Управление качеством и производственный
КОНТРОЛЬ ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Коренное повышение качества промышленной продукции — одна из первостепенных проблем развития народного хозяйства. В пятилетних планах развития народного хозяйства отражаются перспективы повышения качества продукции. Задания по повышению качества продукции включают в государственные планы стандартизации. Единые системы комплексных стандартов и стандарты, начинающиеся с номера 4, 8, а также целая сеть лабораторий государственного надзора образуют единую государственную систему управления качеством продукции. Понятие качество многогранно, широко используется в сфере деятельности человека и общества. В производственной деятельности человека качество представляет собой совокупность свойств
продукции, определяющую ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением. Совершенствование производственной деятельности человека связано с тем, что его мысль опережает действие. Эффективность производства определяется объемами изготавливаемой продукции и количеством осмысленных при этом идей- В кустарном примитивном единичном производстве мышлен^6 и Дей-ствия сопутствовали друг другу, в ремесленном — с розраста-нием объемов производства возникает опережение мысли: Де' лаются запасы заготовок и т. д. Возросшие потреби00™ на изделия породили новые идеи организации серийного произв°Д" ства. Это усложнило технологию и привело к мех0низаи<ии труда. Резко возросли объемы производства. РасЦ1иРилась сфера торговли. Дальнейший рост потребностей общества привел к организации массового производства, которое выявило необходимость получения максимальных прибылей на вкладываемые в производство затраты. Возникла необходиМость °Р~ ганизации сбыта продукции. Сбыт, как и производство» обеспечивает прибыль.
В период промышленной революции технические возможно-сти производства резко возросли. Проблема сбыта стэла ограничивающим фактором расширения производственной деятельности. Дальнейшее совершенствование производства, т- е- автоматизация и специализация, повысило требование к качеству продукции, обеспечению стабильности и взаимозаменяемости. Появилась проблема оптимизации качества и согласобания его уровня с изготовителем и потребителем. При такой ситуации понятие качества приобретает двойственный характер: с одной стороны — свойства изделия, создаваемые изготовигслем> СДРУ-гой — степень удовлетворения потребностей, которые связаны с требованиями потребителя. Единство и разобщенИость этих сторон вызывают трудности в оценке качества. Проблема оценки качества имеет исторические корни. В древности в значительных объемах реализовывались продукты питания. В этот период появилась необходимость оценки качества таких продуктов. Они соответствовали своему назначению в том случае, если удовлетворяли требования по вкУсУ' ззпаху и цвету. Эти показатели качества пищевых продуктов используют и сейчас, но они являются субъективными, не поддающимися количественной оценке. Рост объемов производства, сложность изделий и их технологии, расширение сферы специализации и кооцеРиР°вания в международных масштабах обострили необходиМость единства в оценке качества продукции во всех отраслях и связанных между собой странах. Совершенствование техноЛ°гиии> Дифференциация производства, выделение служб исследований, проектирования и подготовки производства вызвали необходимость
согласования между этими службами требований к качеству. Качество углубляет свое влияние на современное производство продукции. Создаются специальные органы контроля качества, сфера действия которых расширяется до государственного уровня. Введена аттестация продукции на государственный Знак качества. Обеспечение установленных уровней качества промышленной продукции является одной из важнейших задач экономики и дальнейшего развития производства в каждой стране. В период научно-технического прогресса в 1969 г. появилась новая научная область количественных оценок качества — квалиметрия. Количественные оценки качества необходимы для обоснования решений, принимаемых при стандартизации и управлении качеством. Основные принципы квалиметрии сводятся к следующему:
Количественная оценка качества объекта устанавливается Качество рассматривается как иерархическая совокуп
Оценка качества объекта на любом уровне свойств зави Каждое свойство объекта, определяющее его качество, Показатели качества разбиваются на два класса: показатели качества продукции и показатели качества процессов. Продукция, оцениваемая по качеству, также делится на два класса: продукция, расходуемая при использовании, и продукция, расходующая при использовании свой ресурс. Продукция, расходуемая при использовании, делится на три группы: сырье и природное топливо; материалы и продукты (смолы, лаки, фанера и т. п.); расходная продукция (бумага, проволока и т. п.). Продукция, расходующая свой ресурс, подразделяется на две группы: неремонтируемые изделия и ремонтируемые. В каждой группе предусмотрены следующие виды показателей: назначения, надежности и долговечности, технологические, эргономические, эстетические, стандартизации и унификации, патентно-правовые, уровня качества. Показатели качества процессов включают такие группы показателей: качество труда исполнителей, нормативно-технологической документации, предметов труда и средств труда. Виды и количество применяемых для оценки качества показателей устанавливают в зависимости от специфики продукции и производства. Среди свойств из-
