Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параметры дифференциации «низких» упражнений веревочного курса




 

Сфера Параметры
Нагрузка на участников Выполняют: вся группа / выделенный участник / пара Тесный физический контакт: есть / нет Статика, напряжение: есть / нет Физическая нагрузка: большая /нет Интеллектуальная нагрузка: большая /нет Возможность эпизодического участия: есть /нет Возможность приостановления процесса участниками: есть/ нет
Обеспечение безопасности Площадка: на земле / над землей Степень осознаваемого риска: большая / нет Требования к обеспечению безопасности: высокие / нет Страховка со стороны ведущего: необходима / нет Участие группы в страховке: обязательно / нет Исключить этап подготовки: можно / нет Погода влияет на безопасность: сильно / слабо
Процедура, модификации решения Препятствие: протяженное / локальное Способ действий: общий для всех / выделяется для первого и последнего / меняется в процессе Смена ролей: допускается / нет Решение очевидно: да / нет

Окончание табл. 9

 

Сфера Параметры
  Решение оптимизируется: да / нет Возможные решения: одно / много Упражнение: многозадачное / нет Сложность меняется в зависимости от интерпретации правил: да / нет Сложность можно менять с помощью дополнительных условий: да / нет Возможностей для нарушений: много / мало Нарушения: явные / нет
Условия фоведения, инвентарь Место проведения: лес / зал / офис Инвентарь: веревки / бревна / жерди / игровой / нет инвен­таря Инвентарь: как препятствие / как средство Мобильность (возможность переноса по площадке): допускается / нет

Однако роль подобных правил к этому не сводится: их воздействие i in групповую динамику трудно переоценить. Пример общих правил, адек-иатных для большинства «низких» упражнений, приводится в табл. 10.

Таблица 10 Общие правила для «низких» упражнений веревочного курса

 

Правило Особенности Вопросы для обсуждения
Правило 0 команде Упражнение считается выпол­ненным, если его выполнила вся группа (команда). Если один из участников нарушил правила упражнения, то вся группа (команда) выполняет упражнение сначала Кто следит за нарушением правил? Какова роль тренера? Что значит «упражнение вы­полнено»? Каковы критерии «чистого» выполнения? Что считается «нарушением»? Как регулируются спорные вопросы?
Правило о безопасности Группа (команда) обеспечи­вает безопасность каждого участника, выполняющего упражнение. Инструктор впра­ве наложить вето на способ выполнения упражнения, если считает его опасным для здо­ровья участников О какой безопасности идет речь? Как она может быть обеспечена? Как участник узнает, что безопасность обеспечена? Как остальные участники узнают, что кого-либо необ­ходимо страховать? Что произойдет, если безопас­ность не будет обеспечена? Может ли инструктор обеспе­чить безопасность?
Правило о подручных средствах Использование подручных средств не разрешается Что такое «подручные средства»? Являются ли и когда «подруч­ным средством» партнер по команде, одежда?

Непосредственно групповую динамику регулирует первое правило ] (правило о команде). Правило о безопасности позволяет тренеру акцен- j тировать внимание группы на специфических инструкциях по безопас- | ности, впоследствии сообщаемых перед каждым упражнением. Правило i о подручных средствах позволяет регулировать сложность упражнения (сводя к минимуму влияние непредсказуемых факторов, в частности, если при выполнении упражнения группы соревнуются). Тем не менее, даже введение этих правил может иметь значительный групподинами-ческий эффект.

Угрозу безопасности представляют, например, необдуманные дей­ствия участников. В отличие от «высоких» упражнений, где основная страховка обеспечивается тренерами и инструкторами, во время «низ­ких» упражнений большинство страхующих действий выполняет сама группа. Поскольку участники находятся невысоко от земли, им кажется маловероятным, что они получат серьезную травму. Однако в запале игры, увлекшись друг другом или своими действиями, участники могут забыть о том, кому с их стороны в данный момент необходима страховка (так или иначе, почти в каждой команде участники хотя бы раз это делают). Травмироваться в этих ситуациях вполне возможно. В подобные момен­ты тренер, удерживающий в фокусе внимания всю группу, естественно, подает группе сигнал об опасности, но впоследствии это служит темой для обсуждения персональной и групповой ответственности, доверия — недоверия, взаимной внимательности, потери контроля над своими дей­ствиями в момент азарта и т.д.

