Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Картины в голове. Целостное поведение




Картины в голове

В течение жизни люди создают личные альбомы, состоящие из детальных изобра­жений (картин) того, что им требуется для удовлетворения их потребностей. Глассер

(Glasser, 1984b) приводит следующий пример. Когда младенец начинал пронзительно кричать, ему давали печенье с шоколадной крошкой, которое он очень любил. Младе­нец немедленно «усвоил» картину, связанную с печеньем, и сохранил ее в запасниках своей памяти как нечто такое, чего следует искать тогда, когда он снова проголодается. Человеческие ощущения объединяются в сенсорную камеру, которая может, в частно­сти, воспринимать визуальные, слуховые, вкусовые и осязательные картины. Глассер предпочитает употреблять слово «картины» вместо слова «восприятие» прежде всего потому, что первое слово легче понять, а также потому, что приблизительно 80 % вос­приятий, содержащихся в альбомах, являются визуальными.

Личные картинные альбомы занимают лишь малую часть полного объема памяти. Личный картинный альбом — это особый мир, который Глассер называет миром каче-' ства. Этот мир больше, чем идеальный мир «Чем я хотел бы быть», так как он содержит специфические изображения того, что может удовлетворить потребность человека в любви, высокой оценке, успехе, развлечении и свободе прямо сейчас. Люди должны иметь, по крайней мере, одну картину, соответствующую каждой потребности. Факти­чески, невозможно иметь потребность и при этом не быть в состоянии быстро находить изображение того, как ее можно удовлетвореить. Однако люди обычно хранят в своих альбомах изображения потребностей, которые не могут быть удовлетворены в реаль­ном мире. Кроме того, картины в их головах могут быть нерациональными и несовмес­тимыми друг с другом.

Люди могут добавлять картины в свою голову или удалять их, если они не способ­ствуют удовлетворению потребностей. Когда люди меняют важные картины, они меня­ют свою жизнь. Единственный способ, с помощью которого картины можно изъять из альбомов, — это замена их чем-то другим, что позволяет удовлетворять ту же самую базисную потребность достаточно полно. Например, изображение любимого человека обычно можно заменить изображением кого-то другого. Иногда люди выбирают пожиз­ненное страдание, потому что не могут заменять картины. Например, избиваемые му­жьями жены нередко остаются со своими супругами, потому что имеют единственное «возможное» изображение любимого человека. Изменять свои собственные картины весьма трудно. Изменять картины других людей еще труднее, такое изменение возмож­но только при проведении переговоров и согласии обеих сторон на компромисс. Имен­но картины в голове человека побуждают его делать то, что он делает.

Картины в головах людей — это основное понятие, необходимое для понимания сути концепции мотивации в теории контроля. В основе поведения всегда лежат карти­ны в голове человека. Поведение обусловлено различием между картинами в головах людей, то есть тем, чего они хотят, и тем, что происходит в реальном мире, то есть тем, что они имеют. Когда различие существует, люди ведут себя таким образом, что это различие уменьшается. Это биологический факт: люди должны стремиться что-то де­лать для того, чтобы уменьшить это различие. Однако практически все поступки лю­дей определяются сделанным ими выбором.

Целостное поведение

В теории контроля поведение рассматривается скорее как попытка людей контро­лировать мир с целью удовлетворения своих потребностей, нежели совокупность реакций на стимуляцию. Поведение — это нечто большее, чем поступок или действие. Глассер использует термин «целостное поведение», когда объясняет суть разработан­ной им расширенной концепции поведения. В целостном поведении выделяют следую­щие четыре компонента.

Действие. Этот компонент состоит из активных действий, например ходьбы или бега, при совершении которых происходит сознательное перемещение в пространстве определенных частей тела. Однако при обычной деятельности совершаются и некото­рые непроизвольные действия, например, когда человек ест, он глотает пищу.

Мышление. Мыслительный компонент включает в себя как сознательное, так и непроизвольное (например, в мечтах, в сновидениях) генерирование мыслей.

Чувствование. Данный компонент включает в себя широкий спектр разнообраз­ных приятных и болезненных чувств, которые люди генерируют по своему выбору.

Физиология. Физиологический компонент (например, потение) связан как с про­извольными, так и с непроизвольными телесными механизмами, которые задействуют-ся в трех вышеперечисленных компонентах целостного поведения.

Глассер (Glasser, 1989) рассказывает об одном своем клиенте, который признавал, что находится в депрессивном состоянии. С точки зрения теории контроля, этот кли­ент угнетал себя сам или предпочитал находиться в депрессивном состоянии. В це­лостном поведении данного пациента можно выделить четыре следующих компонента. Первый компонент — это апатичное сидение на одном месте. Мыслительным компо­нентом могут быть такие мысли: «Какой толк? Все равно я ничего не могу поделать». Третий компонент — это боль и страдание. Физиологическими компонентами могут быть боль в животе и расстройство сна. Чем лучше находящийся в подавленном состо­янии человек понимает, что компонент, в основе которого лежат чувства, является лишь одним из четырех компонентов целостного поведения, и чем чаще этот человек использует глаголы типа «депрессировать» для описания своего поведения, тем в боль­шей степени он способен управлять своей жизнью. Человек, который признается в том, что он «депрессирует», или в том, что он по собственному выбору пребывает в состоя­нии депрессии, оказывается вынужденным признать, что у него есть выбор и, возмож­но, он мог бы выбрать что-либо лучшее и совершать что-то другое.

Глассер (Glasser, 1989) проводит аналогию между целостным поведением и четы­рехколесным автомобилем — каждому компоненту целостного поведения соответству­ет одно колесо автомобиля. Передние колеса — это компоненты, в основе которых ле­жат действия и мысли, а задние колеса — это компонент, связанный с чувствами, и физиологический компонент. Потребности являются двигателем, и водитель следует в направлении, наиболее точно соответствующем той картине из его личного альбома, которую в данный момент он считает особенно актуальной и необходимой. Как и води­тель автомобиля, человек может полностью сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего «автомобиля». Какие бы проблемы ни беспокоили клиентов, они всегда могут выбрать более правильный жизненный курс. Однако люди могут лишь в незначительной степени сознательно контролировать направление движения задних колес, соответствующих физиологическому компоненту целостного поведения и ком­поненту, связанному с чувствами. Следовательно, специалисты, практикующие кон­сультирование по реализму, должны фокусировать свое внимание на оказании помощи клиентам в изменении их действий и мыслей (передних колес) в гораздо большей мере, чем в изменении их чувств и физиологии (задних колес).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...