Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекламные стратегии рационального типа




Как родовая определяется стратегия, при которой качества продукта и польза от его употребления заявляются прямо, без сравнения с другими, без указаний на его специфические характеристики, отличающие его от конкурентов. Подобное рекламное утверждение подошло бы для рекламы любого товара из дан­ной категории, и в этом смысле оно имеет обобщающий, родовой характер. Например при боли и спазмах можно было бы сказать не только о но-шпе, но и о любом спазмолитике, однако таким образом препарат утверждается в сознании потребителей как си­ноним целой категории продуктов, как ее ярчайший представи­тель, как Спазмолитик с большой буквы. И каждое последующее средство воспринимается как препарат «вроде» но-шпы.

Но данный подход уместен только при наличии определен­ных условий: когда у торговой марки есть монопольное или хотя бы доминирующее положение на рынке либо когда продукт на рынке новый, незнакомый. (Так рождаются названия-понятия: аспирин, кеды, ксерокс, анорак, памперс и т. д. ) Только в подоб­ной ситуации такое (не очень-то убедительное и аргументиро­ванное) рекламное утверждение может формировать и длитель­ное время поддерживать позиции лидера на рынке.

В основе другой стратегии — стратегии преимущества — лежит декларация превосходства определенного товара или услу­ги над конкурентными продуктами того же типа, которое имеет скорее некий количественный характер (выражается словом «бо­лее») и не представляет собой качественно иное/новое свойство. В общем случае речь идет об улучшенном составе, более низкой цене, более широком спектре применения, более длительном сроке хранения, более удобной упаковке и т. п. Например, дан­ное средство моет в два раза больше посуды (Fairy), а подгузни­ки впитывают влагу в два раза быстрее (Pampers) и т. д.

X. Рэнк, углубленно анализировавший методы рекламной стратегии данного типа, создал известную модель «интенсификации/ослабления». В соответствии с ней рекламист может интенсифицировать не только положительные свойства рекламируемого продукта, но и отрицательные качества конкурентных товаров или же редуцировать слабые качества рекламируемого продукта и достоинства конкурентов. Например, реклама Vanish доказывает свои преимущества перед конкурентами (на практи­ке это преимущества кислородного отбеливания по сравнению с хлорным), подчеркивая негативные последствия от употре­бления других отбеливателей — портят цвет цветной одежды и структуру белой ткани («Что же вы наделали?! Вы же ее ис­портили! »).

Считается, что данный подход обычно эффективнее на на­чальном этапе завоевания рынка, когда реклама конкурентов все еще строится на родовой стратегии.

Другим видом стратегии является уникальное торговое предложение. Термин был введен известным идеологом рациональ­ной рекламы Р. Ривсом, а идея заключается в противопостав­лении так называемой «витринной» рекламе, где за красивыми словами не стоит ничего, существенно отличающего данный продукт от продукта конкурентов. По мнению Ривса, каждое рекламное сообщение должно предлагать потребителю конкрет­ную специфическую пользу, причем такую, которую, во-первых, конкуренты не могут или просто не догадались предложить, и, во-вторых, имеющую значительный мотивационный потенциал для потребителей. Так в сознании потребителей продукт приоб­ретает определенную индивидуальность, особенность, уникаль­ность, которую он воспринимает как важную и привлекательную для себя. Например, Tik-Tak — это конфетки, которые освежают дыхание, но не полнят («Свежесть только в двух калориях»), a Dirol Drops — конфетки, которые освежают и полезны для зу­бов. Они полезны для зубов в том числе и потому, что не содержат сахара, т. е. они тоже не полнят, но этот «поезд» уже «увели» конкуренты, а потому следует выдвинуть на первый план антикариесные свойства. Это показывает, что не обязательно, чтобы рекламируемое уникальное свойство было присуще только дан­ному товару.

