Глава IY. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Глава IV предназначена систематизировать нормативные предписания, регламентирующие деятельность той части субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые «содействуют» ее осуществлению (см. комментарий к гл. III). Сравнительный анализ ее структуры со структурой аналогичного раздела действовавшего ранее оперативно-розыскного закона (см. разд. IV) приводит к выводу, что она не претерпела каких-либо изменений. Вместе с тем такие изменения целесообразны. Как представляется, они внесли бы большую ясность в изложение нормативно-правового материала. Продуктивной видится конструирование структуры данной главы, в которой содержались бы правила деятельности двух групп субъектов оперативно-розыскной деятельности: о лицах, привлекаемых к участию в этой деятельности на конфиденциальной и гласной основах (включая предписания об основаниях, условиях и порядке привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности, их обязанностях и правах), и о лицах, содействующих осуществлению оперативно-розыскной деятельности (речь идет о регламентации правил помощи, оказываемой заявителем, специалистом, экспертом и переводчиком). С т а т ь я 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (1) Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждении. (3) Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. 1. Статья заменила собой ст. 15 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. В ней сохранены прежние структура и содержание. Предписаниями данной статьи признается общественная значимость и государственная необходимость привлечения граждан к сотрудничеству на гласной и конспиративной основе для решения задач оперативно-розыскной деятельности. 2. Цель статьи — системное изложение требований и предписаний, устанавливающих общий порядок привлечения граждан к содействию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 3. Отдельные положения статьи носят отсылочный характер. Для правильной их реализации правоприменители должны знать требования конкретных нормативных правовых актов (включая закрытые подзаконные). 4. В комментируемой статье закреплены общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Фиксация на уровне закона этих положений — важный шаг в нормотворческой деятельности по сравнению с практикой прошлого, когда привлечение граждан к конфиденциальному сотрудничеству осуществлялось на основе закрытых нормативных актов органов исполнительной власти.
Комментируемая статья закрепляет за гражданами возможность реализации их конституционных прав на защиту от преступных посягательств путем оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При решении задач оперативно-розыскной деятельности субъекты, ее осуществляющие, могут привлекать к сотрудничеству отдельных лиц (с добровольного согласия последних). Конфиденциальное сотрудничество граждан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный, осознанный характер и выражаться в утвердительной форме согласия. Реализация права граждан на такое содействие возможна только при условии обоюдного согласия. Фор-' ма выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письменный или иной характер. Мотивация сотрудничества лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, имеет различную основу (исполнение гражданского долга, материальную заинтересованность и т.д.). При этом конфиденциальное содействие граждан носит индивидуальный характер и осуществляется на разовой или долговременной основе в зависимости от сроков решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. 2). Кроме того, в ходе привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не допускается применение в отношении лиц методов запугивания, физического устрашения или насилия. 5. Законодатель выделяет два вида содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Первыйиз них предусматривает привлечение граждан для подготовки оперативно-розыскных мероприятий. Второй —для непосредственного участия в их проведении. В ходе реализации первого вида содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, к сотрудничеству привлекаются лица, располагающие необходимыми возможностями для участия в подготовке оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, уровень таких возможностей в значительной степени зависит от ряда факторов (занимаемого должностного положения, профессиональных знаний и т.п.) и определяется оперативным работником, осуществляющим подготовку оперативно-розыскных мероприятий на конкретном направлении деятельности или линии работы. В этой связи это не означает обязательной реализации гражданами своего права на сотрудничество, так как привлечение к сотрудничеству является прерогативой органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, привлекают к сотрудничеству должностных лиц, специалистов, обладающих различными отраслями знаний, а также другие категории граждан, располагающих необходимыми возможностями для участия в подготовке оперативно-розыскных мероприятий. На практике такой вид конфиденциального сотрудничества наиболее часто используется оперативным составом при организации оперативно-розыскных мероприятий, требующих предварительной подготовки для создания дополнительных и благоприятных условий, способствующих успешному решению задач оперативно-розыскной деятельности. Например, такой вид содействия граждан реализуется при подготовке наиболее оперативно значимых и трудоемких по организации розыскных мероприятий. В частности, создание конспиративных мест работы с