Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Падение на доверие»




Участники по одному встают на площадку, поворачиваются спи­ной к линии падения и складывают руки в замок определенным обра­зом. В это время остальные участники (страхующие) встают в две шеренги лицом друг к другу вдоль линии падения и вытягивают вперед согнутые в локтях руки ладонями вверх. Падающий задает страхую­щим вопрос: «Страхующие готовы?». Страхующие отвечают: «Гото­вы!». Падающий сообщает: «Я падаю!». Страхующие отвечают: «Па­дай!», — после чего падающий падает спиной назад на руки страху­ющим. На природе падение может происходить с пенька, с закрепленной между двумя деревьями площадки или с горного высту­па, в зале — с подоконника, с площадки, закрепленной на шведской стенке, с «козла» или «коня». Высота площадки — от пояса до плеча страхующих. Минимальное количество страхующих — восемь чело­век.

Проиллюстрируем глубину процессов на доверие, характеризующих упражнение «Падение на доверие», опираясь на руководство по ведению iюревочного курса [Зверев, 1993-2005].

Ключевыми точками индивидуальной работы с падающим явля­ются осознанный им выбор, прояснение цели, принятие страха, пе­ренос фокуса внимания вовне, декларация намерения и действие, основанное на этой декларации. При проведении упражнения следу­ет обратить внимание на следующие моменты.

■ У участника всегда остается выбор — делать или не делать уп­ражнение, о чем его обязательно нужно поставить в известность. К этому выбору можно будет апеллировать при проведении упражнения, напо­миная участнику, что он сам осознанно пошел на данный шаг.



 

? Имеет значение порядок выполнения задания. Можно акцен- j
тировать внимание на очередности, спрашивая каждого: «Почему ты i
хотел быть первым?», Почему ты решил падать последним?», «Как ты
думаешь, в связи с чем ты не успел?».

? Падающий сам определяет участников, которые будут его
страховать. Человек может выбрать самых сильных, самых слабых,
только мужчин или только женщин. Он может выбрать тех, кому уже
доверяет или тех, с кем ему хотелось бы построить доверительные
отношения. Однако для того, чтобы определить страхующих, необхо­
димо добиться согласия обеих сторон.

? Выбор «быть или не быть страхующим» позволяет повысить
степень осознанности и ответственности участников за безопасность
падающего и происходящее в целом.

В упражнении присутствуют два аспекта: доверие и ответствен­ность. Со стороны падающего это доверие к страхующим в том, что они удержат его, а со стороны страхующих - ответственность за то, чтобы падающий не получил никакого ущерба.

Одна из форм поддержки падающего - использование созданных к этому моменту «якорей» на определенные действия и состояния. В качестве «якорей» выступают слова инструкции, произносимые чет­ко и громко одинаковым по громкости и тембру голосом в сочетании с одинаковой позой и другим невербальным поведением. Можно встать напротив, сложить руки определенным образом, чуть прогнуть корпус и перед каждым падением громко и четко сказать участнику фразу, кото­рую должен будет повторить он сам: «Страхующие готовы?». Ответ: «Готовы!». Фраза: «Я падаю!». Ответ: «Падай!». После этого дать участ­нику команду: «Вперед!». Слова и действия тренера в этот момент за­фиксируют сознание группы на событии.

Ценность упражнения заключается не в индивидуальной работе с падающим (даже если это будет очень хорошая работа). В происходя­щее должна быть вовлечена вся группа, в противном случае упражнение превратится из командного тренинга в индивидуальную тренировку.

Значительная часть мотивирующих разговоров и работы с пада­ющим ведется как будто в обращении к группе. Такой подход позволя­ет группе не просто наблюдать происходящее из позиции зрителей, а заставляет «примерять» каждую ситуацию на себя.

