Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агрессия, ассимиляция и интроекция




Эмоция

Эмоция, будучи прямым оценочным переживанием организмом пространства организм/окружающая среда, скорее является независимой, чем регулируется мыслями и произносимыми суждениями. Эмоции следуют одна за другой без перерыва, по­скольку все мгновения жизни людей окрашены приятным или неприятным чувством, характеризующимся различной интенсивностью. Возбуждение модифицируется в опре­деленные эмоции в соответствии со сложившейся ситуацией, и эти эмоции мобилизу­ют сенсорную и моторную системы таким образом, что становится возможным удов­летворение потребностей. Гештальт-консультанты придают большое значение эмоци­ям, которые не только необходимы как регуляторы потока энергии или возбуждения, но являются также «уникальными поставщиками опыта, которых ничем нельзя заме­нить; через эмоции мы узнаем о своих заботах и интересах и, следовательно, о том, чем являемся мы и чем является мир» (Peris et al., 1951, p. 96).

НОВОВВЕДЕНИЯ

Агрессия, ассимиляция и интроекция

Агрессивное отношение к опыту необходимо, если его действительно следует асси­милировать или принять в качестве собственного. Можно провести аналогию между агрессией, которая требуется для еды, и агрессией, которая требуется для ассимиля­ции опыта. Пищу необходимо разрушить, или деструктурировать, для того, чтобы вхо­дящие в ее состав ценные компоненты могли быть усвоены организмом, а ненужные вещества — удалены. Любое ненужное вещество, которое не удалено, может быть ядо­витым и вредным для организма. Каждый организм в пространстве окружающей среды растет, включая в себя новый материал, переваривая или деструктурируя, а затем вы­борочно ассимилируя или поглощая новое вещество, будь это пища, лекции или роди­тельское влияние. Любящие родители склонны делиться со своими детьми опытом, который те ассимилируют до тех пор, пока не начинают осознавать свои собственные потребности в связи с переходом от поддержки со стороны окружающей среды к неза­висимости.

Однако для нормального функционирования не весь опыт требуется деструктури­ровать и ассимилировать. Интроекции — это опыт, который проглатывается скорее целиком, нежели должным образом переваренным. В результате интроекции сохраня­ются как ненужные, так и полезные вещества, и таким образом организм ослабляется. Полные ненависти родители склонны обеспечивать своих детей опытом, который дол­жен быть воспринят путем интроекции или принят целиком, даже если такое восприя­тие негативного опыта не согласуется с потребностями организма.

Фрустрация и манипуляция

Маленький ребенок фактически полностью зависит от матери, но со временем ре­бенок начинает учиться общаться, ползать и ходить, кусать и жевать, принимать и отклонять. Короче говоря, ребенок учится осознавать некоторую часть своего жизнен­ного потенциала. Человек растет и развивается тогда, когда учится преодолевать фру­страции, мобилизуя врожденные ресурсы на управление (манипуляцию) окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей. Термин «манипуляция» применя­ется тогда, когда речь идет о способах мобилизации и использования человеком окру­жающей среды для удовлетворения его потребностей. Как здоровые, так и нездоровые организмы манипулируют окружающей средой, но здоровые организмы осуществляют манипулирование, в основном поддерживая себя сами, в то время как нездоровые ор­ганизмы скорее стремятся получить поддержку от окружающей среды, чем помочь себе.

Перле писал: «Без фрустрации у вас не будет никакой потребности, никакого пово­да мобилизовывать ваши ресурсы, делать кое-что самостоятельно; для того чтобы не испытывать фрустраций, которые являются довольно болезненными переживаниями, ребенок учится манипулировать (управлять) окружающей средой» (Peris, 1969a, р. 35). Возможно, точнее было бы сказать, что, испытывая адекватные фрустрации, ребенок учится управлять окружающей средой таким образом, чтобы можно было удовлетво­рять свои потребности и восстанавливать организмический баланс. Однако при недо­статке фрустраций (такой недостаток ведет к формированию испорченного ребенка) или при наличии фрустраций, которые являются блокирующими или находятся за пре­делами способности ребенка справляться с ними, ребенок, вероятно, начнет мобилизо­вывать окружающую среду, играя фиктивные роли, например роль глупого, беспомощ­ного, слабого и льстивого существа. Такие ложные манипуляции заставляют индиви­дуумов отчуждать части самих себя, будь это их глаза, уши или гениталии.

Нарушения (прерывания) контакта

Люди вынуждены учиться гораздо в большей степени при получении образования, чем при использовании свойственных им биологически обоснованных инстинктов. Следовательно, многие интуитивные, присущие животным представления о том, что является «правильной» процедурой, или отсутствуют, или блокируются у людей. Вме­сто этого имеется широкий диапазон сложных, передающихся и меняющихся от поко­ления к поколению фантазий, которые имеют отношение к тому, что входит в понятие «правильные процедуры». Эти процедуры используются главным образом для поддер­жания социальных контактов (так, большое значение имеют манеры и этика), недо­статком этих процедур является то, что они не всегда биологически обоснованы. Сле­довательно, часто нарушаются контакты, возникающие и поддерживаемые в ходе идущих в данный момент организмических процессов; при отсутствии влияния указан­ных выше процедур организм был бы способен к самоподдержке. Вот Два простых при­мера нарушений контакта: «Не прикасайся к этому» или «Не делай этого». Еще один яркий пример: «Оставайся сейчас здесь, думай о своем домашнем задании и не спи». Люди часто включают нарушения контактов, свойственные их родителям, в собствен­ную жизнь в качестве интроекций, например: «Взрослые мужчины не плачут». Нездо­ровые организмы или невротики сами себя прерывают, и им следует знать как о том, что они прерывают себя, так и о том, какой именно контакт они прерывают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...