Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Люди как системы контроля. Как люди учатся определять свои потребности. Накопление картин в голове




Люди как системы контроля

Люди представляют собой своего рода системы контроля; подобно всем живущим организмам, они все время пытаются контролировать мир с целью удовлетворения сво­их базисных потребностей, которые являются генетически встроенными. Люди как си­стемы контроля воздействуют на мир и на себя как на часть мира для того, чтобы полу­чить нужную им картину.

У всех живущих организмов есть два фундаментальных способа осуществления контроля над миром. Во-первых, все организмы стремятся воспринять нечто, имеющее место в мире, что поможет им получить изображение того, как они удовлетворяют свои потребности. Это входное измерение контроля мира. Во-вторых, все организмы стре­мятся воздействовать на то, с помощью чего можно удовлетворить их потребности. Это выходное измерение контроля. Например, томимые жаждой люди прежде всего долж­ны ощутить жажду, а затем осознать, что она может быть удовлетворена посредством питья воды. Кроме того, для того чтобы удовлетворить жажду, люди, которые хотят пить, должны воздействовать на мир или контролировать его, разыскивая воду или, если вода недоступна, какую-нибудь другую жидкость.

Люди как системы контроля сами выбирают те или иные аспекты своего поведения (из всего спектра возможных) для того, чтобы удовлетворить одну или несколько ба­зисных потребностей. Невротическое, психотическое, психосоматическое и аддиктив-ное поведение являются неэффективными попытками, которые люди предпринимают для того, чтобы контролировать мир с целью удовлетворения своих потребностей. Наи­более неэффективное поведение, например крайнее раздражение, выбирается созна­тельно. Другое поведение, например характеризующееся наличием психосоматичес­ких расстройств (таких, как артрит или сердечная болезнь), может быть менее созна­тельным; осознание его блокируется, потому что людям кажется слишком болезнен­ным понимание того, что они сами выбирают свое страдание. Что касается стрессов, то Глассер (Glasser 1984a) считает, что действительно напряженные ситуации складыва­ются чрезвычайно редко. Люди используют термин «стресс» при описании ситуаций, которые они не могут удовлетворительно контролировать посредством того поведения, которое они выбирают.

Хотя системам контроля нравится контролировать, никакой системе контроля не нравится быть контролируемой. Если другие пытаются контролировать людей или если люди пытаются контролировать самих себя таким образом, что оказываются фрустри-рованными их потребности, то эти люди всегда предпочитают протестовать. Иногда неповиновение выражается прямо. Однако чаще всего противодействие осуществля­ется косвенными способами, например предпочтением депрессии, мигрени или какой-либо болезни. Никто не может контролировать другого человека, если только этот че­ловек не убежден, что такой контроль способствует удовлетворению той или иной по­требности, соответствующей картине в его голове.

НОВОВВЕДЕНИЯ

Как люди учатся определять свои потребности

Рождаясь, люди не знают, какие у них есть потребности и как их можно удовлет­ворять. Младенцы способны переживать разные чувства. Маленькие дети также мо­гут осознавать, что они плохо себя чувствуют тогда, когда их потребности не удов­летворены. Это осознание позволяет им сформировать некоторое представление о том, каковы их потребности^ Например, у младенцев еще нет понятий о пище, про­цессе еды или выживании. Однако дети знают, когда они страдают, а также знают, что обычно они начинают чувствовать себя лучше после того, как их накормят. Таким образом, младенцы сначала узнают о своей потребности в пище, а затем — о потреб­ности в процессе еды и в выживании. Люди могут узнавать также о своих психологи­ческих потребностях в могуществе, принадлежности, развлечении и свободе благо­даря осознанию того, что когда эти потребности удовлетворяются, их самочувствие улучшается. Даже если люди не до конца понимают, каковы их потребности, они все равно будут стараться удовлетворить эти потребности, так как хотят чувствовать себя хорошо.

Накопление картин в голове

Ранее уже было рассказано о младенце, которому давали печенье с шоколадной крошкой, когда он пронзительно вопил. Ребенок воспринял соответствующую психо­логическую картину и сохранил ее в своем личном картинном альбоме как нечто, чего следует искать, когда он голоден. В течение жизни люди помещают на хранение в свои личные картинные альбомы все, что, по их мнению, поможет им удовлетворять какую-либо одну или несколько базисных потребностей. Глассер (Glasser, 1984b) считает, что, по всей вероятности, люди хранят сотни и даже тысячи картин, которые могут способствовать удовлетворению соответствующих потребностей. Люди могут накап­ливать в голове и «вредные» картины. Например, у людей, испытывающих отвращение к пище, в голове содержатся картины, отражающие их желание быть чрезмерно худы­ми. Алкоголики хранят изображения того, как они удовлетворяют свои потребности с помощью алкоголя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...