Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Миссия ООН в Либерии (МООНЛ) (UNMIL)




Историческая справка: Гражданская война в Либерии унесла жизни почти 150 тыс. человек, в основном мирных жителей, и привела к полному разрушению основ законности и порядка в стране. Появились потоки перемещенных лиц как внутри страны, так и за ее пределами, в результате чего в соседних странах скопилось около 850 тыс. беженцев. Война вспыхнула в конце 1989года и к началу 1990 года уже погибли несколько сотен человек в ходе столкновений между правительственными войсками и бойцами, называвшими себя членами оппозиционной группы – Национального патриотического фронта Либерии (НПФЛ), которую возглавлял бывший сотрудник государственного аппарата Чарлз Тейлор.

С самого начала конфликта субрегиональная организация – Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) – предприняла целый ряд инициатив, направленных на достижение мирного урегулирования. ООН поддержала усилия ЭКОВАС по содействию прекращению гражданской войны. Эти усилия включали создание в 1990 году сил ЭКОВАС по наблюдению –Группы военных наблюдателей (ЭКОМОГ). В 1992 году Совет Безопасности установил эмбарго на поставки оружия в Либерию.

После того как при посредничестве ЭКОВАС в 1993 году удалось достичь мирного соглашения, которое было подписано в Котону (Бенин), Совет Безопасности учредил Миссию наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ). В ее задачу входило оказание содействия ЭКОМОГ в деле претворения в жизнь Мирного соглашения Котону, прежде всего в обеспечении соблюдения и объективного применения этого соглашения всеми сторонами. МНООНЛ была первой миссией ООН по поддержанию мира, которая проводилась в сотрудничестве с миротворческой операцией, уже развернутой другой организацией.

Затягивание осуществления мирного соглашения и возобновление боевых действий среди различных либерийских группировок привели к срыву поведения выборов в феврале/марте 1994 года согласно намеченному графику. В последующие месяцы был подписан ряд дополнительных мирных соглашений, которые предусматривали поправки и уточнения к Соглашению Котону. После установления прекращения огня ООН наблюдала за успешным проведением выборов, которые состоялись в июле 1997 года. Президентом страны был избран Чарлз Тейлор. После его вступления в должность 2 августа 1997 г. президент Тейлор сформировал новое правительство и объявил о проведении политики примирения и национального единства. Главная цель МНООНЛ была достигнута.

В ноябре 197 года, после истечения срока действия мандата МНООНЛ 30 сентября, Организация Объединенных Наций создала Отделение ООН по поддержке миростроительства в Либерии (ЮНОЛ).

При всемерной поддержке со стороны Совета Безопасности ЮНОЛ оказывало содействие обеспечению национального примирения и благого управления и помогало мобилизовывать международную поддержку деятельности по осуществлению программ реконструкции и развития. Вместе с тем миротворческим усилиям ЮНОЛ серьезно мешала неспособность правительства и руководителей оппозиционной партии урегулировать свои разногласия по ключевым вопросам управления. При этом процесс содействия национальному примирению подрывали систематические нарушения прав человека, изоляция и преследования политических противников и отсутствие реформы сектора безопасности. Эти факторы способствовали возобновлению гражданской войны в Либерии, в связи с чем международное сообщество было вынуждено призвать воюющие стороны стремиться к урегулированию конфликта на основе переговоров.

1 августа 2003 г. Совет Безопасности принял резолюцию 1497, в которой он предоставил полномочия Генеральному секретарю на создание многонациональных сил в Либерии и заявил о своей готовности создать последующие силы ООН по стабилизации не позднее 1 октября 2003 г. Кроме того, 18 августа 2003 г. либерийские стороны подписали в Аккре всеобъемлющее соглашение об установлении мира. В соответствии с этим соглашением стороны просили ООН развернуть в Либерии силы на основании главы VII Устава для поддержки Национального переходного правительства Либерии и оказания содействия в осуществлении указанного соглашения. Последующее развертывание Миссии ЭКОВАС в Либерии привело к улучшению положения в области безопасности в стране.

19 сентября 2003 г. Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1509 и постановил, что в состав МООНЛ будет входить до 15 тыс. военнослужащих, включая до 250 военных наблюдателей и 160 штабных офицеров, и до 1115 сотрудников гражданской полиции, включая сформированные подразделения для оказания помощи в поддержании правопорядка на всей территории Либерии и надлежащий гражданский компонент. Совет Безопасности принял к сведению намерение Генерального секретаря прекратить действие мандата ЮНОЛ и передать основные функции, выполняемые ЮНОЛ, Миссии ООН в Либерии.

 

Местоположение – Либерия.

 

Штаб-квартира – Монровия.

