Характеристика презентуемого материала
Предъявляются тексты следующего типа: - информационное сообщение (на экономические и социально-политические темы); - учебно-научный диалог; - научная дискуссия; - научный доклад.
Тематика текстов актуальна для учебной, учебно-научной и профессиональной сфер общения. Тестируемому предъявляются видеосюжет и аудиотексты, а также тестовые задания с множественным выбором и стандартная матрица (часть 1-3). Задания 16-20 выполняются на ответном листе: тестируемому предлагается завершить фразы-утверждения: вписать короткие ответы в оставленных для этого местах на ответном листе. Объем информационного сообщения – 200 – 250 слов. Объем диалога – 16 – 20 реплик. Объем полилога – 600 – 650 слов. Объем фрагмента выступления на научной конференции – 700 – 750 слов. Количество незнакомых слов – до 5%.
Процедура проведения субтеста Время выполнения теста – 40 минут. Время выполнения тестируемым каждого задания включает в себя просмотр и звучание аудио и видеоматериалов: текст 1 (задания 1-3) - 5 минут, текст 2 (задания 4, 8) – 5 минут, текст-полилог (задания 9-15) – 10 минут, на выполнение заданий 16-20 дается 20 минут. Количество предъявлений – 1.
Форма выполнения заданий Тестируемый просматривает видеосюжет (информационное сообщение), читает задания к нему и отмечает на матрице правильные варианты ответа. Затем прослушивает аудиотексты (диалог и полилог) и задания к ним, фиксируя на матрице правильный ответ. В четвертой части субтеста тестируемый прослушивает фрагмент научного доклада и вписывает короткие письменные ответы в пропущенные места на ответном листе.
4.5. Обработка и оценка результатов тестирования проводится при помощи контрольной матрицы, на которой указано количество баллов за первую и вторую часть теста. Третья часть теста оценивается при помощи трафарета. Каждый правильный по содержанию ответ оценивается в5 баллов. Весь тест по аудированию оценивается в 100 баллов.
При оценке результатов тестирования по аудированию выделяется 2 уровня: удовлетворительный – не менее 75% стоимости теста (не менее 75 баллов); неудовлетворительный – менее 75% общей стоимости теста (менее 75 баллов).
Звучащие материалы к субтесту 4
Часть 1 Фрагмент лекции
Во второй половине нашего столетия мы столкнулись с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и вообще судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных. Какие это проблемы? Это и проблемы мировых войн, экологических кризисов, экономического разрыва между странами. Вы можете добавить сюда и проблему СПИДа, наркомании и т.д. Каковы же причины появления глобальных проблем? Размышляя об этом, ученые указывают прежде всего на возникновение всемирной общности людей, расширение экономических, политических и культурных связей между людьми, развитие средств массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится нашим общим домом, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные границы и приобрести глобальный, общемировой характер. Есть и другое. Опасность существует и в самой деятельности человека. Так, вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество, увы, не всегда может поставить их под свой контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание - все они еще очень далеки от требований эпохи.
Часть 2 Диалог
- Александр Сергеевич! Я изучил ту литературу, которую Вы мне рекомендовали. И много думал над темой своей будущей дипломной работы.
- И как результаты? Удалось определиться? Что-нибудь Вас заинтересовало по-настоящему? - Мне кажется, что тему можно сформулировать так: «Исследование некоторых аспектов развития трудовой теории стоимости». - А Вы уверены, что справитесь с такой темой? Ведь литература по этому вопросу буквально необъятна! Она охватывает чуть ли не всю историю экономической мысли. - Я с вами согласен, работа предстоит большая, но зато очень интересная. По-моему сейчас, когда в Росси происходят такие экономические преобразования, возрождается интерес к идеям экономического либерализма. - Пожалуй, Вы правы, такая тема может оказаться перспективной, если четко определить круг вопросов, которые вы собираетесь исследовать. - Для начала я хочу познакомиться с трудами по истории экономической мысли, и, может быть, пересмотреть некоторые существующие стереотипы. Что же, было бы хорошо, если бы Вы смогли внести что-то новое в разработку этой проблемы. - Да, я уверен, что эта область, хотя и кажется досконально изученной, сегодня представляет несомненный интерес и широкое поле для научных исследований! - Ну, хорошо! Давайте остановимся на такой формулировке темы. Начинайте работать. Желаю Вам успеха!
Часть 3 Полилог Ведущий: Дорогие коллеги! Разрешите мне открыть заседание нашего «Круглого стола». Его тема: «Национальный характер». Как Вы помните, мы собирались обсудить несколько вопросов по этой теме. Первый вопрос: что сегодня следует понимать под национальным стереотипом; второй вопрос звучит так: что такое национальный стереотип и чем он отличается от национального характера; и, наконец, третий вопрос: в чем заключаются особенности русского национального характера. Тема сегодняшнего обсуждения достаточно традиционна, но сегодня она вновь стала актуальной в связи с различными событиями, происходящими в современном мире. Я имею в виду национальные конфликты, возрождение национального самосознания малых народов. Появление национальной идеи. Поэтому эта проблема привлекает сегодня внимание не только специалистов, но и самых разных людей. Итак, национальный характер, что это такое? А: Разрешите мне начать. Мне кажется, что национальный характер – это совокупность некоторых особенностей духовной жизни народа, которые проявляются в традиционных формах поведения, в отношении к окружающему миру, в культуре.
