Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие оперативно-розыскной деятельности




ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

«ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДНЯТЕЛЬНОСТИ»

 

В последние 15-20 лет наблюдается резкое осложнение криминогенной обстановки в России, рост преступности, всё большее распространение её организованных форм. Криминальная обстановка обострилась до крайних пределов, уровень преступности в нашей стране приближается к самым высоким мировым показателям.

Доминирующее значение в структуре преступности приобретают тяжкие и особо тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищений людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооружённых нападений. Растёт жестокость и агрессивность действий преступников, которые всё чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощрённое противодействие разоблачительным мерам.

Качественно новые свойства приобретает организованная преступность. Опираясь на коррумпированные связи и значительный «теневой» капитал, преступные сообщества активно влияют на экономику целых регионов, внедряются в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности, продвигают своих ставленников в органы законодательной и исполнительной власти.

Одним из факторов, наиболее дестабилизирующих криминогенную обстановку, является нахождение в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Число зарегистрированных преступлений, связанных с таким оборотом, продолжает неуклонно увеличиваться. В стране есть регионы, где наличие огнестрельного нарезного боевого оружия (прежде всего автоматов и гранат) у населения является обычным явлением (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика).

Отрицательно влияет на криминогенную обстановку и беспрецедентное расширение масштабов потребления наркотиков.

Медлительность и незавершённость в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения, криминальных банкротств, преступных захватов преуспевающих предприятий, учреждений способствует стремительному росту и качественному изменению экономической преступности. Тенденции криминализации экономики наблюдаются во всех её отраслях.

Названные обстоятельства потребовали принятия адекватных правовых мер со стороны законодательной власти государства. Одной из них стало принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД»).

Этот Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 


 

Лекция 1.

ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ПРАВОВЫЕ

ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие оперативно-розыскной деятельности

Современная преступность, обусловленная помимо иных факторов региональными большими и малыми войнами, представляет серьёзную угрозу для безопасности государства. Всё это ставит перед правоохранительными органами задачу поиска новых направлений, эффективных форм и методов борьбы с преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность это разновидность деятельности, осуществляемой гласно и негласно специальными оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).

Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является её разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путём реализации специальной функции специально уполномоченных на то органов.

Правом на производство ОРМ на территории РФ в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обладают лишь оперативные аппараты органов, перечень которых определён Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет, что оперативно-розыскную деятельность вправе осуществлять: 1) органы ВД; 2) органы ФСБ; 3) органы ФСКН; 4) Федеральные органы государственной охраны; 5) Органы пограничной службы; 6) Таможенные органы, 7) Служба внешней разведки; 8) органы Минюста РФ.

Данный закон действует на всей территории Российской Федерации (раскрыть понятие территории РФ).

В соответствии с нормами международного права, в соответствии со ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) нельзя проводить следственные или оперативно-розыскные мероприятия на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, в связи с совершением на судне любого преступления во время его прохода, за исключением случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага судна обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» действует и на так называемой «условной территории» государства: на гражданских судах и самолётах, находящихся на международной территории под флагом или опознавательным знаком РФ; на военных кораблях и летательных аппаратах независимо от места их нахождения.

Если у иностранного государства или Российской Федерации возникает потребность осуществления оперативно-розыскных мероприятий на территории другого государства, они поступают в соответствии с международно-правовыми договорами и уставом Интерпола.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) занимает особое место в деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, поскольку человечество ещё не выработало, да и вряд ли выработает в будущем, более адекватные и действенные формы и методы борьбы с преступностью, чем оперативно-розыскные.

Следует отметить, что на протяжении более 75 лет оперативно-розыскной деятельности находилась под завесой строгой тайны и секретности, что затрудняло разработку её теоретических и методологических положений, не способствовало развитию её междисциплинарных связей.

С принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наступил новый этап качественного развития ОРД и её правовых основ.

Среди современных научных направлений исследования проблем борьбы с преступностью на первый план выступает разработка общих теоретических положений уголовно-правовых наук, в системе которых теория ОРД занимает особое положение. Вопросы общей теории ОРД, её методологии не случайно приобретают первостепенное значение. Их актуальность вызвана объективной необходимостью качественного улучшения оперативно-розыскной практики в современных условиях, а это возможно только на основе глубоких теоретических исследований ОРД, и в первую очередь её методологических основ.

В настоящее время, в условиях беспрецедентного роста количества совершаемых преступлений и их качественного изменения, значительная роль в борьбе с этим социальным явлением отводится оперативно-розыскным подразделениям правоохранительных органов, которые в соответствии с пунктом 6 ст. 13 Федерального закона «Об ОРД» от 12 августа 1995 г. имеют право осуществлять ОРД по борьбе с преступлениями, отнесёнными к их компетенции (ОВД, ФСБ, Таможенные органы, органы ФСКН России и др.).

Из определения следует, что ОРД может заниматься только узкий круг государственных органов, специально уполномоченных на это законом. Негосударственные организации, в том числе общественные, коммерческие, предпринимательские, такого права не имеют.

Также не обладают правом на ОРД и лица, имеющие лицензию на осуществление детективной и охранной деятельности. В части 3 ст. 1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» сказано: «Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесённые законом к исключительной компетенции органов дознания».

Данный вид государственной деятельности регулируется в своей основе законом. Нормативные акты в этой области, издаваемые руководителями ведомств, наделённых правом заниматься ОРД, не должны выходить за пределы их компетенции и противоречить законам, регулирующим ОРД.

Как было сказано, ОРД осуществляется гласно и негласно. Для оперативно-розыскной работы наиболее типичен негласный характер.

Гласная форма ОРД применяется в тех случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и нет необходимости в применении специальных сил и средств. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия негласным путём (ст. 3, 6 Закона).

Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений ОВД комплекс негласных ОРМ объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений только следственными действиями и гласными мерами практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь сочетанием ОРМ со следственными действиями. Замаскированным, организованным, тайно совершающим преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать такие преступления. При этом важно, чтобы органы и должностные лица, осуществляющие ОРД, при производстве ОРМ обеспечивали соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции (ст. 5 Закона).

ОРД взаимосвязана с уголовно-процессуальной деятельностью, они направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Их различие в том, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем: 1) у них неодинаковая правовая основа их производства, т.к. следователь действует на основе УПК, а ОРД базируется на Законе «Об ОРД»; 2) отличны пределы производства названных действий6 для производства следственных действий необходимо наличие возбуждённого уголовного дела, а ОРМ могут проводиться до возбуждения уголовного дела; 3) различные результаты этих действий: итог следственных действий – доказательства, а итог ОРМ, как правило, - лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после их закрепления процессуальным путём.

Законодательство РФ допускает возможность проведения действий, схожих с ОРМ в процессе осуществления частной детективной и охранной деятельности. Закон РФ от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» определяет такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам детективами, имеющими лицензию органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Но на частных детективов и охранников не распространяется статус работников правоохранительных органов, они не вправе проводить оперативно-розыскные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...