Во всех этих случаях продукты действительно обладают заявленными качествами и могут доставить потребителю соответствующую пользу. Но налицо есть и реальное (истинное) уникальное торговое предложение.

Однако уникальное торговое предложение может быть и просто плодом эффективной риторики со стороны рекла­мистов. Например, «пиво " Афанасий" — знаковое пиво! » не за какие-то действительные «заслуги», а за то, что имеет термознак на этикетке, показывающий степень охлажденное™ напитка. В подобных ситуациях речь идет о воображаемом (лживом) уни­кальном торговом предложении. Хрестоматийным стал пример с рекламой сигарет Cool. На английском cool означает «холод­ный, невозмутимый, крутой». Слоган гласил: «Бросьте горячие сигареты — курите Соо1! » Так в сознании потребителей рекламируемая марка противопоставляется всем остальным, приобретая уникальное отличие. Совершенно очевидно, что данное отличие не существует в действительности, а является результатом игры слов, плодом воображения рекламиста.

Во многих случаях, когда описанные рекламные стратегии по тем или иным причинам неприменимы (продукт не является лидером на рынке, не превосходит в чем-либо своих конкурентов и не обладает уникальными свойствами), можно с успехом при­менить стратегию позиционирования. Этим понятием обознача­ют метод определения самой выгодной позиции продукта в ряду конкурентных товаров, отыскания для него свободной рыночной ниши в товарном многообразии и в сознании потребителей.

Некоторые исследователи считают, что «позиционирование имеет стратегическое значение, им занимаются многие люди в цепочке от производства до авоськи — и производитель, и тор­говец, и рекламист, но окончательное позиционирование делает­ся потребителем» [23, с. 131].

Другие [41] считают ее самой эффективной стратегией в условиях рекламного бума, когда рынок насыщен товарами, а человек перегружен рекламными сообщениями, создающими сильный информационный шум, и новому продукту очень труд­но завоевать себе место в сознании потребителя.

В некотором смысле правы те, кто полагает, что новых това­ров не бывает. Каким бы ни был новый продукт, человек момен­тально сопоставит его с уже существующими и определит его как более или менее похожий на что-то другое. Мысленное пози­ционирование, как процесс определения места нового продукта в ряду уже существующих, является рыночной формой реализа­ции идеи о том, что познание — это процесс сопоставления ново­го знания с уже полученным.

Но ряд блестящих примеров удачного позиционирования, например, автомобилей Playboy как машины для свободно­го времени, или Saab как самого подходящего автомобиля для норвежской зимы, или «Нивы» — самой пригодной для россий­ских дорог, доказывает, что этот процесс требует углубленного знания рынка и высокого творческого потенциала. В литерату­ре, посвященной рекламе, описано множество приемов пози­ционирования товара или услуги так, чтобы они выделялись на фоне конкурентов. Это можно сделать, представляя продукт как первый появившейся на рынке («Rank Xerox: Мы научили мир копировать»); как второй за лидером («Мы только № 2» фирмы Avis, действительно позволившей ей стать № 2 после Hertz, или «Другой суп», сделавший Crosse & Blackwell чуть ли не един­ственной альтернативой Campbell's Soup); как направленный на определенный рыночный сегмент (например, на молодежь «Pepsi: Generation Next»), и т. д.

Рекламные стратегии эмоционального типа [4]

Образы и символы часто оказывают более сильное мотивационное воздействие и дают более мощный толчок к покупке, неже­ли «разумные» доводы. В современном мире все больше покупок совершается не в силу жизненной необходимости, и они направ­лены на удовлетворение не реальных потребностей, а потреб­ностей иного, психологического свойства. Как заявил в одном своем интервью всемирно известный итальянский модный «им­ператор» Лучано Бенеттон (Benetton): «Мы делаем одежду для людей, которые в ней не нуждаются».

