Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Основы теории макроэкономики 2 глава




• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;

• социальная — дифференцирует субъектов рынка.

Рыночная экономика способствует (позитивные черты):

- удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому»;

- свободе выбора и действий потребителей и производителей;

- эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;

- гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;

- максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;

- невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым, снимая проблему дефицита;

- созданию стимулов к труду.

Негативные черты рыночной экономики:

- монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, падает эффективность распределения ресурсов;

- рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;

- рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов;

- рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность.

Структура рынка:

• по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;

• в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);

• по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);

• по законодательству - легальный (официальный), нелегальный (теневой);

по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)

Инфраструктура рынка - система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Включает:

• биржи. Виды бирж:

- товарные - форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку);

- специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;

- фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг. Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение);

- биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;

ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);

аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе;

• информационная система обеспечения рынка; рекламные агентства;

торговые сети (оптовая, специализированная, фирменная торговля);

банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки; страховые и аудиторские компании.

4. Модель кругооборота ресурсов и доходов в рыночной

экономике

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением денег (рис.2).

Рис.2. Модель кругооборота ресурсов и доходов

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. Внешний контур кругооборота показывает перемещение товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внутренний контур показывает потоки платежей в денежном выражении.

Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

5. Место и роль государства в рыночной экономике.

Модели рыночной экономики

Проявления негативных сторон рынка объясняют необходимость усиления роли государства в современной экономике. Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

через государственный сектор (базируется на государственной собственности) и государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем. Основная причина необходимости государственного регулирования экономики - существование фиаско рынка:

• нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);

несовершенство рынка - возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;

• отрицательные побочные (внешние) эффекты;

• необходимость предоставления общественных благ;

• потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.

Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции.

Модели рыночной экономики. В рыночной экономике государство не исправляет рыночный механизм, а создает условия его функционирования. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства.

1. Социальное рыночное хозяйство. Значительная доля государственного сектора (около 30%). Приоритет социальных программ. Долгосрочное программирование. Примеры: «шведская», «немецкая» модель» и другие.

2. Смешанная экономика. Небольшая доля государственного сектора (10-15%). Приоритет свободного рынка и частного предпринимательства. Государственное регулирование и контроль в отдельных сферах экономики. Наиболее полно проявляется в США.

3. Корпоративная экономика. Незначительная доля государственного сектора. Приоритет интересов крупного бизнеса. Поддержка государством национальных корпораций на мировом рынке. Примером такой модели является Япония.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Тема 5. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

1. Понятие спроса, ценовые и неценовые факторы спроса.

2. Эластичность спроса по цене и по доходу.

3. Предложение: понятие, факторы и эластичность.

4. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

5. Совершенная и несовершенная конкуренция.

1. Понятие спроса, ценовые и неценовые факторы спроса

Спрос (D - demand) — представленная на рынке потребность в благах, подкрепленная денежными средствами.

Кривая DD' называется кривой спроса (рис. 3). Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P - price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Рис. 3. Кривая спроса Величина (объем) спроса — количество благ, которое покупатель желает и способен приобрести в данный период времени, при определенных условиях. На величину спроса влияют ценовые и неценовые факторы:

• ценовые - повышение цены сужает круг покупателей данного товара, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса Qd = f (1/р);

• неценовые:

- доходы потребителей. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот;

- вкусы потребителей (мода);

- рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей;

- цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — субституты и взаимодополняемые - комплементы). Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты;

- потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Кривая спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой.

Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов — к смещению кривой спроса. Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.

Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Отклонения от закона спроса:

• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен;

при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев («эффект сноба», или «эффект Веблена»);

при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).

2. Эластичность спроса по цене и по доходу

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу, и перекрестную эластичность.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется коэффициентом эластичности (Ed) - определяется как отношение процентного изменения количества продукции на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены.