Правило о команде настолько важно, что его необходимо проиллю­стрировать небольшим примером (фактически в этом правиле заключа­ется подвох, поскольку группа, принимая его, еще не знает, с чем ей пред­стоит столкнуться в дальнейшем).

Попробуем поставить себя на место неудачливого участника. Представьте ситуацию, в которой вашей команде предстоит переби­раться через довольно большую поляну («болото») по маленьким и весьма далеко расположенным «кочкам». Перепрыгнуть с одной коч­ки на другую невозможно, и имеется лишь минимальный, не очень удобный и весьма тяжелый комплект «жердей». При этом все проис­ходит как в жизни: если уронить «жердь» в «болото», то она «тонет»: тогда команде приходится либо сидеть в тесноте на «кочке», либо опять начинать все сначала с новыми «жердями». И иногда начинать уже не в третий, не в четвертый, а в десятый раз.

Эта задача давно могла бы быть решена, если бы вы были акроба­том или хотя бы тренированным человеком, или просто оделись по­удобнее. Хотя вы-то как раз (в отличие от остальных) сегодня оделись неплохо. Однако все же не в лес собирались, а на корпоративный


фенинг. И несмотря на то что всех предупреждали о спортивной фор­ме одежды, как всегда найдется дама, которая даже сюда не могла не одеть свои каблуки. И в вашей команде изрядно хрупких женщин (а надо тягать эти «жерди»). Но и это еще ничего, они бы справились, подтянули бы одна другую, пока вы держите «жерди», но мужчины-то у вас 58-го размера. И помощи от них никакой (лучше б и не старались), их бы самих через эту «жердь» с кочки на кочку перетащить. А упраж­нение надо выполнить всей командой, всем вместе. И вот кто-нибудь опять (естественно, в самом финале) оступается или роняет «жердь» в «болото». И хоть бы сделал это потише, чтобы инструктор не заме­тил, а тут еще эти коллеги со своей честностью! Ну вот и все, команда опять потеряла человека, а значит - не дошла, а значит - все сначала. Ну и что вы будете об этом «правиле команды» теперь думать?

Правило команды позволяет обострить многие групподинамические ж|к|)скты. С одной стороны, оно имитирует жизнь группы в условиях Похода, опыт которой имеют далеко не все в бизнес-среде. Действитель­но, походная команда не сможет, например, перебраться через препят-ггиие или подняться в гору, если будет терять по дороге своих членов. И случае потери кого-то из участников команда столкнется с форс-мажо­ром, требующим чрезвычайных мер.

Бизнес-среда далеко не такова. Однако именно на этом столкновении ценностей и интересов можно поставить новые для команды вопросы. Точнее, по-новому на материале относительно отвлеченном (относитель­но нейтральном для самооценки человека, отождествляющего себя с ин­теллектуальной деятельностью) поставить старые вопросы. Как возника­ет н реализуется лидерство в сложных ситуациях? Каковы типичные роли мужчин и женщин? Как себя чувствует самый сильный? Слабый? Како-1н i это — понимать, что ты в тягость для группы? Что переживает человек, который не успевает за группой или не справляется с тем, что могут сде-лпть другие? Как при этом ведет себя группа? Как порицает за ошибки и Неуспех? Какова мера терпения? Как группа ведет себя по факту и как могла бы вести, будь она сплоченной командой? В какой ситуации сла­бые становятся сильными и наоборот?