конфидентами, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д. Как правило, привлечение такой категории граждан сводится к участию в организационном обеспечении оперативно-розыскных мероприятий. В то же время это не исключает возможности участия указанной категории граждан в проведении других оперативно-розыскных мероприятий. В отдельных случаях органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по своей инициативе могут создавать постоянные или временные легендированные возможности для граждан, оказывающих содействие при подготовке оперативно-розыскных мероприятий. Второй вид содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предусматривает непосредственное их участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. В большей степени это относится к оперативному внедрению конфидентов в криминальную среду (см. об оперативном внедрении комментарий к ст. 6). При этом органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 4).
По желанию граждан их участие в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий может носить как гласный, так и негласный характер. Привлечение граждан к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может осуществляться для наведения справок, отождествления личности и др. (см. ст. 6). Независимо от этого содержание сотрудничества должно носить исключительно скрытый характер, обусловливаемый особыми условиями оперативно-розыскной деятельности. В последующем полученная оперативная информация может быть предана гласности, а лица, оказывающие содействие в ее получении, могут стать заявителем и свидетелем по конкретному уголовному делу. Следует отметить, что по желанию граждан сотрудничество может осуществляться в виде негласной деятельности. 6. Негласное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обусловливается: наличием реальных угроз государственной, военной, экономической и экологической безопасности России, которые возникают и реализуются в виде конспиративной противоправной деятельности; скрытым характером подготовки и совершения преступления и сокрытия его следов; специфическим содержанием задач, решаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, по выявлению скрытых угроз безопасности России, признаков подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений, а также их своевременным предупреждением и пресечением. Опасный характер преступных посягательств, использование конспиративных методов при подготовке и совершении преступлений вынуждают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в большей степени привлекать граждан к негласной форме сотрудничества. К негласному сотрудничеству привлекаются граждане в зависимости от компетенции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и используются ими для решения задач по конкретным направлениям оперативно-розыскной деятельности и линиям работы. Причем органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, категорически запрещается использовать конфиденциальное сотрудничество граждан в целях, не указанных в Федеральном законе.
7. Неотъемлемым условием конфиденциального сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является их обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данное условие, с одной стороны, вытекает из самой сути конфиденциального сотрудничества, которое состоит, во-первых, в скрытом характере деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и, во-вторых, в содержании сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых преследуется по закону. С другой стороны, лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, как правило, располагают сведениями, разглашение которых может нанести непоправимый ущерб как подготовке и проведению мероприятий оперативно-розыскной деятельности, так и в целом безопасности России. Поэтому информация об оперативно-розыскной деятельности не ограничивается сведениями, составляющими государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности (см. Закон о государственной тайне), а предусматривает более широкий круг данных конфиденциального характера, которые необходимо хранить в тайне. 8. В процессе содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, они обязаны сообщать объективную оперативно значимую информацию. Предоставляемая конфидентами информация не должна быть заведомо ложной. Сообщение сведений в любой форме (устно, письменноили иначе) органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, умышленно искажающих данные как о событии преступления, так и о лицах, его со- вершивших, согласно уголовному законодательству рассматривается как заведомо ложный донос (см. ст. 306 УК РФ). Не может рассматриваться как заведомо ложный донос информация конфидента, полностью или частично не соответствующая действительности, если факт предоставления такого рода сведений не отвечает определенным квалифицирующим признакам. В частности, к этим признакам относятся заведомо ложная информация в обвинении лица в совершении особо тяжкого или тяжкого преступления, предусмотренного уголовным законодательством, и искусственное создание доказательств обвинения в такого рода преступлениях. Вместе с тем необходимо отметить, что добросовестное заблуждение граждан в силу субъективного восприятия отдельных признаков подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений исключает уголовную ответственность по ст. 306 УК РФ. Помимо этого конфиденты в ходе участия в оперативно-розыскных мероприятиях могут располагать достоверными сведениями о готовящихся или совершенных преступлениях, однако в силу различных обстоятельств могут намеренно скрывать сведения об известныхим преступлениях от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этой связи действия конфидентов, связанные с сокрытием информации о преступлениях, могут служить основанием для прекращения с ними сотрудничества. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 41 Конституции сокрытие занимающими должностное положение конфидентами сведений о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. В этом случае уголовная ответственность наступает по ст. 285 УК РФ за совершение должностного преступления. 9. В ходе оперативно-розыскной деятельности должностные лица, ее осуществляющие, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений, если иное не оговорено правилами Федерального закона. Конфиденциальные отношения устанавливаются с физическими лицами независимо от их гражданства. К сотрудничеству могут привлекаться: граждане России, которые являются таковыми или были признаны гражданами России в соответствии с Законом о гражданстве; лица, имеющие двойное гражданство (одновременно состоящие в гражданстве другого государства): лица без гражданства (не являющиеся российскими гражданами и гражданами других государств) и иностранцы (граждане и подданные иностранного государства). Конфиденциальные отношения с указанными лицами могут устанавливаться независимо от постоянного или временного их нахождения на территории России. В оперативной практике недопустимо привлечение к конфиденциальному сотрудничеству дееспособных лиц, по состоянию здоровья не способных принимать участие в мероприятиях оперативно-розыскной деятельности или имеющих признаки психических отклонений. 10. Волеизъявление граждан в установлении конфиденциальных отношений с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может осуществляться в письменной форме в виде контракта. Контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон. Контракт может заключаться органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, только с совершеннолетним дееспособным лицом, способным самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. В соответствии со ст. 60 Конституции гражданин приобретает такие права и обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими действиями приобретает не только права, но и создает юридические обязанности, а равно способен нести ответственность за последствия своих действий по российскому законодательству. Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско-правовые и трудовые отношения. Контракт выступает юридической гарантией для такой категории граждан, являющихся одной из сторон в установлении специфических трудовых отношений (о социальной и правовой защите см. комментарий к ст. 18). Отсюда следует, что контракт как разновидность договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон, а потому он должен отвечать юридически значимым требованиям. Так, в контракте обязательно должны быть определены его общие положения. Помимо договаривающихся сторон, в нем должны быть указаны порядок, условия и основания продления сроков действия контракта либо внесения в него добавлений, изменений — по необходимости. В предмете контракта должно быть в общих чертах указано, какие обязательства принимают на себя стороны в решении задач оперативно-розыскной деятельности и срок, на который он заключается. Оговариваются особенности действия сторон. В частности, для конфидентов указывается, в чем заключается их содействие при подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий. Содержание этих сведений носит индивидуальный характер и зависит от личных и деловых качеств конфидента, характера выполняемыхим заданий, а также реальных возможностей в решении задач оперативно-розыскной деятельности. При этом в контракте запрещается указывать сведения, составляющие государственную тайну. В правах и обязанностях договаривающихся сторон в первую очередь должны быть оговорены требования к предмету договора, в том числе в какой форме (устной, письменной, образцов документов, изделий и т. д.) конфидент будет представлять информацию в процессе участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в создании необходимых благоприятных условий для выполнения оперативно-розыскных заданий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в организации для конфидента отдельных видов подготовки (специальной, психологической и др.). Среди особенностей прав и обязанностей сторон необходимо указать пределы использования оперативной информации и т. д., а также обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, членов его семьи и т. д. В контракте необходимо отражать вид, размер и порядок вознаграждения конфиденту за выполнение взятыхим обязательств по контракту. Кроме того, в контракте могут быть указаны иные виды расчетов в зависимости от основы мотивации конфиденциального сотрудничества. Стороны контракта несут обоюдную ответственность за выполнение его условий. При этом ответственность сторон должна предусматривать возмещение понесенного в связи с подготовкой или проведением оперативно-розыскных мероприятий не только материального или морального ущерба, но и, например, ограничение прав конфидента на срок, установленный контрактом. Кроме того, в контракте должны быть предусмотрены меры социального обеспечения конфидента или членов его семьи и другие обстоятельства в соответствии с действующим гражданским законодательством и Федеральным законом. В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи контрактом могут устанавливаться конкретные требования к конфиденту, например, связанные с ограничением его прав выезда за границу в пределах установленного срока после окончания действия контракта при выполнении условий сотрудничества. Содержание контракта должно быть изложено понятным языком и не быть двусмысленным. Письменный текст контракта составляется для договаривающихся сторон в двух экземплярах и подписывается конфидентом и руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подписи скрепляются гербовой печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, после чего контракт вступает в законную силу. Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются: разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве; утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; приобретение конфидентом статуса народного депутата, судьи, прокурора, адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально зарегистрированного религиозного объединения; совершение конфидентом преступления (в частности, вступление конфидента в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и сокрытии преступления); использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности; разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженное с нанесением ущерба оперативно-розыскной деятельности; умышленное предоставление заведомо ложной информации; сокрытие оперативно значимой информации или ее умышленное искажение; уклонение от сотрудничества в различной форме; грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой конфиденциального сотрудничества; неудовлетворительное состояние здоровья; другие нарушения условий контракта о конфиденциальном сотрудничестве. Более детально порядок заключения контракта с лицами, принимающими участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, может быть изложен в ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 11. В комментируемой статье изложен исчерпывающий перечень лиц, привлечение которых к сотрудничеству на контрактной основе запрещено. В этом перечне законодатель выделяет две группы граждан. Первую составляют народные депутаты, судьи и прокуроры. Вторую — адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений. Запрет на привлечение к конфиденциальному сотрудничеству на контрактной основе первой группы граждан связан с тем, что ее представители наделены в установленном законом порядке определенными законодательными, судебными и надзорными полномочиями. При этом введение в Федеральный закон запретительных санкций на привлечение к сотрудничеству представителей законодательной и судебной ветвей власти на контрактной основе обусловлено рядом факторов. Во-первых, установление конфиденциального сотрудничества с гражданами является специфическим условием решения задач оперативно-розыскной деятельности субъектов, которые в системе государственного управления наделены исполнительно-распорядительными полномочиями. С позиций занимаемого правового положения в системе государственных органов они не вправе осуществлять негласное руководство представителями законодательной и судебной власти. Данное положение относится также к прокурорам, которые в России осуществляют прокурорский надзор (в том числе за исполнением законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности). Во-вторых, нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциальному сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе использовалось органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и работу судов. Согласно ст. 120 Конституции судьи независимы и обязаны выполнять требования только Конституции и федеральных законов (в частности, для обеспечения их независимости в ст. 294 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда). В-третьих, государственные служащие указанной категории граждан не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (см. Федеральный закон об основах государственной службы). В части, касающейся запрещения использования конфиденциального содействия на контрактной основе адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных объединений, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следует отметить, что, помимо адвокатов, речь идет об особой категории граждан, которые: возведены в духовный сан и таким образом наделены каноническим правом самостоятельно совершать богослужение, обряды и таинства, в том числе исповедь (например, по канонам Русской Православной Церкви дьяконы не наделены правом исполнять религиозные таинства); в законном порядке имеют право выполнять юридические действия от имени официально признанных государством религиозных организаций и объединений; обладают полномочным правом от имени официально зарегистрированных религиозных объединений участвовать на временной или постоянной основе в деятельности различных организаций (общественных, коммерческих, государственных, международных и т.