 

Продолжительность – с сентября 2003 года по настоящее время.

 

Численный состав – военнослужащие – 14 783 (из них личный состав – 14 576, военные наблюдатели – 207, полицейские – 1042); международный гражданский персонал – 506; гражданский персонал – 747 и добровольцы ООН – 276.

 

Число погибших – 82 человека; военнослужащие – 63; военные наблюдатели – 1; гражданские полицейские – 7; международный гражданский персонал – 4; гражданский персонал – 7.

 

Мандат:

· оказание поддержки в выполнении Соглашения о прекращении огня;

· наблюдение и контроль за выполнением Соглашения о прекращении огня и расследование случаев нарушения прекращения огня;

· установление и поддержание постоянной связи с полевыми штабами вооруженных сил всех сторон;

· оказание помощи в организации районов сбора и обеспечение безопасности в этих районах;

· наблюдение и контроль за разъединением и сбором военнослужащих всех сторон;

· оказание поддержки работе Совместного комитета по наблюдению (СКН);

· разработка в кратчайшие сроки, предпочтительно в течение 30 дней после принятия настоящей резолюции, в сотрудничестве с СКН, соответствующими международными финансовыми учреждениями, международными организациями по вопросам развития и странами-донорами плана действий по общему выполнению программы разоружения, демобилизации, реинтеграции и репатриации (РДРР) для всех вооруженных сторон, уделяя конкретное внимание особым потребностям комбатантов-детей и женщин и решив вопрос об охвате нелиберийских комбатантов;

· осуществление процесса добровольного разоружения и сбор и уничтожение оружия и боеприпасов в рамках организованной программы РДРР;

· установление связи с СКН и консультирование по вопросам выполнения его функций в соответствии с Всеобъемлющим соглашением об установлении мира и Соглашением о прекращении огня;

· обеспечение безопасности на главных правительственных объектах, в частности в портах, аэропортах и других жизненно важных объектах инфраструктуры;

· защита персонала Организации Объединенных Наций, объектов и гражданских лиц;

· обеспечение защиты персонала, помещений, объектов и имущества Организации Объединенных Наций, обеспечение безопасности и свободы передвижения ее персонала и обеспечение в рамках возможностей миссии и без ущерба для усилий правительства защиты гражданских лиц, находящихся под непосредственной угрозой физического насилия;

· поддержка деятельности по оказанию гуманитарной помощи и помощи в области прав человека;

· содействие оказанию гуманитарной помощи, в том числе путем содействия созданию необходимых условий в плане безопасности;

· содействие международным усилиям по защите и поощрению прав человека в Либерии с уделением особого внимания уязвимым группам, включая беженцев, возвращающихся беженцев и перемещенных внутри страны лиц, женщин, детей и демобилизованных детей-солдат, в рамках имеющихся у МООНЛ возможностей и в приемлемых с точки зрения безопасности условиях в тесном сотрудничестве с другими учреждениями Организации Объединенных Наций, смежными организациями, правительственными организациями и неправительственными организациями;

· обеспечение в рамках МООНЛ должного присутствия, потенциала и специалистов в области прав человека для осуществления деятельности по поощрению и защите прав человека и для контроля над ней;

· поддержка реформы в области безопасности;

· оказание переходному правительству Либерии помощи в обеспечении контроля над деятельностью полицейских сил Либерии и в их реформировании, исходя из демократических принципов поддержания правопорядка, разработка программы подготовки гражданской полиции и оказание иной помощи в подготовке гражданской полиции в сотрудничестве с Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС), международными организациями и заинтересованными государствами;

· оказание помощи переходному правительству в формировании новых, реформированных вооруженных сил Либерии в сотрудничестве с ЭКОВАС, международными организациями и заинтересованными государствами;

· поддержка осуществления мирного процесса;

· оказание помощи переходному правительству совместно с ЭКОВАС и другими международными партнерами в восстановлении государственной власти на всей территории страны, включая создание функционирующей административной структуры как на национальном, так и на местном уровнях;

· оказание помощи переходному правительству совместно с ЭКОВАС и другими международными партнерами в разработке стратегии упрочения государственных учреждений, включая национальную правовую систему и судебные и исправительные учреждения;

· оказание помощи переходному правительству в восстановлении должного административного управления использованием природных ресурсов;

· оказание помощи переходному правительству совместно с ЭКОВАС и другими международными партнерами в подготовке национальных выборов, проведение которых планируется не позднее конца 2005 года.