Все эти вопросы обостряются в связи с еще одним подвохом боль­шинства «низких» упражнений. Многие из них имеют очевидные и не­очевидные решения. Очевидные решения могут быть связаны с физиче­ской силой. Однако все упражнения для тренинга подбираются таким i)Г)|Шом, чтобы выполняющая их команда принципиально могла с ними справиться. И они специально проектируются так, чтобы неподготовлен­ные взрослые люди могли решить поставленную задачу, но задача должна представлять для них значительную трудность. Таким образом, группе Оросается вызов — безопасное решение возможно, но оно неочевидно.


^1>р, обратить на него внимание и возвратить группу к исходной точке, Цичк'р может увидеть нарушение, но не сообщить об этом группе (если ((Крушение не связано с безопасностью, тренер может исследовать реак-Ijliiii команды и дать ей проявиться). Нарушение могут увидеть только Несколько человек и сообщить (или не сообщить) об этом группе. Нако-Нгц, нарушение может заметить только сам нарушивший. И здесь перед Ним возникает выбор, ведь честность требуетриска, связанного с порица­нием. Нарушивший понимает, что за его нарушение придется расплачи-Nii 11>ся всей команде. Нарушения становятся поводом для командного l/к'уждения честности, интерпретации правил, анализа уровня притяза-Nin'i, стихийной или сознательной подмены собственной задачи на более С/южную или более легкую.

«Высокие» упражнения: упражнения со страховкой

Отличительная особенность «высоких» упражнений (high ropes flt'inents) заключается в том, что они проходят на высоте 6-15 м и выпол-Ииются со специальной страховкой, которую обеспечивает тренер (ин­структор) — на участников при этом надевают специальные альпинист­ские системы. Обычно на площадке тренинга подготовлены к проведению одно или два «высоких» упражнения.

«Высокие» упражнения позволяют обеспечить личностный индиви­дуальный пласт работы с командой. Как и упражнения по совместному преодолению препятствий, «высокие» упражнения воссоздают пережи-1Ш i пя, характерные для экстремальных условий, но их значение не столько групповое, сколько индивидуальное — это работа со страхами, с возмож-кктью сделать свой собственный выбор, с личностным вызовом. Это именно тот глубоко индивидуальный опыт, который сближает, если он /спешен и если пережить его вместе.


Упражнение «Трапеция»

На дереве (лучше если это будет сосна) на высоте 10-13 м за­креплена площадка 30x30 см (допускаются толстый сук или срублен­ная поверхность ствола). На стволе крепится веревочная лестница или прибиваются бруски для подъема. Между соседними деревьями натягивается основная веревка. К ней крепится страховка и трапе­ция, которая подвешивается перед площадкой на расстоянии 1,5-2 м. Страховка автоматически задерживает падение на высоте 2 м.

Упражнение выполняется индивидуально по желанию. Страху­ющий (инструктор) держит в руках страховочную веревку. Член груп­пы, одетый в страховую систему, забирается на сосну. Затем ему надо сделать прыжок на трапецию, висящую впереди, и, опустив руки, упасть. Задача инструктора — удержать страховку, задача команды — морально поддержать прыгающего.


Упражнение «Высокий траст-фол» (от англ. trust fall — «паде^
ние на доверие») ■

На дереве на высоте 10-13 м закрепляется платформа такого^ размера, чтобы один человек мог стоять на ней. Участник тренинга] поднимается по дереву на платформу, подъем сложный, дерево мо-жет раскачиваться, встает спиной к краю и падает спиной назад, раз­ведя руки в стороны. Степень свободного падения варьирует (при минимальной — падающий повисает на страхующей системе почти сразу, при максимальной — в полутора метрах от земли)..Задача — преодолеть собственный страх, довериться страхующему.

Упражнение выполняется индивидуально по желанию. Страхую­щий (инструктор) держит в руках страховочную веревку. Задача инст­руктора удержать страховку, задача команды — морально поддержать, прыгающего.

Есть несколько характерных групподинамических особенностей, от­личающих «высокие» упражнения. Во-первых, такие упражнения требу­ют атмосферы поддержки и создания ощущения значимости каждого участника. Участники проходят «высокие» упражнения по одному (иног­да — парами), т.е. один участник делает упражнение, а остальные нахо­дятся на земле и ждут своей очереди. И, поскольку тренер (инструктор) в этот момент полностью занят обеспечением безопасности и поддержкой активного участника, команде важно сохранить повышенное внимание к процессу.

