Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
Правовая основаоперативно-розыскной деятельности – есть совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. ОРД осуществляется на фундаментальной правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами. В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Обоперативно-розыскной деятельности» 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другие законы и правовые акты Российской Федерации (ст. 4 Закона об ОРД). В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных и негосударственных органов, организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» является основным законом, регулирующим эту деятельность. Закон раскрывает её сущность, задачи и принципы, содержит требования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия проведения оперативно-розыскные мероприятия, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь указанным органам на конфиденциальной основе. К другим действующим законам относятся: ФЗ «О полиции», ФЗ «О прокуратуре РФ», Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон «О безопасности», Закон «О государственной границе РФ», Закон «Об органах федеральной службы безопасности РФ» и другие.
Прокуратура выступает как орган надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Все её указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязательны к исполнению. Вместе с тем согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят. При проведении оперативно-розыскных мероприятий необходимо руководствоваться такими уголовно-правовыми понятиями, как преступление, необходимая оборона, крайняя необходимость, другими уголовно-правовыми определениями, понятиями и институтами. Пункт 1 части 1 ст. 40 УПК РФ говорит о том, что органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, являющиеся органами дознания, наделяются в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. В других перечисленных выше законах закреплены компетенция государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и аспекты этой деятельности примени к задачам, решаемым соответствующими органами. Иными правовыми актами в области оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента РФ, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции генерального прокурора РФ, Министра внутренних дел РФ, руководителей ФСБ, ФСКН России, Федеральной таможенной службы и других ведомств, наделённых правами осуществления ОРД.
Нормативные акты в области оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителями центральных государственных органов, должны быть согласованы с Генеральной прокуратурой РФ и Верховным Судом РФ. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий. Принципы оперативно-розыскной деятельности - основные правовые идеи, закреплённые в законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, лежащие в её основе и определяющие виды, формы и методы деятельности. Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав человека и гражданина, на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Закона «Об ОРД»). Принцип законности - должностные лица, осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, должны строго выполнять все требования Конституции РФ, законы и иные правовые акты, регулирующие данную специфическую деятельность. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность всех правоохранительных служб может осуществляться только на основании закона. Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением этого закона, влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности является прокурорский, судебный и ведомственный контроль. Принцип законности закреплён не только в ст. 3 Закона, но и в других статьях. Так, статья 5 запрещает осуществление оперативно-розыскной деятельности для решения задач, не предусмотренных законом; статья 6 предусматривает возможность изменения или дополнения перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; статья 8 определяет условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т. д. Принцип уважения прав и свобод человека – важнейший общеправовой принцип, закреплённый в статье 2 Конституции РФ, и состоит в защите этих ценностей от противоправных действий должностных лиц. Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, они обязаны защищать права и свободы личности. Уважение прав и свобод – это их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель оперативно-розыскной деятельности - защита жизни, здоровья, прав человека и гражданина (ст. 1 Закона). В то же время должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и поэтому ставших объектом ОРД. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление чёткой законодательной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (статьи 8 и 9 Закона), а с другой – регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5 Закона). Так этот принцип реализуется в статьях Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких связей лиц, ставших объектами оперативно-розыскной деятельности. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд РФ в п. 7 постановления от 14.07.1998 г. указал на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, так как задача оперативно-розыскных мероприятий заключается и в установлении связей проверяемого лица. Особое значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциальной основе. Статьи 16, 17, 18 Закона наделяют их дополнительными правами: правом на вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам при правомерном осуществлении своего общественного долга (ч. 4 ст. 16); правом на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); на правовую (ч. 2 ст. 18) и физическую (ч. 3 ст. 18) защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни, здоровью или их собственности; правом на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18) и рядом других специальных прав.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в отношении лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, Закон об ОРД допускает возможность ограничения некоторых их прав: на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 6). Эти ограничения применяются только на основании судебного решения. Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер ОРД, поэтому он относится к специальным принципам. Конспирация – основной принцип ОРД, в этом её отличие от иных государственных форм борьбы с преступностью. ОРМ проводятся, как правило, с соблюдением тайны, которая обеспечивает успех в решении поставленных задач. Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловлена следующим: - потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности (тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия); - конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречащей информации; - сохранения тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных и специальных прав (ст. 17, 18 Закона). В определении Конституционного Суда от 14.07.1998 г. (п. 2) отмечено, что ОРД объективно невозможна без значительной степени секретности, поэтому осуществление негласных ОРМ с соблюдением требований конспирации и засекречивания сведений в области ОРД сами по себе не нарушают прав человека и гражданина. Результаты ОРД, сведения об организации, тактике ОРМ и лицах, оказывающих помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной. Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности отражает сущность ОРД и включён в определение оперативно-розыскной деятельности, сформулированной в ст. 1 Закона. Суть этого принципа в том, что исполнитель ОРМ обязан использовать обе формы деятельности в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приёмов и методов, а также оперативную обстановку. Применение гласных и негласных методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника.
Этот принцип означает тесную связь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел и в процессе доказывания. Для обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путём, проверять гласными приёмами и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Сочетание гласных и негласных методов позволяет проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражён в п. 1 ст. 15 Закона, который закрепляет право оперативных аппаратов проводить оперативно-розыскные мероприятия как гласно, так и негласно. Кроме перечисленных в ст. 3 существует ряд принципов, базирующихся на Конституции РФ и являющихся основополагающими началами оперативно-розыскной деятельности. Это принцип равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 8 Закона); принцип подконтрольности ОРД судебному, парламентскому, прокурорскому и ведомственному контролю; принцип наступательности оперативно-розыскной деятельности; принцип разделения полномочий. Лекция 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|