Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С т а т ь я 6. Оперативно-розыскные мероприятия




(1) При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, здании, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

(2) Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом.

(3) В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а так­же другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоро­вью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

(4) Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почто­вых отправлений, телеграфных а иных сообщений, прослушиванием телефон­ных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц предоставляющих услуги и средства связи, со снятием ин­формации с технических каналов связи, проводятся с использованием опера­тивно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нор­мативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

(5) Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь долж­ностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на глас­ной и негласной основе.

(6) Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и ис­пользование специальных и иных технических средств, предназначенных(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

(7) Разработка, производство, реализация, приобретение в целях прода­жи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных техни­ческих средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(8) Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно- розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Фе­дерации.

1. Статья заменила собой ст. 6 ранее действовавшего Закона об опера­тивно-розыскной деятельности. Основные позитивные изменения состоят в следующем:

уточнен перечень оперативно-розыскных мероприятий;

конкретизировано правило, согласно которому перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Феде­ральным законом;

сведен к рациональному минимуму круг субъектов, непосредственно использующих оперативно-технические силы и средства;

установлен запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначен­ных для негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным законом физическими и юридическими лицами, а также определены правила, устанавливающие перечень и порядок применения указанных средств;

уточнена структура статьи (вместо шести частей стало восемь), а также проведена ее редакционная «чистка», что в определенной мере улучшило технико-юридическое оформление изложенных в ней предписаний.

Вместе с тем в текст статьи внесены изменения спорного характера. В частности, изъято предписание о проведении оперативно-розыскных меро­приятий только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выпол­нение задач, указанных в законе (прежде всего — совершая уголовно-процессуальные действия). Его ликвидация устранила факт официально признанной иерархии, в которой оперативно-розыскная деятельность за­конодателем признавалась вспомогательной относительно как уголовно-процессуальной, так и любой иной гласно проводимой представителями государства работы, направленной на борьбу с преступностью.

Кроме того, в статье не сделано прямого указания на то, что внесенные новым федеральным законом в перечень оперативно-розыскных меро­приятий изменения вступают в силу только после их включения в коммен­тируемый Федеральный закон. Наконец, изъято предписание о том, что

оперативно-розыскные мероприятия реализуются путем совершения кон­кретных действий.

2. Цель статьи — системное изложение предписаний, определяющих перечень оперативно-розыскных мероприятий, а также устанавливающих элементы порядка их проведения.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает по существу всю оперативно-розыскную деятельность, так как она может про­водиться только «посредством проведения оперативно-розыскных меро­приятий» (см. ст. 1).

4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная). Для правильного уяс­нения ее содержания и применения содержащихся в ней правил, требуется руководствоваться предписаниями ряда законодательных и иных норма­тивных правовых актов (см. комментарий к настоящей статье).

5. В комментируемой статье содержится перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут осуществляться для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Под оперативно-розыскным меро­приятием понимается проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, до­бывание фактических данных, входящих в предмет исследования по кон­кретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятель­ности (см. также комментарий к гл. III).

В оперативных документах, отражающих основания, ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий, их наименование должно соответ­ствовать положениям закона.

Осуществление сложных оперативно-розыскных мероприятий, связан­ных с задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной подготовкой, организацией взаимодействия с рядом россий­ских и иностранных государственных органов или проведение которых связано с опасностью для жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам (см. также комментарий к гл. III). Такие опе­ративно-розыскные мероприятия проводятся, как правило, по плану, который санкционируется соответствующими руководителями[13].

Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну (см. комментарий к ст. 12). Организация и тактика определяется межведомственными или ведомственными нормативными актами государ­ственных органов, уполномоченных на проведение таких мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, проводятся на основании судебного решения и только при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8.

Острые оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируе­мая поставка веществ и предметов, оборот которых запрещен или ограни­чен, оперативный эксперимент) осуществляются на основании постановле­ния, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей опре­деляется приказами руководителей ведомств, наделенных правом осущест­вления оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-служебные документы о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях систематизируются в делах оперативного учета с соблюдением требований секретного делопроизводства (см. комментарий к ст. 10).

Результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются, как правило, оперативным работником его проводившим, справкой и (или) рапортом. В них отражаются ход, результаты, условия проведения опера­тивно-розыскных мероприятий, а также указываются лица, которые уча­ствовали в их осуществлении. Кроме того, в целях обеспечения доказа­тельств целесообразно указывать, в частности, данные (фамилия, место жительства и т. д.) тех лиц, которые могли независимо наблюдать за ходом интересующего правоохранительные органы события, или же те объекты материального мира, на которых могли отразиться его следы. К справкам и (или) рапортам могут прилагаться в качестве приложений документы, полученные в процессе оперативно-розыскного мероприятия, фотодоку­менты, аудио-, видеопленки и т. д. Справка, как правило, является доку­ментом внутреннего обращения, где наряду с результатами, отражаются сведения об организации и тактике проведения соответствующего опера­тивно-розыскного мероприятия. Рапорт как документ, содержащий факти­ческие данные, подтверждающие или исключающие наличие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, может в соответствии с правилами ст. 11 Федерального закона представляться в органу дознания, следователю или в суд, а также, при их соответствии требо­ваниям ст.ст. 69, 88 и др. УПК РСФСР, использоваться в доказывают по уголовным делам.

6. Опрос граждан — получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Организует опрос, как и любое другое оперативно-розыскное мероприятие, оперативный работник. Но его непосредственное осуществление возможно как лично им, так и по его заданию гражданином, оказывающим содействие в проведении оперативно-розыскной деятельности.

В процессе разговора интересующие оперативного сотрудника вопро­сы могут задаться «в открытую» или маскироваться. Возможно также ис­пользование специальных приемов выведывания. Но в любом случае участие в беседе опрашиваемого гражданина может быть только добровольным.

Результаты беседы могут фиксироваться в рапорте и (или) справке, сс­еляемых оперативным работником после беседы, к ним могут прилагаться аудиопленки с записью разговора, даваемых опрашиваемым объяс­нений, которые, однако, уголовно-процессуальных последствий не несут.

Опросы могут проводиться конфиденциально. Причем инициатива об этом может исходить как от оперативного работника, так и от опраши­ваемого лица. Если субъекты оперативно-розыскной деятельности заинтересованы в сохранении в тайне факта беседы или ее содержания, то об этом необходимо предупредить гражданина до начала беседы. В случае его не­согласия взять на себя обязательства по неразглашению таких сведений в ход опроса необходимо вносить соответствующие коррективы, вплоть до отказа от его проведения.

Опрос — самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие и его нельзя отождествлять с процессом получения сведений от лица, осу­ществляющего по заданию правоохранительных органов наблюдение за конкретными лицами или событиями.

Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его осуществлении в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи могут ис­пользоваться открыто или с соблюдением мер конспирации технические средства.

Успех опроса во многом зависит от подготовки к нему, которая скла­дывается из: определения целей опроса; ознакомления с имеющимися дан­ными о личности опрашиваемого; прогнозирования возможной его реак­ции на беседу; определения места и поводов для беседы; уяснения вопросов и очередности их постановки; планирования возможных направлений ис­пользования полученной информации и т. д.

7. Наведение справок — это получение необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности данных от предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти или местного самоуправле­ния, общественных организаций и граждан.

Чаще всего справки получают из криминалистических, оперативных и других учетов и информационных систем правоохранительных органов, а также из пофамильных картотек, дактилоскопических учетов, картотек неопознанных трупов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по внешним признакам (фотоальбомы) и по способу совер­шения преступления, учеты похищенных и утраченных паспортов и др.[14]

На основании международных двух- или многосторонних соглашений правоохранительные органы Российской Федерации могут обращаться в соответствующие органы других государств с просьбой о наведении спра­вок на территории запрашиваемого государства.