Во-вторых, в отличие от «низких» упражнений, где необходимо ус­пешное выполнение задачи всеми членами команды, для участия в «вы­соких» упражнениях каждый участник делает свой выбор индивидуаль­но. Иными словами, тренер просит каждого принять решение. Существу­ет ряд приемов, как стимулировать принятие решения участвовать (например, сначала надеть страховочные системы, а потом спросить о го­товности выполнить упражнение). Однако конечный выбор всегда оста­ется за самим человеком.

В «высоких» упражнениях важно предоставить человеку возмож­ность самостоятельно принять решение и сделать выбор, причем сделать его максимально осознанно. В этом смысле отказ — тоже решение (для некоторых сделать собственный выбор, а не поступить как все, может быть значительным событием, и это в любом случае заслуживает уважения). Согласившийся человек будет намного выше ценить достижение, если будет понимать, что сам сознательно пошел на это.

Готовы ли члены группы в полном составе пройти через подобное испытание? Не всегда. Причем опытный тренер всегда различит тревож­ные симптомы, и, если это возможно, будет работать с командой «на зем­ле». Именно поэтому, в отличие от «низких» упражнений, которые как


fiiii составляют сердцевину веревочного курса, «высокие» упражнения Присутствуют далеко не в каждой тренинговой программе.

Для того чтобы опыт команды в целом был максимально позити­вен, создаются условия, способствующие участию каждого. Это тоже часть командного опыта, причем часть немаловажная. По сути, это может стать открытием всего тренинга: «В команде я оказался спо­собен сделать то, что никогда бы не сделал, если бы был один».

Снова встанем на позицию участника. Представьте, что вы целый день проходите различные командные испытания. В ходе разминоч-ных процедур и разнообразных активностей отдельные люди хоть и играли пассивную роль, но в целом у команды все относительно нор­мально получалось. Потом был цикл «низких» упражнений. Вы раз за разом преодолевали различные препятствия, причем подспудно фор­мировалась ценность, что упражнение выполнено только тогда, когда с ним справились все. Если раньше в процессе тренинга команда с чем-либо не справилась из-за вас и в связи с этим вы были сильно огорчены, несмотря на то что коллеги вас всячески ободряли, не об­виняли и поддерживали, теперь вам предоставляется возможность «реабилитироваться». Даже если до сих пор вы благополучно справ­лялись со всеми испытаниями, не мешало бы в конце такого дня сде­лать что-то еще более значительное. Ведь все будут на вас смотреть, собственно, все будут смотреть на всех. И все будут знать, если вы откажетесь (хотя, конечно, никто вас ни в чем не обвинит). И вообще, вам предлагается приключение, необычный, яркий опыт.

Механика этих явлений проста: тут и конформизм, и круговая по­рука, и взаимная поддержка, и возможность проявить себя (смелым, рискующим, свободным). Естественно, что вы принимаете вызов, де­лаете свой выбор: «Прыгать!» — и одним из первых выходите вперед, чтобы облачиться в страховочную систему.

А дальше происходит то самое приключение, заставляющее вас на некоторое время забыть про все повседневные дела и сосредото­читься исключительно на настоящем моменте. Ведущий проверяет страховку и дает четкие инструкции. По ходу выясняется новый под­вох. Упражнение нужно делать на высоте около 15 м, но до этой высо­ты нужно добраться, причем посредством самостоятельных усилий (забраться по лестницам или по специально подготовленным сучьям на высоких деревьях). Естественно, что вас страхуют все время подъе­ма. И иногда залезть наверх для вас даже хуже, чем сделать само упражнение. Ведь если это для вас в первый раз, то главное - залезть довольно бодро и непринужденно (а вы еще не уверены, что это вооб­ще возможно) и желательно не очень смешно выглядеть снизу (все ведь смотрят). А потом вы стоите наверху на маленькой площадке и смотрите вниз и слышите, что вам нужно сделать. Теперь-то вы, ко­нечно, понимаете, что это просто неосуществимо, но тренер ведет себя серьезно, проверяет систему, спрашивает вас о готовности, пода-


