С т а т ь я 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
При решении, определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: 1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества а государства. 2. Исполнять в пределах своих полномочии поручения в письменной форме органа дознании, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству. 3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. 4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. 5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. 1. Статья заменила собой ст. 12 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем*
уточнен круг обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по исполнению поручений следователя и других должностных лиц; значительно сужен круг обязанностей таких органов по защите и обеспечению прав и свобод личности. Если ранее на них возлагалась обязанность защищать все законные права и свободы человека (см. п. 1 ч. 1 ст. 12 прежнего Оперативно-розыскного закона), то согласно предписаниям п. 1 комментируемой статьи такая обязанность ограничена необходимостью защиты исключительно «конституционных прав и свобод человека и гражданина». Эта новелла вступает в серьезное противоречие с требованиями ст. 1 о проведении оперативно-розыскной деятельности «в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина» (всех, а не только конституционных). Проведена существенная работа по технико-юридическому улучшению редакции статьи. 2. Цель статьи — сконцентрировать законные предписания об обязанностях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и систематизировать их для лучшего восприятия правоприменителями. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу законодателя, должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность. Однако в их системе наличествуют пробелы (см., например, п. 1 комментария). Кроме того, нельзя не отметить следующее. Анализ текста Федерального закона свидетельствует, что в нем отсутствует системное изложение правил, регламентирующих как обязанности, так и права оперативных сотрудников и других лиц, причастных к проведению оперативно-розыскной деятельности. 4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного уяснения ее содержания и действенного практического применения требуется руководствоваться предписаниями ряда законодательных и иных нормативных правовых актов (включая секретные ведомственные), а также международных договоров Российской Федерации (см. пп. 7, 8 и 10 комментария к настоящей статье).
5. Конституция, определяя человека, его права и свободы высшей ценностью, подчеркивает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства и всех его органов. Исходя из этого конституционного положения одной из первых обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выступает обязанность принимать в пределах полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, Конституцией запрещается создание и функционирование общественных объединений и организаций, деятельность которых направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Поэтому законодатель возложил на государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязанность принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства. Пределы полномочий соответствующих государственных органов закреплены в законах, определяющих их предназначение (см. комментарий ст.ст 4 и 13). 6. Государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны выполнять в пределах своих полномочий поручения органа дознания, следователя, указание прокурора и решения суда о производстве оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к своему производству. Такие поручения, указания и решения суда должны быть изданы в письменной форме и содержать ссылку на конкретное уголовное дело, находящееся в производстве у органа дознания, следователя, прокурора или суда.
Вид оперативно-розыскных мероприятий и тактику их проведения определяет орган, их осуществляющий. Он же несет ответственность за законность и обоснованность проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Поручения, указания и решения органов дознания, следователя, прокурора или суда, должны направляться органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с учетом полномочий последних. Так, оперативные подразделения ГТК России осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие, в частности, контрабанды (см. ст. 188 УК РФ). Соответствующие подразделения органов ФСБ России на основании Федерального закона об органах федеральной службы безопасности также ведут работу по выявлению и пресечению контрабанды (в части незаконного перемещения через таможенную границу России сырьевых ресурсов, материалов, технологий, оружия, боеприпасов, наркотических средств, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, а также предметов, являющихся национальным достоянием Российской Федерации). Исходя из такого разделения компетенции правоохранительных органов в борьбе с контрабандой и должны направляться поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий при расследовании контрабанды. Причем подразделениями дознания таможенных органов, а также следователями органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий направляются в оперативные подразделения этих ведомств. 7. В соответствии со ст. 7 запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим выполнение таких запросов является одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Российская Федерация заключила ряд международных многосторонних и двусторонних соглашений о борьбе с преступностью. Порядок, основания и другие вопросы направления и исполнения таких поручений определяются этими договорами и конкретизируются в ведомственных нормативных актах (см. комментарий к ст. 4).
