Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление качеством и производственный




КОНТРОЛЬ

ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Коренное повышение качества промышленной продукции — одна из первостепенных проблем развития народного хозяйства. В пятилетних планах развития народного хозяйства отража­ются перспективы повышения качества продукции. Задания по повышению качества продукции включают в государственные планы стандартизации. Единые системы комплексных стандар­тов и стандарты, начинающиеся с номера 4, 8, а также целая сеть лабораторий государственного надзора образуют единую государственную систему управления качеством продукции. По­нятие качество многогранно, широко используется в сфере дея­тельности человека и общества. В производственной деятельно­сти человека качество представляет собой совокупность свойств

 


продукции, определяющую ее пригодность удовлетворять по­требности в соответствии с ее назначением.

Совершенствование производственной деятельности человека связано с тем, что его мысль опережает действие. Эффектив­ность производства определяется объемами изготавливаемой продукции и количеством осмысленных при этом идей- В ку­старном примитивном единичном производстве мышлен^6 и Дей-ствия сопутствовали друг другу, в ремесленном — с розраста-нием объемов производства возникает опережение мысли: Де' лаются запасы заготовок и т. д. Возросшие потреби00™ на изделия породили новые идеи организации серийного произв°Д" ства. Это усложнило технологию и привело к мех0низаи<ии труда. Резко возросли объемы производства. РасЦ1иРилась сфера торговли. Дальнейший рост потребностей общества при­вел к организации массового производства, которое выявило необходимость получения максимальных прибылей на вклады­ваемые в производство затраты. Возникла необходиМость °Р~ ганизации сбыта продукции. Сбыт, как и производство» обеспе­чивает прибыль.

В период промышленной революции технические возможно-сти производства резко возросли. Проблема сбыта стэла огра­ничивающим фактором расширения производственной деятель­ности. Дальнейшее совершенствование производства, т- е- ав­томатизация и специализация, повысило требование к качеству продукции, обеспечению стабильности и взаимозаменяемости. Появилась проблема оптимизации качества и согласобания его уровня с изготовителем и потребителем. При такой ситуации понятие качества приобретает двойственный характер: с одной стороны — свойства изделия, создаваемые изготовигслем> СДРУ-гой — степень удовлетворения потребностей, которые связаны с требованиями потребителя. Единство и разобщенИость этих сторон вызывают трудности в оценке качества.

Проблема оценки качества имеет исторические корни. В древ­ности в значительных объемах реализовывались продукты пи­тания. В этот период появилась необходимость оценки каче­ства таких продуктов. Они соответствовали своему назначению в том случае, если удовлетворяли требования по вкУсУ' ззпаху и цвету. Эти показатели качества пищевых продуктов исполь­зуют и сейчас, но они являются субъективными, не поддающи­мися количественной оценке.

Рост объемов производства, сложность изделий и их техно­логии, расширение сферы специализации и кооцеРиР°вания в международных масштабах обострили необходиМость един­ства в оценке качества продукции во всех отраслях и связан­ных между собой странах. Совершенствование техноЛ°гиии> Диф­ференциация производства, выделение служб исследований, про­ектирования и подготовки производства вызвали необходимость

 

 

 

 

согласования между этими службами требований к качеству. Качество углубляет свое влияние на современное производство продукции. Создаются специальные органы контроля качества, сфера действия которых расширяется до государственного уро­вня. Введена аттестация продукции на государственный Знак качества. Обеспечение установленных уровней качества про­мышленной продукции является одной из важнейших задач экономики и дальнейшего развития производства в каждой стране. В период научно-технического прогресса в 1969 г. по­явилась новая научная область количественных оценок каче­ства — квалиметрия. Количественные оценки качества необхо­димы для обоснования решений, принимаемых при стандартиза­ции и управлении качеством. Основные принципы квалиметрии сводятся к следующему:

Количественная оценка качества объекта устанавливается
в зависимости от условий и цели оценки.

Качество рассматривается как иерархическая совокуп­
ность свойств, расположенных на различных уровнях. Число
уровней свойств по мере расширения знаний может неограни­
ченно возрастать.

 

Оценка качества объекта на любом уровне свойств зави­
сит от принятой системы базовых показателей, определяющих
качество эталона. Выбор эталона является важным фактором
в оценке качества.

Каждое свойство объекта, определяющее его качество,
должно характеризоваться на любом уровне количественным
значением и его весомостью по сравнению с другими свойст­
вами.

Показатели качества разбиваются на два класса: показа­тели качества продукции и показатели качества процессов. Продукция, оцениваемая по качеству, также делится на два класса: продукция, расходуемая при использовании, и продук­ция, расходующая при использовании свой ресурс. Продукция, расходуемая при использовании, делится на три группы: сырье и природное топливо; материалы и продукты (смолы, лаки, фа­нера и т. п.); расходная продукция (бумага, проволока и т. п.). Продукция, расходующая свой ресурс, подразделяется на две группы: неремонтируемые изделия и ремонтируемые. В каж­дой группе предусмотрены следующие виды показателей: на­значения, надежности и долговечности, технологические, эр­гономические, эстетические, стандартизации и унификации, патентно-правовые, уровня качества. Показатели качества про­цессов включают такие группы показателей: качество труда исполнителей, нормативно-технологической документации, пред­метов труда и средств труда. Виды и количество применяемых для оценки качества показателей устанавливают в зависимо­сти от специфики продукции и производства. Среди свойств из-

 

 

делия, определяющих качество, имеются решающие и менее важные. Решающими можно назвать те, кторые предопреде­ляют пригодность изделия к использованию по назначению. Пригодность изделия можно представить математически как сумму предопределяющих его свойств с учетом их значимости в обеспечении функционально пригодности:

Q = ∑ WiCi (149)

где Q — пригодность изделия в количественном представлении; Wi —свойство изделия; Сi —его значимость в обеспечении при­годности, насколько важнее это свойство по сравнению с дру­гими; т — число свойств-показателей, определяющих пригод­ность изделия.

