Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Основы теории макроэкономики 7 глава




• деньги в экономике играют первостепенную роль. Деньги — главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы — залог благополучного развития экономики;

• основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение; изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия — следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение — экзогенная (задаваемая извне) величина;

рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении;

• фискальная политика малоэффективна и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП.

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х — начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран.

Монетарная политика — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность центрального банка — организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения: в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП.

Инструменты денежно-кредитной политики:

Операции на открытом рынке — покупка центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков и населения или продажа им. При возникновении «излишка» денег в обращении Центральный банк активно предлагает государственные ценные бумаги банкам и населению. Предложение ценных бумаг увеличивается, следовательно их цена падает, а процентные ставки по ним растут, что повышает их привлекательность. Население и банки активно скупают правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению предложения денег и росту банковского процента.

Изменение резервной нормы — размеры депозитов коммерческих банков, которые последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обеспечивает увеличение или уменьшение способности банков к кредитованию и позволяет регулировать предложение денег.

Изменение уровня учетной ставки (рефинансирования) — это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Увеличение учетной ставки приводит к сокращению банковских резервов коммерческих банков и снижению денежной массы.

Типы денежно-кредитной политики - политика «дешевых» и «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «удешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Тема 12. ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ И ОСНОВЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1. Финансовая и налоговая системы общества.

2. Государственный бюджет и государственный долг.

3. Фискальная политика государства.

4. Государственный бюджет Республики Беларусь.

1. Финансовая и налоговая системы общества

Финансы — система экономических отношений по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансовая система — система финансовых учреждений, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.

Функции финансов: распределительная (распределение финансовых ресурсов между сферами национальной экономики, субъектами хозяйства); контрольная (контроль за поступлением и использованием финансовых ресурсов); стимулирующая (внедрение инноваций, расширение производства); воспроизводственная (обеспечение процесса кругооборота производственных фондов).

Структура финансовой системы

централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты);

внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);

децентрализованные финансы (предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств).

Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.

Функции налогов:

• фискальная - образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;

• регулирующая - обеспечение макроэкономической стабильности;

• стимулирующая - создание благоприятных условий для повышения экономической активности;

• социальная - уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.

Налоговая система — совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

Принципы налогообложения:

• всеобщность - налогами облагаются все субъекты;

• обязательность - налоги уплачиваются в строго установленный срок;

• равнонапряженность — налоги взимаются по единым ставкам; стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты длительное

время неизменны;

• простота и доступность для восприятия;

• гибкость — стимулирование развития приоритетных отраслей;

• социальная справедливость;

Основные понятия налоговой системы:

- субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;

- носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

- объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

- источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

- налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;

- налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;

- ставка налога — величина налога на единицу обложения: пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по объекту обложения:

1. прямые - налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же;

2. косвенные - включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

на добавленную стоимость — стоимость, добавленная пред­приятиям к стоимости сырья, материалов;

• акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

таможенные пошлины - ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу). В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США - 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги).

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. 17). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в «теневую» экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.

Тп

к

м

S

V е

а

н'т

«1 max с

4)

«rr

гтлв

о ч я

К

~0

Государственный бюджет — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Функции государственного бюджета:

• перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);

• стабилизация общественного воспроизводства, экономики;

• осуществление государственной социальной политики.

Доходные статьи бюджета: налоговые поступления (прямые и

косвенные) - до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству; поступления от выпуска и продажи государственные ценных бумаг).

Расходные статьи бюджета:

Рис. 17. Кривая Лаффера 2. Государственный бюджет и государственный долг

- финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение);

- мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, выдача предприятиям различного вида дотаций - возмещения разницы в ценах, помощи малорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.);

- расходы на оборону (закупка вооружений и военной техники, финансирование научно-технических разработок в области вооружения, военное строительство; на содержание армии в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно- технические общества); пополнение государственных запасов и резервов;

- содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск);

- государственное управление;

- обслуживание государственного долга.

Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами бюджета (профицит - превышение доходов над расходами). Причины бюджетного дефицита:

осуществление крупных государственных программ развития экономики;

рост административных расходов, дотации убыточным предприятиям;

• милитаризация, рост военных расходов государства;

• военные и стихийные бедствия;

• экономические кризисы.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета - отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета:

- увеличение налогов (рост государственных налогов);

- эмиссия нужного количества денег;

- выпуск государственных займов;

- привлечение внешних займов;

- продажа государственной собственности (в переходный период).

Существуют различные подходы (концепции) балансирования

дефицита государственного бюджета:

- Ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку).

- Экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы и рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит.

- Функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета.

Постоянный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга. Государственный долг - сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).

