4. 2. Мониторинг. Вопросы к главе 4. Заключение
4. 2. МОНИТОРИНГ Кроме исследования аудиторий рекламоносителей, рекламодателям для контроля рекламной кампании также необходимы данные по выходам рекламы. Мониторинг позволяет, во-первых, оценить рыночную ситуацию (кто, когда, сколько рекламируется) и, во-вторых, проконтролировать выход собственной рекламы (время, место, объем). Получаемую информацию предоставляют заказчикам в виде электронных баз данных, электронных таблиц или печатных отчетов. Насколько важен мониторинг, можно судить по финансовому ущербу, причиняемому рекламодателям недобросовестными продавцами рекламы. Эти суммы могут выражаться в тысячах долларов, если, например, рекламный щит простоял на несколько недель меньше установленного срока. И даже в сотнях тысяч долларов, если, например, при размещении национальной рекламы в регионах ее заменяют сообщениями других рекламодателей. Мониторинг российской прессы проводится со второй половины 90-х годов XX века. Обрабатываются сотни газет и журналов, списки которых формируют пользователи базы данных — крупнейшие издательские дома и рекламные агентства. В изданиях регистрируют формат, рекламодателей и не учитывают так называемую «скрытую рекламу». Стоимость зафиксированной рекламы рассчитывается исходя из официальных расценок и может не учитывать скидки, налоги или надбавки. Мониторинг российского телевидения проводится на базе областных центров, в которых установлены станции круглосуточной цифровой записи. Они регистрируют телевизионный сигнал всех эфирных телеканалов. Обработка же всех видеозаписей ведется в едином московском центре. Регистрируются время выхода, длительность, рекламодатель и не учитывается спонсорство и «скрытая реклама». Стоимость зафиксированной телерекламы, так же как и в прессе, рассчитывается исходя из официальных расценок и может не учитывать скидки, налоги или надбавки.
Мониторинг российского радио начат несколько позже телевизионного. Он проводится практически по той же схеме — цифровая запись радиоэфира, обработка, формирование протоколов, денежная оценка, составление отчета. На рубеже XX и XXI веков в крупнейших российских кинотеатрах также начат мониторинг показа рекламных роликов. В наружной рекламе мониторинг предусматривает ежемесячный обзор объектов с фиксацией содержания рекламы, типа объекта, его местонахождения. Как правило, в отчеты попадают только достаточно крупные объекты, а также объекты, установленные не менее чем на месяц. ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 4 1. Что такое выборка опроса? Какой она бывает? Чему она должна соответствовать? 2. Что такое личное интервью? Телефонный опрос? Дневниковый метод? 3. Что такое волновое измерение? 4. Какие методы применяют при изучении аудитории прессы? Телевидения? Радио? Интернета? Транзитной рекламы? 5. Что такое пиплметрия? 6. Какие бывают варианты предоставления медиаданных? 7. В чем состоят основные современные проблемы медиаизмерений? 8. Что такое мониторинг? Для чего он нужен? 9. Какие данные может и не может дать мониторинг?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эффективное медиапланирование весьма непросто. Во-первых, оно требует от специалиста наличия знаний и умений, во-вторых — данных. При этом дело осложняется тем, что все принимаемые решения приходится взаимоувязывать, выбирать оптимальные варианты. Так, например, увеличение охвата возможно как применением дополнительного рекламоносителя, так и увеличением частоты или интенсификацией рекламы и т. д. Чем меньше размах рекламной кампании, чем проще рекламоноситель, тем легче задачи медиапланериста. Чем больше рекламный бюджет, тем больше ответственность. Цена ошибки медиапланериста очень велика — счет может идти на сотни тысяч долларов. И поэтому работа с крупными брендами сложна вдвойне. Прежде чем начать размещение, приходится проводить дополнительные исследования, изучать динамику потребительского поведения для конкретного товара в конкретной рыночной ситуации, экспериментально определять коэффициенты запоминания и забывания роликов, объявлений, щитов и т. д.
