Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические проблемы подросткового возраста




Подростковый возраст – период жизни чело­века от детства до юности. Подросток проходит в своем развитии достаточно большой путь – через внутренние конфликты с самим собой и другими, через срывы и достижения. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, и эта личностная нестабильность порождает его противоречивые желания и поступки. Подросток переоценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как лич­ность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в нега­тивизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Идентифицируясь со сверстниками, подросток чаще всего становится конформистом. Именно в этот период он нацелен на поиск новых форм об­щения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Но в то же время подро­стки открывают глубины своего несовершен­ства и уходят в состояние психологического кризиса. Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помо­гают ему отсто­ять свое право быть личностью.

Старший школьный возраст – это только начало юнос­ти. Все качественно новые особенности личности стар­шеклассника связаны с кардинальными изменениями в его личности: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение, психосоциальная иден­тичность, поиск смысла жизни. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:

- физиологических потребностей, запускающих физи­ческую и сексуальную активность;

- потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

- потребности в независимости и эмансипации от семьи;

- потребности в привязанности;

- потребности в успехе, проверке своих возможностей;

- потребности в самореализации и развитии собственно­го «Я».

На личностном и межличностном уровнях возникают сле­дующие проблемы: неадекватный уровень притязаний, несформированность жизненных планов, несовпадение учебных и профессиональных интересов, низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению. Возможны и серьезные затруднения, связанные с учебной деятельностью подростков: инертность мыслительной деятельности, несформированность самооценки и самоконтроля, неосознанность учебной деятельности (целеполагание), дисгармония мотивов учения. Становлению основных психических новообразований сопутствуют определенные психологические трудности (таблица 8).

Таблица 8

Психические новообразования и психологические трудности подросткового периода

Психологические новообразования Сопутствующие трудности
  Развитие самосознания и самооценки Незрелость личности
  Формирование характера Акцентуации характера
  Чувство взрослости Реакции эмансипации
  Интимно-личностное общение Реакции группирования
  Потребность в самоутверждении Появление вредных привычек
  Потребность в социально-значимой деятельности и активности Реакции компенсации, гиперкомпенсации
  Критическое мышление Негативизм и реакции отказа
  Любознательность и жажда новых впечатлений Побеги, бродяжничество, асоциальное поведение
  Повышенная эмоциональность Аффективное поведение, агрессивность, острая чувствительность к неудачам

 

 

Юность – период жизни после отрочества и до взрослости, возрастные границы условны: от 15 до 25 лет. В юности у человека возникает проблема жиз­ненных ценностей, он стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, r другим лю­дям. Именно в этом возрасте чело­век или обращается к цинизму, или сознательно стремится к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности человек стремится к самоопределению как лич­ность и как индивид, включенный в общественную жизнь.

Поиск профессии – важ­нейшая проблема периода ранней юности. Значительная часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей де­ятельности. Именно в юности человек погружается в амби­валентные состояния всепоглощающей любви и неудержи­мой ненависти. Обретая потенциал личности, вхо­дящей в пору своего второго рождения, юноша (или девушка) начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости в тесном кругу значимых лиц – своей семье. Эта независимость приносит переживания, захлестывает эмоционально и часто создает огромное количество проблем.

Одной из особенностей подросткового и юношеского периода является завершение формирования характера с заострением некото­рых черт и последующим их сглаживанием. Именно в этом возрасте проявляются акцентуации ха­рактера, представляющие собой крайние варианты нормаль­ного характера. Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. По определению А.Е. Личко, акцентуации характера это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от­чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий.

Каждый тип акцентуации имеет свое «слабое место» и оказы­вается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических воздействий. Существуют «чистые» типы акцентуаций характера но значительно чаще встречаются их смешанные формы – промежуточные типы. Своевременное распознавание типа акцентуации харак­тера необходимо для профилактики и коррек­ции нарушений поведения, эмоциональных срывов или не­рвно-психических отклонений у подростков. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но под влиянием стресса, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей у молодых людей с акцентуациями характера может проявляться асоциальное или отклоняющееся поведение. На основании различных классификаций (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин и др.) выделены основные типы акцентуаций характера (таблица 9).

Таблица 9 Акцентуации характера

Тип Основные черты
  Циклоидный Чередование фаз хорошего и плохого настроения
  Гипертимный Постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца
  Лабильный Резкая смена настроения в зависимости от ситуации
  Астенический Быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии
  Сензитивный Повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности
  Психастенический Высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, рассуждениям, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий
  Шизоидный Отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания и трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения
  Эпилептоидный Склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости, гнева; конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность
  Паранойяльный (застревающий) Повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других, высокая конфликтность
  Демонстративный (истероидный) Выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию, притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюризм и тщеславие
  Дистимный Преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни
  Неустойчивый Склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты
  Конформный Чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму

Асоциальное поведение может прояв­ляться в различных формах: от наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные явления затрагивают не только внеш­нюю, поведенческую сторону, но и внутреннюю регуляцию поведения: социальные нравственные ориента­ции и представления. Под отклонениями в поведении пони­маются такие особенности его проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения несут в себе зачатки будущих проступков и нарушений социальных норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Школьный психолог может посоветовать ро­дителям изменить тактику семейного воспитания, дать ре­комендации педагогам по исключению из практики тех или иных провоцирующих воздействий на подростка. Консультируя учащихся, психолог может предложить им упражнения для самотренировки. К моменту окончания школы старшеклассник должен быть психологически готовым к вступлению во взрос­лую жизнь. Эта психологическая готовность предполагает наличие потребности в самореализации, потребности в общении и владение способами его по­строения, наличие теоретического мышления и умения ориентироваться в различных областях знания, способности к рефлек­сии, потребности в трудовой деятельности, энтузиазма и целеустремленности. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения – центрального новооб­разования раннего юношеского возраста.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...