Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия




Цели

Одним из самых важных этапов стратегического плана яв­ляется формулирование маркетинговых целей: увеличение или поддержка определенного уровня продаж, повышение или ста­билизация определенного уровня прибыли, формирование спро­са на товар, вывод нового товара на рынок или другие.

В соответствии с общими маркетинговыми целями опреде­ляют рекламные цели: информирование о товаре или услуге, напоминание о них, усиление лояльности к товару или услуге, укрепление имиджа компании, трансформация имиджа товара или компании и т. д. Например, рекламные цели можно сфор­мулировать следующим образом: «Повысить на 20% известность торговой марки N среди целевой аудитории при минимуме ре­кламных средств», «Максимально повысить известность торго­вой марки N среди целевой аудитории, исходя из фиксированно­го бюджета... », «Добиться доли рекламного голоса в 15%» и т. д.

Исходя из рекламных целей, определяют цели медиапланирования. В соответствии с установленными целями специалист по медиапланированию будет выбирать средства распространения информации и способы работы с ними. Например, если реклам­ной целью является увеличение информированности новых клиентов, то медиапланерист будет искать рекламоносители, обеспечивающие максимальный охват нужной аудитории. Если же целью является укрепление имиджа компании среди старых клиентов, то специалист по медиапланированию, возможно, при­бегнет к уже использованным ранее рекламным средствам, но со­ставит более частый график публикаций.

Обычно в рамках рекламной кампании необходимо охватить максимум целевой аудитории. При этом в задачи входит не толь­ко ее охват, но и минимальное воздействие на людей, не являю­щихся потенциальными потребителями, т. е. средства не должны распыляться на нецелевую аудиторию.

На потребителей всегда необходимо воздействовать опреде­ленное число раз. Например, «для того чтобы повысить на 20% известность торговой марки N среди целевой аудитории, необ­ходимо охватить ее представителей пять раз в течение мая теку­щего года... ».

Потенциальные потребители должны получить с рекламой не меньше контактов, но и не больше, чем требуется для приня­тия решения о покупке. Длительность кампании должна быть достаточной, но не чрезмерной.

Цели медиапланирования, соответствующие целям реклам­ной кампании, например, могут быть сформулированы следую­щим образом: «Охватить максимум аудитории с частотой 3+ при фиксированном бюджете», «Охватить 70% целевой аудитории при фиксированном бюджете», «Охватить 50% целевой аудито­рии с частотой 3+», «Набрать 700 пунктов рейтинга при нефик­сированном бюджете», «Набрать максимальный GRP при фик­сированном бюджете» и т. д.

Цели и задачи медиапланирования должны быть реалистич­ными, ориентированными на финансовые возможности рекла­модателя. Какой смысл в прекрасном медиаплане, если рекламо­датель не может оплатить его реализацию? Цели всегда должны быть соотнесены с имеющимся бюджетом. Важно помнить, что «невозможно изменить поведение людей на 40 или 50%. Более

реальной задачей является его изменение на 3-5% в приемле­мый период времени, например за несколько лет. Чтобы достиг­нуть желаемых результатов, необходимо ставить реально выпол­нимые цели» [3, с. 280].

Цели следует формулировать корректно. Перед медиапланеристами не может быть поставлена цель, например, увеличить прибыль на столько-то процентов. Реклама в целом и медиапланирование в частности — это лишь доля факторов, влияющих на объемы продаж. Поэтому весьма затруднительно выделить именно влияние рекламы на уровень продаж тех или иных това­ров и услуг. И при продвижении на рынок, и при непосредствен­ных продажах наряду с рекламой большую роль играют: цена, распространение, упаковка, свойства продукта, вкусы потреби­телей, конкуренция, профессиональные качества дистрибьюто­ров и т. д.

Понятно, что увеличение прибыли зависит от множества факторов (ценовая политика, наличие товара в магазинах, про­фессионализм персонала и т. д. ). Целью медиапланирования, очевидно, может быть только определенное воздействие на по­требителей; задачами, соответственно, — то, каким образом бу­дет осуществляться это воздействие.

Цели медиапланирования необходимо формулировать кон­кретно. Принцип «пойди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что» приводит к неэффективному расходованию средств. Не­достаточно поставить задачу «увеличить охват и частоту». Для эффективной отдачи важно задавать точные параметры: «охват максимальный» или «охват 30% целевой аудитории», «макси­мальная частота», «частота 4+», «вес 700 GRP» и т. д.

Полезно еще раз подчеркнуть, что цели медиапланирования не могут определяться вне контекста целей маркетинговых и ре­кламных.

Стратегия

У каждой компании свои собственные цели и своя соб­ственная маркетинговая стратегия. Поэтому нельзя выбрать какую-либо стратегию в виде шаблонной или назвать ее самой эффективной. Вместе с тем возможно обобщение определенного опыта. Так, еще в начале 90-х годов XX века компания Information Resources, Inc. (IRI) подвела итог своего исследования, в рамках которого было проанализировано 389 успешных рекламных кам­паний и экспериментов, связанных со СМИ (реклама считалась успешной в том случае, если IRI была уверена на 80%, что уве­личение объема продаж произошло не случайно). Оказалось, что «не существует очевидной взаимосвязи между увеличением про­цента вложений и ростом объема продаж.