д.). На практике такими полномочиями, как правило, наделяются также лица духовного звания. Запретительные санкции на привлечение к сотрудничеству на контрактной основе второй группы граждан в значительной мере обусловлены этическими соображениями. В частности, по этическим соображениям недопустимо использование органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, специфических трудовых и гражданско-правовых отношений с адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений для получения конфиденциальной информации, например, ставшей им известной в процессе тайной исповеди верующего, защиты подозреваемого, обвиняемого и т. д. Кроме того, использовать такой вид отношений для оказания через указанную группу граждан влияния на верующих, подзащитных, содержание и характер деятельности общественных, коммерческих, государственных и международных организаций, где они являются полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Зарегистрированные в установленном законом порядке религиозные организации осуществляют свою деятельность на основании документов внутреннего содержания. В этой связи органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе негласно влиять на характер и содержание деятельности религиозных организаций, если она не противоречит российскому законодательству. Положения комментируемой статьи не исключают возможности для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству указанной группы граждан с их добровольного согласия и на любой иной (кроме контрактной) основе. При этом предписания комментируемой статьи не распространяются, в частности, на священнослужителей и официальных представителей религиозных организаций, согласившихся добровольно оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на неконтрактной основе, а также на священнослужителей, участвующих в деятельности религиозных организаций, не зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке. Требования статьи также не распространяются на: священнослужителей и официальных представителей религиозных организаций, согласных сотрудничать с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, без заключения контракта и по их инициативе; священнослужителей и других лиц из религиозных организаций (не зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке) и занимающихся противоправной деятельностью, относящейся к компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности. 12. Порядок установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и условия их документального оформления ввиду их секретного характера определяются ведомственными нормативными актами. 13. Государственным и частным организациям, не являющимся субъектами оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с российским законодательством запрещается устанавливать с гражданами отношения конфиденциального сотрудничества для решения задач, не относящихся к их компетенции (см. комментарий к ст. 13). Статья 13. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (1) Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. (2) Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. (3) При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры но предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. (4) Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (5) Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются а в декларациях о доходах не указываются. (6) Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. (7) В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (8) В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. (9) При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности. 1. Статья заменила собой ст. 16 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем: указано, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не только выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, но и правовую защиту, связанную с правомерным выполнением этими лицами общественного долга и возложенных на них обязанностей; сформулировано новое предписание, предусматривающее условия освобождения от уголовной ответственности лица из числа преступной группы; предусмотрена выдача вознаграждения и других выплат лицам, оказывающим помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также установлен их льготный порядок; уточнено, что проведение спецмероприятий допускается в целях обеспечения безопасности любых лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей, а не только лиц, сотрудничающих с этими органами по контракту. 2. Цель статьи — нормативно закрепить надежную и достаточно эффективную систему социальных и правовых гарантий. 3. Предписания статьи регулируют только те отношения в оперативно-розыскной деятельности, которые складываются по поводу социальной и правовой защиты граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. 4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная), поскольку реализация ее предписаний предполагает обращение к нормам других законодательных и иных нормативных правовых актов. 5. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность', реально способствует эффективному выполнению ими добровольно взятых на себя обязанностей. Федеральный закон в основных чертах устанавливает статус лиц, содействующих на негласной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Этот статус имеет особенности, обусловленные спецификой выполняемых гражданами обязанностей, а также условий, при которых это происходит. Статус граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включает в себя совокупность их прав, обязанностей и ответственности, а также предписания, адресованные государству и касающиеся социальной и правовой защиты этих граждан. Такие лица и органы находятся в правовых отношениях. Отношения конфиденциального и иного сотрудничества контролируются и охраняются государством. Конфиденциальный характер взаимоотношений лица и государственного органа в процессе оперативно-розыскной деятельности не означает умаления каких-либо прав и свобод негласного сотрудника или их ограничения помимо случаев, прямо предусмотренных законом. 6. Положение ч. 1 комментируемой статьи о нахождении граждан под защитой государства означает, что оно в лице своих представителей (соответствующих государственных органов) обязано неукоснительно выполнять все пре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|