Ed=процентное изменение объема спроса (Qd) / процентное изменение в цене (Р)

Таблица 1

Виды ценовой эластичности спроса____________________

Эластичность Коэффициент Соотношение изменения спроса и цены
Совершенно неэластичный спрос Е=0 Цена растет (падает), спрос постоянен
Неэластичный спрос Е< 1 Цена растет (падает) больше, чем спрос
Эластичный спрос - Е> 1 Цена растет (падает) меньше, чем спрос
Единичная эластичность спроса Е=1 Спрос и цена изменяются в равной степени
Совершенно эластичный спрос Е=ю Спрос растет (падает), цена постоянная

Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

- спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

- спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

- спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

- спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

- спрос на рынке совершенной конкуренции - совершенно эластичен.

Факторы ценовой эластичности:

заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров- субститутов, будет более эластичным;

• удельный вес в бюджете потребителя — при большем удельном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше;

• временной фактор — с течением времени спрос становится более эластичным;

• доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора и товар покупается по цене на данный момент.

2. Перекрестная эластичность — эластичность, показывающая как изменяется спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 % (для товаров-комплементов она отрицательна, т.е. увеличение цены на один из них вызывает снижение спроса на другой). Если:

Е > 1, то товары.а и b — взаимозаменяемые;

Е < 1, то товары а и b — взаимодополняемые;

Е = 1, то товары а и b — независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода.

Ei = процентное изменение величины спроса / процентное изменение величины дохода

при Е.<0 - товары низшей категории (отражает сокращение производства в соответствующих отраслях);

при 1<Е>0 - товары первой необходимости;

при Е>1 - нормальные товары (предметы роскоши) - представляет ситуацию активного развития отраслей, производящих эти товары.

3. Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение (S -supply) — количество товаров, которое предлагается на рынке в определенный промежуток времени при определенных условиях.

Величина (объем) предложения - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить в данный промежуток времени при определенных условиях.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение величины предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот S=f(p); f(p)>0

Кривая предложения — представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и его рыночной ценной (рис.4).

------ 1------- ^------,------ \---- i-------------

о 10 20 30 40 45 Q

Количество товара, ед.

Рис. 4. Кривая предложения

Кривая предложения S отражает прямую зависимость между ценой товара Р и объемом его предложения Q на рынке. Тенденция к увеличению предложения при росте цен объясняет что предприниматели получают добавочную прибыль и имеют возможность расширить производство. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в данную отрасль новых производителей.

Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

- величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

- налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

- наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

- количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.

Эластичность предложения по цене — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

Коэффициент эластичности предложения по цене (Е) показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товаров (Q) при изменении цены единицы товара на 1%.

Es = процентное изменение объема предложения / процентное изменение цены

Эластичность предложения по цене зависит, прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Периоды изменения ситуации на рынке:

• мгновенный — реализации подлежит товар, изготовленный под установившуюся рыночную цену, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос и оно абсолютно неэластично;

• краткосрочный — с изменением цены производитель может изменять величину предложения за счет изменения переменных факторов производства и предложение становится эластичным;

• долгосрочный — создаются новые производственные мощности, входят в отрасль новые фирмы и предложение в этот период наиболее эластично.

4. Рыночное равновесие. Рыночная цена

Рыночное равновесие — состояние рынка, характеризуемое наличием сбалансированности (равновесия) спроса и предложения. Ситуации рыночного равновесия:

• стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанав­ливается опять;

• нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический товарный дефицит и покупательский спрос продолжительное время не удовлетворяются);

• рынок потребителя — устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);

• рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).

Р D

Рис. 5. Рыночное равновесие

Qe

Q

При цене Ре рынок находится в равновесии - объем продукции Qe, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению. Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной, толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию.

В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться. Изменение спроса при постоянном предложении оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства. Изменение предложения при

Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции - равновесным (Qe) (рис 5). «Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой» (А. Маршалл).

постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем), а уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем.

При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.

Регулирование рыночного равновесия государством происходит:

- через фиксацию цен — если зафиксированная цена какого-либо товара выше или ниже равновесной, то будет искусственно поддерживаться его избыток или дефицит. В первом случае государство увеличивает закупки, а во втором - прибегает к импорту товаров;

- через налоговую политику — косвенными налогами (включенными непосредственно в цену товара) увеличивается цена товара, которая уменьшает величину спроса, и устанавливаются новая равновесная цена и новый равновесный объем производства;

- через дотации - часть цены на товар производителя оплачивает государство, в результате фактическая цена является ниже равновесной, и она устанавливается на более низком уровне, чем прежняя. Предложение в данном случае увеличивается, а цена для покупателя снизится;

- через субсидии (пособия из бюджета) — повышается спрос, стимулируется предложение, равновесная цена будет расти.