• Увеличение вложений в рекламу чаще приводит к успеху, если в то же время изменяются свойства торговой марки или стратегии ее продвижения на рынок.

• В успешных медиапроектах стремились либо расширить целевую аудиторию, либо сместить акценты на определен­ную группу потребителей...

• Вполне вероятно, что пользу от увеличения вложений в рекламную деятельность получают те группы товаров, объемы продаж которых и без того увеличиваются и кото­рые часто покупают.

• После успешной кампании наблюдалось увеличение объе­ма продаж в течение до двух лет при обычных затратах на рекламу.

• Реклама лучше убеждает уже имеющихся клиентов поку­пать больше товара, чем привлекает новых потребителей.

• Агрессивное стимулирование сбыта (снижение цены) только препятствует достижению рекламного эффекта, тогда как стимулирование потребителя (купоны, дающие право на скидку или бесплатный приз; розыгрыш крупных призов среди покупателей) увеличивает ее эффект.

• Новые торговые марки и расширение ассортимента товара обычно сильнее реагируют на рекламные акции, чем уже существующие наименования товаров» [20, с. 278-279].

На выбор того или иного вида рекламной стратегии влияет много факторов, в том числе такие важные, как эмоционально-рациональная составляющая, а также жизненный цикл продукта.

Виды рекламных стратегий

Считается, что есть только две причины, по которым люди покупают: когда продукт помогает им решать некую утилитарную проблему или когда обладание продуктом позволяет человеку психологически приобщиться к чему-то, что ему нравится, что он считает важным для себя.

В зависимости от того, на чем строится рекламная мотива­ция — на утилитарных свойствах продукта или на его психоло­гически значимых (часто воображаемых) достоинствах, рекламу часто делят на два типа: рациональная и эмоциональная.

По одной из известных классификаций [2, с. 283], все продукты можно поделить на четыре «эмоционально-рациональные» группы:

• вызывающие чувства с большим к ним интересом (напри­мер, косметика, ювелирные изделия, модная одежда и ак­сессуары);

• вызывающие чувства с низким к ним интересом (напри­мер, пиво, сигареты, кондитерские изделия);

• вызывающие размышления с большим к ним интересом (прежде всего это дорогие товары: автомобили, бытовая техника и пр., это также риелторские, финансовые услуги и т. д. );

• вызывающие размышления с низким к ним интересом (таковы недорогие товары — стиральные порошки, чистящие средства, бензин).

Считается, что чем меньше размышлений и интереса вызыва­ет продукт, тем меньше логических аргументов и больше эмоцио­нальных внушений используется в его рекламе. И наоборот: чем больше размышлений и интереса вызывает продукт, тем больше аргументов и меньше эмоций нужно в его рекламе.

Рациональный характер рекламы предполагает использова­ние относительно большого числа фактов, аргументов, доказа­тельств, цитат и пр. в сочетании со схемами и иллюстрациями или без них. Рекламодатель строит свое предложение логически и, переходя от одной детали к другой, постепенно приближается к своей цели: убедить потенциального потребителя. Потреби­тель обрабатывает получаемую информацию и формирует свое, осмысленное отношение к ней.

Но бывают ситуации, когда человека не надо убеждать, ког­да нужно только внушающее действие. Это происходит в тех случаях, когда продукт не обладает реальными полезными для потребителя качествами или они не выделяют его на фоне кон­курентов, а также когда на рынке у товара нет конкурентов, или производитель (рекламирующий товар персонаж) обладает бес­спорным авторитетом, или же сам реципиент плохо либо вовсе не знаком с данной продуктовой категорией и не имеет четкого мнения о ней.

Деление рекламы на рациональную и эмоциональную во многом искусственное и условное. Практически все сообщения в той или иной степени несут и информационную, и эмоциональ­ную нагрузку. Более того, со времен известного рекламиста Россера Ривса самой удачной принято считать ту рекламу, которая воздействует и на разум, и на чувства, в которой рациональное утверждение обернуто в эмоции. Конечно, соотношение рацио­нальных и эмоциональных элементов в различных ситуациях будет разным.

Принято считать, что вербальный текст является основным носителем рациональной информации в рекламном сообщении, а иконический (иллюстративный) эффективнее в передаче эмоциональной. Поэтому же многие разделяют мнение, что печат­ные СМИ лучше подходят для изложения логических доводов и сведений, а аудиовизуальные медиа — для передачи человеку чувств и настроений.

Возникшие и называемые в разное время по-разному все виды рекламных стратегий успешно применяются в сегодняш­ней рекламной практике, и ни одну нельзя считать устаревшей. Различие между ними состоит в способе сопоставления главного утверждения о конкретном продукте с рекламными утвержде­ниями конкурентов. И если базисное деление — стратегию ра­ционального или эмоционального типа предпочесть — в значи­тельной степени определяется характером самого продукта, тем, какие свои потребности (реальные утилитарные или психологи­чески значимые) потребитель удовлетворяет, то выбор той или иной стратегии из данного типа зависит прежде всего от рыноч­ной ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...