Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ППУ Сократа(2-й период: расцвет ППУ)




Предмет и методы ИППУ

ИППУ вправе именоваться наукой, если она имеет свой, только ей присущий предмет исследования.

Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику.

Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике.

Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Объективный закон – результат проявления связей между сущностями, связи повторяющиеся, устойчивые  и выражается в объективных тенденциях.

Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?»

Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве.

Ø Учебная дисциплина основывается на науке и теории ППУ.

Ø Учебная дисциплина охватывает меньший круг проблем, чем наука ИППУ.

Ø В учебной дисциплине излагаются наиболее значимые проблемы, относящиеся к науке ИППУ.

Ø Акцент в учебной дисциплине предпринимается на изложение концептуальных идей и теорий, в науке – на закономерностях, их возникновении и развитии.

Ø Отбор изучаемых в дисциплине теорий, мыслителей, широта и глубина изучения их учений определяется авторским коллективом учебника  больший субъективизм, чем в науке.

Значение ИППУ

Учебная дисциплина

¨ вооружает знаниями по важным объектам познания: праву, политике;

¨ формирует высокий уровень политической и правовой культуры будущего юриста. Правовая культура – квинтэссенция культуры вообще;

¨ ИППУ – школа познания права и государства, т.к. она олицетворяет учения всех выдающихся мыслителей, оно сопровождается методами познания того или иного мыслителя;

¨ ИППУ – предпосылка для развития современной науки о праве и государстве;

¨ ИППУ способствует повышению эффективности деятельности государства и реализации права на данном этапе развития общества.

 

ППМ в Древнем Египте

Генезис ППМ обусловлен возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса.

Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных.

Общество представляет собой пирамиду: 1)Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы

Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.

Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».

 

3. Учение Конфуция

Учение Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов законов между людьми:

· между отцом и сыном;

· между мужем и женой;

· между братьями;

· между различными семьями;

· между правителями и подданными.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывает правителей строить свои отношения с поддаными на основах добродетели. Основная же добродетель подданых – преданность правителю и послушание, отвергая бунты и восстания.

Главным правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой. Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели. Отрицательное отношение Конфуция к законам обусловлено их наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

ППУ Сократа(2-й период: расцвет ППУ)

Сократ (470-399 г.г. до н.э.) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества.Родоначальник субъективного идеализма. Выступал за установление аристократической формы правления. С. в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Считал, что основой государства и права является справедливость, выраженная в правом, установленным в полисе (т.е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов-> признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы -> выступал за аристократическую форму правления.

С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»). Правители – те, которые умеют править. Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон=справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться.

ППУ Платона

Платон (427-347 г.г. до н.э.). Субъективный идеалист, величайший мыслитель античности. В своих работах «Государство» и «Законы» Платон рассматривал варианты идеального государства. Считал, что реальность состоит из 2 миров: мир идей (подлинный мир) и мир вещей. Поэтому только познав сущность государства, можно построить его на практике. Идеальное гос-во – это царство справедливости. Власть принадлежит философам, защита государства – воинfv, люди с созидающим началом – ремесленники, земледельцы => наилучшая форма правления – аристократия

От лучшего типа государства к худшему: аристократия è монархия è тимократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер не более, чем в 4 раза, чем у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – «ночное собрание» -- состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей:

1. наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться;

2. предписание, приказание.

Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т.д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум, т.к. разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

Законы необходимо скрупулёзно проводить в жизнь. Неправильны те законы, которые установлены не в интересах всего народа, а нескольких человек. Законы должны обеспечивать общее благо.

Развивает Платон и идею компетентности закона (вслед за компетентностью правителей Сократа).

Каждый гражданин должен быть проводником законов в жизнь, реализовывать устои права. Право – это формально определённый образец поведения людей, регулятор отношений между людьми. Всё должно осуществляться в русле свободы каждого, но с различиями в зависимости от социального происхождения и природных данных.

Платон создаёт иерархию видов любви:

-физическое удовлетворение с целью рождения детей (низшая);

-любовь к конкретным образцам физической красоты;

-любовь к красоте в целом;

-любовь к мудрости, позволяющей познать высшее любовь к моментам, облагораживающим жизнь чел-ка

ППУ Аристотеля

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.). Аристотель доказал преимущество частной собственности над общей (в споре с Платоном), обосновал значение среднего класса как основы преуспевания общества, вскрыл главное в государстве – политическая организация, главная цель которой – обеспечение счастливой жизни для всех; заложил основы деления власти на 3 ветви (судебную, магистрат, совещательный орган); дал такое понимание формы государства, которое воспринимают в новейшей теории государства и права; вскрыл подлинную сущность права как политической справедливости. Платон считал, что Аристотель заменял всю Платоновскую Академию.

А. ценил науку выше всего. Самой выдающейся наукой он считал политику (науку об искусстве управления обществом).

А. изучил государственное устройство 150 государств  эмпирическая основа его теории. А. – материалист. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. Виды первопричин:

Ø сущность; материя; движение; благо.

Материя – это нечто, из чего образуется вещь, что-то. Форма – это не просто действительность, но активная действительность; это превращение возможности в действительность.

Этическая идея – «золотая середина». Это основное качество добродетели. Слишком богатые – наглецы и мерзавцы. Слишком бедные – «корабельная чернь»,  наиболее лучший класс – средний.

Человек – существо порочное, ненасытное; в нём заложена тенденция к общению между мужчинами и женщинами è общение в семье è общение в селении è общение в полисе. Человек – это существо политическое, стремящееся к высшей форме организации. Государство – совершеннейшая форма общежития, состоящая из множества свобод, при которых достигается высшая форма благосостояния, следовательно, государство создано для хорошей жизни. Тот, кто вне государства, или зверь, или бог. В государстве должен быть досуг. Основа государства – труд рабов.

Форма государства – принципы его организации. Это определяющее начало. От неё зависит какие законы принимаются в обществе, образ жизни граждан. Формы делятся по двум критериям:

* в чьих руках власть (один, несколько, много);

* в чьих интересах власть.

Следовательно, государства бывают правильные и неправильные. Правильные государства – в интересах общего блага. К ним относятся монархия, аристократия, полития (власть большинства). Неправильные – тирания, олигархия, демократия (в том виде, в каком она была во многих полисах, т.е. народ управляет как монарх и стремится стать тираном). Первое начало демократии – свобода, равенство на основе числа, а не достоинства.

Право – это политическая справедливость, т.е. то, что соответствует закону. Справедливость состоит из уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – область гражданско-правовых сделок, сфера деятельности судьи. Её задача – воздаяние равным за равное. Распределяющая – распределение политических прав, благ в зависимости от достоинства.

В основе права – справедливость. Закон – это свободный от безотчётных позывов разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...