Сотрудничество осуществляется путем исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, такие запросы направляются в письменном виде. В некоторых межгосударственных соглашениях определено, что в безотлагательных случаях запросы могут передаваться устно, однако впоследствии они должны быть подтверждены письменно. При возникновении сомнения в подлинности или содержании запроса об оказании содействия может быть запрошено его подтверждение. Обычно соответствующим международным договором предусматривается, что запрос об оказании содействия должен содержать ряд данных: наименование органа, запрашивающего содействие, и органа, к которому обращен запрос; изложение существа дела; указание цели и обоснование запроса; содержание запрашиваемого содействия; имена и фамилии, клички, гражданство лиц, имеющих отношение к делу, даты и места их рождения, занятие, места жительства и пребывания; названия и места нахождения фирм и организаций, имеющих отношение к делу; описание деяния или события, а по уголовным делам — квалификация деяния в соответствии с законодательством запрашиваемого государства и текст применяемого закона; перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ; описание особого порядка, которому необходимо следовать при исполнении запроса, и обоснование этой необходимости; любую другую информацию, которая может быть полезна для облегчения исполнения запроса. Кроме того, договорами, как правило, предусматриваются случаи, когда в оказании содействия может быть отказано полностью или частично. В ячестве таких оснований чаще всего называется: возможность нанесения ущерба интересам государства; противоречие законодательству государства или его международным обязательствам, а также если деяние, в язи с которым поступил запрос, не является преступлением по законодательству запрашиваемого государства. В международных договорах обычно предусматривается порядок действий при невозможности исполнения запроса. Как правило, в таких случаях об отказе в исполнении запроса письменно уведомляется его инициатор. Если исполнение запроса не входит в полномочия органа, получившего его, то запрос передается соответствующему компетентному органу и об этом уведомляется орган, направивший запрос. При наличии обстоятельств, препятствующих или существенно задерживающих исполнение запроса, об этом уведомляется запрашивающий орган. При необходимости орган, исполняющий обращение об оказании помощи, вправе запросить дополнительные сведения, необходимые, по ее мнению, для исполнения запроса.
В международном сотрудничестве Россия исходит из принципа, в соответствии с которым при исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой Стороны, однако по просьбе запрашивающей Стороны может быть применено законодательство ее государства, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам государства запрашиваемой Стороны. Передача результатов оперативно-розыскной деятельности правоохранительным органам другого государства должна осуществляться таким образом и в таком объеме, чтобы исключить разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Если орган, исполняющий запрос, считает, что его исполнение может помешать уголовному преследованию или иному производству, осуществляемому в России, он может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с соблюдением соответствующих условий. Если помощь принимается на таких условиях, то взаимодействующие правоохранительные органы должны соблюдать их. При наличии просьбы иностранного партнера российский правоохранительный орган, исполняющий международный запрос, принимаетвсенеобходимые меры для обеспечения конфиденциальности запроса и его содержания. В случае невозможности соблюдения этого условия исполнения об этом информируется инициатор запроса и дальнейшее выполнение осуществляется только после консультации с ним. При наличии просьбы соответствующие российские правоохранительные органы информируют его о ходе исполнения и в максимально короткие сроки о результатах исполнения запроса. Как правило, в рамках сотрудничества с органами государств СНГ русский язык используется в качестве рабочего языка общения. Информация, получаемая в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в рамках межправительственных или межведомственных соглашений, может использоваться правоохранительными органами запрашивающего государства, как правило, лишь в оперативно-розыскных целях или служить основанием для формирования запроса о проведении следственных действий в рамках договоров о правовой помощи и правовых отношениях[31]. Кроме того, Россия является членом Интерпола. Обмен информацией российских правоохранительных органов с аналогичными органами других государств, являющихся членами Интерпола, осуществляется через Национальное бюро Интерпола (НЦБ) в Российской Федерации, которое является структурным подразделением МВД России. На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и принципа взаимности сотрудники правоохранительных органов других государств могут прибыть на территорию России для координации действий при проведении запрашиваемых оперативно-розыскных мероприятий. Однако их участие в таких мероприятиях исключается. На территории России оперативно-розыскную деятельность могут осуществлять только специально уполномоченные на это федеральным законом российские государственные органы (см. комментарий к ст. 1!). 