Проблемы индивидуализации учебно-воспитательного процесса
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Современная школа находится в поиске моделей обучения, обеспечивающих разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей с трудом адаптируются к новым условиям, справляются частично или не справляются вовсе с режимом работы и учебной программой. В рамках учебного процесса учитель не имеет возможности уделять каждому ребенку необходимое внимание, осуществлять дифференцированный подход, учитывать индивидуальные возможности и способности детей. Психолог, осуществляя своевременную психопрофилактическую и развивающую работу с детьми, помогает им совершить естественный переход от игровой деятельности к учебной, ведущей для младшего школьного возраста. Младший школьный возраст в силу его сензитивности предоставляет психологу большие возможности. Психолог проводит работу с детьми по формированию у детей психологического потенциала, который обеспечивает успешное усвоение новой деятельности, принятие внутренней позиции школьника, развитие произвольности поведения, пространственной ориентировки и внутреннего плана действий. Правильно организованный учебный процесс – одно из условий формирования познавательного мотива у младшего школьника. Развитие познавательного мотива связано с успеваемостью, стремление к достижениям связано с положительным отношением ребенка к учителю. Педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы сформировать у школьников соответствующий мотивационный цикл – от мотивации начала работы к мотивации выполнения работы и к мотивации завершения.
1. Возникновение мотивации: фиксация мотивов предыдущих достижений («мы хорошо поработали над этой темой»), формирование мотивов относительной неудовлетворенности («но не усвоили один важный момент»); усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность («это будет необходимо вам в будущем»). 2. Подкрепление и усиление возникшей мотивации: чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, активизация поиска самих учащихся, самоконтроль и самооценка. 3. Мотивация завершения: каждый ученик должен выйти из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение – положительная мотивация перспективы. Для успешного вхождения младшего школьника в учебную деятельность необходимо на протяжении всех лет начального обучения осуществлять целенаправленное формирование трех ее компонентов – интеллектуального, эмоционального и волевого (таблица 7). Таблица 7 Формирование компонентов учебной деятельности
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности познавательных процессов и осуществлять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей рекомендуется замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций; для рефлексивных – дозирование учебной информации, творческий характер заданий. Учителю необходимо считаться с типом темперамента ребенка, не предъявлять завышенных требований к детям со слабой нервной системой, постепенно тренировать у них устойчивость внимания, свойства памяти, определенный темп деятельности. В начальной школе, так же как и в детском саду, немаловажное значение имеет создание в классе благоприятной психологической атмосферы и совершенствование индивидуального стиля педагогической деятельности, выбор оптимального стиля в отношениях учителя и учащихся. Основные достижения младшего школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются определяющими для последующих лет обучения: ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача педагогов и родителей – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Учитель в работе с детьми использует такие приемы, как позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог, создание ситуаций для творческого самовыражения ребенка. Большое значение имеют обогащение предметной среды, учебные ситуации с элементами новизны и занимательности, опора на жизненный опыт детей и щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как неадекватная самооценка, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка. Для коррекции индивидуально-типологических особенностей личности ребенка используются метод психогимнастики, методы терапии средствами искусства, метод релаксации, методы отреагирования школьных страхов, метод самовнушения. Для преодоления проблем в общении применяются методы игровой коррекции, методы позитивного общения, методы ролевого научения, коммуникативные игры и упражнения, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других.
Читайте также: I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|