Внутренний долг - задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства. Проблемы внутреннего долга:

- выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные граждане, а финансирование процентов идет из налогов, которые платят все);

- для погашения долга и выплаты процентов поднимают ставки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;

- выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;

- большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.

Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (не должно превышать 25 %). Проблемы внешнего долга связаны с необходимостью увеличения экспорта и сокращения импорта, при этом увеличение выручки используется не на цели развития, а на погашение долга, что снижает темпы развития и уровень жизни населения.

3. Фискальная политика государства

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика.

Фискальная политика - меры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей. Основные задачи фискальной политики - обеспечение устойчивого экономического роста; увеличение занятости; снижение инфляции.

Методы фискальной политики:

• прямые - государственные закупки; государственные инвестиции; субсидии - пособия в денежной или натуральной форме; субвенции - денежное пособие государства местным органам;

• косвенные - меры государства по воздействию на производителей и население через спрос, а именно: налогообложение — изменение размеров ставок налогов, необлагаемого минимума и т.д.; политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоемких отраслях; процентная (дисконтная) политика.

Основными элементами фискальной политики являются система государственных закупок, трансферы (перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую) и изменение налоговых ставок.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяется на дискреционную и политику автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Дискреционная политика — это регулирование экономики с помощью манипулирования налогами и правительственными расходами. Увеличение (уменьшение) государственных расходов вызывает соответствующие изменения в величине совокупных расходов и оказывает расширяющее (сокращающее) воздействие на объем валового продукта. Связана с осуществлением правительственной политики занятости, социальной политики. Проблема состоит в том, что они вводятся при спаде экономики, а в период ее подъема их сложно отменить.

Политика встроенных стабилизаторов означает, что они работают в системе саморегулирования. Прежде всего - изменения налоговых отчислений, которые происходят автоматически с ростом чистого национального продукта. Частично - регулирование пособий по безработице и социальных выплат, а также индексация доходов в связи с инфляцией. Пособия растут при увеличении числа безработных, а фонд пособий — при увеличении числа занятых. Если резерва нет, то эффект от увеличения пособий снижается. Однако политика встроенных стабилизаторов только уменьшает колебания цикла, но не может их устранить. Поэтому политика встроенных стабилизаторов дополняется дискреционной политикой.

Фискальная политика при дефиците бюджета способствует уменьшению или устранению дефицита с помощью заимствования и выпуска денег. При избытке бюджета его дефицит устраняется путем погашения государственного долга или изъятия денег из обращения. При чрезмерной инфляции фискальная политика может не дать желаемого результата. Тогда осуществляют жесткую монетарную политику, регулирование цен, занятости, таможенную и валютную политику.

4. Государственный бюджет Республики Беларусь

В Республике Беларусь в 1992 году приняты основные законодательные акты, регламентирующие бюджетный процесс. Прежде всего, Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь», Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», ряд законов о налогах. Ежегодно Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принимается Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на следующий год, внесенный Президентом Республики Беларусь.

В функциональной классификации расходов государственного бюджета Республики Беларусь согласно международной практике выделено 10 разделов:

1. общегосударственные расходы;

2. национальная оборона;

3. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

4. национальная экономика;

5. охрана окружающей среды;

6. жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;

7. здравоохранение;


8. физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

9. образование;

10. социальная политика.

Такая группировка бюджетных расходов отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. Приоритетными направлениями системы расходов государства стали социальная защита населения и развитие наукоемкого производства. На финансирование социально-культурных мероприятий ежегодно направляется более 1/3 бюджета.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников, секвестру (пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета) и блокированию (временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета). В бюджетной классификации доходы в целях облегчения налогово-бюджетного анализа разбиты на следующие группы: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет:

1. налогов, сборов (пошлин):

• на доходы и прибыль;

чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• налога на добавленную стоимость;

• акцизов;

• таможенных пошлин и таможенных сборов;

• экологического налога; налогов, сборов и иных платежей, перечисляемых в республиканский бюджет;

2. неналоговых доходов:

за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;

• по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;

• дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;

части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

• арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;

от реализации материальных и нематериальных

активов;

от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;

• штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;

прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. часть (ежемесячно перечисляется 80%) прибыли Национального банка Республики Беларусь; доход, полученный от размещения в банках-нерезидентах кредитов Международного валютного фонда и других иностранных кредитов, полученных Правительством Республики Беларусь и под его гарантии, в полном объеме перечисляется в доход республиканского бюджета.

В составе республиканских и местных бюджетов также создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению. Государственными целевыми бюджетными фондами являются государственный фонд содействия занятости, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, различные инновационные фонды.

Основными источниками доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями. Приоритетными направлениями бюджетных расходов являются повышение заработной платы, обеспечение других защищенных расходов (питание, медикаменты, трансферты населению, платежи по государственному долгу).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...