Понятие и основные виды дорожно-транспортных происшествий
Согласно определению, данному в Правилах учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 (далее - Правила учета ДТП), ДТП - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Для квалификации происшествия как дорожно-транспортного необходимы следующие условия: участие в событии движущегося транспортного средства и наличие гибели людей, причинения им телесных повреждений или нанесения материального ущерба гражданам или организациям. В соответствии с принятой классификацией ДТП подразделяют на следующие виды: • столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду ДТП относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (остановленным) на путях транспортным средством; • опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду ДТП не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездами на неподвижные предметы; • наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп; • наезд на неподвижное препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.п.);
• наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму. К этому виду ДТП относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.); • наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека, передвигавшегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму; • наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные, вьючные, верховые животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство; • наезд на животное - происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных; • падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и т.п.; • иной вид ДТП - происшествие, не относящиеся к указанным выше видам: падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд транспортного средства на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т. п.), сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания) и др.
По тяжести последствий ДТП делятся на три группы: со смертельным исходом; с телесными повреждениями людей; с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие и легкие. Для Российской Федерации характерно следующее среднегодовое распределение ДТП по видам, %:
Наезды транспортных средств: на пешеходов…………………………………………………………………39...40 препятствие……………………………………………………………………5...5,5 стоящие транспортные средства…………………………………………...2,5...3,5 велосипедистов………………………………………………………………2,5...3,2 Столкновение транспортных средств…………………………………………20...32 Опрокидывание транспортных средств………………………………………13...19 Иные виды ДТП…………………………………………………………………2
Наибольшей тяжестью последствий характеризуются наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств, наезды на гужевой транспорт. В результате этих ДТП из 100 пострадавших в среднем погибает 16 человек. К самым опасным для участников дорожного движения относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешехода. На эти виды ДТП приходится почти 70 % общей численности погибших и раненых. В Российской Федерации ежегодно в 75 % случаев ДТП происходит по вине водителей, а 25 % - по вине пешеходов. Примерно 10 % ДТП происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог, приблизительно 2 % - из-за технических неисправностей транспортных средств. Превышение суммы 100 % (75 + 25 + 10 + 2) объясняется одновременной регистрацией нескольких причин возникновения ДТП. Например, часто автокатастрофа происходит из-за того, что водитель выбирает скорость движения транспортного средства без учета его технического состояния или дорожных условий. Результаты исследований и данные статистики свидетельствуют, что основной причиной совершения водителями ДТП является их недисциплинированность - нарушение правил дорожного движения. Наибольшее число ДТП возникает из-за управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии (почти 25 %), превышение скорости движения (более 17 %), нарушения правил обгона (почти 16 %). Наиболее типичными причинами ДТП с особо тяжкими последствиями являются нарушение правил обгона (более 45 %), превышение скорости движения (почти 20 %), управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии (11 %), нарушение правил маневрирования (9 %), проезда перекрестков (6,5 %), проезда железнодорожных переездов (4,5 %), перевозки людей (до 4 %), несоблюдение дистанции (более 2,5 %), неподчинение сигналам регулирования (до 2 %), переутомление водителя, сон за рулем (до 2 %).
Дорожно-транспортное происшествие происходит очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается ДТП следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги) или движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное). В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении. Например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную и наезд станет неизбежным. Наиболее часто ДТП происходят в летние и осенние месяцы (с июля по октябрь), когда интенсивность движения на дорогах резко увеличивается. В это время число ДТП в 2 - 3 раза выше, чем зимой. Больше всего ДТП происходит в пятницу и субботу. Наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 часов до 21 часа, когда интенсивность транспортных и пешеходных потоков возрастает, освещенность ухудшается, а многие водители находятся в состоянии утомления.
Более половины ДТП, происходящих по вине пешеходов, совершается в результате пересечения пешеходами проезжей части вне пешеходных переходов или перекрестков перед близко идущим автомобилем. Чаще других виновниками и жертвами ДТП становятся пожилые люди с пониженным слухом, слабым зрением и замедленной реакцией. Дорожно-транспортные происшествия, связанные с техническими неисправностями транспортных средств, происходят из-за неисправностей тормозной системы (приблизительно 30 % случаев), осветительных приборов (примерно 25 %) и рулевого управления (почти 11 %). До 80 % ДТП, возникающих из-за неудовлетворительного состояния дороги, являются следствием различных дефектов дорожного покрытия, особенно скользкости и плохого состояния обочин. На некоторых дорогах до 50 % ДТП происходит зимой из-за несвоевременной или неудовлетворительной уборки снега. Чрезвычайно опасным становится движение транспортных средств в периоды оттепели, когда обледенелое покрытие оказывается под слоем талого снега и воды. До 15 % ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, происходят из-за недостатков в оборудовании дорог дорожными знаками и разметкой, светофорами и ограждениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|