Группа может пойти очевидным путем, воспроизведя стереотипные дей­ствия из прошлого опыта. Казалось бы, например, что упражнение «рас­тяжка» (см. приложение 7), требующее пройти по растянутым в метре от земли тросам с опорой только друг на друга, должно выполняться в парах, сходных по весу и росту. Фактически это не является ни необходимым, ни достаточным — в данном упражнении (при страховке группы) хрупкая девушка может поддержать грузного мужчину. Однако это неочевидно, а значит, требует некоего нового взгляда на ситуацию. Обычно команда имеет много возможностей для такого взгляда: кто-то сразу бросается реализовывать привычный способ действий, а кто-то предпочитает оста­новиться и подумать. Причем привести команду к успеху могут различ­ные стратегии. Обсуждение же позволяет понять, в какой момент и бла­годаря чему команда смогла отказаться от стереотипного поведения.

Интереснейшим моментом при работе с правилами является иссле­дование возможностей их интерпретации. Некоторые правила допуска­ют различные трактовки, — обычно команда (стихийно или сознательно) начинает придерживаться той или иной из них. Таким образом, команда регулирует степень сложности упражнения, степень своей ответственно­сти, терпимость к отклонениям и нарушениям. Приведем несколько при­меров.

Ряд упражнений выполняется членами группы поочередно. Груп­па считается выполнившей упражнение, если с ним справился каж­дый участник, однако это не исключает нескольких попыток для одно­го и того же участника или повторного выполнения упражнения (те, у кого упражнение получилось, проходят его повторно в парах с теми, у кого оно не получается, т.е. «опытные» проводят «неопытных»).

В ряде упражнений могут вводиться специальные ограничения, например: «Касаться растяжек могут только участники, выполняю­щие упражнение». Кто при этом считается «выполняющим упражне­ние»? В сильной формулировке — те двое, кто сейчас стоят на рас­тяжках. В более слабой формулировке — вся команда, так как якобы вся группа в этот момент выполняет упражнение. Очевидно, что при последней трактовке усложняющее ограничение теряет смысл.

На протяжении тренингового дня практически в любой команде так или иначе проявляются различные варианты нарушений (например, в отношении дополнительных ограничений). Дополнительными ограниче­ниями могут быть запрет разговоров (выполнение упражнений в молча­нии), ограничения по времени, ограничения количества попыток. Все они связаны с усложнением условий. Важно, как команда начинает реагиро­вать на нарушения условий и правил. В самом простом случае нарушение может быть очевидно для всей команды. Нарушение может увидеть тре-


мер, обратить на него внимание и возвратить группу к исходной точке, тренер может увидеть нарушение, но не сообщить об этом группе (если нарушение не связано с безопасностью, тренер может исследовать реак­цию команды и дать ей проявиться). Нарушение могут увидеть только несколько человек и сообщить (или не сообщить) об этом группе. Нако-пец, нарушение может заметить только сам нарушивший. И здесь перед 11 им возникает выбор, ведь честность требует риска, связанного с порица-и нем. Нарушивший понимает, что за его нарушение придется расплачи-паться всей команде. Нарушения становятся поводом для командного обсуждения честности, интерпретации правил, анализа уровня притяза-11 ий, стихийной или сознательной подмены собственной задачи на более сложную или более легкую.

«Высокие» упражнения: упражнения со страховкой

Отличительная особенность «высоких» упражнений (high ropes elements) заключается в том, что они проходят на высоте 6-15 м и выпол­няются со специальной страховкой, которую обеспечивает тренер (ин­структор) — на участников при этом надевают специальные альпинист­ские системы. Обычно на площадке тренинга подготовлены к проведению одно или два «высоких» упражнения.