8. В процессе оперативно-розыскной деятельности в поле зрения органов, ее осуществляющих, попадают сведения о преступлениях, выявление, предупреждение и раскрытие которых входит в компетенцию других органов России, обладающих необходимыми силами, техническими средствами и иными возможностями для наиболее оптимального решения этой задачи. В связи с этим в п. 4 комментируемой статьи установлена обязанность информировать другие правоохранительные органы об относящихся к их компетенции фактах противоправной деятельности и оказывать этим органам необходимую помощь. Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других органов для решения задач оперативно-розыскной деятельности и совместного проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами правоохранительных органов и строятся на основе-Взаимности по принципу «каждый с каждым». Обмен информацией необходим и в связи тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 осуществление оперативно-розыскных мероприятий (связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.п.) проводится с использованием оперативно-технических сил и средств только органов ФСБ России и органов МВД РФ. Порядок и объемы предоставления необходимой для проведения таких мероприятий информации, а также обмен полученными результатами определяются межведомственными нормативными актами или соглашениями между соответствующими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и органами ФСБ России и внутренних дел. Обмен информацией также может осуществляться непосредственно между различного рода подразделениями одного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности имеет место получение информации, которая требует действий, выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения. Обмен информацией может быть организован на постоянной основе или носить разовый характер. 9. Обязанность соблюдения правил конспирации при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий обусловлена необходимостью сохранить в тайне, прежде всего от лиц, подозреваемых в причастности к подготовке или совершении преступлений, сам факт проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ведомственными нормативными актами применительно к различным видам мероприятий закреплены соответствующие правила конспирации, соблюдение которых является должностной обязанностью сотрудников правоохранительных органов. Правила конспирации включают в себя выработанные в процессе деятельности правоохранительных органов и спецслужб государства приемы и навыки по скрытному проведению оперативно-розыскных мероприятий, направленных на добывание и использование сведений, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также ряд действий, с этим связанных. Правила конспирации могут включать также рекомендации по порядку работы с документами, отражающими проведение и результаты оперативных мероприятий, изменению внешнего облика лица, морфологических, динамических признаков и признаков одежды (маскировка), осуществляемых сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, условиям использования документов зашифровки и т. п. В систему правил конспирации включаются также разработанные на основе анализа практики оперативных подразделений положения и рекомендации по эффективному контролю информации, касающейся противоправной деятельности, и способов ее получения в процессе проведения, оперативно-розыскных мероприятий. 10. Одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выступает содействие в обеспечении личной безопасности сотрудников, членов их семей и близких, защиты имущества указанных лиц в связи с выполнением сотрудниками своих служебных обязанностей в борьбе с преступностью, а равно иных лиц, перечисленных в п. 6 комментируемой статьи. Это корреспондирует предписаниям Федерального закона о государственной защите. В соответствии с этим Законом в каждом из органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, создаются спецподразделения по обеспечению собственной безопасности, на которые возлагается непосредственная обязанность обеспечивать безопасность сотрудников. Комментируемое положение возлагает на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иих структурных звеньев обязанность содействовать этим специализированным подразделениям (см. комментарий к ст. 22). Основанием для оказания содействия может быть обращение специализированного подразделения или указание руководства. Объем мер, необходимых для обеспечения безопасности, определяется в каждом конкретном случае с учетом складывающейся обстановки. Содействие органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в обеспечении безопасности сотрудника или его близких может выразиться в осуществлении (совместно со спецподразделением или самостоятельно) предусмотренных законом мер безопасности[32]. Поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц являются, как правило, их заявления (рапорт) или непосредственное получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица. В случае принятия решения о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности, сроков их осуществления, а в необходимых случаях и других органов, привлекаемых для содействия обеспечения безопасности. Порядок проведения мер защиты, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, порядок взаимодействия с другими подразделения определяется ведомственными нормативными актами. Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (1) При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: 1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической ила экологической безопасности Российской Федерации. 2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. 3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. 