При наведении справок необходимо иметь в виду, что законодатель­ством Российской Федерации установлены специальные режимы сбора,

хранения и распространения следующей информации (см. также ком­ментарий к ст. 5):

а) государственных секретов, включающих:

государственную тайну (см. ст. 29 Конституции; Закон о государствен­ной тайне; ст.ст. 283, 284 УКРФ)1;

служебную тайну (см. ст. 139 ГК РФ; ст. 183 УКРФ);

служебную информацию (см. Положение о порядке обращения со слу­жебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти. Утверждено постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. №> 1233);

б) отражающей различные аспекты общественной жизни, в которую входит такая информация, содержащая:

коммерческую тайну (см. ст. 139 ГКРФ; ст. 183 УКРФ);

конфиденциальные данные (см. ст.ст. 727, 771 и 1032 ГК РФ; ст. 16 Таможенного кодекса);

журналистскую редакционную тайну (см. ст. 41 Закона Российской Фе­дерации «О средствах массовой информации»; ст. 144 УКРФ);

в) в отношении частной жизни лица, в частности, включающая такие виды тайны, как:

банковская тайна и тайна вкладов (см. ст. 26 Закона Российской Феде­рации «О банках и банковской деятельности»; ст. 857 ГК РФ; ст. 183 УК

РФ);

врачебная (медицинская) тайна (см. ст. 61 и ч. 3 ст 35 Основ законода­тельства Российской федерации «Об охране здоровья граждан»; ст. 9 Зако­на Российской Федераций «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ст. 14 Закона Российской Федерации «О транс­плантации органов и (или) тканей человека»; ст. 137 УКРФ);

тайна предварительного следствия (см. ст. 139 УПК РСФСР; ст. 310 УКРФ);

нотариальная тайна (см. ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федераций «О нотариате»; ст. 137 УКРФ);

тайна усыновления (см. ст. 139 Семейного кодекса Российской Федера­ции; ст. 155 УКРФ);

тайна страхования (см. ст. 946 ГК РФ; ст. 137 УК РФ);

адвокатская тайна (см. ч. 7 ст. 51 УПК РСФСР; ст. 137 УКРФ);

сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (см. Федеральный закон о государственной защите; ст.ст. 311 и 320 УКРФ).

Содержание этих тайн различно. Например, ст. 26 Закона «О банках и &НКОВСКОЙ деятельности» (вред. от 3 февраля 1996 г.) определяет, что кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по ним выдаются, кроме самих вкладчиков, судам, арбитражным судам, Счетной палате Российской Федерации, органам налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами б их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, а также аудиторским организациям. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные ища и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. Собирание таких сведений любым незаконным способом с целью разглашения либо незаконного использования влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 183 УК РФ. Если сбор таких данных осуществляется путем неправомерного доступа к компьютерной информации повлекшего копирование информации об операциях, счетах и вкладах граждан, то уголовно-правовая оценка таких действий должна осуществляться в каждом конкретном случае как совокупность преступлений или же с учетом правил разрешения коллизий.

В свою очередь содержание такого аспекта личной тайны, как врачебная (медицинская) тайна, раскрывается прежде всего в ст. 61 и ч. 3 ст. 35 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан», а также ст. 9 Закона о психиатрической помощи и ст. 14 Закона о трансплантации органов. К ней относится информация о факте обращения за медицинской по­мощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные данные, полученные при его обследовании и лечении, сведения о прове­денных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, о лич­ности донора, а также информация, содержащаяся в медицинских докумен­тах гражданина. Передача таких сведений может осуществляться с одобрения гражданина или его законных представителей. Без согласия это возможно лишь в прямо называемых в законе случаях: при необходимости проведения обследования гражданина, неспособного из-за своего состоя­ния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекции; по запро­су органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства; для оказания помощи несо­вершеннолетнему для информирования родителей; при наличии основа­ний, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправного действия.

В случае необоснованного разглашения сведений, составляющих вра­чебную тайну, причем не только медицинскими и фармацевтическими ра­ботниками, но и иными лицами, которым эти сведения были переданы на законном основании, они несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и в соответствии со ст. 137 УК РФ уголовную ответ­ственность. Положения этой статьи распространяются и на сотрудников правоохранительных органов.

Полномочия государственных органов по добыванию информации ограничиваются стоящими перед ними задачами и определяются в феде­ральных законах, регулирующих их деятельность (о милиции, об органах федеральной службы безопасности, о федеральных органах налоговой по­лиции и т. п.). На основании ст.ст. 23 и 25 Конституции и названных выше федеральных законов их подразделения осуществляют сбор и хранение ин­формации только в целях обеспечения безопасности и борьбы с преступ­ностью, а также решения других отнесенных законом к их полномочиям задач.

