Значения критерия Фишера для различных уровней значимости
Примечание: k 1- число степеней свободы большей дисперсии; k2 - число степеней свободы меньшей дисперсии. Пример 1.2 В таблице 1.4 приведены результаты N = 35 наблюдений в S = 7 сериях по
Среднее значение по всем сериям: Межсерийная дисперсия: Расчетное значение критерия Фишера: Определяем табличное значение критерия Фишера при значениях k1 = S – 1 = 6 и k2 = N – S = 28 по таблице 1.3 и при уровне значимости q = 0,05, при уровне q = 0,01 Fq будет больше полученного значения F. Следовательно, гипотеза об отсутствии систематической погрешности принимается.
Таблица 1.4
3. Способ обнаружения систематической погрешности с использованием статистического критерия Вилкоксона. Этот способ используется в случае отсутствия данных о законе распределения результатов наблюдений. Производится две группы наблюдений: x1, x2,…xn и y1, y2…ym. При этом Все n + m наблюдений располагают в вариационный ряд в порядке возрастания и присваивают каждому из них порядковый номер – ранг. Различие средних значений ряда можно считать допустимым, т.е. констатировать отсутствие систематической ошибки, если выполняется неравенство
где Ri – ранг члена xj, а
где Таблица 1.4а Критические значения
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ
Применение этих методов возможно, если известны закономерности возникновения погрешностей. Пример: Определение поправки на температуру выступающего столбика термометрического вещества жидкостного термометра.
где n – число градусов в выступающем столбике; t – температура, показываемая термометром;
Пример. Определение погрешности измерения температуры термометром сопротивления при известных значениях погрешностей сопротивления R0 (сопротивление при Известна зависимость:
где Связь между погрешностями измерения температуры и сопротивления описывается формулой:
Из этой формулы:
Погрешность измерения температуры определяется как погрешность косвенного измерения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|