4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. 5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (2) Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. (3) Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 1. Статья заменила аналогичную ст. 13 ранее действовавшего Оперативно-розыскного закона. Основные изменения и дополнения состоят в следующем: сформулировано право на создание органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соответствующих предприятий (см. п. 5 ч.1); проведен ряд редакционных уточнений. Наряду с этим в текст статьи внесены изменения, трактуемые неоднозначно, более того, признаваемые отдельными учеными как отрицательно повлиявшие на ход и развитие необходимых в правовом государстве преобразований в области правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Так, при проведении оперативно-розыскных мероприятий теперь разрешено изымать предметы, материалы и сообщения (см. п. 1 ч. 1). 2. Цель статьи — сконцентрировать нормативные предписания о правах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и систематизировать их для более эффективного восприятия правоприменителями. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу законодателя должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность. В данной связи отметим следующее. Решение законодателя, с одной стороны, направленное на сокращение обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. п. 1 комментария к ст. 14), а с другой — на расширение прав этих органов (см., например, пп. 1 и 5 ч. 1 ст. 15), внесло, как нам представляется, диспропорцию в установленную законом компетенцию субъектов оперативно-розыскной деятельности. 4. Предписания статьи в основном бланкетные (отсылочные). Для их правильного уяснения и применения требуется руководствоваться нормами многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актов (см. пп. 5—10 и 12 комментария к настоящей статье). 5. В соответствии с принципами правого государства государственные органы вправе осуществлять только те действия, в отношении которых в законодательстве имеется прямое указание о возможности их проведения конкретным органом (причем с соблюдением закрепленных в законодательстве процедур). Именно это положение нашло свое отражение в комментируемой статье. В ней дан закрытый (исключительный) перечень полномочий соответствующих государственных органов в сфере оперативно-розыскной деятельности. Однако полномочия этих органов в сфере административной и уголовно-процессуальной деятельности определяются не этим Законом (см., например: Закон о милиции. Закон о федеральных органах налоговой полиции. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, УПК РСФСР и др.). 6. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, имеют право проводить ее гласно и негласно (см. также комментарий к ст. 1). Под гласными оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать такие, которые оперативные работники проводят без сокрытия от посторонних лиц своей личности, ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых действий для решения оперативных задач. Под негласными оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать такие, которые оперативные работники проводят с сокрытием от посторонних лиц своей ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых действий для решения оперативных задач. Сокрытие обеспечивается системой оперативных, режимных, административно-правовых, воспитательных и других мер по сохранению в тайне всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий. В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в ст. 6, разрешается проводить изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи (в установленных в Федеральном законе случаях). Предусмотренный в комментируемой статье правовой режим изъятия иной, чем тот, который закреплен в ст. 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст. 336 Таможенного кодекса и в других нормативных актах, регулирующих административные отношения. Материалы, предметы и сообщения в процессе оперативно-розыскной деятельности могут изыматься только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В случае изъятия предметов или материалов в процессе оперативно-розыскного мероприятия об этом в обязательном порядке делается указание в справке или рапорте о проведении этого мероприятия. Изымаемые материалы и предметы детально описываются. В справке или рапорте, составляемом по итогам осуществления мероприятия, указываются условия их изъятия, упаковки и хранения. Изъятие может быть сопряжено с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и на неприкосновенность жилища. В таком случае необходимо соблюдать условия осуществления этих мероприятий (вынесение постановления, получение разрешение у судьи т.п.). 7. Конфиденциальное сотрудничество — это отношения между уполномоченными на то Федеральным законом государственными органами, которые представляют их должностные лица, и гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на негласной основе и на определенных условиях. Эти условия могут быть оговорены в контракте. Форма контракта и другие атрибуты устанавливаются ведомственными нормативными актами (см. комментарий к ст. 17). Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения определенных законодательством задач и исполнения обязанностей, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Отношения конфиденциального сотрудничества с гражданами устанавливаются только уполномоченными на то должностными лицами. Сотрудники, наделенные правом установления конфиденциального сотрудничества с гражданами и ведения работы с ними, отвечают за законное и целенаправленное использование конфиденциальной помощи граждан в интересах решения задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Оперативный сотрудник в случае несогласия с указаниями непосредственного начальника, касающимися работы с гражданами, привлеченными на конфиденциальной основе к сотрудничеству с правоохранительными органами, вправе обжаловать действия и решения руководителя в установленном порядке. При нарушении лицом взятых на себя обязательств, в том числе по контракту, сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, имеет право вносить предложения об изменениях оговоренных ранее условий сотрудничества или о его прекращении. Непосредственные руководители оперативных сотрудников, работающих с гражданами, привлеченными к негласному сотрудничеству, обязаны и вправе контролировать деятельность своих подчиненных и оказывать им помощь. 8. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспорт, иные средства и иное имущество частных лиц (см. и. 3 ч. 1 ст. 15). Договором в соответствии с гражданским законодательством признается двух или многостороннее соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Он может быть заключен только на основе согласия лица, являющегося собственником этогоимущества или на законной основе владеющего или распоряжающегося им. форма соглашения, исходя из положений гражданского законодательства (см. ст. 158 и другие ГК РФ), может быть устной или письменной (простой или нотариальной). Устный договор считается совершенным и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля на соответствующие установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Молчание признается выражением воли вступить в договор в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Договор в письменной форме заключается путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, вступающими в отношения, или должным образом уполномоченными ими лицами. Законодательством устанавливаются дополнительные требования, которым должна соответствовать форма определенных договоров (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваются последствия несоблюдения этих требований. В простой письменной форме заключаются договоры юридических лиц между собой и с гражданами, а также граждан между собой на сумму, превышающую не менеечем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом,— независимо от суммы сделки. Договор аренды зданий, сооружений, транспортных средств определяется положениями гл. 34 ГК РФ. Он заключается в письменной форме в двух случаях. Во-первых, если он заключается на срок более года. Во-вторых, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо (в частности, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность). Ст. 651 ГК РФ предусматривает, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение этого требования влечет признание соглашения недействительным. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 9. Реализация принципа конспирации проявляется, в частности, в том, что компетентным органам предоставляется право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств (см. п. 4ч. 1 ст. 15). Это полномочие базируется, в частности, на общем положении гражданского права. В ст. 19 ГК РФ закреплено, что случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя). Главное назначение этих мероприятий заключается в сокрытии от окружающих лиц действительной службы должностного лица (действительной принадлежности подразделения, организации, помещения и транспортного средства) в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Зашифровка этих сил и средств включает в себя: выбор легенды прикрытия; определение соответствующего поведения; обеспечение необходимыми документами; проведение мероприятий по закреплению легенды. Документы, зашифровывающие личность должностного лица и граждан, сотрудничающих с органами на конфиденциальной основе, могут быть использованы лишь непосредственно в оперативно-розыскной деятельности. Зашифровка обеспечивается системой оперативных, режимных, административно-правовых, воспитательных и других мер по сохранению в тайне всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий. 10. В целях реализации задач оперативно-розыскной деятельности органы, ее осуществляющие, имеют право создавать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения. Порядок создания предприятий, организаций и учреждений определяется гражданским законодательством. Создаваемая организация или предприятие, как и все юридические лица, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом. В соответствии с законом создаваемое предприятие также подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Нарушение установленного законом порядка образования предприятия или организации, а также несоответствие их учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. В тоже время отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания конкретного предприятия или организации не допускается. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предмет и цели деятельности, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом. Законодательство предусматривает возможность создания юридическими лицами представительств и филиалов. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом предприятий, организаций, создавших их, и действуют на основании утвержденных ими
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|