Методические рекомендации к Субтесту 2 письмо
2.1. Цель субтеста -проверка уровня сформированности речевых умений тестируемых в области профессионально ориентированной письменной речи. В процессе тестирования в области репродуктивной письменной речи проверяются умения построить обзорный информативный оценочный реферат на основе двух тестов (задание 1):
· сконструировать письменное монологическое высказывание с необходимой коммуникативной переработкой текста-источника; · передать содержание чужой речи с разной степенью компрессии исходного текста; · произвести содержательно-оценочную переработку текста/текстов: дать оценку содержания текста/текстов, обобщить информацию двух текстов.
В процессе тестирования в области продуктивной письменной речи (задание 2) проверяется умение · правильно оформить и изложить сведения о научной работе: тема, проблема исследования, обоснование ее актуальности, цели и задачи работы.
2.2. Структура и содержание субтеста Тест состоит из двух заданий и инструкции к их выполнению. Задание 1 направлено на проверку умений тестируемых построить обзорный оценочный реферат на основе двух текстов. Задание 2 проверяет навыки в создании самостоятельного письменного речевого произведения, актуального для учебно-научной сферы общения тестируемого: формулировка темы научной работы, обоснование ее актуальности, описание целей и задач исследования.
Характеристика презентуемого материала В качестве текстов-опор для задания 1 предлагается 2 профессионально ориентированных текста объемом 2000 -2100 печ. знаков каждый.
Процедура проведения субтеста Время проведения теста - 80 минут.
При выполнении теста тестируемый может пользоваться словарем. Тестируемый получает Инструкцию к выполнению теста. Затем тестируемому выдаются тестовые задания с инструкцией к ним.
2.5. Обработка и оценка результатов тестирования, где контроль осуществляется на основе заданий со свободно конструируемыми ответами, проводится на основе экспертной оценки письменных работ испытуемых. При оценке результатов определяется разный вес компонентов субтеста в зависимости от их значимости для решения поставленной коммуникативной задачи. Тестирующий проверяет письменные работы тестируемых и заполняет контрольные листы экспертной оценки. Показатели, учитываемые при оценке уровня владения навыками и умениями репродукции письменного высказывания: 1) реализация тестируемым поставленной в задании коммуникативной задачи: * полнота представления основной информации текстов-источников; * наличие сопоставления представленных в текстах-источниках точек зрения; * выражение оценки концепций, представленных в исходных текстах; 2) логичность и связность изложения; 3) владение тестируемым языковым и речевым материалом, лексико-грамматическая правильность речи. Показатели, учитываемые при оценке уровня владения навыками и умениями продукции письменного высказывания: 1) адекватность созданного тестируемым текста цели, сформулированной в задании; 2) полнота и развернутость письменного высказывания; 3) логичность и связность изложения информации; 4) наличие аргументирующей информации; 5) логико-грамматическая правильность речи.
Весь субтест «Письмо» оценивается в 100 баллов. При оценке результатов тестирования по письму выделяются два уровня: удовлетворительный - не менее 75% стоимости субтеста (не менее 75 баллов). неудовлетворительный - менее 75% (менее 75 баллов). Контрольный лист экспертной оценки (письмо)
__________________________ (Фамилия, имя тестируемого)
Задание 1. Обзорный оценочный реферат (стоимость задания - 60 баллов)
Примечания. 1. В таблице выделены два раздела («Адекватность решения коммуникативной задачи» и «Формальные параметры»), в рамках которых фиксируется оценка плана содержания и плана выражения письменных работ тестируемых. Кроме того, отдельно выделена графа, где фиксируются поощрительные баллы.
2. Адекватность реализации коммуникативной задачи предполагает выполнение трех задач, поставленных в задании 1: краткое изложение содержания текстов; сравнение концепций двух ученых; выражение своей оценки предложенных концепций. «Адекватность» оценивается в 60 баллов, которые распределяются с учетом значимости каждой из задач следующим образом: * изложение содержания текстов - 30 баллов, * сравнительно-сопоставительный анализ - 20 баллов (10 баллов - за выявление сходства концепций, 10 баллов - за указание на различия во взглядах ученых), * выражение оценки - 10 баллов. При неадекватности решения основной коммуникативной задачи ответ не оценивается; при частичной неадекватности из общей стоимости задания (60 баллов) вычитается соответствующее количество баллов (30 - за нереализованность первой коммуникативной задачи, 20 - второй и 10 - третьей). 3. Для более точного измерения полноты представления основной информации (пункт 1 таблицы) в каждом из исходных текстов было выделено по 5 информативно-смысловых блоков: 1) база, источники культурологических концепций Данилевского и Шпенглера; 2) идея культурно-исторических типов и их поэтапного развития; 3) оценка цивилизации; 4) выделение учеными определенного количества культурно-исторических типов; 5) указание на социальную общность, наиболее перспективную для истории. Стоимость каждого блока информации - 6 баллов (все пять заданий - 30 баллов), следовательно, если в реферате отсутствует один из выделенных фрагментов, то снимается 6 баллов. 4. Требование точности передачи информации (пункт 2) связано с необходимостью не только изложить основное содержание, но и не исказить его смысл. 5. С требованием умения свертывать информацию (пункт 3) связан запрет на введение в реферат второстепенной информации (иллюстративный материал, статистические данные, схемы, таблицы и т.п.). За наличие в тексте такой информации независимо от ее объема снимается 2 балла.
6. Адекватность выполнения второй коммуникативной задачи фиксируется в пункте 4 «Н аличие сравнительно-сопоставительного анализа». Общее количество минус-баллов - 20, 10 из которых снимается за отсутствие выявления сходства в двух сравниваемых объектах и 10 - за отсутствие установления различий (независимо от формального оформления сопоставления). 7. К плану оценки содержания реферата относится и пункт 6, где фиксируется наличие структурно-смысловых компонентов реферата. Обязательные компоненты обзорного оценочного реферата следующие: * тема (ее актуальность), * выходные данные источников, * сведения об авторах (если они известны), * параллельное изложение общих проблем, поднятых разными авторами, с сопоставлением позиций авторов, * обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых источниках. 8. Пункты 7 - 10 таблицы позволяют фиксировать ошибки в оформлении реферата (объем, соблюдение жанровых особенностей, логичность и связность изложения), а также лексико-грамматическую правильность письменного продукта. При этом под коммуникативно значимой ошибкой понимаются лексико-грамматические и стилистические ошибки, влияющие на решение коммуникативной задачи. 9. Сумма полученных баллов (с учетом поощрительных баллов) не должна превышать стоимости всего задания (60 баллов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|