Наряду с отмеченным оперативным работникам, обращаясь при наве­дении справок к должностным лицам или гражданам о предоставлении информации, нужно иметь в виду, что некоторые категории лиц должны хранить в тайне определенные сведения и законодатель не делает специ­альных оговорок об их обязанности сообщать правоохранительным орга­нам интересующие последних данные. К их числу относятся, в частности, священнослужители, журналисты, адвокаты, нотариусы и некоторые дру­гие. Поэтому, испрашивая у соответствующих должностных лиц интере­сующие оперативно-розыскные подразделения сведения, необходимо под­черкивать, что вынужденное ограничение конституционного права опре­деленного гражданина на тайну личной жизни осуществляется на основа­нии конкретных положений Федерального закона. Эти данные после полу­чения их оперативным работником трансформируются в служебную тайну, за необоснованное разглашение которой он несет ответственность.

Наведение справок может осуществляться как путем непосредственно­го обращения оперативного работника в организации, учреждения, к должностным лицам или гражданам, так и путем направления письменных запросов. В последнем случае необходимо указывать: к кому адресован за­прос; фактические основания (событие и факт, в отношении которого осуществляется проверка); юридические основания (пункт, часть, статья соот­ветствующего закона, закрепляющего право субъектов оперативно-розыскной деятельности обращаться с запросами); требуемые сведения и исходные данные, необходимые для их поиска; адрес, куда необходимо на­править ответ; телефон и фамилию исполнителя запроса для возможных справок. Исходящий запрос подписывается должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также должен иметь исходящий номер и дату. Внутриведомственные запросы могут под­писываться руководителями структурных подразделений этих органов.

Результаты этого оперативно-розыскного мероприятия оформляются справкой и (или) рапортом оперативного работника, его осуществляю­щего. В них указывается в связи с чем, где и при каких условиях наводилась справка. Если из запрашиваемой организации ответ был получен в письменной форме, он приобщается к справке или рапорту.

8. Сбор образцов для сравнительного исследования — это осуществляе­мые в процессе оперативно-розыскной деятельности действия по обнару­жению и изъятию в целях идентификации предметов, сохранивших следы преступления, либо служивших объектами преступных посягательств, либо могущих служить средством к обнаружению общественно опасного проти­воправного деяния и лиц, к нему причастных.

Сбор образцов, проводимый субъектами оперативно-розыскной деятельности, необходимо отличать от проводимых в рамках администра­тивных полномочий органов милиции (см. п.25 ст. 11 Закона о милиции), \ таможенных органов (см. ст. 135 Таможенного кодекса) и других государ-1'ственных органов изъятий образцов сырья, продукции и товаров. В качестве предметов, сбор образцов которых осуществляется в процессе оперативно-розыскной деятельности, могут выступать, в частности: единичные экземпляры контрабандой партии товара или предметов, оборот кото­рых запрещен или ограничен; частицы наркотических, ядовитых или других веществ, руды, содержащей драгоценные металлы; образцы почерка и любые другие предметы, вещи и вещества.

Сбор таких предметов может осуществляться любыми не запрещенные законами и не создающими опасности для жизни, здоровья людей и экологической безопасности способами. К его осуществлению могут при­влекаться специалисты и использоваться различные технические средства.

Сбор таких образцов в ходе оперативно-розыскной деятельности до возбуждения уголовного дела осуществляется в целях идентификации по­дозреваемых лиц и решения в последующем вопроса о их причастности к совершенному преступлению. О проведенном сборе образцов составляется справка или (и) рапорт, в котором наряду с общими данными указываются условия, при которых происходил сбор образцов, применяемые при этом технические средства и их характеристики, вид упаковочного материала, дается описание вещества, образцы которого изъяты, и в обязательном по­рядке — количество изъятого вещества. Добытые образцы упаковываются и направляются с сопроводительным письмом руководителя оперативного подразделения в подразделение, осуществляющее исследования, для полу­чения необходимого заключения, которое служит только оперативно-розыскным целям.

9. Проверочная закупка — это осуществляемая в процессе оперативно-розыскной деятельности закупка товаров, предметов или веществ в целях проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйствен­ной или предпринимательской деятельности, а также выявления фактов распространения, сбыта и т. п. предметов и веществ, оборот которых огра­ничен или запрещен (драгоценные металлы, наркотические вещества, ору­жие и др.).