В таких случаях реклама может помочь человеку найти место для определенного продукта в своем мире, в своей ценностной системе, ассоциировать рекламируемый товар или услугу с объ­ектом, имеющим положительную психологическую значимость. Она способствует эмоциональному распознаванию продукта сре­ди его конкурентов. С помощью образов и ассоциаций реклама формирует определенные символьные характеристики предметов, которые имеют не меньшую значимость, чем физические характе­ристики. Поэтому считается, что телевидение — самый подходя­щий рекламоноситель для сообщений, построенных на стратегии эмоционального типа, хотя и радио (с его возможностями «театра воображения»), и глянцевые журналы (с их безупречностью в пе­редаче изображения) способны с ним конкурировать.

Применение такого типа рекламы уместнее всего в тех случаях, когда желанный выбор того или иного продукта, той или иной марки может быть обоснован не рационально, а только эмоциональными или эстетическими пристрастиями. Иногда она с успехом применяется как «контрапункт» — когда реклама конкурентов строится исключительно на рациональной осно­ве. (Так выстроена, например, реклама Pril, в которой спор трех «граций», кому мыть посуду, разрешается красивым молодым человеком — любителем мытья посуды с помощью данного сред­ства. В отличие от конкурентов, стремящихся убедить домохо­зяек в «своих» моющих и ценовых, иными словами — разумных, преимуществах, создатели данного рекламного клипа пытаются продать им надежду, что найдется такой домашний рыцарь, кото­рый сделает за них нудную работу. )

Когда речь идет о рекламе, основывающейся на эмоциональ­ных механизмах воздействия, «классики» рекламы (Д. Огилви [16], Р. Ривс [17], П. Мартино [37] и др. ) используют термин «имидж марки». Но в наши дни все настойчивее складывается мнение, что имидж марки — всего лишь один из методов созда­ния рекламы, воздействующей на чувства человека, наряду с ре­зонансом и аффективной рекламной стратегией. Разница между ними не так ясно очерчена, как между стратегиями рационально­го типа. Со значительной долей условности их можно определить как стратегии, фокусирующие внимание, соответственно, на об­разе жизни (действительный или желанный), на образе мысли и на образе чувствования человека.

Стратегия «имидж марки» рассчитывает превратить предмет рекламы в символ определенного социального или психологи­ческого типа людей, создать устойчивую связь рекламируемой марки с ярким человеческим образом (с его стилем жизни, по­ведения, с его средой и кругом общения и так далее), который должен быть привлекателен для потенциального потребителя, соответствовать его представлениям о себе самом или о том, кем он хотел бы быть. Продавая вместе с рекламируемым продуктом и желанный образ, реклама помогает потребителю посредством продукта подчеркнуть свою индивидуальность и свою принад­лежность к определенному социальному слою или психоло­гическому типу. Но с помощью рекламируемого продукта по­требитель не только выражает себя, он самоидентифицируется с неким эстетизированным или психологически значимым обра­зом, каковым он в действительности, как правило, не является. В таком смысле реклама — это фабрика иллюзий, которые чело­век покупает себе вместе с рекламируемым товаром.

Многие исследователи доказывают, что приверженцы той или иной марки сигарет, спиртных или безалкогольных напит­ков, косметических средств и других продуктов очень часто при тестовом употреблении не могут отличить свой любимый про­дукт от конкурентных марок или распознают его ошибочно. На­пример, в исследовании, проведенном пивоваренной компанией Anheuser-Bush, респонденты были заранее классифицированы по их мотивации употребления пива, после чего они были озна­комлены с отрывками из рекламных роликов четырех вроде бы новых сортов пива с выдуманными названиями. Герой каждого клипа олицетворял один из установленных потребительских стереотипов. Респонденты не подозревали, что все сорта пива идентичны. «Процент выбравших марку, соответствующую их типу личности, оказался гораздо выше, чем можно было бы пред­положить. Большинство из них даже были убеждены, что хотя бы одна из марок вообще не годится к употреблению... »[5]

Это показывает, что предпочтения к определенному роду продуктов часто формируются не на базе действительных разли­чий в потребительских качествах, а на основе внушенных пред­ставлений. То есть выбор той или иной марки в значительной степени определяется тем, чей имидж оказался привлекательнее для данного потребителя — добродушного толстяка (пиво «Тол­стяк»), ответственного бизнесмена («Солодов»), беззаботного тусовщика («Клинское»), изобретателя-романтика («ПИТ») или белого медведя («Белый медведь») и пр.