Показатели качества продукции являются функцией пара­метров, определяющих свойства. Они могут быть единичные, относящиеся к одному свойству, комплексные —ко многим свойствам, и интегральные, отражающие суммарный полезный эффект от проявления качества продукции. Для анализа каче­ства используют базовые показатели, принятые за исходные меры оценок. В оценке качества используется понятие уровень качества — относительная количественная характеристика каче­ства, основанная на сравнении показателей качества конкрет­ной продукции с базовыми показателями эталонов. Уровень ка­чества определяется как:

Yi=Пi/Пэ

где Пэ — показатель качеств* эталона; Пi — показатель каче­ства i-го изделия.

В оценке качества промышленной продукции используют специфические характеристики: индекс качества — комплексный показатель качества разнородной продукции; коэффициент де­фектности — средневзвешенное количество дефектов в единице продукции; индекс дефектности продукции —средневзвешенная величина коэффициентов дефектности по каждому виду продук­ции; коэффициент сортности отношение стоимости продукции различной сортности к стоимости этой же продукции по ценам высшего сорта.

Качество как совокупность определенных свойств промыш­ленной продукции формируется в производственной деятельно­сти людей и проявляется как результат этой деятельности. Ка­чество зависит от условий производства и затраченных средств труда. Оно может быть выражено стоимостью. Установлено, что затраты труда и средств на повышение конкретного пока­зателя качества вначале растут медленно, а когда исчерпаны организационные и технические возможности производства, резко увеличиваются, поскольку необходимы затраты на реор-

 

 

ганизацию производства, модернизацию оборудования, новые прогрессивные материалы и т. д. Размер экономии, приходя­щейся на единицу повышения показателя качества, с ростом уровня качества падает. Это объясняется тем, что при дости­жении определенного уровня качества дальнейшее повышение его качества не будет непосредственно связано с удовлетворе­нием предъявляемых к нему требований по прямому назначе­нию изделия. Затраты и экономия, приходящиеся на повышение показателя качества, выражаются степенными зависимостями соответственно:

С = АПХ и Ц = БПУ, (151)

где С — затраты на повышение показателя качества; Ц — эко­номия от повышения показателя качества; П — повышение по­казателя качества; А, Б, X, У — коэффициенты, для которых справедливо соотношение А<Б; Х>У. Экономический эффект от повышения качества выразится уравнением:

Ц-С=БП у-1 х. (152)

Оптимальность повышения показателя качества определится из условия:

д (Ц—С)/дП = БУПУ-1 — АХПх-1 = 0.

Решая это уравнение, находим оптимальное значение пока­зателя качества:

 

По = х-у √ БУ/АХ. (153)

 

В этом уравнении повышением показателя качества может быть увеличение сроков службы изделия, снижение материало­емкости, увеличение несущей способности клееной конструкции и т. п. На рис. 153 схематически для примера показаны кри­вые, отражающие изменение затрат на повышение уровня ка­чества в форме себестоимости и возможной цены изделия. Ха­рактерные точки П1 и П2 показывают уровни качества, при ко­торых затраты не оправдываются. Уровень качества левее точки П1 слишком низок, не удовлетворяет потребителя, изделие не пользуется спросом. Оно подлежит реализации с убытком для предприятия по сниженным ценам. Правее точки Пч уровень качества слишком высок, потребителю нет необходимости при­обретать такое изделие, платить более высокую цену, если его вполне удовлетворяет изделие с более низким уровнем каче­ства по более низкой цене. Оптимальный уровень качества по эффективности производства лежит в точке П3, где (Ц — С)/С -> max, а по мнению потребителя, согласного покрыть макси­мальную разницу цены и себестоимости, в точке П3, где (Ц — С) C/-> max/

Различное положение оптимальных уровней качества стиму­лирует необходимость решения перманентной проблемы повы-

 


шения качества постоянным совершенствованием технологии и производства. Приведенные выше закономерности справедливы при свободном соответствии спроса и объема выпуска продук­ции. При нарушении этого соответствия соотношение цены и себестоимости с качеством продукции резко изменяется. Появ­ляется либо дефицит — цена растет, либо избыток без измене­ния качества — цена падает. В таком случае необходимо плано­вое регулирование спроса.


Область оптимального качества

Поскольку качество является результатом производственной деятельности целых коллективов, оно нуждается в управлении.

 

Рис. 153. Схема выявления оптимального уровня качества продукции:

У — уровень качества продукции; Ц — цена; С — себестоимость; Э — эффективность повышения качества; П1, П2, Пз, П4 — характерные уровни качества

Управление качеством продукции — это установление, обеспече­ние и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации и потреблении, осуществляемое путем систематического контроля и целенаправ­ленного воздействия на условия и факторы, влияющие на ка­чество продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...