Люди как системы контроля. Как люди учатся определять свои потребности. Накопление картин в голове
Люди как системы контроля Люди представляют собой своего рода системы контроля; подобно всем живущим организмам, они все время пытаются контролировать мир с целью удовлетворения своих базисных потребностей, которые являются генетически встроенными. Люди как системы контроля воздействуют на мир и на себя как на часть мира для того, чтобы получить нужную им картину. У всех живущих организмов есть два фундаментальных способа осуществления контроля над миром. Во-первых, все организмы стремятся воспринять нечто, имеющее место в мире, что поможет им получить изображение того, как они удовлетворяют свои потребности. Это входное измерение контроля мира. Во-вторых, все организмы стремятся воздействовать на то, с помощью чего можно удовлетворить их потребности. Это выходное измерение контроля. Например, томимые жаждой люди прежде всего должны ощутить жажду, а затем осознать, что она может быть удовлетворена посредством питья воды. Кроме того, для того чтобы удовлетворить жажду, люди, которые хотят пить, должны воздействовать на мир или контролировать его, разыскивая воду или, если вода недоступна, какую-нибудь другую жидкость. Люди как системы контроля сами выбирают те или иные аспекты своего поведения (из всего спектра возможных) для того, чтобы удовлетворить одну или несколько базисных потребностей. Невротическое, психотическое, психосоматическое и аддиктив-ное поведение являются неэффективными попытками, которые люди предпринимают для того, чтобы контролировать мир с целью удовлетворения своих потребностей. Наиболее неэффективное поведение, например крайнее раздражение, выбирается сознательно. Другое поведение, например характеризующееся наличием психосоматических расстройств (таких, как артрит или сердечная болезнь), может быть менее сознательным; осознание его блокируется, потому что людям кажется слишком болезненным понимание того, что они сами выбирают свое страдание. Что касается стрессов, то Глассер (Glasser 1984a) считает, что действительно напряженные ситуации складываются чрезвычайно редко. Люди используют термин «стресс» при описании ситуаций, которые они не могут удовлетворительно контролировать посредством того поведения, которое они выбирают.
Хотя системам контроля нравится контролировать, никакой системе контроля не нравится быть контролируемой. Если другие пытаются контролировать людей или если люди пытаются контролировать самих себя таким образом, что оказываются фрустри-рованными их потребности, то эти люди всегда предпочитают протестовать. Иногда неповиновение выражается прямо. Однако чаще всего противодействие осуществляется косвенными способами, например предпочтением депрессии, мигрени или какой-либо болезни. Никто не может контролировать другого человека, если только этот человек не убежден, что такой контроль способствует удовлетворению той или иной потребности, соответствующей картине в его голове. НОВОВВЕДЕНИЯ Как люди учатся определять свои потребности Рождаясь, люди не знают, какие у них есть потребности и как их можно удовлетворять. Младенцы способны переживать разные чувства. Маленькие дети также могут осознавать, что они плохо себя чувствуют тогда, когда их потребности не удовлетворены. Это осознание позволяет им сформировать некоторое представление о том, каковы их потребности^ Например, у младенцев еще нет понятий о пище, процессе еды или выживании. Однако дети знают, когда они страдают, а также знают, что обычно они начинают чувствовать себя лучше после того, как их накормят. Таким образом, младенцы сначала узнают о своей потребности в пище, а затем — о потребности в процессе еды и в выживании. Люди могут узнавать также о своих психологических потребностях в могуществе, принадлежности, развлечении и свободе благодаря осознанию того, что когда эти потребности удовлетворяются, их самочувствие улучшается. Даже если люди не до конца понимают, каковы их потребности, они все равно будут стараться удовлетворить эти потребности, так как хотят чувствовать себя хорошо.
Накопление картин в голове Ранее уже было рассказано о младенце, которому давали печенье с шоколадной крошкой, когда он пронзительно вопил. Ребенок воспринял соответствующую психологическую картину и сохранил ее в своем личном картинном альбоме как нечто, чего следует искать, когда он голоден. В течение жизни люди помещают на хранение в свои личные картинные альбомы все, что, по их мнению, поможет им удовлетворять какую-либо одну или несколько базисных потребностей. Глассер (Glasser, 1984b) считает, что, по всей вероятности, люди хранят сотни и даже тысячи картин, которые могут способствовать удовлетворению соответствующих потребностей. Люди могут накапливать в голове и «вредные» картины. Например, у людей, испытывающих отвращение к пище, в голове содержатся картины, отражающие их желание быть чрезмерно худыми. Алкоголики хранят изображения того, как они удовлетворяют свои потребности с помощью алкоголя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|