делия, определяющих качество, имеются решающие и менее важные. Решающими можно назвать те, кторые предопределяют пригодность изделия к использованию по назначению. Пригодность изделия можно представить математически как сумму предопределяющих его свойств с учетом их значимости в обеспечении функционально пригодности: Q = ∑ WiCi (149) где Q — пригодность изделия в количественном представлении; Wi —свойство изделия; Сi —его значимость в обеспечении пригодности, насколько важнее это свойство по сравнению с другими; т — число свойств-показателей, определяющих пригодность изделия. Показатели качества продукции являются функцией параметров, определяющих свойства. Они могут быть единичные, относящиеся к одному свойству, комплексные —ко многим свойствам, и интегральные, отражающие суммарный полезный эффект от проявления качества продукции. Для анализа качества используют базовые показатели, принятые за исходные меры оценок. В оценке качества используется понятие уровень качества — относительная количественная характеристика качества, основанная на сравнении показателей качества конкретной продукции с базовыми показателями эталонов. Уровень качества определяется как: Yi=Пi/Пэ где Пэ — показатель качеств* эталона; Пi — показатель качества i-го изделия. В оценке качества промышленной продукции используют специфические характеристики: индекс качества — комплексный показатель качества разнородной продукции; коэффициент дефектности — средневзвешенное количество дефектов в единице продукции; индекс дефектности продукции —средневзвешенная величина коэффициентов дефектности по каждому виду продукции; коэффициент сортности отношение стоимости продукции различной сортности к стоимости этой же продукции по ценам высшего сорта.
Качество как совокупность определенных свойств промышленной продукции формируется в производственной деятельности людей и проявляется как результат этой деятельности. Качество зависит от условий производства и затраченных средств труда. Оно может быть выражено стоимостью. Установлено, что затраты труда и средств на повышение конкретного показателя качества вначале растут медленно, а когда исчерпаны организационные и технические возможности производства, резко увеличиваются, поскольку необходимы затраты на реор-
ганизацию производства, модернизацию оборудования, новые прогрессивные материалы и т. д. Размер экономии, приходящейся на единицу повышения показателя качества, с ростом уровня качества падает. Это объясняется тем, что при достижении определенного уровня качества дальнейшее повышение его качества не будет непосредственно связано с удовлетворением предъявляемых к нему требований по прямому назначению изделия. Затраты и экономия, приходящиеся на повышение показателя качества, выражаются степенными зависимостями соответственно: С = АПХ и Ц = БПУ, (151) где С — затраты на повышение показателя качества; Ц — экономия от повышения показателя качества; П — повышение показателя качества; А, Б, X, У — коэффициенты, для которых справедливо соотношение А<Б; Х>У. Экономический эффект от повышения качества выразится уравнением: Ц-С=БП у-1 -П х. (152) Оптимальность повышения показателя качества определится из условия: д (Ц—С)/дП = БУПУ-1 — АХПх-1 = 0. Решая это уравнение, находим оптимальное значение показателя качества:
По = х-у √ БУ/АХ. (153)
В этом уравнении повышением показателя качества может быть увеличение сроков службы изделия, снижение материалоемкости, увеличение несущей способности клееной конструкции и т. п. На рис. 153 схематически для примера показаны кривые, отражающие изменение затрат на повышение уровня качества в форме себестоимости и возможной цены изделия. Характерные точки П1 и П2 показывают уровни качества, при которых затраты не оправдываются. Уровень качества левее точки П1 слишком низок, не удовлетворяет потребителя, изделие не пользуется спросом. Оно подлежит реализации с убытком для предприятия по сниженным ценам. Правее точки Пч уровень качества слишком высок, потребителю нет необходимости приобретать такое изделие, платить более высокую цену, если его вполне удовлетворяет изделие с более низким уровнем качества по более низкой цене. Оптимальный уровень качества по эффективности производства лежит в точке П3, где (Ц — С)/С -> max, а по мнению потребителя, согласного покрыть максимальную разницу цены и себестоимости, в точке П3, где (Ц — С) C/-> max/
Различное положение оптимальных уровней качества стимулирует необходимость решения перманентной проблемы повы-
шения качества постоянным совершенствованием технологии и производства. Приведенные выше закономерности справедливы при свободном соответствии спроса и объема выпуска продукции. При нарушении этого соответствия соотношение цены и себестоимости с качеством продукции резко изменяется. Появляется либо дефицит — цена растет, либо избыток без изменения качества — цена падает. В таком случае необходимо плановое регулирование спроса.
Поскольку качество является результатом производственной деятельности целых коллективов, оно нуждается в управлении.
Рис. 153. Схема выявления оптимального уровня качества продукции: У — уровень качества продукции; Ц — цена; С — себестоимость; Э — эффективность повышения качества; П1, П2, Пз, П4 — характерные уровни качества Управление качеством продукции — это установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации и потреблении, осуществляемое путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|