«Высокие» упражнения позволяют обеспечить личностный индиви­дуальный пласт работы с командой. Как и упражнения по совместному преодолению препятствий, «высокие» упражнения воссоздают пережи-иания, характерные для экстремальных условий, но их значение не столько групповое, сколько индивидуальное — это работа со страхами, с возмож­ностью сделать свой собственный выбор, с личностным вызовом. Это именно тот глубоко индивидуальный опыт, который сближает, если он успешен и если пережить его вместе.


Упражнение «Трапеция»

На дереве (лучше если это будет сосна) на высоте 10-13 м за­креплена площадка 30x30 см (допускаются толстый сук или срублен­ная поверхность ствола). На стволе крепится веревочная лестница или прибиваются бруски для подъема. Между соседними деревьями натягивается основная веревка. К ней крепится страховка и трапе­ция, которая подвешивается перед площадкой на расстоянии 1,5-2 м. Страховка автоматически задерживает падение на высоте 2 м.

Упражнение выполняется индивидуально по желанию. Страху­ющий (инструктор) держит в руках страховочную веревку. Член груп­пы, одетый в страховую систему, забирается на сосну. Затем ему надо сделать прыжок на трапецию, висящую впереди, и, опустив руки, упасть. Задача инструктора — удержать страховку, задача команды — морально поддержать прыгающего.


ет сигнал, что можно прыгать. Естественно, рано или поздно вы пры­гаете, даже если колебались чуть больше, чем вам хотелось. Однако вы все равно уже не представляете, как спуститься по-другому, т.е. это возможно, в принципе, но прыгнуть точно легче.

«Высокие» упражнения дают опыт совместного переживания собы­тий, в которых все оказываются равны. Такой опыт позволяет бессозна­тельно расшатать устоявшиеся представления о допустимой социальной дистанции. Речь идет не о социальных статусах типа начальник — подчи­ненный (они никуда не уходят и воспроизведутся в тот момент, как ко­манда окунется в повседневную деятельность), а о подспудных нормах социального дистанцирования, которые связаны с характеристиками людей, но напрямую не имеющими отношения к деятельности.

Мощное полуосознаваемое переживание сближения, которое вы­носит из «высоких» веревочных упражнений группа, одно стоило бы того, чтобы проводить через подобные испытания рабочие команды. Существует множество стереотипов и предубеждений относительно того, «что положено и что не положено» делать людям. Людям различ­ного статуса, возраста, пола, телосложения. Например, мы не при­выкли ожидать, что почтенная женщина средних лет (например, бух­галтер Ирина Петровна) залезет в страховочной системе на дерево и «полетит» на подвешенную в двух метрах трапецию. В лучшем случае, это могли бы сделать молодые ребята из техподдержки. Мало того, Ирина Петровна сама от себя этого не ожидает: в молодости, может, и могла бы, но последние десять лет даже помыслить о таком не ре­шалась, это уже не для нее (что о ней коллеги думать будут!). Хотя ей и не страшно в эту страховочную систему лезть — по крайней мере, далеко не так страшно, как девчонкам из секретариата.

«Высокие» упражнения построены так, чтобы участники тренинга без подготовки смогли через них пройти. В этот момент они зачастую получают не только опыт преодоления себя, но и некий опыт пережи­ваний, несводимых к тому, что им положено, а что не положено с точки зрения устоявшихся социальных стереотипов. Для многих это стано­вится вызовом возрасту, статусу, ожиданиям, представлениям о соб­ственной слабости или силе. Физическое действие (не такое уж, ка­залось бы, сложное) приобретает символическое значение. В уже по­жилом человеке «закрепляется» ощущение вновь пережитой молодости, а если человек молод, а вокруг него группа, разнообраз­ная по полу и возрасту, в этот момент более старшие люди становят­ся для него значительно ближе: подойти на следующий день к колле­гам с вопросом или предложением молодому сотруднику становится намного легче. А не полной ли реализации способностей каждого хо­телось бы достичь в команде?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...