Упражнение «Падение на доверие»
Участники по одному встают на площадку, поворачиваются спиной к линии падения и складывают руки в замок определенным образом. В это время остальные участники (страхующие) встают в две шеренги лицом друг к другу вдоль линии падения и вытягивают вперед согнутые в локтях руки ладонями вверх. Падающий задает страхующим вопрос: «Страхующие готовы?». Страхующие отвечают: «Готовы!». Падающий сообщает: «Я падаю!». Страхующие отвечают: «Падай!», — после чего падающий падает спиной назад на руки страхующим. На природе падение может происходить с пенька, с закрепленной между двумя деревьями площадки или с горного выступа, в зале — с подоконника, с площадки, закрепленной на шведской стенке, с «козла» или «коня». Высота площадки — от пояса до плеча страхующих. Минимальное количество страхующих — восемь человек. Проиллюстрируем глубину процессов на доверие, характеризующих упражнение «Падение на доверие», опираясь на руководство по ведению iюревочного курса [Зверев, 1993-2005]. Ключевыми точками индивидуальной работы с падающим являются осознанный им выбор, прояснение цели, принятие страха, перенос фокуса внимания вовне, декларация намерения и действие, основанное на этой декларации. При проведении упражнения следует обратить внимание на следующие моменты. ■ У участника всегда остается выбор — делать или не делать упражнение, о чем его обязательно нужно поставить в известность. К этому выбору можно будет апеллировать при проведении упражнения, напоминая участнику, что он сам осознанно пошел на данный шаг.
? Имеет значение порядок выполнения задания. Можно акцен- j
? Падающий сам определяет участников, которые будут его ? Выбор «быть или не быть страхующим» позволяет повысить В упражнении присутствуют два аспекта: доверие и ответственность. Со стороны падающего это доверие к страхующим в том, что они удержат его, а со стороны страхующих - ответственность за то, чтобы падающий не получил никакого ущерба. Одна из форм поддержки падающего - использование созданных к этому моменту «якорей» на определенные действия и состояния. В качестве «якорей» выступают слова инструкции, произносимые четко и громко одинаковым по громкости и тембру голосом в сочетании с одинаковой позой и другим невербальным поведением. Можно встать напротив, сложить руки определенным образом, чуть прогнуть корпус и перед каждым падением громко и четко сказать участнику фразу, которую должен будет повторить он сам: «Страхующие готовы?». Ответ: «Готовы!». Фраза: «Я падаю!». Ответ: «Падай!». После этого дать участнику команду: «Вперед!». Слова и действия тренера в этот момент зафиксируют сознание группы на событии. Ценность упражнения заключается не в индивидуальной работе с падающим (даже если это будет очень хорошая работа). В происходящее должна быть вовлечена вся группа, в противном случае упражнение превратится из командного тренинга в индивидуальную тренировку. Значительная часть мотивирующих разговоров и работы с падающим ведется как будто в обращении к группе. Такой подход позволяет группе не просто наблюдать происходящее из позиции зрителей, а заставляет «примерять» каждую ситуацию на себя.
Во время работы с участником следует использовать поддержку команды. Если что-либо будет сделано или сказано со стороны команды, то выработанные ценности окажутся связанными в сознании участника именно с командой, а не с тренером. При этом в случае необходимости целесообразно обратить внимание страхующих на невысокую ответственность, которую они демонстрируют, когда долго не могут разобраться с организацией страховки, вяло и вразнобой отвечают падающему: «Готовы...» — или подбадривают его шутливыми выкриками типа «Доверься нам!». Для успеха упражнения необходимо позаботиться о том, чтобы поддержка участников была действительно поддержкой, а не помощью или манипуляцией. В приложении 7 приведен ряд некоторых популярные разминок груп-нодинамического тренинга и отмечено их функциональное назначение. ('у шествуют и более специализированные разминки, направленные, на-111 жмер, на активизацию творческого потенциала группы. «Низкие» упражнения: работа с нормами и правилами Работу с нормами и правилами в ходе групподинамического тренинга лучше всего рассмотреть на примере «низких» упражнений веревочного курса (low course elements). «Низкие» упражнения представляют собой ипю сформулированную задачу на преодоление препятствий, которую 11 редлагается решить группе. Обычно задание формулируется следующим образом: между пунктами А и Б располагается некоторое препятствие, участники находятся в пункте А, им необходимо попасть в пункт Б. «Низкие» упражнения называются так потому, что не предусматривают подъема участников на высоту более двух метров над землей. Некоторые из подобных упражнений требуют специального реквизита, другие нет. В значительном объеме страховку на «низких» упражнениях обеспечивают сами участники тренинга, иногда — тренер (инструктор). Выполнение каждого из упражнений занимает от 20 минут до часа. «Низким» упражнениям, технике их проведения и обеспечению безопасности, а также многим другим специфическим вопросам посвящена специальная литература для инструкторов веревочного курса (см. биб-.|| иографический список к главе), здесь же достаточно самого общего описания. Типичные примеры подобных упражнений приведены в приложении 7. Здесь можно представить одно из них, которое будет прокомментировано чуть ниже.
Упражнение «Болото» Два бревна представляют собой «берега болота» (границы пунктов А и Б соответственно). В «болоте» лежат 2-3 «кочки». В распоряжении участников имеются две жерди. Задание: переправиться из пункта А в пункт Б, перемещаясь только по жердям и кочкам. «Низкие» упражнения предполагают физическое преодоление командой препятствий, однако похожие групподинамические эффекты могут быть достигнуты и на материале других задач, в которых совместными усилиями может быть получен объединенный результат. Схожими будут требование в той или иной форме (параллельно или последовательно) решить задачу всей командой, необходимость совместных скоординированных усилий, а также специфическое нормативное управление группой. Каких групподинамических эффектов и за счет каких механизмов позволяют достичь «низкие» упражнения? Выполнение «низких» упражнений дает группе возможность пережить сильный опыт в связи со следующими основными темами: лидерство, персональная и групповая ответственность, доверие, уровень притязаний, честность, эмоциональные отношения в группе, эффективность и скоординированность совместных действий в новых условиях, предпочтение планирования или реализации, выбор очевидных или неочевидных путей решения, ценности командной работы и др. Тренинг командной сыгровки может быть направлен на любую из этих тем и на любом подобном материале могут строиться промежуточные и финальные обсуждения. В зависимости от целей тренинга, исходной и текущей ситуации в команде могут подбираться различные упражнения, с большей или меньшей яркостью актуализирующие тот или иной контекст. В таблице 9 перечислены параметры, по которым различаются «низкие» упражнения [подробнее см.: Зверев, 1993-2005; Rohnke, Wall, Tait, Rogers, 2002]. Одним из мощнейших средств управления групповой динамикой в ходе «низких» упражнений является принятие перед началом их выполнения определенных правил. Если упражнения связаны с физическими действиями, правила прежде всего регулируют безопасность. Таблица 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|