Сложности возникают и в связи с тем, что рекламодатели подчас некорректно формулируют цель рекламной кампании, иногда просто не знают, чего же они хотят добиться с помощью рекламы — «Надо вроде рекламироваться». Бывает, что в рамках одной рекламной кампании ставят взаимоисключающие цели. Медиапланеристу часто приходится действовать в условиях дефицита данных, когда нет другого варианта, кроме как полагаться на собственную интуицию, на верность сделанных предположений, выбранных методик, т. е. на окончательный выбор все-таки в немалой степени влияют практический опыт медиапланериста, его интуиция и эмпирические оценки работы той или иной рекламы в конкретном СМИ. Кроме отсутствия необходимых данных, обычной проблемой медиапланериста является недостаток времени для разработки качественного медиаплана. С одной стороны, требуется время, чтобы собрать, обработать и осмыслить информацию. С другой — необходимо учитывать, что бронировать место в СМИ нужно заранее, так как хорошие места обычно заканчиваются в первую очередь. И еще — медиапланерист никогда не действует в свободном полете. На него «давит» клиент и/или его дилер, имеющий собственные предпочтения в СМИ или просто любимые передачи, издания и т. д. На него «давят» представители СМИ, заинтересованные в размещении рекламы в них1 — «сомкнутые ряды тысяч и тысяч " ходоков" от средств распространения рекламы, вооруженных буквально миллионами фактов и цифр, как реальных, так и мнимых» [23, с. 324]. На него «давят» представители рекламных агентств, имеющие интерес в размещении именно в конкретных СМИ, и т. д.
Дело нередко осложняется тем, что мнения дистрибьюторов одного и того же товара существенно расходятся. При этом каждый настаивает именно на «своем» СМИ. Небольшие рекламодатели выбирают рекламоноситель, как правило, самостоятельно, средние — самостоятельно или с помощью рекламных агентств, крупные большей частью полностью доверяют выбор своим рекламным агентствам. Существенной проблемой при рекламировании является то, что медиапланеристы, стремясь оптимизировать работу, нередко увлекаются формальной стороной дела. При таком подходе обычно упускается из виду, что в рыночных условиях не всегда можно выстроить все необходимые схемы и установить между ними прямые зависимости. Общеизвестно, что из-за непрогнозируемое™ суммы различных факторов невозможно установить прямую связь между прибылью и рекламой. Нередко, впрочем, работники СМИ, досконально знающие возможности своих носителей, могут подсказать действительно эффективные варианты размещения. Но могут и посоветовать что-либо, чтобы просто забить «дырки» в рекламных блоках. Необходимо еще раз подчеркнуть, что медиапланеристу трудно остаться объективным. Он и не остается. Любой медиаплан — решение субъективное. Оно может быть оспорено. Но такова эта работа. Она требует определенного уровня интеллекта, опыта, устойчивости к давлению, оперативности, здравомыслия. Медиапланерист должен быть правильно включен в технологический процесс всей рекламной кампании. Теоретически сначала разрабатывают медиаплан и лишь затем создают информационное сообщение. А на практике сплошь и рядом происходит обратное, при том что творческая идея может оказаться вообще неподходящей для конкретного рекламоносителя. Например, если акцент кампании делается на цвете, то как показать цвет на радио? Или как вертикальное решение размещать на горизонтальном щите? Или как длинный ролик в рамках фиксированного бюджета «прокатать» с необходимой частотой? И т. д. и т. п. Если сначала разрабатывается творческая часть, то идею приходится «впихивать» в носитель. Страдает и творческая часть, и размещаемая. Снижается эффективность рекламы в целом.
Каждый рекламоноситель имеет определенную целевую аудиторию и наиболее подходит для неких определенных решений. С их учетом и должна разрабатываться творческая часть рекламы. Медиапланерист задает параметры для творческой разработки: средства массовой информации, другие рекламоносители, форматы, длительность, цвет и т. д. Копирайтер в своей работе будет руководствоваться в первую очередь именно этими параметрами и качествами продукта. Понятно, что качественный медиаплан необязательно обеспечит успех всей рекламной кампании. Медиаплан — лишь часть рекламы. Плохая реклама может убить все усилия медиапланериста. В связи с этим всегда лучше переработать неэффективную творческую стратегию, чем пытаться добиться необходимого результата, просто увеличивая число повторов плохой рекламы и, соответственно, финансовые расходы. Обычно утвержденный медиаплан не является окончательным. Зачастую его приходится корректировать по ходу с учетом творческой составляющей, требований по срокам, изменившихся цен, торговых обстоятельств и т. д. И еще — необходимо помнить, что не может быть одного самого правильного медиаплана. Всегда возможны варианты. Одну задачу можно решить различными способами. После того как реализован успешный медиаплан, не следует его превращать в идеальное лекало. На рынке постоянно меняется многое: и активность конкурентов, и рекламоносители, и потребители и т. д. Перефразируя известное высказывание, «нельзя войти дважды в один и тот же рынок». Соответственно, не может быть в разное время и двух одинаковых медиапланов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|