Проверочную закупку могут осуществлять непосредственно опера­тивные работники или по их заданию лица, оказывающиеим содействие в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот кото­рых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятель­ность.

Проверочную закупку, осуществляемую субъектами оперативно-розыскной деятельности, необходимо отличать от проводимой органами налоговой полиции в рамках их административных полномочий контроль­ной проверки после проверки, проведенной налоговыми органами (см. п. 3 ст. 11 Закона о федеральных органах налоговой полиции).

При проведении проверочной закупки могут использоваться техниче­ские средства для фиксации за ее ходом, а также специальные окраши­вающие средства (см. ст. 14 Закона о милиции).

О результатах проведения проверочной закупки должностное лицо ор­гана, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, составляет рапорт и (или) справку.

По существу проверочная закупка является мнимой сделкой купли-продажи, совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (см. ст. 170 и гл. 30 ГК РФ). Это обстоятельство нужно учитывать при пла­нировании рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия и при гражданско-правовой оценке возможных последствий, так как его прове­дение в ряде случаев требует значительных финансовых средств, которые необходимо возмещать.

10. Исследование предметов и документов — это осуществляемое в про­цессе оперативно-розыскной деятельности исследование предметов и до­кументов, сохранивших на себе следы преступной деятельности, явившихся орудием совершения преступления или результатом преступной деятель­ности, в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Исследование предметов и документов как оперативно-розыскное дей­ствие производится вне рамок уголовного дела оперативным сотрудником или по его поручению криминалистическими и иными подразделениями правоохранительных органов, другими государственными органами, орга­низациями и учреждениями, а также частными лицами, в том числе и на конфиденциальной основе.

Один из принципов исследования документов и предметов сводится к тому, что в его процессе не должна быть утеряна возможность использо­вать предметы и документы в доказывают по уголовному делу.

Исследованию документов и предметов может предшествовать такое оперативно-розыскное мероприятие, как сбор образцов для сравнительно­го исследования.

Результаты исследования оформляются рапортом и (или) справкой оперативного работника. К этим документам могут прилагаться состав­ляемые лицами или организациями, которые по поручению оперативного работника непосредственно проводили исследования, соответствующие за­ключения или справки.

Результаты исследования могут использоваться на основаниях и в по­рядке, предусмотренном в ст. 11 Федерального закона.

11. Наблюдение — это осуществляемые в процессе оперативно-розыскной деятельности целенаправленное, систематическое непосредственное визуальное или опосредованное (с использованием оперативно-технических средств) восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, событий, фактов, процессов. Может осуществляться непосредственно оперативным работником или по его (заданию сотрудниками спецподразделений правоохранительных органов либо лицами, оказывающими ему содействие, в том числе и на конфиденциальной основе, контактирующие с лицами, подозреваемыми в подготов­ке или совершении преступления.

С помощью наблюдения, в основе которого лежит применяемый во ж сферах человеческой деятельности естественнонаучный метод получения информации, можно решать такие частные задачи, как:

добывание информации об элементах оперативной обстановки, а также данных, необходимых для планирования оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий: планах и намерениях изучаемых лиц, предполагаемых маршрутах их передвижения, поведения в местах, посещение которых ограничено (клубы, частные владения и т. п.);

получение сведений о составе преступных групп, распределении в них влей, функциях каждого из участников, особенностях их характера и взаимоотношениях с другими членами группы;

выявление наиболее вероятных мест сокрытия ценностей, добытых преступным путем, а также орудий и средств совершения преступлений;

получение информации о соучастниках преступной деятельности. Наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан, допускается на основании судебного решения и при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8[15].

Результаты наблюдения оформляются рапортом, справкой, сообщением или другим документом с приложением в необходимых случаях доку­ментов, составленных лицами, непосредственно осуществляющими слеже­ние, а также полученных в процессе осуществления этого мероприятия фотографий, кино-, видео- и аудиопленок. Вэтих документах в хронологическом порядке отражается ход наблюдаемых событий, контакты интере­сующих правоохранительные органы лиц,их поведение и другие имеющие существенное значение аспекты. Кроме того, в обязательном порядке не­обходимо указывать, что или кого из посторонних лиц можно использовать в доказывают наблюдаемого противоправного события.

