Картины в голове. Целостное поведение
Картины в голове В течение жизни люди создают личные альбомы, состоящие из детальных изображений (картин) того, что им требуется для удовлетворения их потребностей. Глассер (Glasser, 1984b) приводит следующий пример. Когда младенец начинал пронзительно кричать, ему давали печенье с шоколадной крошкой, которое он очень любил. Младенец немедленно «усвоил» картину, связанную с печеньем, и сохранил ее в запасниках своей памяти как нечто такое, чего следует искать тогда, когда он снова проголодается. Человеческие ощущения объединяются в сенсорную камеру, которая может, в частности, воспринимать визуальные, слуховые, вкусовые и осязательные картины. Глассер предпочитает употреблять слово «картины» вместо слова «восприятие» прежде всего потому, что первое слово легче понять, а также потому, что приблизительно 80 % восприятий, содержащихся в альбомах, являются визуальными. Личные картинные альбомы занимают лишь малую часть полного объема памяти. Личный картинный альбом — это особый мир, который Глассер называет миром каче-' ства. Этот мир больше, чем идеальный мир «Чем я хотел бы быть», так как он содержит специфические изображения того, что может удовлетворить потребность человека в любви, высокой оценке, успехе, развлечении и свободе прямо сейчас. Люди должны иметь, по крайней мере, одну картину, соответствующую каждой потребности. Фактически, невозможно иметь потребность и при этом не быть в состоянии быстро находить изображение того, как ее можно удовлетвореить. Однако люди обычно хранят в своих альбомах изображения потребностей, которые не могут быть удовлетворены в реальном мире. Кроме того, картины в их головах могут быть нерациональными и несовместимыми друг с другом.
Люди могут добавлять картины в свою голову или удалять их, если они не способствуют удовлетворению потребностей. Когда люди меняют важные картины, они меняют свою жизнь. Единственный способ, с помощью которого картины можно изъять из альбомов, — это замена их чем-то другим, что позволяет удовлетворять ту же самую базисную потребность достаточно полно. Например, изображение любимого человека обычно можно заменить изображением кого-то другого. Иногда люди выбирают пожизненное страдание, потому что не могут заменять картины. Например, избиваемые мужьями жены нередко остаются со своими супругами, потому что имеют единственное «возможное» изображение любимого человека. Изменять свои собственные картины весьма трудно. Изменять картины других людей еще труднее, такое изменение возможно только при проведении переговоров и согласии обеих сторон на компромисс. Именно картины в голове человека побуждают его делать то, что он делает. Картины в головах людей — это основное понятие, необходимое для понимания сути концепции мотивации в теории контроля. В основе поведения всегда лежат картины в голове человека. Поведение обусловлено различием между картинами в головах людей, то есть тем, чего они хотят, и тем, что происходит в реальном мире, то есть тем, что они имеют. Когда различие существует, люди ведут себя таким образом, что это различие уменьшается. Это биологический факт: люди должны стремиться что-то делать для того, чтобы уменьшить это различие. Однако практически все поступки людей определяются сделанным ими выбором. Целостное поведение В теории контроля поведение рассматривается скорее как попытка людей контролировать мир с целью удовлетворения своих потребностей, нежели совокупность реакций на стимуляцию. Поведение — это нечто большее, чем поступок или действие. Глассер использует термин «целостное поведение», когда объясняет суть разработанной им расширенной концепции поведения. В целостном поведении выделяют следующие четыре компонента.
Действие. Этот компонент состоит из активных действий, например ходьбы или бега, при совершении которых происходит сознательное перемещение в пространстве определенных частей тела. Однако при обычной деятельности совершаются и некоторые непроизвольные действия, например, когда человек ест, он глотает пищу. Мышление. Мыслительный компонент включает в себя как сознательное, так и непроизвольное (например, в мечтах, в сновидениях) генерирование мыслей. Чувствование. Данный компонент включает в себя широкий спектр разнообразных приятных и болезненных чувств, которые люди генерируют по своему выбору. Физиология. Физиологический компонент (например, потение) связан как с произвольными, так и с непроизвольными телесными механизмами, которые задействуют-ся в трех вышеперечисленных компонентах целостного поведения. Глассер (Glasser, 1989) рассказывает об одном своем клиенте, который признавал, что находится в депрессивном состоянии. С точки зрения теории контроля, этот клиент угнетал себя сам или предпочитал находиться в депрессивном состоянии. В целостном поведении данного пациента можно выделить четыре следующих компонента. Первый компонент — это апатичное сидение на одном месте. Мыслительным компонентом могут быть такие мысли: «Какой толк? Все равно я ничего не могу поделать». Третий компонент — это боль и страдание. Физиологическими компонентами могут быть боль в животе и расстройство сна. Чем лучше находящийся в подавленном состоянии человек понимает, что компонент, в основе которого лежат чувства, является лишь одним из четырех компонентов целостного поведения, и чем чаще этот человек использует глаголы типа «депрессировать» для описания своего поведения, тем в большей степени он способен управлять своей жизнью. Человек, который признается в том, что он «депрессирует», или в том, что он по собственному выбору пребывает в состоянии депрессии, оказывается вынужденным признать, что у него есть выбор и, возможно, он мог бы выбрать что-либо лучшее и совершать что-то другое.
Глассер (Glasser, 1989) проводит аналогию между целостным поведением и четырехколесным автомобилем — каждому компоненту целостного поведения соответствует одно колесо автомобиля. Передние колеса — это компоненты, в основе которых лежат действия и мысли, а задние колеса — это компонент, связанный с чувствами, и физиологический компонент. Потребности являются двигателем, и водитель следует в направлении, наиболее точно соответствующем той картине из его личного альбома, которую в данный момент он считает особенно актуальной и необходимой. Как и водитель автомобиля, человек может полностью сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего «автомобиля». Какие бы проблемы ни беспокоили клиентов, они всегда могут выбрать более правильный жизненный курс. Однако люди могут лишь в незначительной степени сознательно контролировать направление движения задних колес, соответствующих физиологическому компоненту целостного поведения и компоненту, связанному с чувствами. Следовательно, специалисты, практикующие консультирование по реализму, должны фокусировать свое внимание на оказании помощи клиентам в изменении их действий и мыслей (передних колес) в гораздо большей мере, чем в изменении их чувств и физиологии (задних колес).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|