Другой эффективной стратегией для создания рекламы продукта, при покупке которого ведущими оказываются иррациональные мотивы, является резонанс. В таких рекламных сообщениях обыгрываются актуальные проблемы общественной, политической, экономической или культурной жизни страны в данный момент. Резонанс могут вызывать и вечные темы, и не­преходящие общечеловеческие ценности.

Данный тип рекламы ставит своей целью придать продукту психологически значимый смысл, связав его с некими важны­ми для индивида ценностными понятиями или волнующими его идеями (а не с определенным социальным либо психологи­ческим образом, как в имиджевой стратегии). Ярким примером могут служить рекламы различных общественных организаций и институтов, например фондов охраны дикой природы и эко­логии. Но этот же механизм применяется и в торговой рекламе. Например, реклама Pizza Hut конца 90-х годов с Михаилом Гор­бачевым превращала вкушение пиццы чуть ли не в причастие свободы. Любой призыв купить отечественный товар рассчиты­вает вызвать своеобразный патриотический резонанс у потреби­теля. Нередко косметические фирмы специально отмечают, что их дезодоранты не содержат фреона и не вредят озоновому слою атмосферы или что продукт не испытывался на животных.

В марте 2006 года компания Lumix провела рекламную кам­панию, резонирующую с солнечным затмением. Накануне на телевидении был показана реклама «Завтра впервые в XXI веке полное затмение. Спонсор солнечного затмения Lumix». После затмения вышла реклама «Надеемся, вам понравилось полное солнечное затмение. Спонсор солнечного затмения Lumix».

Аффективная стратегия рассчитывает вызвать эмоциональ­ную сопричастность у человека с помощью юмора, неожиданных сюжетных ходов, игры слов и образов и т. п. Данный тип рекламы тоже стремится перенести приятные чувства, возникшие от кон­такта с рекламным сообщением, на рекламируемый продукт. Но она, в отличие от предыдущих двух типов, не стремится придать продукту некую социальную или психологическую значимость, приобщить потребителя к некоему стилю жизни или ценностной позиции, а просто старается доставить ему удовольствие, рассме­шить его, взбодрить, произвести на него впечатление каким-либо образом. Так, с возгласом незадачливого электрика «Ё-моё! Что же я надел-то! », на российский рынок ворвался Twix.

В последние годы аффективная реклама уже не стремится быть обязательно приятной — важно быть шокирующей. Классическим примером такого рекламного подхода стала реклама фирмы Benetton — ее послания довольно вызывающие, часто идут вразрез с «хорошим тоном», даже отталкивающие, но всег­да впечатляющие.

Многие рекламисты отдают предпочтение аффективной стратегии, потому что она предоставляет большую творческую свободу, которой они нередко злоупотребляют, реализуя свои неудовлетворенные творческие амбиции за счет финансовых средств рекламодателей. В результате, даже если само «произ­ведение» вышло удачным, потребитель запоминает рекламу, а не сам продукт или конкретную торговую марку.

А еще реклама, основывающаяся на аффективной стратегии, устаревает морально гораздо быстрее — что может быть досаднее пересказывания старых анекдотов, например. В ней тяжело поддерживать преемственность между различными «поколениями» рекламных посланий, теряется внутренняя логика в развитии рекламной темы, а это грозит потерей кумулятивного эффекта от серии рекламных сообщений.