Результаты наблюдения на основании и в порядке, предусмотренном г. 11, могут передаваться органам следствия, а также использоваться в доказывании по уголовным делам.

12. Отождествление личности — это соотнесение полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности данных о личности лица, возможно, имеющего отношение к совершению преступления, со сведениями о ан­тропологических, динамических, физиологических и других признаках ли­ца, зафиксированных в памяти очевидцев преступления, информационных массивах, фотографиях, кино-, фото-, видео- и аудиопленках и на других носителях информации, и установление на этой основе его причастности к совершению преступления.

Отождествление может проводиться различными способами, с исполь­зованием технических средств и разных тактических приемов. Как прави­ло, оно осуществляется конспиративно от опознаваемого. Наиболее рас­пространенными формами отождествления являются опознание по фотографиям, а также поиск «по горячим следам» с участием потерпевших и очевидцев происшедшего события.

Отождествление личности может проводиться с использованием служебно-розыскных собак по изъятым с места происшествия и добытым в процессе оперативно-розыскной деятельности носителям запаха. Тактика такого опознания должна строиться с учетом требований соответствующих ведомственных нормативных актов.

Результаты отождествления оформляются рапортом и (или) справкой. В этих документах должно быть также указано, в каких условиях проходи­ло опознание, а также по каким признакам было опознано лицо.

13. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это осуществляемый в процессе оперативно-ро­зыскной деятельности осмотр оперативным работником непосредственно или с возможным участием специалистов или по его заданию лицом, ока­зывающим содействие правоохранительным органам, жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях обнаружения орудий и средств совершения преступлений, денег и ценностей, добытых преступным путем, товаров и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, других предметов и документов, могущих иметь отношение к преступной деятельности, а также получения других сведений, необходи­мых для решения задач оперативно-розыскной деятельности (в частности, планирования захвата с поличным и т. п.).

Негласное обследование жилища, осуществляемое сотрудниками спе­циализированных подразделений правоохранительных органов, допуска­ется только на основании судебного решения по мотивированному поста­новлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8.

Под жилищем (местом жительства) понимается помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве соб­ственника, по договору найма (поднайма) или аренды либо на иных осно­ваниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специ­альные дома для одиноких престарелых лиц, дома для инвалидов, ветера­нов и иное жилое помещение), а также те его составные части, которые ис­пользуются для отдыха, хранения имущества или удовлетворения иных потребностей человека (балконы, обустроенные веранды, кладовые и т. п.). Места жительства необходимо отличать от мест пребывания (гостиницы, санатории, садовые домики, дома отдыха, пансионаты, больницы и т.п.), в которых гражданин проживает временно.

Обследование в процессе оперативно-розыскной деятельности нежилых помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, участков местности регламентируется ведомственными нормативными актами и осуществляется во внесудебном порядке.

Результаты негласного обследования оформляются рапортом и (или) справкой оперативного работника. В них отмечается ход обследования, обнаруженные при этом предметы, используемые технические средства и специальные окрашивающие средства, указывается, образцы каких ве­ществ и в каком количестве изымались, другие оперативно важные обстоя­тельства.

Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наделенных правом выносить постановления о проведении обследования жилых помещений, и некоторые другие аспекты проведения этого оперативно-розыскного мероприятия определены в меж­ведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий (см. комментарий к ст. 4).

14. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — осуществляемое в целях решения задач оперативно-розыскной деятель­ности получение информации путем перлюстрации корреспонденции, про­водимой по заданию оперативных работников спецподразделениями пра­воохранительных органов в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность.

Ограничение конституционных прав граждан на тайну почтовых от­правлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям элек­трической и почтовой связи, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной деятельности, допускается только на основании судебного ре­шения по мотивированному постановлению соответствующего руководи­теля органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8.

Не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или за­ключенных под стражу лиц, а также лиц, арестованных и осужденных, если в них содержатся предложения, заявления и жалобы, адресованные в орга­ны прокуратуры, суды или в государственные органы, обладающие правом контроля за деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных учреждений.

В соответствии с законодательством контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах о<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...