамент II. В него вошли созданные ранее в рамках Европейского департамента I четыре отдела и вновь учреж­денный Балтийский отдел. В настоящее время эти отделы и сфера их деятельности таковы: Балтийский - страны Прибалтики; Вос­точный - государства Средней Азии и Казахстан; Западный - Белоруссия и Украина; Центральный - Российская Федерация и межреспубликанские учреждения; Южный - республики Закавказья и Молдавия (табл. 21.5). Директором департамента назна­чен англичанин Дж. Одлинг-Сми.

 

Таблица 21.5. Квоты 15 бывших республик СССР в МВФ

  Страны В соответствии с девятым пересмотром квот
в млн. СДР в %
Азербайджан Армения Белоруссия Грузия Казахстан Киргизия Латвия Литва Молдавия Россия Таджикистан Туркменистан Узбекистан Украина Эстония Всего 117,0 67,5 280,4 111,0 247,5 64,5 91,5 103,5 90,0 4313,1 60,0 48,0 199,5 997,3 46,5 6837,3 0,08 0,05 0,20 0,08 0,17 0,04 0,06 00,07 0,06 3,00 0,04 0,03 0,14 0,69 0,03 4,76

 

Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. В ходе переговоров о вступлении России в МВФ обсуждалось предоставление ей квоты в 4%, но было не ясно, рассматривать ли товарообмен России с другими бывшими республиками СССР как ее внешнюю торгов­лю или нет. В соглашении была зафиксирована квота в 3% (6,8 млрд. дол.). Россия обязана внести средства в твердой валюте в размере 136,6 млн. дол. в течение 10 лет.

Программа международной финансовой помощи России и дру­гим странам бывшего СССР от МВФ оценивается в 24 млрд. дол.

Вступление в МВФ позволяет России пользоваться значитель­ными кредитами для финансовой поддержки мер по осуществле­нию экономических реформ и восстановлению равновесия торго­вого и платежного балансов. Россия по ныне действующим нор­мам имеет возможность получать валютные средства в Фонде в виде резервных кредитов в пределах 4,0 млрд. дол. (68% от квоты) вплоть до достижения максимального уровня в 17,7 млрд. дол., т.е. 350% от квоты. Фактические размеры этих кредитов опреде­ляются в ходе переговоров с Фондом, с учетом реальной эконо­мической ситуации в стране и политики ее властей, и чаще всего оказываются ниже максимально оцениваемых величин.

В 1995 г. было согласовано предоставление России резервных кредитовМВФ на сумму, близкую к российской квоте. В марте 1995 г. было подписано соглашение между правительством, ЦБ России и МВФ, которое стало основанием для выделения кре­дитов поддержки и составило основу сотрудничества с МВФ на будущее.

МВФ считает определяющими следующие реформы в России: резкое снижение уровня инфляции (с 17 до 1% в месяц), ужесто­чение кредитно-денежной политики, замедление прироста денеж­ной массы, сокращение вдвое бюджетного дефицита, упраздне­ние основной массы налоговых льгот, перераспределение налого­вого бремени на топливно-энергетический комплекс, либерали­зация внешней торговли, сокращение разброса ставок импортных пошлин, завершение приватизации, ускорение проведения земель­ной реформы, создание и укрепление механизмов социальной защиты населения.

По кредитному соглашению Россия приняла на себя следую­щие обязательства:

- Центральный банк России поддерживает ставку рефинансиро­вания на уровне, привязанном к ставке межбанковских кредитов;

- бюджетное кредитование производства правительством ведет­ся в максимально ограниченном масштабе и по рыночным ставкам;

- осуществляется поквартальный и ежемесячный контроль за дефицитом консолидированного госбюджета, устанавливаются его квартальные предельные значения;

- развиваются региональные рынки государственных ценных бу­маг, проводится мобилизация сбережений, в том числе населения;

- начинаются консультации по поводу обязательств, предус­мотренных в статье VIII УставаМВФ, т.е.о введении свободной обратимости рубля по текущим операциям;

- валютные резервы будут удерживаться на достаточно высо­ком уровне и составят на конец финансового года не менее 11 млрд. дол.;

- в отношениях с основными кредиторами Россия будет доби­ваться среднесрочной реструктуризации внешнего долга под кон­тролем и в тесном взаимодействии с МВФ;

- в перспективе будет установлен национальный режим для иностранных инвесторов, участвующих в денежной приватизации;

- в рамках либерализации внешней торговли должно быть до­стигнуто снижение средневзвешенной ввозной пошлины до 20% в 1998 г. и 15% к 2000 г., проведены консультации со Всемирной торговой организацией (ВТО).

МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянно­го взаимодействия: Россия регулярно предоставляетМВФ теку­щую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка РФ.

Кроме того, МВФ предоствляет России кредиты системной трансформации - на долю России приходится 60% (3,17 млрд. дол.) таких кредитов, предоставленных к 1996 г. странам с переходной экономикой. МВФ оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кре­дита системной трансформации по следующим критериям: огра­ничение бюджетных расходов и обеспечение устойчивых доходов бюджета, жесткая кредитно-денежная политика, положительный уровень ставок рефинансирования и рынка межбанковских кре­дитов, неинфляционное по преимуществу финансирование бюд­жетного дефицита, в том числе на основе развития рынка госу­дарственных долговых инструментов; структурная и институцио­нальная реформа, жесткая финансовая дисциплина для предпри­ятий, реализация правовой реформы, либерализация цен во внеш­ней торговле, снижение внешнеторговых тарифов, социальная защита уязвимых слоев населения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...