Во время работы с участником следует использовать поддержку команды. Если что-либо будет сделано или сказано со стороны ко­манды, то выработанные ценности окажутся связанными в сознании участника именно с командой, а не с тренером. При этом в случае необходимости целесообразно обратить внимание страхующих на невысокую ответственность, которую они демонстрируют, когда дол­го не могут разобраться с организацией страховки, вяло и вразнобой отвечают падающему: «Готовы...» — или подбадривают его шутливы­ми выкриками типа «Доверься нам!». Для успеха упражнения необхо­димо позаботиться о том, чтобы поддержка участников была действи­тельно поддержкой, а не помощью или манипуляцией.


В приложении 7 приведен ряд некоторых популярные разминок груп-нодинамического тренинга и отмечено их функциональное назначение. ('у шествуют и более специализированные разминки, направленные, на-111 жмер, на активизацию творческого потенциала группы.

«Низкие» упражнения: работа с нормами и правилами

Работу с нормами и правилами в ходе групподинамического тренин­га лучше всего рассмотреть на примере «низких» упражнений веревочно­го курса (low course elements). «Низкие» упражнения представляют собой ипю сформулированную задачу на преодоление препятствий, которую 11 редлагается решить группе. Обычно задание формулируется следующим образом: между пунктами А и Б располагается некоторое препятствие, участники находятся в пункте А, им необходимо попасть в пункт Б. «Низ­кие» упражнения называются так потому, что не предусматривают подъе­ма участников на высоту более двух метров над землей. Некоторые из подобных упражнений требуют специального реквизита, другие нет. В значительном объеме страховку на «низких» упражнениях обеспечива­ют сами участники тренинга, иногда — тренер (инструктор). Выполнение каждого из упражнений занимает от 20 минут до часа.

«Низким» упражнениям, технике их проведения и обеспечению бе­зопасности, а также многим другим специфическим вопросам посвящена специальная литература для инструкторов веревочного курса (см. биб-.|| иографический список к главе), здесь же достаточно самого общего опи­сания. Типичные примеры подобных упражнений приведены в приложе­нии 7. Здесь можно представить одно из них, которое будет прокоммен­тировано чуть ниже.

Упражнение «Болото»

Два бревна представляют собой «берега болота» (границы пунк­тов А и Б соответственно). В «болоте» лежат 2-3 «кочки». В распоря­жении участников имеются две жерди. Задание: переправиться из пункта А в пункт Б, перемещаясь только по жердям и кочкам.

«Низкие» упражнения предполагают физическое преодоление коман­дой препятствий, однако похожие групподинамические эффекты могут быть достигнуты и на материале других задач, в которых совместными усилиями может быть получен объединенный результат. Схожими будут требование в той или иной форме (параллельно или последовательно) решить задачу всей командой, необходимость совместных скоордини­рованных усилий, а также специфическое нормативное управление груп­пой.


Каких групподинамических эффектов и за счет каких механизмов позволяют достичь «низкие» упражнения? Выполнение «низких» упраж­нений дает группе возможность пережить сильный опыт в связи со следу­ющими основными темами: лидерство, персональная и групповая ответ­ственность, доверие, уровень притязаний, честность, эмоциональные от­ношения в группе, эффективность и скоординированность совместных действий в новых условиях, предпочтение планирования или реализа­ции, выбор очевидных или неочевидных путей решения, ценности ко­мандной работы и др. Тренинг командной сыгровки может быть направ­лен на любую из этих тем и на любом подобном материале могут строить­ся промежуточные и финальные обсуждения. В зависимости от целей тренинга, исходной и текущей ситуации в команде могут подбираться различные упражнения, с большей или меньшей яркостью актуализиру­ющие тот или иной контекст.

В таблице 9 перечислены параметры, по которым различаются «низ­кие» упражнения [подробнее см.: Зверев, 1993-2005; Rohnke, Wall, Tait, Rogers, 2002]. Одним из мощнейших средств управления групповой ди­намикой в ходе «низких» упражнений является принятие перед нача­лом их выполнения определенных правил. Если упражнения связаны с физическими действиями, правила прежде всего регулируют безопас­ность.

Таблица 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...