Психологические проблемы подросткового возраста
Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности. Подросток проходит в своем развитии достаточно большой путь – через внутренние конфликты с самим собой и другими, через срывы и достижения. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, и эта личностная нестабильность порождает его противоречивые желания и поступки. Подросток переоценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Идентифицируясь со сверстниками, подросток чаще всего становится конформистом. Именно в этот период он нацелен на поиск новых форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Но в то же время подростки открывают глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему отстоять свое право быть личностью. Старший школьный возраст – это только начало юности. Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны с кардинальными изменениями в его личности: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение, психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей: - физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность; - потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;
- потребности в независимости и эмансипации от семьи; - потребности в привязанности; - потребности в успехе, проверке своих возможностей; - потребности в самореализации и развитии собственного «Я». На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы: неадекватный уровень притязаний, несформированность жизненных планов, несовпадение учебных и профессиональных интересов, низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению. Возможны и серьезные затруднения, связанные с учебной деятельностью подростков: инертность мыслительной деятельности, несформированность самооценки и самоконтроля, неосознанность учебной деятельности (целеполагание), дисгармония мотивов учения. Становлению основных психических новообразований сопутствуют определенные психологические трудности (таблица 8). Таблица 8 Психические новообразования и психологические трудности подросткового периода
Юность – период жизни после отрочества и до взрослости, возрастные границы условны: от 15 до 25 лет. В юности у человека возникает проблема жизненных ценностей, он стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, r другим людям. Именно в этом возрасте человек или обращается к цинизму, или сознательно стремится к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественную жизнь.
Поиск профессии – важнейшая проблема периода ранней юности. Значительная часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Обретая потенциал личности, входящей в пору своего второго рождения, юноша (или девушка) начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости в тесном кругу значимых лиц – своей семье. Эта независимость приносит переживания, захлестывает эмоционально и часто создает огромное количество проблем. Одной из особенностей подросткового и юношеского периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в этом возрасте проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. По определению А.Е. Личко, акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий. Каждый тип акцентуации имеет свое «слабое место» и оказывается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических воздействий. Существуют «чистые» типы акцентуаций характера но значительно чаще встречаются их смешанные формы – промежуточные типы. Своевременное распознавание типа акцентуации характера необходимо для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психических отклонений у подростков. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но под влиянием стресса, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей у молодых людей с акцентуациями характера может проявляться асоциальное или отклоняющееся поведение. На основании различных классификаций (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин и др.) выделены основные типы акцентуаций характера (таблица 9).
Таблица 9 Акцентуации характера
Асоциальное поведение может проявляться в различных формах: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные явления затрагивают не только внешнюю, поведенческую сторону, но и внутреннюю регуляцию поведения: социальные нравственные ориентации и представления. Под отклонениями в поведении понимаются такие особенности его проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения несут в себе зачатки будущих проступков и нарушений социальных норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Школьный психолог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению из практики тех или иных провоцирующих воздействий на подростка. Консультируя учащихся, психолог может предложить им упражнения для самотренировки. К моменту окончания школы старшеклассник должен быть психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Эта психологическая готовность предполагает наличие потребности в самореализации, потребности в общении и владение способами его построения, наличие теоретического мышления и умения ориентироваться в различных областях знания, способности к рефлексии, потребности в трудовой деятельности, энтузиазма и целеустремленности. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения – центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Читайте также: I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|