 

Операция ООН в Кот-д׳Ивуаре (ОООНКИ)(UNOCI)

Историческая справка: Более трех десятилетий поле получения независимости в 1960 году Кот-д׳Ивуар под руководством основателя государства президента Феликса Уфуэ-Буаньи жил в условиях политической стабильности и относительного социально-экономического благополучия. В результате этого страна привлекала большое число иностранных рабочих, главным образом из соседних стран, а также инвесторов. После смерти президента Уфуз-Буаньи 7 декабря 193 г. в Кот-д׳Ивуаре разгорелась длительная борьба за власть, вызвавшая резкую политическую нестабильность и завершившаяся в декабре 1999 года государственным переворотом под руководством генерала Робера Геи, свергнувшего президента Анри Конана Бедье.

Ожесточенные споры в связи с результатами этих президентских выборов 2000 года завершились столкновениями между сторонниками двух основных кандидатов – генерала Геи и Лорана Гбагбо. Впоследствии Верховный суд объявил г-на Гбагбу победителем в этих выборах. Несмотря на сообщения о попытках государственного переворота в январе 2001 года, вина за который была возложена на иностранных граждан и в результате которого большое число иностранных рабочих из Буркина-Фасо покинуло Кот-д׳Ивуар, в марте 2001 года, как и планировалось, состоялись муниципальные выборы. Выборы ознаменовали важный поворотный этап для Кот-д׳Ивуара, поскольку всем политическим партиям было разрешено выставить на эти выборы своих кандидатов. Руководимая Уаттаррой партия Объединение республиканцев победила в подавляющем большинстве общин. После этих выборов президент Гбагбо провозгласил политику национального примирения и децентрализации государственной власти путем просвещения выборов в провинциях. К сожалению, шаги в отношении национального примирения и ослабления напряженности в Кот-д׳Ивуаре были сорваны кризисом, который разразился 19 сентября 2002 г. Он начался в результате одновременного нападения примерно 800 солдат, якобы протестовавших против запланированной на начало 2003 года демобилизации, на военные объекты в столице – Абиджане, во втором по величине город страны Буаке и в северном городе Корого. Большинство этих солдат были завербованы военным режимом генерала Геи.

Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) приняло оперативные меры для поиска выхода из кризиса. 29 сентября эта субрегиональная организация созвала в Аккре срочную встречу на высшем уровне, на которой была создана контактная группа в составе Ганы, Гвинеи-Бисау, Мали, Нигера, Нигерии и Того, а также Африканского союза для содействия проведению диалога между мятежниками и правительством Кот-д׳Ивуара и обсуждения общих рамок урегулирования кризиса. После этой встречи в верхах состоялось заседание Комиссии по обороне и безопасности ЭКОВАС, которая рекомендовала принять срочные меры для ввода в Кот-д׳Ивуар сил ЭКОВАС. Утвержденный мандат сил ЭКОВАС предусматривал контроль за предложенным прекращением огня, обеспечение вывода сил повстанцев из контролируемых ими районов и разоружение повстанческих групп.

Контактная группа ЭКОВАС по Кот-д׳Ивуару приступила к свой посреднической деятельности 30 сентября 2002 г., встретившись в Абиджане с президентом Гбагбо. Эти усилия завершились подписанием 17 октября 2002 года Соглашения о прекращении огня, которое в своем обращении к нации в тот же день поддержал президент Гбагбо, объявивший, что он просил Францию выделить силы для контроля за прекращением огня до размещения сил ЭКОВАС.

В рамках новой инициативы министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен 3 и 4 января 2003 г. посетил Кот-д׳Ивуар, где провел консультации с правительством, представителями политических партий и повстанческих движений, в ходе которых добился согласия всех политических групп Кот-д׳Ивуара принять участие в заседаниях «круглого стола» во Франции. Заседания «круглого стола» завершились подписанием Соглашения Лина-Маркуси 23 января 2003 года всеми ивуарийскими политическими силами. Основные положения соглашения включают формирование правительства национального примирения во главе с премьер-министром, назначаемым президентом в консультации с другими политическими партиями. В своем коммюнике главы государств предложили усилить присутствие системы ООН в Кот-д׳Ивуаре, особенно в областях безопасности, гуманитарной помощи и прав человека, а также размещении гражданских и военных наблюдателей, которые окажут помощь в контроле за ходом осуществления Соглашения Лина-Маркуси. Он также выразил пожелание, чтобы Совет Безопасности одобрил проводимую ЭКОВАС и Францией операцию по поддержанию мира и уполномочил эту операцию по поддержанию мира принимать необходимые меры для обеспечения свободы передвижения и безопасности ее персонала и гарантировать защиту гражданских лиц, подвергающихся неминуемой угрозе насилия.

 

Местонахождение – Кот-д׳Ивуар.

 

Штаб-квартира – Абиджан, Кот-д׳Ивуар.