5. Совершенная и несовершенная конкуренция

Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли. Конкуренция - важнейший элемент рыночного механизма. Виды конкуренции:

Совершенная — между большим числом производителей примерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее черты:

• большое число фирм-конкурентов, предлагающих однородную продукцию многим покупателям;

объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную ценуи конъюнктуру;

условия вступления в отрасль не ограничены размерами капитала, технологическими или юридическими барьерами;

продавец не может устанавливать цену выше рыночной, так как покупатель может беспрепятственно купить любой необходимый товар по рыночной цене.

Несовершенная — состояние рыночной системы, при которой нарушаются условия совершенной конкуренции. Ее определяет появление на рынке монополий. Ее виды:

монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров- заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;

монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;

олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.

Рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

Методы конкурентной борьбы:

• силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;

• ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации цен — продажа товара за границей по более низкой (демпинговой) цене, чем на отечественном рынке; по ценам ниже издержек (бросовым);

• неценовые: конкуренция по продукту — захват части рынка конкурента за счет продажи продукции нового ассортимента и высокого качества при одной и той же цене; конкуренция по условиям продаж — привлечение покупателей к своим товарам через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, товарные марки фирм.

Модели несовершенной конкуренции. Понятие естественных монополий

Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Сравнительная характеристика всех моделей конкуренции представлена в таблице 3.

Таблица 3

Основные характеристики моделей конкуренции

Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическа я конкуренция Чистая конкуренция
Число фирм Одна Несколько (до 25) Много Очень большое
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизированн ый или дифференцированн ый Дифференцированн ый чСитсалнод артизи рованный, однородный
Контроль над ценами Значительный Ограниченный взаимозависимость ю компаний, (возможен тайный сговор о ценах) Небольшой Отсутствует
Условия вступления в отрасль Блокировано Ограничено экономическими и юридическими барьерами Сравнительно легко. Возможно ограничение в размерах первоначального капитала и Свободное
Типичные отрасли Местные предприятия коммунальног о хозяйства, услуги связи, передачи нефти и газа, транспорт Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтепереработка, электротехника и др. дРоосзтнуипчнноасяти торговля, швейная, обувная промышленность Сельское хозяйство
Неценовая конкуренция Использовани е рекламы, PR-компаний Типична при дифференцированн ой продукции Значительный упор на рекламу, использование торговой марки, политику создания и продвижения брэндов компании Отсутствует

Монополия - рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом - чистая монополия. Частной формой проявления являются естественные монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов (например, уникальности природных ресурсов), привилегий государства или ограниченной информации. Важную роль играет экономия, обусловленная ростом масштабов производства (так как естественные монополии имеют низкие предельные издержки, то следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. Для ограничения негативных последствия ценовой конкуренции в этих сферах правительство поддерживает привилегии одной фирмы в производстве и поставке услуг.

При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно своему дифференцированному продукту. Олигополия стремится к согласованию действий фирм в ценообразовании. При определении цены и объема производства учитывается не только поведение потребителей, но и ответная реакция конкурентов. Наиболее распространены следующие модели олигополистического ценообразования.

Модель «изгибающейся кривой спроса» — олигополист реагирует на изменение цен конкурентами в сторону их понижения, чтобы не потерять своих потребителей, однако не предпринимает никаких действий при их повышении.

Тайный сговор — непосредственное или молчаливое соглашение по регулированию объемов производства и продажи, цен, рынков сбыта с целью максимизации прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции. Фирмы назначают цены, равные средним издержкам.

Модель, основанная на теории игр — использование математического моделирования в целях выдвижения предложений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предложить худшее.

Модель лидерства в ценах — если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру. Лидирующая фирма при изменении цены учитывает: изменение в отрасли издержек и спроса; воздействие средств массовой информации на конкурентов для изменения цены; возможность выбора цены, которая не максимизирует прибыль отрасли с целью помешать вступлению в отрасль новых фирм и сохранить действующую олигополистическую структуру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...