Б: Полностью согласен с таким определением. Действительно, особенности духовной жизни народа, проявляющиеся в традиционных формах поведения человека, в его отношении к окружающему миру, - это и есть национальный характер. Я только хотел бы добавить, что в основе национального характера любого народа лежит единство культуры как системы ценностей. Ведущий: На мой взгляд, эта мысль заслуживает внимания. Действительно, мы должны говорить, очевидно, не о каких-то отдельных чертах характера, принадлежащих данному народу, а о единстве культуры как системы ценностей, которое и является основой национального характера любого народа. В: Простите, а в чем же тогда национальная специфика? Чем же один народ отличается от другого? А: Я бы так мог ответить на этот вопрос. По-моему, специфику национального характера следует искать в неповторимом сочетании общих для людей психических свойств. То есть, на мой взгляд, национальные особенности характера англичан, русских, французов и прочих народов - это только особые акценты, а не специфические свойства характера, которых нет у других народов. Ведущий: Полагаю, вы сейчас затронули очень интересный вопрос: национальный характер и его специфика. В этой связи хочу лишь заметить, что оценка национальной специфики любого народа всегда субъективна. Например, Дмитрий Сергеевич Лихачев считает, что ни один народ в мире не оценивается так по-разному, как русский. Но мы несколько отклонились от заявленных вопросов обсуждения. Давайте обратимся к проблеме национального стереотипа и русского национального характера. Б: Разрешите мне. Прежде всего я хочу напомнить, что национальный стереотип - это относительно устойчивое мнение обобщенного характера, всегда содержащее элементы оценок той или иной нации. В: Полностью с вами согласен. Национальные стереотипы действительно не дают достоверных сведений о национальном характере того или иного народа, так как почти всегда содержат элементы оценок и являются в достаточной мере субъективными. В бытовом сознании национальные стереотипы выделяют в характере разных народов одну-две черты. Так, считается почему-то, что англичане сдержанны, даже чопорны, японцы трудолюбивы, а шотландская экономность, даже скупость, является не пороком, а добродетелью.
Ведущий: Извините, что прерываю вас, но мне кажется, что такое определение национального стереотипа прямо подводит нас к третьему вопросу сегодняшнего обсуждения: национальный стереотип и русский национальный характер. Итак, мы можем задать себе вопрос: «Откуда взялось представление о загадочной русской душе»? Может быть, это тоже своего рода национальный стереотип? В: Мне кажется, что ключ к этой «загадке» мы находим в работах Бердяева, который писал о двойственности русского национального характера: свободе души противостоит рабство, деспотизму - анархия, вольность, А: Вы совершенно правы. Хочу еще добавить, что Бердяев, говоря о противоречивости русского характера, утверждал, что русским народом «можно очароваться и разочароваться, он способен внушать к себе и сильную любовь, и сильную ненависть». Я думаю, что этой противоречивостью и объясняется представление о загадочной русской душе. Ведущий: Это интересный взгляд на проблему. Коллеги, кто еще хочет высказаться? Б: Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что западные представления о загадочной русской душе во многом сформированы нашей классической литературой, например, Достоевским. А концепция Бердяева мне представляется достаточно прямолинейной для оценки такого явления, как характер нации. Такой подход через оппозиции упрощает феномен русского национального характера Ведущий: Думается, что мнения коллеги о недопустимости упрощения такого сложного явления, как национальный характер, представляется правильным, хотя концепция Бердяева, безусловно, заслуживает внимания. Есть ли другие мнения? В: Я выслушал ваши мнения, коллеги, и хочу предложить свой подход к проблеме русского национального характера, в основе которого лежит концепция русского философа Лосского. Ведущий: И в чем же суть теории Лосского? В: Все очень просто. Лосский выделяет первичные свойства русского характера, из которых берут начало все остальные: это религиозность, поиски добра, сила воли, свободолюбие. А из этих главных качеств, по Лосскому, вырастают многие другие достоинства и недостатки русского характера. Ведущий: Спасибо. Прозвучавшие сегодня высказывания - это интересный взгляд на проблему национального характера, и, в частности, русского национального характера. Наша дискуссия подошла к концу. В заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть высказанную сегодня мысль - я надеюсь, что вы все со мной согласитесь, - мысль о том, что определяющим моментом в оценке специфики национального характера является система ценностей и особенностей духовной жизни того или иного народа.
Часть 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|