Жизненный цикл продукта

Другой характеристикой продукта, накладывающей свой отпечаток на текст рекламы и на параметры его размещения в СМИ, является жизненный цикл товара или услуги. Каждый продукт имеет свой собственный жизненный цикл, и на каждом этапе этого цикла перед рекламой стоят различные задачи, опре­деляющие и выбор рекламоносителей, и содержание рекламного сообщения.

Маркетологи обычно выделяют четыре этапа в жизненном цикле продукта: появление на рынке, рост, зрелость и упадок. На этапе вывода продукта на рынок требуется представить его потребителям более подробно, чтобы те могли лучше с ним по­знакомиться, запомнить и получить достаточные основания за­хотеть попробовать его. На данном этапе рекламные сообщения, как правило, большего объема, они более обстоятельные, причем особую роль играет вербальный текст. На этом этапе нередко ре­клама размещается в нескольких СМИ, т. е. создается так назы­ваемый медиамикс.

Конечно, возможны и другие коммуникативные тактики — провокация любопытства или выстраивание соответствующего символа и т. д. Иногда это оправданно, особенно учитывая пси­хологические особенности новаторов и ранних последовате­лей — потенциальных потребителей продукта на первом этапе его жизненного цикла.

Этап роста требует от рекламы уже не столько информиро­вать потребителей о существовании продукта и пользе от его применения, а формировать у них предпочтение конкретной марки. (Поэтому текст сообщения можно сократить. Например, после начального этапа рекламы Thomas — первого пылесоса с водя­ным фильтром на российском рынке, — когда подробно описыва­лись преимущества такого способа очищения воздушного потока перед текстильными и бумажными фильтрами, клип стал более коротким, в нем уже не излагались такие технические подроб­ности, и акцент сместился в другую сторону. ) Основной целевой аудиторией на данном этапе является раннее большинство.

Этап зрелости требует направить рекламные усилия на удлинение жизни продукта. Для этого существуют различные приемы, которые в большей своей части затрагивают примене­ние продукта с целью стимулирования: более частого его при­менения (например, путем облегчения его использования, для чего добавляются мерные стаканчики в упаковки стирального порошка); более широкого применения (стиральный порошок отдельно для белых, черных, цветных и шерстяных тканей); упо­требления его новыми потребителями (порошок для детского бе­лья); применения его в новых сферах деятельности (например, как чистящий порошок для ванной или кухни) и т. д.

На этапе упадка реклама продукта обычно сильно сокращает­ся в объеме. Главной целью в такой ситуации является довольно узкая целевая группа постоянных приверженцев и «отстающих» потребителей, тех, кто решается на покупку позже всех.

Другим показателем, оказывающим существенное влияние на рекламу, является продолжительность жизненного цикла продукта. В общем случае товары и услуги с короткой продол­жительностью жизни более дешевы, и потребителю не приходит­ся долго обдумывать их покупку, он часто берет то, что доступнее в данный момент, или все по очереди на пробу. Покупка литра молока требует меньше размышлений и аргументов, нежели по­купка цистерны молока или молокозавода. Поэтому реклама та­ких продуктов чаще ориентирована на эмоциональный настрой потребителей и стремится воздействовать именно на их чувства и настроения, для чего часто самым подходящим медиа является Радио и телевидение.

А вот требования потребителей к товарам и услугам с длительным жизненным циклом, как правило, выше, ведь их покуп­ка часто осуществляется после тщательного и продолжительного обдумывания разного рода аргументов. Не каждый человек мо­жет позволить себе покупать квартиру ежегодно, а неправиль­ный выбор финансовых или медицинских услуг может иметь вообще катастрофические последствия. Поэтому реклама подоб­ного рода продуктов обычно стремится предоставить человеку исчерпывающие и убедительные, рациональные доводы, излагая их четко, логично и последовательно. Во многих подобных ситу­ациях традиционная и электронная пресса оказывается лучшим рекламоносителем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...