 

Продолжительность – с апреля 2004 года по настоящее время.

 

Численный состав: военнослужащие – 7621 (из них личный состав – 6705, военные наблюдатели – 188, полицейские – 728); международные гражданские сотрудники – 335; местные гражданские сотрудники – 392 и добровольцы ООН – 201.

 

Число погибших - 19 человек: военнослужащие – 13; военные наблюдатели – 1; полицейские – 2; местный гражданский персонал – 1; международный гражданский персонал – 2.

 

Финансовые аспекты: Метод финансирования – начисление взносов, подлежащих внесению на специальный счет.

 

Мандат:

Наблюдение за прекращением огня и передвижениями вооруженных групп:

а) наблюдение и слежение за выполнением всеобъемлющего Соглашения о прекращении огня от 3 мая 2003 г. и расследование нарушений режима прекращения огня;

b) поддержание связи с Национальными вооруженными силами Кот-д׳Ивуара (НВСКИ) и воинскими формированиями «Новых сил» в целях содействия, в координации с французскими силами, восстановлению доверия между всеми соответствующими ивуарийскими силами, как это предусмотрено в резолюции 1479 (2003).

с) оказание правительству национального примирения помощи в обеспечении пограничного контроля с уделением особого внимания положению либерийских беженцев и перемещению комбатантов;

Разоружение, демобилизация, реинтеграция, репатриация и расселение:

d) оказание правительству национального примирения помощи в проведении перегруппировки всех соответствующих ивуарийских сил и обеспечение безопасности в местах расквартирования этих сил;

е) оказание правительству национального примирения помощи в осуществлении национальной программы разоружения; демобилизации и реинтеграции комбатантов (РДР) с уделением особого внимания конкретным нуждам женщин и детей;

f) в целях поддержки усилий правительства национального примирения и в сотрудничестве с заинтересованными правительствами, соответствующими международными финансовыми учреждениями, международными организациями, занимающимися вопросами развития, и странами-донорами осуществление, в тесной координации с миссиями ООН в Сьерра-Леоне и Либерии, программы добровольной репатриации и расселения бывших комбатантов-иностранцев;

g) обеспечение того, чтобы в программах, упомянутых в пунктах е и f, учитывалась необходимость применения регионального подхода;

h) обеспечение охраны оружия, боеприпасов и другого военного имущества, сданного бывшими комбатантами, и надежного хранения, обезвреживания или уничтожения этого имущества;

Защита персонала ООН, учреждений и гражданских лиц:

i) обеспечение защиты персонала, объектов и имущества ООН, обеспечение безопасности и свободы передвижения персонала ООН и обеспечение, без ущерба для сферы ответственности правительства национального примирения, защиты гражданских лиц, подвергающихся непосредственной опасности физического насилия, в пределах своих возможностей и районов развертывания;

j) оказание помощи, в координации с ивуарийскими властями, в деле обеспечения безопасности министров правительства национального примирения;

Содействие оказанию гуманитарной помощи:

k) облегчение свободного перемещения людей и товаров и доставки гуманитарной помощи, в частности посредством оказания помощи в создании необходимых условий в плане безопасности;

Содействие осуществлению мирного процесса:

l) содействие, в сотрудничестве с ЭКОВАС и другими международными партнерами, восстановлению правительством национального примирения государственной власти на всей территории Кот-׳Ивуара;

m) предоставление правительству национального примирения общих рекомендаций, советов и технической помощи, при поддержке со стороны ЭКОВАС и других международных партнеров, для подготовки и содействия проведению свободных, справедливых и транспарентных выборов, связанных с осуществлением Соглашения Лина-Маркуси, в частности президентских выборов;

Помощь в области прав человека:

n) содействие поощрению и защите прав человека в Кот-д׳Ивуаре с уделением особого внимания насилию в отношении женщин и девочек и оказание помощи в расследовании нарушений прав человека в целях содействия пресечению безнаказанности;

Общественная информация:

о) содействие пониманию мирного процесса и роли ОООНКИ местными общинами и сторонами посредством использования эффективного механизма информирования общественности, включая создание, при необходимости, службы радиовещания ООН;

Правопорядок:

o) оказание правительству национального примирения, в сотрудничестве с ЭКОВАС и другими международными организациями, помощи в восстановлении присутствия гражданской полиции на всей территории Кот-д׳Ивуара и консультирование правительства национального примирения по вопросам реорганизации служб внутренней безопасности;

p) оказание правительству национального примирения, в сотрудничестве с ЭКОВАС и другими международными организациями, помощи в восстановлении судебной власти и законности на всей территории Кот-д׳Ивуара.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...